Конспект урока по географии "Способы наглядного представления статистической информации".
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Способы наглядного представления статистической информации на примере  темы:
 Население России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_v_8_klasse.docx179.23 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc381.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира        «Средняя общеобразовательная школа № 21»

Подготовили и провели:

 учитель географии                    первой квалификационной категории Федорова М.В.,

учитель математики                  высшей квалификационной категории Емельянова М.В.

Владимир 2014 год

Интегрированный урок (математика + география) по теме "Способы наглядного представления статистической информации". 8-й класс

Цель: демонстрация взаимосвязи математики и географии.

Задачи:

  • Развивать интерес к предметам географии и математики, показывая дополнительные возможности в изучении данных предметов.
  • Обобщить материал тем, изученных в курсе алгебры и географии 8 класса.
  • Добавить региональный компонент в курс алгебры 8 класса
  • Способствовать развитию навыков самостоятельной работы и работы в группах.

Оборудование:  мультимедийный  проектор, статистические данные о численности населения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Презентация к уроку в приложении 1. Первый слайд – тема урока.       (Приложение 1)

II. Актуализация знаний.

Учитель географии: Современному человеку, чтобы стать полноценным членом общества и постоянно повышать свой уровень образования не достаточно просто читать и конспектировать материал, нужно уметь применять полученные знания в  различных областях.
Сегодня на уроке мы научимся применять математические знания при обобщении темы « Население России».
Давайте сначала вспомним, что мы знаем о населении России:

– Какова численность населения России?(143 млн. чел в 2010).
– Какое место занимает Россия среди других стран по численности населения? (7)
– Как можно получить сведения о численности и составе  населения? (перепись)
– Как изменяется численность населения России? (уменьшается).
– Что такое естественное движение населения? (соотношение численности родившихся и умерших жителей страны).
– Какая наука  занимается сбором, измерением и анализом количественных или качественных данных (в том числе и о населении)?  (статистика).
– В каком виде предоставляется информация ? (диаграммы, графики)

Учитель математики: Давайте вспомним способы наглядного представления статистических данных, с которыми мы знакомы из курса математики? (слайды 2-4 ) 
Дети с места называют круговую диаграмму, столбчатую диаграмму и полигон.

III. Самостоятельная работа с последующей фронтальной самопроверкой

Учитель математики: Сегодня мы будем использовать не просто цифры, а данные статистики по населению России.
Проверим ваше умение читать графики и диаграммы. Каждый ученик получает карточку с диаграммой или полигоном и заданием к ним. Нужно в тетради ответить на вопросы карточки и быть готовым прокомментировать свои ответы у доски.

Карточек 3 вида – каждому ряду свой, экземпляры для распечатки в                Приложении 2.

1 ряд – круговая диаграмма «Соотношение населения России по возрастам».
2 ряд – полигон «Соотношение городского и сельского  населения России».
3 ряд – столбчатая диаграмма «Уровень образования населения России».

Через 5-8 минут желающие от каждого ряда у доски отвечают на вопросы карточек, используя диаграммы на слайдах 5, 6, 7. С мест дети уточняют, дополняют, исправляют ошибки.

C:\Users\Micha\Searches\Desktop\NypY8NS4WIA.jpg

IV. Выполнение проектов в группах

Учитель математики:  Итак, мы вспомнили как анализировать готовую графическую информацию. Следующее задание посложнее. Но тем оно и интереснее. Теперь вам предстоит самим наглядно изобразить ту или иную информацию в виде диаграммы или полигона. Работать будете в группах по 4 человека. Каждая группа получает карточки с данными, которые они должны представить в необходимом виде. Экземпляры для распечатки в Приложении 3
Озаглавьте свою работу, подойдите к ее выполнению творчески.
Также у группы в наличии лист формата А4 в клетку, фломастеры, цветные карандаши, циркуль, транспортир, линейка.
Назначаются старшие в группах, они по окончании работы поставят оценки всем членам группы.

Групп получилось  6, а заданий 3. Каждое задание выполняет 2 группы, но ученики пока этого не знают. Когда проекты будут готовы, их крепят магнитами на доске. Можно сравнить 2 проекта по одинаковому заданию, а также сравнить их с образцами на слайдах 8, 9, 10.

