Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География», 6 класс
рабочая программа по географии (9 класс)

Соколова Наталья Васильевна

Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «География», 6  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_6_kl.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ )

 Принята на заседании                                                                                                                     «Утверждено»

педагогического совета                                                                                                                   Директор школы_______(Т.Ф.Калужина)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    протокол № 1  от .08. 2019г.                                                                                                            приказ №  от .08.19г..                                                                                                          

 

Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «География», 6  класс

«Начальный курс физической географии»

                                                                                                               

                                           

                                                                                                                                                                                             

Составитель: Соколова Н.В., учитель географии

                                                                                          Тюменцево 2019

 Пояснительная  записка

    Рабочая программа по географии  составлена на основе ФкГОС,  Примерной программы   специальных  (коррекционных)  общеобразовательных учреждений VIII вида  под  редакцией  В.В.Воронковой. Авторской  программы  по географии Т.М.Лифанова,  Москва «ВЛАДОС» 2010 год. 

Цель учебного предмета: создать  условия для максимального развития личности  ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии, дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе Земли, картографические знания, помочь  усвоить правила  поведения  в природе.

Место курса в учебном плане

По авторской программе - 66 часов, по учебному плану – 2 часа в неделю. В целях реализации требований САНПИН (35 учебных недель), в тематическое планирование добавлено 2 часа резервного времени Урок №24 и 42 включают 2 дидактических единицы

 УМК для учителя

1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы/Под ред. В.В. Воронковой.

Сб. № 1. – М.: Владос, 2010г.;

2. Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 6 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2010.

УМК для учащихся

Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 6 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2010.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:(6 класс)

  • Что изучает география
  • Стороны горизонта
  • Формы земной поверхности
  • Виды водоёмов
  • Правила поведения в природе
  • Отличия планы местности от географической карты
  • Материки и океаны на карте и глобусе
  • Значение солнца для Земли
  • Географическое положение России на карте
  • Названия географических объектов
  • Значение Солнца для жизни на Земле
  • Различия в нагревании и освещении земной поверхности

Учащиеся должны уметь:(6 класс)

  • Определять стороны горизонта
  • Ориентироваться на местности
  • Называть формы рельефа, делать их схематические зарисовки
  • Читать географическую карту
  • Составлять описания изучаемых  объектов
  • Делать схематические зарисовки изучаемых объектов

Основные направления коррекционной работы

 Рабочая программа разработана в соответствии с рекомендациями территориальной психолого –медико-педагогической комиссии:

-акцент на наглядные и практические методы

-приёмы удержания внимания в процессе обучения: смена видов деятельности

-метод «малых порций»

- развитие мыслительных операций: умение работать с инструкцией. ,лгоритма

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словарного запаса

-коррекция пробелов в знаниях   

-при утомляемости включать  учащегося в социальные формы деятельности

-предлагать короткие и чётко сформулированные задания

-выбор индивидуального темпа обучения

-развитие познавательной активности

 -развитие речи

Содержание учебного материала, 6 класс «Начальный курс физической географии»

 Введение. (4 часа) География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфе ре, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1—5 классах.

Практические работы Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением — атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе.

 Ориентирование на местности  (5 часов)Горизонт, Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях

 Практические работы Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

Формы поверхности Земли (4 часа) Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.

Практические работы Моделирование из  пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.

Вода на Земле  (10 часов) Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек.

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Оксаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

Практические работы Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуострова) или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

План и карта  (9 часов) Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Практические работы Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников). Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса) в рабочей тетради на печатной основе. Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков. Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.) Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.) Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.

 Земной шар (14 часов)  Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и волы на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Австралия, Антарктида). Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Практические работы Изготовление из пластилина  модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий (в рабочей тетради на печатной основе). Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными). Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.

Карта России (20 часов)  Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами.

 Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море, крупные города России (по выбору учителя). Работа с контурными картами. Наш край на физической карте России. Повторение начального курса физической географии.

Практические работы Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России в рабочей тетради на печатной основе. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов; условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране. Географическая номенклатура Границы России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские. Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности. Среднесибирское плоскогорье. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Реки: Волга, Дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена. Амур. Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя). Свой край.

