ГЕОГРАФИЯ 10 КЛАСС: НАСЕЛЕНИЕ МИРА.
методическая разработка (география, 10 класс) по теме

Статникова Светлана Геннадьевна

Технологическая карта рассчитана на 6 часов, включает весь материал модуля НАСЕЛЕНИЕ МИРА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_naselenie_mira_10_klass.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЯ 10 КЛАСС               МОДУЛЬ №3.

НАСЕЛЕНИЕ МИРА.

6 часов

Состав модуля:

  1. Численность и динамика.
  2. Структура населения. Характеристика трудовых ресурсов и занятости.
  3. Урбанизация.
  4. Расселение населения.
  5. Миграции.
  6. Обобщение и коррекция.

Изучив этот модуль, вы будете

Знать:

Численность, воспроизводство (типы), структуру (половую, возрастную, расовую, этническую, религиозную, по образованию) размещение и миграции населения мира;

Уметь:

Степень обеспеченности крупных регионов и стран мира трудовыми ресурсами, определять демографическую ситуацию и особенности демографической политики в разных регионах и странах мира, оценивать уровень и качество жизни населения.

№  этапа

содержание

контроль

I этап

самостоятельно

Цель: выяснить различия понятий этнография и демография.

Для этого:

  1. Изучить текст на стр. 57 .
  2. Записать определения понятий в тетрадь.
  3. Записать численность населения мира.

проговариваем

II Этап

С учителем

Цель: изучить  типы воспроизводства населения и процессы, связанные с ними.

Для этого слушаем и записываем лекцию .

  1. Воспроизводство населения – это…  
  2. Типы воспроизводства – таблица. Стр.58 – 64 и Блок 4 рис. 13

I тип воспроизводства

II тип воспроизводства

  1. название

«демографическая зима»

«демографическая весна»

  1. регионы

  1. формула

  1. результат

  1. демографическая политика

  1. теория демографического перехода стр. 64
  1. этап….
  2. этап….
  3. этап….
  4. этап….

     Качество населения                      средняя продолжительность жизни

 (показатели)

экономические

социальные

культурные

экологические

Занятость

Доход на душу н.

питание

Медицина

Безопасность

Демократия

Грамотность

Культ. Учр.

Диктант на следующий урок

№  этапа

содержание

контроль

III этап

самостоятельно

Цель: изучить половой состав населения мира.

Для этого:

  1. изучить текст стр.66 – 67  , закончить ЛОК

в мире М. - ?, Ж. - ?             Почему? – устно

М.= Ж.: Африка, ?,?,?                

М.> Ж. :   ?,?,?                           Почему? – устно

М.< Ж. :  ?,?,?.                          Почему? – устно

Соотнесите полученную информацию с картой атласа.

проговариваем

IV этап

самостоятельно

Цель: изучить возрастной состав населения мира.

Для этого:

  1. изучить текст на стр. 67 – закончи

 возрастной состав соответствует … … .

экономически активное население – это…    в мире ? %

  1. дополни табличку

Типы стран

(тип воспроизводства)

дети

пожилые

Экон. Акт. Насел.

Развитые страны ( ? тип воспроизводства)

23%

?

50 -60 %

Почему?

Развивающиеся страны ( ? тип воспроизводства)

?

6 %

?

Почему?

проговариваем

V этап

РАБОТАЙТЕ В ПАРЕ

Цель: изучить национальный (эт………) состав населения мира.

Для этого изучи текст  стр. 68, запиши определение и закончи ЛОК.

Этнос – это…

  1. по численности крупнейшие: китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы.
  2. По языку

Языковая семья

Численность говорящих

Регионы проживания

Народы

(по карте)

1.

2.

3.

Государства

?

двунациональные

много….

Япония

??

Индия

Проблемы много- и двунациональных государств?   УСТНО

проговариваем

VI этап

самостоятельно

Цель: изучить религиозный состав населения мира.

Для этого изучить текст стр.69, закончи ЛОК

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

?

?

?

2,4 млр. чел

1,3 млр. чел

500 млн.чел

регионы

?

?

?

….экстремизм

?

?

?

умеренный …

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

?

?

?

страна

?

?

?

Влияние религий на воспроизводство населения.

Религиозные противоречия Северной Ирландии?

Стр.88 рубрика ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ – ВОПРОСЫ 1,2,3,4,5 – УСТНО.

проговариваем

ТЕСТ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК

№  этапа

содержание

контроль

VII  этап

самостоятельно

Цель: изучить особенности расселения населения мира.

Для этого изучить текст на стр.71 – 72 и объяснить:

8% - 2/3;

15% - почему?        12% - 30 %

Низменности и равнины (где? Карта)

сельское хозяйство (где?),

промышленность (где?)        что?

