Методические разработки внеклассных занятий по географии 5-8кл
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

В декаду естественных наук или недели географии проводятся внеклассные мероприятия. Предлагаю сценарии для разных  возрастных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по географии для учащихся 8 класса

Географический чемпионат

Разработала учитель географии МБОУ СОШ №1 Рукосуева Ольга Юрьевна

Цель: прививать интерес к предмету, воспитывать чувство прекрасного, любознательность, учить выступать публично, сотрудничать в группе,  воспитывать бережное отношение к природе, развивать творческие способности, речь,  закреплять умения работать с картой.

Оборудование: таблички для жюри, сигнальные карточки для капитанов, задания, картина И.И. Левитана «Большая вода», магнитофон, записи аргентинского танго и ламбады, секундомер.

Для команд: бумага, ручки, фломастеры, атласы, эмблемы.

    Сегодня между командами сраженье,

Но пусть обид не будет среди вас.

 Ведь победитель или побеждённый

 Обязательно будет кто-то среди вас

                                                Я буду рада, если вы в сраженьях

                                                Покажите находчивость свою.

      Умение, знание, веселье позволит вам

                                                Сыграть вничью.

Представляю вам жюри: биолог, океанолог, геоморфолог, гидролог (в жюри приглашены учащиеся 10-11 классов). Они выставляют оценки от 1 до 5. Так как у нас чемпионат, то будут учитываться не только правильные ответы, но и время выполнения.

1. Приветствие команд   (название, эмблема)

    Представление капитанов.

2.Домашнее задание:

а) стихотворение на экологическую тему.

б) любопытные явления в природе.

Чтобы стать чемпионом, необходимо тренироваться дома, а с домашним заданием вы успешно справились. Сейчас разминка её проводят члены нашего жюри.

Вопросы биолога:

  1. Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют белую окраску? (насекомые, опыляющие цветы, хорошо видят только белый цвет)
  2. Какие цветы пахнут мёдом? (алиссум)
  3. Какие цветы используются для приготовления лекарств? (ландыши, ноготки, ромашки)

Вопросы океанолога:

  1. Самая глубокая впадина в океане. (Марианский желоб, 11022м)
  2. Самое солёное море. (Красное)
  3. Какие два моря России противоположны по положению, температуре воды, названию? (Белое и Чёрное)

Вопросы гидролога:

  1. Когда жара иль дождь идёт,

Тебя от них всегда укрою.

Прочти меня наоборот-

     Узнаешь озеро большое. (Навес – Севан)

  1. Первый слог мой – нота,

Буква – слог второй,

Целое – широко

Разлилось рекой.  (До- н)

  1. Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е»  на «у» смени-

Стану спутником Земли.  (Лена – Луна)

Вопросы геоморфолога:

  1. Второе название Восточно-Европейской равнины.  ( Русская)
  2. Какие горы являются границей между Европой и Азией? (Уральские)
  3. Огромная, сильно заболоченная равнина России. (Западно-Сибирская)

Показ на карте всех географических объектов.

Объявляются итоги «разминки»

Чемпионат.

Задания даются всем командам одинаковые. Учитывается время и правильность ответа

  1. Опишите картину И.И. Левитана «Большая вода»

Какое природное явление описал художник?

  1. Произнесите на одном дыхании несколько индейских слов правильно: Аконкагуа -

Поопо – Титикака – пирарука.

Какие объекты они обозначают? (гора - озеро-озеро-рыба)

  1. Найдите ошибки.

Рассказ бывалого моряка.

По небу плыли белые кучевые облака, вдруг полил сильный дождь. Громадная волна –цунами то поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре  море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что  корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров, мы решили выйти на берег и набрать пресной воды, но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, неподалёку, мы отправились в лес, в котором нашли родник и набрали пресной воды.

  1. Звучит музыка. Какую природную зону вы представляете? Нарисуйте.
  2. Исключите лишнее слово: Алжир, Никарагуа, Египет, Конго, Ангола.
  3. Какие из вещей возьмёте  в Турцию: плащ, пальто, зонтик, шорты, футболку, сапоги, валенки, меховую шапку, панамку.
  4. По музыкальному фрагменту узнайте танец и назовите его Родину. (ламбада- Бразилия, танго – Аргентина)

Жюри объявляет итоги.