Тематическое планирование 6 класс

Тема урока

Количество часов

1

География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

1

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки.

ПР Анализ календаря погоды

1

3

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений.

1

4

ПР Знакомство с новыми источниками информации (учебник, приложения, атлас)

1

5

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта.

ПР зарисовка линии горизонта

1

6

Компас и правила пользования им. Ориентирование.

ПР Зарисовка схемы компаса

1

7

Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам.

1

8

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

1

9

ПР Ориентирование на местности

1

10

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

1

11

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

1

12

Овраги, их образование. ПР моделирование форм рельефа

1

13

Горы. Понятия о землетрясениях и из1вержениях вулканов.

ПР Зарисовка схемы вулкана

1

14

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.

1

15

Родник, его образование.

1

16

Колодец. Водопровод.

1

17

Река, ее части. Горные и равнинные реки.

1

18

Использование рек. ПР зарисовка схем реки, колодца, озера

1

19

Озера Водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

1

20

Болота, их осушение.

1

21

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

1

22

Острова и полуострова

1

23

Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

1

24

Рисунок и план предмета.

Масштаб..

1

25

Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу

1

26

ПР План класса.

1

27

ПР План школьного участка. Использование плана в практической деятельности человека.

1

28

 ПР Условные знаки плана местности

1

29

ПР План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

1

30

Условные цвета физической карты.

1

31

ПР Условные знаки физической карты

1

32

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

1

33

Обобщающий урок по теме

1

34

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты.

1

35

Планеты. Земля — планета. Доказательства шарообразности  Земли.

Освоение космоса.

1

36

Глобус — модель Земного шара.  ПР Изготовление модели земного шара

1

37

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Особенности изображения суши и воды на глобусе и карте.

1

38

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1

39

ПР Обозначение материков и океанов на к/к

1

40

Первое кругосветное путешествие Магеллана.

1

41

Первое русское кругосветное путешествие Крузенштерна, Лисянского. ПР на к/к

1

42

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности

1

43

Понятие о климате, его отличие от погоды.

1

44

Основные типы климата.

1

45

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий

1

46

 ПР Схема поясов освещённости

1

47

Природа тропического пояса.

1

48

Природа умеренных поясов.

1

49

Природа полярных поясов

1

50

  Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны.

1

51

Столица России — Москва.

1

52

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

1

53

ПР Работа с к/к Обозначение сухопутной границы России

1

54

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. 

1

55

Моря Тихого и Атлантического океанов . 

1

56

ПР Работа с к/к Обозначение водной границы России

1

57

Острова и полуострова России. ПР Работа с контурными картами.

1

58

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

ПР Работа с контурными картами.

1

59

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.

1

60

ПР Работа с к/к Обозначение форм рельефа

1

61

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых  ПР Работа с к/к.

62

Река Волга. Дон, Днепр, Урал.

1

63

ПР  Работа с контурными картами.

1

64

Реки Сибири: Обь, Енисей.

1

65

Реки Лена и Амур.

1

66

ПР Работа с контурными картами.

1

67

Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.

1

68

ПР Работа с контурными картами.

1

69

Крупные города России ПР Работа с контурными картами.

1

70

Наш край на физической карте России.

1

Лист внесения изменений

Дата, когда была сделана корректировка

Скорректированные номера уроков

Тема урока, после корректировки

Основание для корректировки (№ приказа, дата)

Подпись представителя администрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Адаптированная рабочая  программа по  учебному предмету «География»  8 класс...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «География»

Программа по учебному предмету «География» разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отс...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "География" 7 класс

Данная программа по географии разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.География как научный предмет в специальной (коррекционной) школе...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "География" (обучение на дому).

Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "География" (обучение на дому). Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География. 9 класс: учебник для специальных (коррек...

Адаптированная программа по учебному предмету "География" 7класс

Адаптированная программа по учебному предмету "География", разработана в соответствии с ФГОС для обучающихся 7класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Адаптированная программа по учебному предмету "География" 8 класс

Адаптированная программа по учебному предмету "География", разработана в соответствии с ФГОС для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....