Рабочая программа по географии 10-11 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Зайцева Татьяна Петровна

  УМК В. П. Максаковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_10-11_klass.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Кургана

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №44»

города Кургана

              «Рассмотрено»                    «Согласовано»                            «Утверждаю»

        На заседании                         Заместитель директора           Директор МОУ «СОШ №44»

    _________________              по УВР_____________              Базанова Н.В.

   Протокол №______              от «__» _______20101 года         от «__» ___________2011года

 От «__» _______2011 год

Рабочая программа

 по курсу «География мира»

для 10- 11 класса

(базовый уровень)

Составители:

  учитель географии

Зайцева Т.П.                      

  учитель географии

Попова Т.В

Курган, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа учебного  курса  «география мира» составлена в  соответствии с требованиями    федерального    компонента    государственного    стандарта    среднего (полного) общего образования и примерной программы по географии для 10-11 классов (базовый уровень) и на основе программы, разработанной В. П. Максаковским.

 Данный учебный предмет имеет своей целью:

  1. Освоение   системы    географических   знаний   о   целостном,   многообразном   и
    динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
    всех территориальных уровнях; методах изучения географического пространства,
    разнообразии его объектов и процессов.
  2. Овладении умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы
    для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических
    процессов и явлений.
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
    посредством  ознакомления  с   важнейшими   географическими  особенностями  и
    проблемами мира, его регионов и крупнейших стран.
  4. Воспитания патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам,
    бережного отношения к окружающей среде.
  5. Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
    географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
  6. Нахождения    и    применения    географической    информации,    включая    карты,
    статистические    материалы    для    правильной    оценки    важнейших   социально-
    экономических      вопросов      международной      жизни;      геополитической      и
    геоэкономической ситуации в России, в других странах и регионах мира, тенденций
    их возможного развития.

Данная   программа  содержит   все   разделы,   включенные   в   федеральный   компонент содержания образования.

В программу внесены следующие изменения: расширено и конкретизировано содержание разделов  «География мирового хозяйства » и «Регионы и страны мира»,  поэтому увеличено количество часов на их изучение. Сокращено количество часов на изучение разделов «Россия в современном мире» и «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества»

Учебный предмет изучается в 10 - 11 классах, рассчитан на 68 часов, в том числе на

практические работы - 19  часов

Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий,

в том числе лекционные, семинарские, а также практикумы.

Итоговый контроль проводится в форме зачетов, тестов, контрольных работ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

                          В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА ГЕОГРАФИЯ МИРА (10 -11 классы)

(68 часов)

Раздел. Современные методы географических исследований.      

                 Источники географической информации (4 часа).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов.

Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование

 Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Требования к уровню подготовки

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета

Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды».

 Природные ресурсы Земли, их виды.

 Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.

Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.

 Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Требования к уровню подготовки

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

Вид контроля – тематический (тестирование) ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Раздел. Население мира (5 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. 

Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Требования к уровню подготовки

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины;
  • численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни в странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

Вид контроля – тематический (зачет) НАСЕЛЕНИЕ МИРА

          Раздел. География мирового хозяйства (19 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК).

 Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

География промышленности. Топливно – энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.

Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии.

Машиностроение, главные районы и страны

Химическая, лесная и текстильная промышленность.

Промышленные районы мира.

Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес). «Зеленая революция».

География транспорта. Мировая транспортная система

География мировых валютно-финансовых отношений. 

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ).

Практические работы

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Построение картосхемы основных районов отраслей промышленности.

Составление картосхемы основных районов международного туризма.

Требования к уровню подготовки

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни

Вид контроля – итоговый (контрольная работа)

Раздел. Регионы и страны мира ( 27 часов)

Тема 1. Современная политическая карта мира (3ч.)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.

Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира

Вид контроля – тематический (тестирование) Современная политическая карта мира

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Тема 2.  Зарубежная Европа (6ч.)

Общая характеристика Зарубежной Европы. Зарубежная Европа. ЭГХ. Территория, границы. Природные условия и ресурсы  как предпосылки развития хозяйства.

Общие черты населения. размещение, воспроизводство, миграции, национальный состав

Хозяйства. Международные экономические связи.

Субрегионы Зарубежной Европы. Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа. Европейские страны «большой семёрки»: Франция, ФРГ, Великобритания, Италия.

Особенности европейской интеграции. Состав ЕС. Цели его создания. Факторы, способствующие интеграции.

