Разработка интегрированного урока (география, физика) "Автомобильный транспорт и экология мегаполиса"10кл.
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Яшина Татьяна Ивановна

Интегрированный урок раскрывает проблему состояния окружающей среды  мегаполисов мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomobilnyy_transport_i_ekologiya_megapolisa_10kl.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока

Предметы: физика, география.

10   класс

Урок обобщения знаний в форме работы творческих лабораторий

Тема урока: "Автомобильный транспорт и экология мегаполиса»

Краткая аннотация. Интегрированный урок по теме « Автомобильный транспорт и экология мегаполиса» позволяет раскрыть социально-экологические проблемы на примере столиц различных государств мира, учит применять научные знания при решении экологических проблем, работать с дополнительной научно-популярной литературой, компьютером, позволяет проверить умение учащихся владеть устной речью, воспитывает навыки экологической ответственности. Данный урок органично интегрирует знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Учащиеся на уроке пользуются материалами, которые подготовили по заранее полученным за 2 недели заданиям. На проведение урока отводится 45 минут.

Автор методической разработки:

Яшина Татьяна Ивановна /учитель географии МБОУ гимназия № 65, высшая квалификационная категория./

Методическая разработка

Цель урока: На основе интеграции географических и физических знаний рассмотреть влияние автотранспорта на экологическое состояние больших городов различных стран мира.

Образовательные задачи: выявить факторы, влияющие на экологическое состояние города и здоровье его жителей, научить применять научные знания при выработке решений по отношению к природе.

Развивающие задачи: развитие умения подбирать дополнительный научный материал, обрабатывать его, развивать информационную культуру и коммуникативные навыки при работе в группах.

Воспитательные задачи: воспитывать навыки экологической ответственности, воспитывать чувства сотрудничества, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, осознание социальной и практической значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты:

1. Влияние транспорта на экологию рассматриваемого участка.

2. Осознание учащимися  социальной значимости изучаемого материала.

3. Развитие способности учеников  самостоятельно, в группах, с использованием компьютерных технологий приобретать информацию при подготовке сообщений.

 4. Использование приобретенных знаний для решения практических задач. 

Методическая литература:

  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М., Экологическая азбука школьника. Уфа, РИО, 1992г.
  2. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах 10(11)класс, ДРОФА 2001г.
  3.  Интернет-ресурсы: www.autonews.ru/autobusiness, www.newchemistry.ru

4  .Енохович А.С. Справочник по физике и технике.М.Просвещение,1989.-С 46.

Оборудование:      1. компьютер,  мультимедийный проектор; электронные носители;

                               2. карточки – таблицы (или  файлы с информационным материалом);

                                  3. иллюстрации, демонстрирующие негативное воздействие человека на природу;

Тип урока: обобщение учебного материала в форме творческих лабораторий с элементами интеграции (межпредметные связи предметов: географии, экологии, физики)

Методы обучения: частично-поисковый, анализ учебного материала, исследовательский метод, рещение расчетных задач.

Форма учебной деятельности: проблемное обучение, работа в творческих группах.

План урока

Этапы урока

Задачи

Результат

Организационно-мотивационный этап

Мотивировать учащихся на работу, организовать работу на целепологание

Отрабатывают навыки целепологания

Актуализация полученных ранее знаний для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала.

Организовать общее понимание, регламентировать деятельность обучающихся

Устанавливают межпредметные связи

Операционно-исполнительский этап

 Работа творческих лабораторий по инструктивным картам и информационному материалу

Организовать целенаправленную работу учащихся по формированию умений работать с различными источниками информации в зависимости от поставленной цели. Обеспечить понимание общих задач на данном этапе урока. Организовать взаимодействие

Осваивают нормативный слой знаний, учатся предъявлять информацию, формируют коммуникативные умения, умеют работать в группах, занимать определенную позицию.

Осознают социальную значимость изучаемого материала.

Используют приобретенные знания для решения практических задач.

 Оценочно-рефлексивный этап 

1.Презентация работы групп

2.Рефлексия

Оценить работу групп и отдельных учащихся. Организовать взаимодействие. Выстроить диалог. Организовать рефлексию

Закрепляют полученные знания. Осваивают рефлексивные навыки.

