География, 10 класс, урок "Население мира"
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Батайкина Раиса Фаризуновна

Итоговый урок по географии в 10 классе "Население мира", проведенный согласно требованиям ФГОС по технологии проблемного обучения. Учащиеся анализируют возрастно-половые пирамиды различных стран, по которым определяют и сравнивают уровень и качество жизни населения, обсуждают демографическую ситуацию Китая, Герамнии и Индии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока по теме: «Население мира»

       Предмет, класс география, 10 класс

Тип урока: комбинированный

Вид урока: учебного сотрудничества

Цель урока: создают таблицу демографической ситуации развитых и развивающихся стран на примере Индии и Германии для оценки уровня и качества жизни населения различных стран мира. Оценивают демографическую ситуацию населения России.

       Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • извлекают необходимую  географическую информацию и применяют в самостоятельной работе;
  • умеют читать диаграммы и работают по схеме;
  • соотносят результат своей деятельности, сравнивают и оценивают его

             Познавательные УУД

  • самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель урока;
  • осознают и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • перерабатывают информацию для получения необходимого результата;
  • сравнивают и классифицируют объекты по выделенным признакам;
  • строят логическую цепь рассуждений;
  • самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера

Коммуникативные УУД

  • планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • работают в коллективе с выполнением различных ролей;
  • доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
  • понимают другие позиции, представляют себя, ведут дискуссию;
  • договариваются в группе, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Личностные результаты:

  • проявляют интерес и понимание к демографической ситуации различных стран;
  • проявляют уважение и патриотизм к демографическим процессам в России.

Предметные результаты:

  • знают и объясняют географические понятия, связанные с темой «Население мира»;
  • выявляют факторы, определяющие половозрастной состав населения стран;
  • анализируют демографическую ситуацию развитых и развивающихся стран на примере Германии и Индии посредством заполнения таблицы, сравнивая возрастно-половые пирамиды двух стран;
  • сравнивают и оценивают уровень и качество жизни населения развитых и развивающихся стран;
  • оценивают демографическую ситуацию населения России.

Технология: проблемное обучение.

Оборудование урока: 

персональный компьютер, проектор, презентер, стартовая презентация, таблица – эталон, критерии оценивания групп, разноцветные листики.

Технологическая карта

I.Этап мотивации к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

О чем сегодня пойдет речь?

1.На экране фото населения

Да, мы проведем заключительный урок по разделу «Население мира»

1.А сейчас запишите понятия, от которых зависит структура населения.

2.Послушаем каждого из групп.

А теперь проверим ваши ответы.

2.На экране Эталон понятий

Мы будем говорить о населении мира

Эталон понятий

Половой состав, возрастной состав, депопуляция населения, демографическая нагрузка, демографический кризис, демографическая политика, рождаемость, смертность, экономически активное население, этнический состав, средняя продолжительность жизни, социально-экономическое развитие.

Методический комментарий. Активизация внимания, мотивация на деятельность

II.Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какая диаграмма отражает структуру населения?

Это возрастно-половая пирамида.

Методические комментарии. Стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминания, обеспечение ситуации успеха для разных учеников (познавательные, личностные УУД)

III. Этап постановки проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3.Демонстрация возрастно-половой пирамиды.

1.Определите по этой диаграмме, какая это страна развитая или развивающая?

На экране появляется название пирамиды «Китай»

4.На экране вопрос.

Почему возрастно-половая пирамида Китая отражает уровень и качество жизни развитой страны?

Записывайте в тетрадь свои гипотезы.

Ученики затрудняются ответить, анализируют, высказывают доводы. Предполагают, что эта развитая страна.

Каждая группа высказывает свое мнение по поставленному вопросу.

Ребята высказывают, что Китай развивающаяся страна, а все критерии возрастно-половой пирамиды развитой.

Ребята записывают свои доводы в тетрадь.

Методические комментарии. Стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминания, обеспечение ситуации успеха для разных учеников (познавательные, личностные УУД)

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения и оценка найденного способа действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

5.На экране демонстрируются половозрастные пирамиды 2-х стран

1.А теперь вы можете сказать, где развитая и развивающаяся страна?

2.По каким критериям вы это поняли?

3. Да, вы правы, первая пирамида по всем показателям соответствует развитой стране - это Германия, а вторая Индии.

На экране появляются названия  пирамид «Германия и Индия»

1.Это возрастно-половые пирамиды развитой и развивающейся стран.

2.Они отличаются структурой населения: соотношение мужчин и женщин, возрастной состав, низкая и высокая рождаемость, разная средняя продолжительность жизни, периоды демографического кризиса.

Методические комментарии. Организация коллективной деятельности. Вопросы учителя, направленные на выявление места затруднения и возможные ответы учеников.

V. Этап реализации построенного проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.У вас на столах таблица, которую вы будете заполнять.

Как вы будете это делать?

6.На экране таблица с понятиями

Также вам необходимо ответить на вопрос «Почему возрастно-половая пирамида Китая отражает уровень и качество жизни развитой страны?».

2.Где можно взять информацию о Китае? Поэтому я вам подготовила статью о Китае, скачанную из Интернета.

3.А сейчас сравним ответы с эталоном.

7.На экране заполненная таблица-эталон  

8.Эталонный ответ на вопрос.

1.Мы будем сравнивать понятия, формирующие возрастно-половую пирамиду Германии и Индии. 