1) Круговая диаграмма «Национальный состав населения России»
2) Столбчатая диаграмма «Занятость населения России в отраслях промышленности»
3) Полигон «Естественный прирост населения России»
За выполнение проекта  уч-ся получают оценки по математике.

C:\Users\Micha\Searches\Desktop\qhXRX5Seeog.jpg

V. Проверка индивидуального опережающего домашнего задания

Учитель географии: Вы сейчас занимались некоторыми вопросами , касающимися населения России. Но не менее интересно и отражение их в нашем регионе. Несколько уч-ся  заранее получили задание подготовить информацию о населении Владимирской области. И  вот что они нам расскажут…
Звучат короткие выступления трех ребят по темам:

  • Национальный состав населения Владимирской области
  • Естественный прирост населения Владимирской области
  • Уровень образования населения Владимирской области
  • Возрастной состав населения Владимирской области

Итак, наши исследования показали, что демографическая ситуация в России подтверждается показателями по Владимирской области : рождаемость уменьшается, смертность увеличивается и естественный прирост заменяется естественной убылью населения. Происходит старение населения. Увеличивается приток мигрантов из стран СНГ.

C:\Users\Micha\Searches\Desktop\vRPkMaCGpSg.jpg

Учитель географии: А теперь проверьте свои географические знания о населении вообще. Я диктую вопросы, вы записываете в тетрадь ответы.

Диктант.

а) Разница между рождаемостью и смертностью
б) Сокращение численности населения 
в) Механическое движение населения
г) Количество родившихся на 1000 жителей за год
д) Процесс роста городов и городского  населения, распространение городского образа жизни
е) Количество умерших на 1000 жителей за год
ж) Совокупность сооружений, зданий, служб необходимых для нормальной жизни населения
з) Сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающее в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности

По окончании работы ответы проверяем, ставим себе оценку в соответствии с критериями:

«5» – 8 правильных ответов
«4» – 6,7 правильных ответов
«3» – 4,5  правильных ответов
«2» – менее 4   правильных ответов 

VI. Итог урока

Пробуем вместе с учениками сделать вывод,  возможно ли объединить два предмета в одном уроке, зачем это может быть нужно, интересно ли это.
Пофантазируем, какие еще предметы можно было бы связать в интегрированном уроке.

VII. Домашнее задание – слайд 11

Творческое задание «Мой край в судьбе России».

  • По материалам СМИ и службы занятости выяснить, какие специальности востребованы в нашем крае.
  • Какие вакансии имеются на данный момент?
  • Какие вакансии ожидаются через    3 - 5 лет?
  • Представить результаты исследования в виде диаграммы.

VIII. Литература.

  • Учебник «Алгебра – 8»,  Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова, Москва «Просвещение» 2013 год.
  • «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля», «Интеллект-Центр», Москва 2008 год.
  • Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп. –    М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. -288 с.
  • Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- Ростов н/Д: Изд-во "Учитель", 2003 г..



Предварительный просмотр:

  1. Каков процент нетрудоспособных граждан России?
  2. Трудоспособных или нетрудоспособных граждан в России больше и на сколько?
  3. Как  построить круговую диаграмму?

  1. Каков процент нетрудоспособных граждан России?
  2. Трудоспособных или нетрудоспособных граждан в России больше и на сколько?
  3. Как  построить круговую диаграмму?

  1. Каков процент нетрудоспособных граждан России?
  2. Трудоспособных или нетрудоспособных граждан в России больше и на сколько?
  3. Как  построить круговую диаграмму?

  1. Каков процент нетрудоспособных граждан России?
  2. Трудоспособных или нетрудоспособных граждан в России больше и на сколько?
  3. Как  построить круговую диаграмму?

Соотношение городского и сельского населения России

  1. В каком году сельское население России достигло макси-мального значения?
  2. С какого года  городское население стало превышать сельское?
  3. На сколько млн.чел. уменьшилось сельское население с  1897 по 1989 год?

Соотношение городского и сельского населения России

  1. В каком году сельское население России достигло максимального значения?
  2. С какого года  городское население стало превышать сельское?
  3. На сколько млн.чел. уменьшилось сельское население с  1897 по 1989 год?