Домашнее задание

Организовать общее понимание заданного

Определяются с объемом выполнения домашнего задания

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Учитель:  


          Думаю, многие из вас уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке.  Сегодня мы поговорим о некоторых экологических проблемах и попробуем при этом совместить знания таких предметов, как физика, география и экология.

 На сегодняшнем уроке мы рассмотрим экологические проблемы, связанные с транспортом в крупнейших городах мира, и постараемся  найти пути выхода из них.

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Учитель: 1. С чем ассоциируется у вас понятие движение?

  2.  Какие виды транспорта вам известны?

 За двадцатое столетие человек сделал огромный прорыв в области техники. Нас окружают сложнейшие механизмы, без которых мы уже не мыслим своего существования. С одним из видов транспорта, а именно автомобильным, и будет связан сегодняшний урок.

Запишем тему: "Автомобильный транспорт и экология мегаполиса»

Эпиграф: " «Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя»

 Норберт Винер (основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта)

      -Давайте вместе подумаем, а затем запишем в тетради, какие "плюсы" и "минусы" дает транспорт. (Заполнение таблицы).

Таблица I

"Плюсы"

"Минусы"

Пути решения экологических проблем

  • Способствует экономическому развитию.
  • Создает комфортные условия для человека.
  • Удовлетворяет потребности человека в быстром передвижении.
  • Загрязняет атмосферу.
  • Способствует повышению температуры окружающей среды.
  • Истощает природные ресурсы.
  • Негативно влияет на состояние здоровья человека.

    Учитель:  - А вот  пути решения экологических проблем вы впишите в конце урока.

                     - Я предлагаю вам, исходя из темы урока, сформулировать и записать ваши цели, ваши ожидания относительно данной темы. (Обсуждение. На экран учитель выводит слайд с планируемыми результатами урока)

3.Операционно-исполнительный этап

Учитель: Сегодня наш класс – творческие лаборатории. Вы будете являться сотрудниками этих лабораторий.  Вам предстоит произвести определенные исследования  по инструктивным картам, а затем представить результаты своей работы.

Работа учащихся в лабораториях.

Распределение класса на группы.

 Организация работы в группах по инструктивным картам и информационному материалу.

 На столах: “Правила эффективной работы в группе:

  • в совместной работе нет зрителей и актёров;
  • каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая;
  • следует говорить только по теме, избегая лишней информации;
  • критикуются идеи, а не личности;
  • цель совместной деятельности заключается не в победе какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение”

Инструктивная карта

Цель: Исследовать  влияние выхлопных газов автотранспорта на экологическое состояние проспекта Лен.Комсомола.

  1. Произвести анализ хронометража автотранспорта на заданном участке в течение 15 минут и сделать математический перерасчет на 1 час.
  2. Охарактеризовать транспортный поток по типам  автомобильного транспорта (легковые, грузовые автомобили, автобусы, микроавтобусы, дизельные грузовые автомобили)
  3. Произвести расчет количества вредных выбросов в атмосферу автотранспортом, полученные данные занести в таблицу.

Зная, какое количество вредных веществ выделяет одна машина,  определите влияние выхлопных газов на окружающую среду за один час. Для этого:

А).Рассчитайте общий путь(L),пройденный всеми машинами за 1ч.L=N*100м.

Б).Рассчитайте количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин(Q).Q=L*R,где R - расход топлива на 1км пути в литрах

Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу на выбранном участке дороги.

Среднее количество за 1 час (N, шт.)

Общий путь за 1 час (L, км)

Количество сжигаемого топлива в л

Бензин

Дизель

Газ

Легковые автомобили

Грузовые автомобили

Микроавтобусы

Автобусы

Всего (∑Q)

  1. Условно принимаем: 90% легковых автомобилей используют в качестве топлива бензин, а 10 % - газ;

Грузовые автомобили используют дизельное топливо;

Микроавтобусы используют газ;

50% автобусов используют бензин, а 50% - газ. 