Практическая работа №1 «Составление ЭГХ страны»

Вид контроля – тематический (контрольная работа) Зарубежная Европа

знать/понимать

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • уметь
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

Тема 3.  Зарубежная Азия(5ч.)

Общая характеристика Зарубежной Азии. Размеры и состав территории. ПМК. Хозяйство.   Оценка природных условий.

Субрегионы Зарубежной Азии. Новые индустриальные страны.

Основные черты хозяйственной реформы в Китае. Отраслевая структура экономики. Крупные города

ЭГХ Японии. «Страна восходящего Солнца». Особенности населения. Образ и уровень жизни японцев. Японская модель развития экономики.

Общая характеристика хозяйства. Индия. ЭГХ и государственный строй. Демографические проблемы. Образ жизни.

Практическая работа №2  Составление ЭГХ одной из экономических зон Китая по предложенному плану на основе различных источников информации.

Практическая работа №3 Оформление картосхемы «География международных экономических связей Японии».

Вид контроля – тематический (контрольная работа) Зарубежная Азия

             знать/понимать

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

уметь

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

Тема 4. Африка (4ч.)

            Страны Африки. Общий обзор. Территория, границы, положение. Государственный строй, природные условия, ресурсы. Население. Хозяйство.

  Субрегионы Африки.  Северная Африка. Тропическая Африка.

ЮАР. 

Практическая работа №4  «Сравнение трех регионов развивающегося мира».

Вид контроля – тематический (тестирование) Африка

знать/понимать

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

уметь

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

         

              Тема 5. Северная Америка (4ч.)

              Общая  экономико-географическая характеристика США. Территория, границы, положение.   Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население. Общая характеристика хозяйства. География промышленности и с/х. Транспорт. 

Хозяйство США. Макрорайоны США.  Северо-восток. Средний Запад. Юг. Запад 

Канада.

            Практическая работа №5 «Составление      характеристики экономического района.  Определение  направлений   развития хозяйства    района в XXI веке».

Вид контроля – тематический (тестирование) Северная Америка

знать/понимать

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

уметь

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

Тема 6. Латинская Америка (4ч.)

Общая характеристика Латинской Америки. Территория, границы, положение. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство.

Бразилия.– тропический гигант. Изменение в территориальной структуре хозяйства.

Аргентина. Мексика.

Практическая работа №6 Выявление экономико-географической специфики субрегионов Латинской  Америки.

Тема 7. Австралия и Океания.(1 ч.)

Австралия и Океания. Общие сведения. Хозяйство. Внутренние различия.

Практическая работа №7 Сравнительная характеристика Канады и Австралии

Вид контроля – тематический (тестирование) Латинская Америка  и Австралия, Океания

знать/понимать

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

уметь

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

Раздел. Россия в современном мире (4  часа)

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных  финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие  России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Практическая работа №8 Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Практическая работа №9 Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Вид контроля – тематический (тестирование) Россия в современном мире

знать/понимать

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

Раздел. Географические аспекты современных глобальных

                     проблем человечества (3 часа)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практическая работа№10 Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Практическая работа№11 Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Вид контроля –итоговый (контрольная работа)

знать/понимать

  • географические аспекты глобальных проблем человечества;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Учебно - тематический план (10 класс)

№ п.п

Раздел (тема)

Количество часов

У П

П Р

К Р

тренировочные

оценочные

1

Современные методы географических исследований.      

Источники географической информации

4

4

0

2

Природа и человек в современном мире

6

1

1

3

Население мира

5

2

1

4

География мирового хозяйства

19

1

3

1

Итого:

34

5

6

3

Учебно - тематический план (11 класс)

№ п.п

Раздел (тема)

Количество часов

У П

П Р

 К Р

1

Регионы и страны мира

27

7

1

2

Россия в современном мире

4

2

1

3

Географические аспекты современных глобальных  проблем человечества

3

2

1

Итого:

34

11

3

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРИМЕРНЫХ ТЕМ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