Дополнительный материал.

(Можно использовать в качестве домашнего задания)

Цветной град.

Жители небольшого перуанского городка Инкильпата в Андах наблюдали, как вперемешку с обычным градом на землю падают красные и голубые льдинки. За день до града в этой местности отмечались крупные движения пластов почвы. Воздух наполнился пылью, которая попала в капельки облаков, а из них в градинки. А так как горные породы Анд отличаются разнообразными тонами, легко объяснить и цвет градин.

Озеро чернил.

Рядом с  алжирским городом Сиди-Бель-Аббес находится целое озеро  чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, сто и в чернилах. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыб, ни других существ.  Вода его пригодна только для письма.

Реки с кислотой.

Вода некоторых притоков Ориноко и Амазонки поражает своим необычным темным цветом. Налитая в стакан, она производит впечатление крепкого кофе. Удивляет то, что даже  в самую в самую сильную жару эта, казалось бы сильно загрязнённая вода  не портится. Исследуя воду, химики налили в неё немного щелочи. Вода стала светлой, на дне стакана выпал осадок. Но откуда в воде взяться кислотам? По-видимому, она образуется при разложении некоторых прибрежных растений. Чем больше содержится в водах этих кислот, тем больше их растворяющая  способность, тем интенсивнее протекают процессы разрушения горных пород.

                     Озеро.  

                       Андрей Вознесенский                                                                                                                                                

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мёртвое море - священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Слышу - не спит иркутянин во мгле.

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал, ты  хрустальная печень страны!

И кто-то добавил из глубины:

«Байкал – заповедная совесть страны».

Плыл я на лодке краем Байкала,

Вечер подсвечивал вполнакала.

Ну, неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории-

«Эти, Байкал загубили которые?»

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень.

Это не только отстойников числа –

Совесть народа должна быть чистой.

Вот почему, указав показуху,

Борются наши прорабы духа,

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воды не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

«Мёртвое море – священный Байкал»

                     

                     Роберт Рождественский

Леса топорщатся,

                     и степь клубится.

Жара изводит, и снега блестят.

Богаты мы!...

Но считанные птицы

         над считанными рощами летят.

Дрожит камыш

         на считанных озёрах,

и считанные рыбы

                           ждут в реке.

И восковые считанные зерна

Неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таёжной земляники

Полночный  филин

              ухает из тьмы.

Неужто внуки

Лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы?!

Очень простые стихи.

                                  МихаилДудин

Как яблоко на блюде,                  

У нас Земля одна.

Не торопитесь люди,

Всё выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то Земли не будет

У каждого из нас.




Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по географии для учащихся 6 – 7 классов

Зов джунглей

Разработала учитель географии МБОУ СОШ №1 Рукосуева Ольга Юрьевна

Цель: расширять кругозор детей в области географии и смежных дисциплин, воспитывать любознательность, любовь к природе, укреплять здоровье учащихся.

 Оборудование: жетоны с изображением банана и кости, 2 верёвочки, 2 ватмана,           фломастеры, 2 блюдца с молоком, 4 деревянных кирпичика,  2 бинта.

I. Вступительное слово учителя.

В клуб пришёл, не хмурь лица.

                                                Будь весёлым до конца.

                                                Ты не зритель и не гость,

                                                А программы нашей гвоздь.

                                                Не стесняйся, не ломайся,

                                                Всем законам подчиняйся!

Итак, друзья, начнём программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они?

Для вас!

Дорогие ребята, сегодня в этом зале пройдут состязания между командами «хищников»  и «травоядных». Давайте поприветствуем команды. Похлопаем  лапами, ластами, плавниками, крыльями. Болельщики «травоядных» занимают места справа, а  «хищников» – слева. За каждый правильный ответ команда «хищников» получает кость, а «травоядных» – банан.