2.Информацию можно получить из учебника по географии, специальной литературы и из Интернета.

Ученики заполняют таблицу и отвечают на проблемный вопрос, используя учебник и статью о Китае.

Представитель каждой группы зачитывает ответы.

3.Ученики сравнивают ответы с эталоном.

Эталонный ответ на вопрос

Методические комментарии. Реализация построенного проекта в соответствии с планом. Проверка по эталону. Оценка и самооценка по критериям оценивания.

VI. Этап определения смысла урока интеллектуальной и эмоциональной рефлексии учебной деятельности на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Итак, для чего мы заполнили таблицу?

2. В чем смысл нашего урока?

9.На экране - Цель урока.

1.Чтобы выявить  различия двух стран экономически развитой Германии и отсталой Индии.

2. Ученики определяют цель урока: создание таблицы демографической ситуации развитых и развивающихся стран на примере Индии и Германии для оценки уровня и качества жизни населения различных стран мира.

Методические комментарии. Определение смысла и цели урока.

VII. Итоговая рефлексия. Задание на дом.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

10.На экране Критерии оценивания

1.У вас на столах листы Критерии оценивания. Можете себя оценить по нескольким показателям. Если ваши ответы совпали с эталоном, значит 10б, если недочеты балл ниже.

2. Ваши листы с критериями я оценю позже, когда подсчитаю ваши баллы.

11.На экране будущее России

3.Мы живем в России. Какие демографические процессы характерны для нашей страны?

Вы, наше будущее. Вы будущие родители!

Сколько детей вы бы хотели иметь в ваших семьях? Напишите на листиках. Мы их поместим на доску.

 «Будущее 10 «А» класса».

12.На экране домашнее задание.

Оценить демографическую ситуацию в России по половозрастной пирамиде. Всех благодарю за урок, на этом мы закончили. 

1.Участники  групп оценивают ответы одноклассников, которые отображаются на экране (на столах листы по критериям оценивания)

2.Представители каждой группы дают общую оценку работе группе.

3.В последние годы в связи с проводимой демографической политикой и улучшением качества жизни в нашей стране впервые рождаемость поднялась выше смертности, увеличилась средняя продолжительность жизни, об этом недавно объявил Президент России.  У России есть все возможности догнать и перегнать экономически развитые страны.

Методические комментарии. Подведение итогов урока позволяет ученикам произвести оценку урока. Способствует оценке качества своего труда, посредством заполнения листов критериев эффективности в учебной деятельности. Оценка собственной деятельности на уроке с точки зрения достижения поставленных целей.  Домашнее задание. Оценить демографическую ситуацию в России по половозрастной пирамиде. Всех благодарю за урок, на этом мы закончили.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Таблица-эталон

Понятия

Германия

Индия

Половой состав

Преобладание женщин

Преобладание мужчин

Возрастной состав

Значительное количество пожилых

Незначительное количество пожилых

Рождаемость

Низкая

Высокая

Депопуляция населения

Наблюдается

Отсутствует

Демографическая нагрузка

Мало детей

Много детей

Демографический кризис

Наблюдался

Не наблюдался

Демографическая политика

Проводится на увеличение рождаемости

Проводится на ограничение рождаемости

Средняя продолжительность жизни

Высокая

Сравнительно низкая

Этнический состав населения

Однонациональный

Многонациональный

Социально-экономическое развитие

Высокий уровень

Низкий уровень

Экономически активное население

Больше

Меньше

Почему возрастно-половая пирамида Китая отражает уровень и качество жизни развитой страны?

Эталонный ответ. Большое население (1,3 млрд. чел.), с одной стороны, предопределяет наличие огромных трудовых ресурсов, с другой – затрудняет повышение доходов населения, обостряет жилищную и продовольственную проблемы. Вот почему еще в середине 20 в. в Китае стала проводиться демографическая политика, направленная на ограничение рождаемости. Страна, у которой самый высокий в мире ВВП, ведущая модернизацию оборудования и рабочих мест, планомерно снижающая долю импорта в производственной сфере.

Критерии оценивания работы групп в ходе проекта

Критерии

5 баллов

 (неполный ответ)

7 баллов

(близкий к ответу)

10 баллов

 (полный ответ)

Итого

Формулировка целей и гипотезы исследования (Китай)

Определение понятий по структуре населения

Заполнение таблицы по структуре населения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географический турнир по географии. Тема "Население мира" 10 класс

Урок -обобщение по теме "Население мира" 10 класс. Урок-презентация. Включает в себя так же индивидуальную работу учеников по карте-столица-страна, найди пару; и головоломка по основным понятиям данно...

Презентация. 10 класс География природных ресурсов мира.

Урок в 10 классе. План урока.Территориальные и земельные ресурсыВодные и гидроэнергетические ресурсыЛесные ресурсыГеотермальные ресурсыАгроклиматические ресурсыРесурсы Мирового океанаРекреационные рес...

ГЕОГРАФИЯ 10 КЛАСС: НАСЕЛЕНИЕ МИРА.

Технологическая карта рассчитана на 6 часов, включает весь материал модуля НАСЕЛЕНИЕ МИРА....

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Тестовая работа по географии "Политическая карта мира" 10 класс.

Данная работа по географии составлена для проверки знаний учащихся 10 класса по разделу "Современная политическая карта мира"....

Презентация к уроку географии.Природные зоны Мира. 6 класс.

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Природные зоны Мира"....