  1. Монархии на современной политической карте мира.
  2. Формирование политической карты Европы (Азии, Африки, Северной Америки, Латинской Америки, Австралии и Океании, России, США, Канады и
    т.д.).
  3. Локальные конфликты: причины их возникновения и пути их преодоления(на примере Ольстера, Страны Басков, Корсики, Косово, Македонии, Курдистана, арабо-израильского конфликта, кипрской проблемы, Афганистана, этнических и религиозных конфликтов в Индии, Индонезии, на Филиппинах, в
    странах Тропической Африки, Латинской Америки, Океании).
  4. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала Европы (Азии, Африки, Северной Америки, Латинской Америки, Австралии и Океании, России, США, Канады, Германии, Франции, Китая, Индии, Индонезии, стран Персидского залива, ЮАР, Мексики, Бразилии и т.д.).
  5. Комплексная характеристика одной из религий мира (католицизма, православия, протестантизма, ислама, буддизма, конфуцианства, индуизма, традиционных верований народов Севера, Тропической Африки, Австралии, Океании, индейцев Америки и т.д.)
  6. Урбанизация: проблемы и перспективы в странах Азии (Африки, ЛатинскойАмерики).
  7. Проблемы и перспективы развития старых промышленных районов (на примере Рура, Центральной Англии, Лотарингии, Донбасса, Северной Франции,Пенсильвании, Приозерья и т.д.).
  8. Проблемы и перспективы районов нового освоения (на примере Северного моря, Аляски, Лапландии, Канадского Севера, Западного Китая, Амазонии, Патагонии, Центральной Австралии и т.д.).

9.        Проблемы и перспективы развития технополисов и технопарков мира.
10.Проблемы и перспективы развития международной экономической интеграции (на примере ЕС, СНГ, НАФТА, АТЭС, АСЕАН, ЛААИ, ОПЕК и т.д.).

11. Экономико-географическая характеристика одной из отраслей мирового хозяйства (нефтяной, газовой, угольной промышленности, энергетики, атомной энергетики, нетрадиционных видов энергетики, черной и цветной — металлургии, машиностроения, автомобилестроения, авиакосмической промышленности, электроники, военной промышленности, лесной, химической, легкой, пищевой промышленности, софтиндустрии, одной из отраслей растениеводства и животноводства, автомобильного, железнодорожного, трубопроводного, воздушного, морского или речного транспорта, науки и образования, культуры и искусства, медицины и здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма).

12.«Зеленая революция»: проблемы и перспективы ее развития в странах Азии, Африки или Латинской Америки.

13.Экономико-географическая характеристика одной из стран мира.

14.Проблемы и перспективы развития одной из форм внешних экономических связей на глобальном или региональном уровне.

15.Экономико-географическая характеристика одного из крупнейших городов мира.

16. Демографическая проблема и пути ее решения в странах Восточной Азии, (Китае, Индии, странах Африки, Латинской Америки и т.д.).

17.Проблемы демографического кризиса в странах Европы и пути ее решения.

18.Продовольственная проблема и пути ее решения в развивающихся странах (в странах тропической Африки, Южной Азии и т.д.)

19.Сырьевая проблема человечества и пути ее решения.

20.Проблема использования ресурсов Мирового океана на примере Японии (Норвегии, Австралии и т.д.).

21.Экологические проблемы и пути их решения в США (или любой другой стране).

22. Энергетика (добывающая промышленность, металлургия, химическая, лесная промышленность, сельское хозяйство, транспорт) и экологическая проблема человечества.

Литература

Все страны мира 2005: социально-экономический справочник\ Сост. А. В. Шатных - Курган, 2005. - 44 с

Иллюстрированный атлас мира.

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 10 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2004 . - 400 с.:илл., карты.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты: дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». - М.: Дрофа, 1999.-193 с.

.Шатных  А.В. Практикум по экономической и социальной географии мира. -Курган. - 2003. - 108 с: ил, карт.

Дополнительная литература

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл .: учеб. Для общеобразоват. Учебных зыведений. – М. Дрофа, 2002.

Лисенкова Г.Я лекции и семинары по географии в 10 классе. – М.: Просвещение , 1997

Материалы газеты «География» за 2005- 2010

Родионова И.А. Макрогеография промышленности мира. – Пособие для студентов вузов – М.: Московский лицей, 2000

Интернет – ресурсы

  1. Rambler. На карте.
  2. Сайт редких карт Александра Акопяна
  3. Сайт Сетевого Объединения Методистов Московского Центра Интернет-образования
  4. сайт География для малышей 
  5. сайт Виртуальный глобус 
  6. сайт Миры, страны и континенты 
  7. Информационно-справочный портал "Страны мира" 
  8. сайт Горы земного шара 
  9. сайт Атлас Крыма
  10. сайт Гидрометеорологические данные России
  11. сайт Мир путешествий и приключений. Планета Земля.
  12. сайт Экономическая география и региональная экономика
  13. Географический портал Планета Земля - региональное географическое объединение Электронный географический журнал.
  14. сайт АТЛАС - ФОТО.
  15. сайт Чудеса природы
  16. сайт Всемирная география (WWG)
  17. Желтые страницы: География
  18. Интернет для школьной географии
  19. сайт Экзамен по географии для поступающих в ВУЗы
  20.  Информация о 180 странах мира.

