Распространение живых организмов на планете Земля.
план-конспект урока по географии (6 класс)

Казанова Елена Андреевна

Бинарный урок  географии и биологии для 6 класса по теме: " Рааспространение живых организмов на планете Земля".  Целью которого является: развить представление о размещении  природных зон на  Земле и определить особенности растительного и животного мира в каждой из природных зон.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О                                    

Казанова Елена Андреевна - учитель географии,

Колганова Валентина Васильевна – учитель биологии

Место работы

МБОУ Гимназия №1 им. А. С. Пушкина

Предмет

География и биология

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Распространение живых организмов на планете Земля.

  1. Цель  урока: развить представление о размещении природных зон на Земле, и определить особенности растительного и животного мира в каждой из природных зон.  
  2. Задачи:

- обучающие: Определить, почему в разных местах Земли обитают разные растения и животные;

На основе анализа установить закономерность  размещение зон на карте, познакомиться с широтной зональностью и выяснить причину смены высотных поясов в горах- высотной поясностью;

Объяснять различия в растительности и животном мире природных зон и высотных поясов в горах.

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, с учебником, дополнительной литературой и наглядным материалом. Умение представлять свою работу перед классом.

-воспитательные: формирование культуры общения при индивидуальной работе и  работе в группах.

  1. Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: Установить  взаимосвязь двух предметов географии и биологии. Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в группе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями. Умение оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.

Предметные:  Развить представление о животном и растительном мире данных природных зон;

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира и выявлять метопредметные связи между биологией и географией.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о природных зонах Земли, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом и приобрести  навыки групповой работы.

 Тип урока:  бинарный урок

Форма работы учащихся: коллективная, работа в группах

МТО: проектор, интернет,  персональный компьютер. Конверты с инструкциями и заданиями

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2

Актуализация  

Темы.

Демонстрация видеоролика из различных животных, которые обитают в разных условиях.

И так, сейчас я предлагаю вскрыть конверты, 2 минуты для изучения инструкции.

(Если возникают вопросы, их необходимо прокомментировать)

Ребята представляют свои работы на доске.

Проверяем все вместе работы

Выходим на вопрос (проблема урока): Почему именно эти животные обитают на данных материках?

(Выслушиваем гипотезы)

Итак, как  можно сформулировать тему урока?

Распространение живых организмов на планете Земля.

Цель  урока(УЗ): (зачем это?) развить представление о размещении природных зон на Земле, и определить особенности растительного и животного мира в каждой из природных зон.  

(Пространство обитания живых организмов и человека в том числе)

 

Итак, мы с вами изучите различные оболочки Земли  что же  за оболочка Биосфера

Ребята обсуждают следующие вопросы: Известные вам виды живых организмов.  И на какие группы  можно разделить живые организмы на Земле. Назовите условия неживой природы, от которых зависит существование живых организмов на Земле.

Формулируют определение: «Атмосфера-живая оболочка Земли».

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока (Р)

3

Изучение нового материала

1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника

И так, перед вами атлас с природными зонами, внимательно изучите легенду карты и  попробуйте сформулировать свое понятие,  что такое природная  зона

Высказывают свои предположение

На экран выводится понятие природной зоны

 Природная зона— территория суши с определёнными условиями температур и увлажнения ,отличается относительной однородностью растительного и животного мира и почв.

 

И так, мы с вами выяснили что такое природная зона.

А как же располагаются природные зоны? Почему именно так? Какое ваше мнение?

Записываем на доске факторы

 (Подводит к выводу,  что такое зональность)

Размещению большинства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности.

Причина зональности – неодинаковое количество тепла, поступающего на разные широты, в связи с шарообразностью Земли.


Поэтому на одной и той же широте на суше могут быть влажные прибрежные районы и внутренние сухие, защищенные горами или открытые всем ветрам.

Коэффициент увлажнения — соотношение между количеством выпавших атмосферных осадков на определённой территории за определённое время (обычно за год) и испаряемостью. 

Рассматривают рисунок с высотной поясностью

Высказывают свои предположения и делают выводы

Смена природных

комплексах в горах хорошо заметна по

изменению растительности.

Работают с атласом, запоминают названия природных зон (П),

оценивают их размеры (Р), анализируют предстоящую деятельность, формулируют ответ. (П)

Обобщают и формулирую понятия (Р)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Обобщают и формулирую понятия (Р)

Узнают интересные закономерности. (П)

Обобщают и формулирую понятия (Р)

Формулируют вывод.(Р,Л)

Работают с карточками, запоминают названия природных зон (П),

оценивают ответ товарища (Р), анализируют формулируют свой ответ ответ. (П)

Обобщают и формулирую понятия (Р)

4

Практикум

Ребята распределяются на группы по 4 человека. Вытягивают конверт с заданием.  На подготовку дается 15 мин.

Демонстрация природных зон 7-10 мин.

-Обсудите полученные ответы.

Прикрепить  свою  часть на доску в нужное место.

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Обмениваются полученной  информацией (П)

5

            Закрепление  

Мы вместе с вами составили одну общую карту природных зон.

-Скажите, если я уберу один элемент, что-нибудь изменится?

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

6

             

Итог урока     (рефлексия)

Подводит итоги урока, чего достигли, что получилось на уроке и зачем вообще необходимо изучать природные зоны Земли.

Комментируют межпредметные связи биологии и географии.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Записывают домашнее задание.

Оценивают работу на уроке всего класса (Л)

Записывают домашнее задание в дневник(К)

Литература:

  1. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова – География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа, 2014.
  2. И. И. Баринова, Т. А. Карташева География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2014.

Приложения к плану-конспекту урока

Инструкция №1

Перед вами контурная карта мира и картинки животных!

Ваша задача – разместить (наклеить) картинки животных на контурной карте мира и объяснить, почему ваша группа решила именно так.


Инструкция 2

1. Ваша задача распределить внутри команды критерии.

Перед вами 4 критерия:

  • Географическое положение зоны
  • Климат природной зоны
  • Растительный мир природной зоны
  • Животный мир природной зоны

2. Вам необходимо изучить текст и выбрать информацию, соответствующую вашему критерию.

4. Всей командой творчески представить природную зону Земли (согласно критериям). (Каждый отвечает только за свою часть)

На выполнение данного задания дается 15 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Я живу на планете Земля"

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные...

Жизнь организмов на планете Земля. проверочная работа

Жизнь организмов на планете Земля. проверочная работа...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе на тему: «Среды обитания, освоенные живыми организмами нашей планеты».

Урок разработан в соответствии с ФГОС и ориентирован на учебник  "Биология: 5-6 классы", авторы: Сухова Т.С. и Строганов В.И.,2016....

Методическая разработка урока биологии в 6 классе на тему: «Среды обитания, освоенные живыми организмами нашей планеты».

Урок разработан в соответствии с ФГОС и ориентирован на учебник  "Биология: 5-6 классы", авторы: Сухова Т.С. и Строганов В.И.,2016....