транспортные и торговые пути (где?)

48 чел/км  - где много? Где мало?

проговариваем

VIII  этап

самостоятельно

Цель:  выяснить причины  и направление внешних миграций населения мира.

Для этого  изучить текст на стр. 72 – 74  и дополнить таблицу

причины

Откуда?

Куда?

Экономические

 (трудовые)

  1. Юж. Европа

………

Зап. Европа

(ФРГ, …….)

«утечка умов» ?

1.политические

2.

3.

4.

И т.д

проговариваем

IX  этап

самостоятельно

Цель: изучить виды внутренних миграций населения мира.

Для этого изучить текст на стр. 74 и закончить схему.

виды внутренних миграций

Из сёл в города

«…………….»

Из малых ? в большие

На новые земли

где?

Из горячих точек

проговариваем

№  этапа

содержание

контроль

X  этап

самостоятельно

Цель: доказать, что роль городского населения постоянно возрастает.

Для этого:

  1. Изучить текст на стр.74 - 75.
  2. Систематизировать информацию в виде плана

(план записываем, объясняем устно)

А) в древности…

Б) рост капитализма…

В) вторая половина 20 века… БЛОК5,ТАБЛ.3

Г) размещение населения определяется географией ? (объясните)

Д) … это «командный состав» территории

проговариваем

X I  этап

самостоятельно

Цель:  выяснить особенности урбанизации  мира.

Для этого:

  1. Изучить текст СТР. 75 – 76
  2. В тетрадь

Урбанизация – это…

  1. Черты урбанизации:
  1. Быстрые темпы ( особенно где? )
  2. Концентрация в больших городах
  3. «расползание»

Городская агломерация (Токийская)

МЕГАПОЛИС – ЭТО…

  1. Изучить картосхему БЛОК 5, РИС. 17 – знать крупнейшие города мира!

проговариваем

XII  этап

самостоятельно

Цель: разобраться в уровнях и темпах урбанизации стран мира.

Для этого:

  1. Проанализировать  текст СТР. 78  - 79
  2. Заполнить табличку

Тип страны

Уровень урбанизации

Темпы урбанизации

развитые

75%

низкие

?

?

?

  1. Анализ картосхемы БЛОК 5, РИС.18.

≥ 50% высокоурбанизированные: З.Европа, С. И Ю. Америка…

20%- 50% -  ?  :   ?, ?, ?

≤ 20% -  ?  :   ?, ?, ?

  1. «Городской взрыв» - быстрое увеличение городского населения в _____________ странах. АЗИЯ!

«Трущобная урбанизация»  - ? (УСТНО)

проговариваем

XIII  этап

самостоятельно

Цель: выяснить особенности сельских населённых пунктов.

Для этого:

  1. Изучить текст СТР. 79
  2. Записать
  1. Групповая форма расселения: регионы и страны (примеры)
  2. Рассеянная  (?): регионы и страны.
  3. Смешанная:  регионы и страны.
  4. Кочевое население: регионы и страны.

проговариваем

Диктант

  1. Демография изучает:

А. закономерности воспроизводства населения

Б. численность и естественный прирост населения

В. Возрастной и половой состав населения

     2. выберете правильные утверждения

А. воспроизводство населения зависит только от биологических факторов

Б.численность населения Земли превысила 6 млрд. человек

В. для Украины, Венгрии, Германии характерен отрицательный естественный прирост

    3. для каких из указанных стран характерен первый тип воспроизводства населения

А. Мексика

Б. Алжир

В. Великобритания

Г. Швеция

Д. Индонезия

     4. выберете пару стран, для которых характерны самые высокие и самые низкие показатели ожидаемой средней продолжительности жизни

А. Россия, Япония

Б. США, Сьерра-Леоне

В. Швеция, Канада

Г. Япония, Сьерра-Леоне

    5. ответьте одним словом

Совпадение показателей рождаемости и смертности, стабилизация численности населения происходит на каком этапе демографического перехода?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географический турнир по географии. Тема "Население мира" 10 класс

Урок -обобщение по теме "Население мира" 10 класс. Урок-презентация. Включает в себя так же индивидуальную работу учеников по карте-столица-страна, найди пару; и головоломка по основным понятиям данно...

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе к УМК В.П. Максаковского...

Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"

Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"...

тест по географии 10 класс "Население мира"

Данный тест содержит задания по теме "Население мира"...

"Звёздный час" 10 - 11 классы "Население мира"

Урок-игра "Звёздный час" по теме "Население мира" проведён 20 января в рамках Недели географии. Игра состоит из 3 туров. Материал темы проверяет знания учащихся как теоретического материала так и факт...

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения»....