Рассчитайте расход топлива в зависимости от типа автотранспорта исп. таблицу №2

Тип автотранспорта

Средние нормы расхода топлива (литров на 100 км

Удельный расход топлива V (литров на 1 км)

Легковой автомобиль

12

0,12

Грузовой автомобиль

33

0,33

Микроавтобусы

17

0,17

Автобус

42

0,42

Среднее количество вредных выбросов в зависимости от используемого топлива

Вид топлива

Значение коэффициента (К)

Угарный газ

Углеводороды

Диоксид азота

Бензин

0,6

0,1

0,04

Дизельное топливо

0,1

0,03

0,04

Газ

0,2

0,04

0,016

5.Рассчитайте выделение загрязнителей в зависимости от вида топлива QxK

Вид топлива

Сумма Q, л

Количество вредных веществ, л  

Угарный газ

Углеводороды

Диоксид азота

Бензин

Дизельное топливо

Газ

Всего:

  1. По результатам, полученным в ходе обработки данных,  сделайте вывод о количестве вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу работающими автомобильными двигателями.
  2. Презентация работы групп (отчет лабораторий по исследуемым вопросам)

Учитель: Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машины из блага цивилизации может превращаться в ее бич, человечество стало понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее горожанам мирно сосуществовать с их стальным гудящим и гадящим потоком.

Учитель:

Выступление учащихся

Учитель:

 Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека

Вредные вещества

Последствия воздействия на организм человека

 Угарный газ

Свинец

Оксиды азота

Сернистый газ

 Тяжелые металлы

Выступление учащихся

Учитель: Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят автомобили, работающие на бензине (75%), затем автомобили с дизельными двигателями (около 4%), трактора и другие сельскохозяйственные машины (около 4%)

Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при быстром разгоне автомобиля, а также при движении с малой скоростью. Относительная доля (от общей массы выбросов) углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью.

Создаваемые в городах системы движения в режиме зелёной волны, существенно сокращающие число остановок транспорта на перекрёстках, призваны сократить загрязнения атмосферного воздуха в городах. Большое влияние на качество и количество выбросов примесей оказывает режим двигателя, частичности состояние между массами топлива и воздуха, момент зажигания, качество топлива, отношение поверхности камеры сгорания к её объёму ид. При увеличении отношения массы воздуха и топлива, поступающих в камеру сгорания, сокращаются выбросы оксида углерода и углеводородов, но возрастает выброс оксидов азота.

Несмотря на то что дизельные двигатели более экономичны, таких веществ, как СО, HnCm, NOx, выбрасывают не более, чем бензиновые, они существенно больше выбрасывают дыма (преимущественно несгоревшего углерода), который к тому же обладает неприятным запахом создаваемым некоторыми несгоревшими углеводородами). В сочетании с шумам дизельных двигатели не только сильнее загрязняют среду, но и воздействуют на здоровье человека гораздо в большей степени чем бензиновые.

Автотранспорт в разных странах стал главным загрязнителем атмосферы (50%), и одним из загрязнителей окружающей среды вообще.

Выступление учащихся о проблемах экологии мегаполисов: Москва, Пекин, Вашингтон, Токио, Берлин, Рим

Учитель подводит итоги данного этапа урока, оценивает работу групп и отдельных учащихся.

Подведение итога урока.

Учитель проверяет диагностичность цели урока:

- Каково влияние  транспорта на экологическую ситуацию мегаполисов?

-  Предложите пути решения экологических проблем. (Совместное заполнение последней колонки Таблицы I)

Учитель:       Завершить урок хочется строками: ……..

        

Пусть эти слова станут девизом вашей жизни.

Учитель: Выберите тот цвет, который соответствует вашим ощущениям, и постарайтесь объяснить, как вам работалось в группе, и как вы усвоили новый материал.

5. Домашнее задание.

Творческая работа учащихся: сообщения по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»

Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...

Разработка интегрированного урока ИЗО и географии "Этот чудесный минерал - глина"

Данная разработка представляет собой интегрированный урок-исследование. Главной целью урока является знакомство учащихся со свойствами глины. Учащимся предлагается познать богатое её применение в...

Разработка интегрированного урока по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод" 8 класс (география+физика)

Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.Интеграция – эт...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

“ Как экономить в путешествии.”разработка интегрированного урока география и финансовая грамотность

ldquo; Как экономить в путешествии.”разработка интегрированного урока география и финансовая грамотность.11 класс .Тема Зарубежные страны .Урок “ Как экономить в путешествии.&rdquo...