MavicaNet: По Материкам и Океанам 

MavicaNet: Природа 

География и экономическая география -- рефераты. 

Рецензии и аннотации на учебно-методическую литературу по географии 

Все о Мире 

География Великобритании 

География населения и геоурбанистика 

Контрольно – измерительные материалы

по курсу  География мира

Контрольная работа по разделу: География Мирового хозяйства

  1. Мировое хозяйство — это....
  2. Этапы формирования мирового хозяйства:

а)        Крупная машинная индустрия, XVIII-XIX века, Англия, Франция, Германия, США.

б)        Мировой рынок (международная торговля).

в)        Развитие транспорта (морской, железнодорожный).

Вывод: Мировое хозяйство сформировалось в конце... в результате...

3.        География мирового хозяйства включает

 а)

 б)

в)

4.        Международное географическое разделение труда — это...

5.        Условия возникновения МГРТ — ...
а)...

б)...

в)...

6.        Отрасль международной специализации — это отрасль, которая...
Примеры:

а)        Россия экспортирует газ, нефть, лес, оружие.

б)        Канада...

в)        Франция...

г)        Индия...

д)        Япония...

7.        Международная экономическая интеграция — процесс развития...

Примеры:

     I) Европейский Союз (ЕС) — это..., входят страны:... ЕС основан в 19... году, страны ЕС           производят... и обеспечивают 1/3...

  1. АСЕАН— ..., в состав входят...
  2. АТЭС - ...
  3. ЛАИ- ...
  4. отраслевая группировка - ОПЕК - ...        

      8.ТНК — .... Региональные и глобальные ТНК, их роль в мировом
хозяйстве.

Зачёт по разделу: Население мира

  1. Вариант

1.Тестовые задания:

1. В Европе и Америке преобладают представители языковой семьи:

а) сино-тибетской;

б) индоевропейской;

 в) уральско-юкагирской;

в) афразийской

2. Мировыми религиями являются:

а) индуизм, христианство, буддизм;

б) христианство, иудаизм, ислам;

в) буддизм, ислам, христианство;

г) ислам, христианство, конфуцианство

3. Высокую долю горожан имеют страны:

а) Чили, Австралия, Китай;

б) Испания, Португалия, Индия;

 в) Норвегия, Бельгия, Нигерия;

г) Аргентина, Венесуэла, Израиль.

4. Странами современной трудовой иммиграции являются:

А) Австралия, Аргентина, ЮАР

Б)  Йемен, Саудовская Аравия, Оман

В) Алжир, Ливия, Египет

Г) США, Япония, Индия

5. Укажите в списке столиц стран Азии столицу одной из крупнейших по численности населения страны:

а) Тегеран;

б) Манила;

в) Исламабад;

г) Ханой;

д) Анкара.

6. Выберите страну с максимальной долей городского населения:
а) Китай;

б) Кувейт;

в) Конго;

г) Казахстан;

д) Кения.

7.  Выберите народ, который живет на площади более двух стран и не имеет своего государства:

а) бенгальцы;  

б) французы;

в) бихарцы;

д) курды.

8. ПЕРВЫЙ ТИП ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ  ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ СТРАН:

а)  Германии;

б)  Германии и Испании;

в) Германии, Испании и России.

2.Дать определения понятиям

1. Демографический взрыв

2. Что называют миграцией?

3. Дайте определение агломерации.

3. Ответить на вопросы

1.Как различаются страны мира по соотношению мужское женского населения? Какое население преобладает в США, России, Иране, Индии, Саудовской Аравии, Австралии? Объясни особенности полового состава каждой из стран.

2. В возрастной структуре населения принято выделять следующие возрастные группы: дети

(0—14 лет), взрослые (15-59лет), пожилые (старше 60 лет). Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения? Население какой из возрастных групп преобладает в каждом из типов стран.