Уровень образования населения России

  1. Какое образование преобладало в России в 1960 году?
  2. Сколько тысяч человек имело высшее образование в 2002 году?
  3. В каком году количество граждан с основным общим образованием превысило 250 тыс.чел.?

Уровень образования населения России

  1. Какое образование преобладало в России в 1960 году?
  2. Сколько тысяч человек имело высшее образование в 2002 году?
  3. В каком году количество граждан с основным общим образованием превысило 250 тыс.чел.?



Предварительный просмотр:

Проект № 1

Составьте круговую диаграмму, демонстрирующую национальный состав населения России, используя следующие данные.

В России проживают:

  • Русские  – 62 %
  • Украинцы – 14 %
  • Татары – 6 %
  • Белорусы – 2 %
  • Чеченцы – 1 %
  • Армяне – 1 %
  • Коренные народы Севера – 5 %
  • Другие национальности  – 9 %

                                   

Проект № 2

Составьте столбчатую диаграмму, демонстрирующую структуру занятости населения в отраслях промышленности, используя следующие данные. Количество человек (в процентах), работающих в отраслях:  

  • Энергетика – 13 %
  • Металлургия – 10 %
  • Химико-лесная промышленность – 15 %
  • Машиностроение  – 35 %
  • Промышленность строительных материалов  - 5 %
  • Легкая промышленность – 6 %
  • Пищевая промышленность – 11 %
  • Прочие отрасли – 5 %

Проект № 3

Составьте полигон, демонстрирующий динамику естественного прироста населения России с 1991 по 2008 год, используя следующие данные.

Год

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Естественный

прирост (тыс.чел.)

350

 70

-290

130

-210

-380

-300

-380

-900

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

-800

-900

-950

-1100

-980

-1000

-750

-210

-190

 

Проект № 1

Составьте круговую диаграмму, демонстрирующую национальный состав населения России, используя следующие данные.

В России проживают:

•        Русские  – 62 %

•        Украинцы – 14 %

•        Татары – 6 %

•        Белорусы – 2 %

•        Чеченцы – 1 %

•        Армяне – 1 %

•        Коренные народы Севера – 5 %

•        Другие национальности  – 9 %

Проект № 2

Составьте столбчатую диаграмму, демонстрирующую структуру занятости населения в отраслях промышленности, используя следующие данные. Количество человек (в процентах), работающих в отраслях:  

•        Энергетика – 13 %

•        Металлургия – 10 %

•        Химико-лесная промышленность – 15 %

•        Машиностроение  – 35 %

•        Промышленность строительных материалов  - 5 %

•        Легкая промышленность – 6 %

•        Пищевая промышленность – 11 %

•        Прочие отрасли – 5 %

Проект № 3

Составьте полигон, демонстрирующий динамику естественного прироста населения России с 1991 по 2008 год, используя следующие данные.

 

Год

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Естественный

прирост (тыс.чел.)

350

 70

-290

130

-210

-380

-300

-380

-900

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

-800

-900

-950

-1100

-980

-1000

-750

-210

-190


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"

В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания"  и "полиго...

Математика 8 класс. Конспект урока "Наглядное представление статистической информации"

При изучении данной темы на уроке математики используются ИКТ....

Наглядное представление статистической информации

Урок алгебры в 8 классе по разделу "Теория вероятности и комбинаторика", тема "Наглядное представление статистической информации"....

Урок по теме: "Наглядное представление статистической информации"

Знакомство с различными формами представления информации, их недостатки и преимущества. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы. Реальная математика....

Урок по теме «Наглядное представление статистической информации»

Конспект урока по теме "Наглядное представление статистической информации"Учебная дисциплина: алгебра ...

Открытый урок по алгебре в 8 классе "Наглядное представление статистической информации".

Открытый урок по алгебре в 8 классе "Наглядное представление статистической информации"....

Урок " Наглядное представление статистической информации"

Данный урок предназначен для учащихся 8 классов.Стандарты второго поколения по математике для обучающихся 7-9 классов включают раздел по изучению элементов статистики. Элементы статистики становятся о...