II. Игра.

Конкурсы:

  1. Назовите за 1 минуту  как можно больше хищников.

      Назовите за 1 минуту  как можно больше травоядных.

  1. «Быстрые зайцы»

Нужно за короткое время допрыгать до финиша со связанными руками и ногами.

(Первому участнику связывают руки помощники учителя, а остальные друг другу)

 Вопросы:

           -Почему заяц зимой гложет осину, она ведь горькая?

            ( Да, горькая, но в осиновой коре содержится до 10% жира, так необходимых им)

          -Известно, что новорождённых зайчат зайчиха кормит 3- 4 суток, а затем оставляет

одних. Зайчата затаиваются, хотя  дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует ни какой зверь?

(На теле  зайчат нет потовых желез – они расположены на  подошвах   лап, а лапки зайчата подбирают под себя)

  1. Конкурс капитанов. Рассказы – загадки.

Платье из лепестков.

Однажды майский жук пригласил стрекозу на бал. Она очень обрадовалась, ёщё  бы. Стрекоза любила поплясать. Помчалась она к модной портнихе – гусеницы и заказала бальное платье. Гусеница, выслушав стрекозу, послала мотылька на луг. А на лугу расцветали яркие маки, трепетали нежные лепестки. Мотылёк сорвал два мака и отнёс их гусенице. Та сняла лепестки с маков и стала мастерить бальное платье.

- А хватит ли лепестков с двух маков? – спросила стрекоза.

- Ну, конечно, - успокоила портниха.

И,  действительно, хватило. Да ещё и остался один лепесток на платочек. На балу все восхищались нарядом стрекозы и спрашивали: « Сколько лепестков пошло на такое чудесное платье?» Но стрекоза не знала. А вы знаете?   (9)

Муравьиные лепёшки.

Знаете ли вы, что на деревьях  растут муравьиные лепёшки? Когда лепёшки созревают, муравьи переносят их в кладовые. Вот один муравьишка снял 12 лепёшек, положил их в корзину, а поднять не может. Уж он брался и так, и этак, из сил выбился, а корзина ни с места. Подошёл старый муравей, покачал головой:

- Возьми третью часть лепёшек.

Сколько лепёшек понёс муравьишка?          (4)

Шуточные вопросы болельщикам.

- Где находится крыша мира?     (Гималаи)

-Какая земля никогда не состарится?              (Новая Земля)

-У какого озера 336 сыновей и 1 дочка?     (Байкал)

-К какому месту земного шара можно проехать только с севера?   (К южному полюсу)

-Через какие ворота может пройти ледокол?   (Карские ворота)

-Какой полуостров жалуется на свою величину?     (Ямал)

      4.Нарисуйте на плакате крупным планом животное:

-Верблюд – 1 команда

-Слон – 2 команда

(Звучит музыка. 1 участнику сообщается, какое животное нарисовать, а остальным- нет, рисуют отдельные части тела, например 1 – голову, 2 – туловище и т.д.)

5.Выпей молоко из блюдца без помощи рук.

   (Под блюдом вопрос)

      -Кто появляется весной раньше – насекомые или птицы, которые едят насекомых?

        а) птицы,

        б) насекомые,

        в) они появляются одновременно.  

- Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок?

  а) пройду мимо,

  б) закрою ранку глиной или пластилином,

  в) попью соку и пойду дальше,

  г) свой вариант

                                    Берёзка

                                                               Э. Мошковская

На заре зелёную берёзку

На краю весеннего села

Полоснул ножом своим подросток

Мимоходом, в шутку, не со зла

Может быть с сегодняшнего утра

Ей не встать бы, сбитой на повал,

Только кто-то ласковый и мудрый

Рану у неё забинтовал.

И ушел, оставшись безымянным,

Доброглазый этот человек

И огонь ликующий, зелёный

С той поры в ветвях её не гас

Очень уж хотелось знать спасённой,

Кто её от верной смерти спас.


  1. «Переправа»

   -Узнай, через какую реку будешь переправляться.