2 Вариант

I. Тестовые задания:

1. К индоевропейской языковой семье относится группа:

а) финно-угорская;

б) романская;

в) германская;

г) иранская

2. Национальными религиями Китая являются:

а) индуизм и сикхизм;

б) буддизм и синтоизм;

в) конфуцианство и даосизм;

г) ламаизм и иудаизм

3. Рассеянное сельское расселение характерно для:

а) Китая;

б) Индии;

в) Индонезии;

г) Австралии

4. Европейские страны современной трудовой эмиграции – это…

А) Великобритания, Франция, Германия

Б) Швейцария, Македония, Албания

В) Греция, Португалия, Италия

Г) Испания, Сирия

5. Выберите страну с максимальным уровнем рождаемости:

а) Китай;

б) Афганистан;

в) Турция;

г) Монголия;

д) Казахстан.

6.В какой стране исповедуют ислам:

а) Япония;

б) Филиппины;

в) Бангладеш;

г) Вьетнам;

д) Непал.

7. Выберите страну, в которой подавляющая часть населения живет вдоль ее южных границ:

а) США;  

б) Китай;

в) Франция;

г) Канада;

д) Египет;

е) Россия

8. ВОЗРАСТНАЯ  СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ  С  ВЫСОКОЙ  ДОЛЕЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И НИЗКОЙ ДОЛЕЙ ДЕТЕЙ свойственна СТРАНАМ:

а)  развитым;

б)  развивающимся.

2.Дать определения понятиям

1. Демографический кризис

2. Дайте определение урбанизации.

3. Что означает понятие «мегалополис»?

Зачет по разделу: Природа и человек в современном мире

Вариант 1.

1. Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется:

а) природные ресурсы; б) ресурсообеспеченность;

в) географическая среда.

2. Большая часть запасов нефти сосредоточена:

а) в развитых странах; б) в развивающихся странах;

в) в странах ОПЕК.

3. По разведанным ресурсам угля в первую тройку стран входят:

а) ФРГ, Китай, Россия;  б) США, Китай, Россия;

 в) Австралия, ЮАР, Индия.

4. В первую тройку стран по запасам нефти входят:

а) ОАЭ, Россия, США; б) Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ;

 в) Россия, Мексика, США.

5. По разведанным запасам газа в первую тройку стран входят:

а) Россия, Иран, Катар;  б) Саудовская Аравия, США, Нигерия;

в) ОАЭ, США, Россия.

6. В структуре мирового земельного фонда лидируют:

 а) пашни; б) пастбища и луга; в) леса.

7. Более половины площади земельного фонда распахано:

а) в Индии; б) В США; в) В Канаде; г) в Китае.

8. Самая высокая обеспеченность пахотными землями (на душу населения):

а) в Китае; б) в Канаде; в) в Австралии; г) в Египте.

9. В первую тройку стран, наиболее богатых пресной водой надушу населения, входят:

а) Индия, Китай, Венесуэла; б) Канада, Венесуэла, Бразилия;             в) Китай, Индия, Россия.

10. В первую тройку стран по размерам лесной площади входят:

а) Россия, Канада, Бразилия; б) Конго, США, Австралия,

в) Перу,Боливия, Канада.

Вариант 2.

1. К неисчерпаемым ресурсам относятся:

а) биологические; б) энергия приливов и отливов; в) земельные.

2. В первую тройку стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, входят:

а) Австралия; б) Китай; в) Аргентина; г) Индия.

3. Наиболее обеспечены водными ресурсами страны:

а) экваториального пояса; б) тропического пояса;

в) арктического пояса.

4. Выберите вариант, в котором правильно указана тенденция изменения структуры земельного фонда планеты:

а) увеличивается площадь лесов; б) уменьшается площадь пашни;

в) увеличивается площадь пашни; г) не изменяется структура земельного фонда планеты.

5. Наиболее обеспечены лесными ресурсами страны:

а) США, Египет; б) Россия, Китай; в) Канада, Финляндия.

6. Главным потребителем пресной воды является:

а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) транспорт;

г) коммунально-бытовое хозяйство.

7. Выберите страны, с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:

а) Китай, Россия, США; б) Конго, Египет, Мали;

в) ФРГ, Бразилия, Великобритания.

8. В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают страны: а) Италия, Испания, Франция; б) Турция, Кипр, Греция;

в) Канада, Россия, Египет.

9. К морям наиболее загрязненным отходами относятся:

а) Средиземное, Северное; б) Красное, Тасманово;

в) Карское, Охотское.

10. Причиной развития парникового эффекта на Земле являются:

 а) выбросы углекислого газа; б) выбросы фреонов;

в) радиоактивное загрязнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...