Если ноту верно угадаешь,

К этой ноте звук согласный подберёшь,

То в названье  этом реку ты узнаешь,

И её, конечно, назовёшь                       (Дон)

          -Какой горный хребет и река России носят одинаковое название.

К торжественному звуку

Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы

С севера на юг.            (Урал)

При помощи деревянных кирпичиков вся команда должна перебраться на другой берег реки, не касаясь пола)

  1. «Окажи помощь»

-Перевяжите пострадавшего при переправе человека. (забинтовать голову)

Вопросы:

-Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль?  (приложить лист подорожника)

-Какое болотное растение можно использовать вместо ваты и йода? (сфагнум, торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество– сфагнол)

III. Итог

( по количеству жетонов определяем победителя)



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра « Морской бой»

5кл

Цель: развитие познавательного интереса к естественным наукам, формирование коммуникативных компетенций.

Оборудование: 4 игровых поля для команд, 1  поле – демонстрационное, жетоны, фломастеры

 I.Сообщение правил игры

Несмотря на то, что наша игра напоминает «морской бой», этот бой интеллектуальный. Все вопросы, так или иначе, связаны с природой и экологией. Экология изучает взаимосвязи между всеми компонентами природы.

Каждая команда из 5 учащихся получает по игровому полю, в котором отмечен их квадрат. Каждый член команды рисует на нём по  2 корабля и подписывает их. Если вы бьёте мимо, то ход переходит к соперникам, если попадаете в цель, то участник, в чей корабль вы попали, отвечает на мой вопрос. Если ответ правильный, команда получает право выстрелить.

II. Разминка.

Разминка позволяет определить номера команд по числу набранных жетонов.

Загадки.

  1. Тает снежок, оживает лужок, день прибывает, когда это бывает?  (весной)  
  2. Что верхушкой вниз растёт?  (сосулька)
  3. Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает?  (летом)
  4. Крашеное коромысло через реку повисло. (радуга)
  5. Не зверь, не птица – нос как спица. (комар)
  6. Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (осенью)
  7. Сидит - зеленеет, лежит – желтеет, падает – чернеет. (лист)
  8. Вьётся, извивается, в небо направляется. (река)
  9. Снег выпадает, река замерзает, метель гуляет – когда это бывает? (зимой)
  10. В огне не горит, в воде не тонет. (лёд)
  11. Не зверь, а воет. (вьюга)
  12. В лесу у пня суетня, беготня, народ рабочий весь день хлопочет.   (муравьи)

Продолжи поговорку.

1.Лето со снопами, осень с …       (пирогами)

2.За двумя зайцами погонишься …   (ни одного не поймаешь)

3. Лето собирает, зима…    (поедает)

4. На то и щука в море, чтобы карась…    (не дремал)

5. Береги нос в большой…  (мороз)

III Вопросы для игроков

1.Древние славяне, создавая свой календарь, ориентировались по небесному телу:

а) Луне; б) Солнцу; в) Венере

2. В длительный поход лучше надеть такие носки:

а) синтетические;

б) шерстяные;

в) хлопчатобумажные

3.Самые большие по размеру яйца несут птицы:

а) пингвины;

б) страусы;

в) чайки

4.В трёх агрегатных состояниях может находиться вещество:

а) стекло;

б) кофе;

в) вода

5.Цветок папоротника имеет цвет:

а) красный;

б) жёлтый;

в) никакой, папоротник не цветёт

6.Назовите прибор для изучения погодных явлений:

а) мензурка;

б) барометр;

в) линейка

7. Исключительно в Африке живёт животное:

а) слон;

б) зебра;

в) волк

8.Для того, чтобы исчез полиэтиленовый пакет, брошенный в лесу, должно пройти:

а) 10 лет;

б) 50 лет;

в) 200 лет

9.В Солнечной системе такое количество планет:

а) 5;

б) 8;

в) 9

10.Гроза, ливень, град, землетрясение, вулканизм принадлежат к явлениям

а) географическим;

б) биологическим;

в) химическим

11. Детёнышей оленей называют:

а) чижик;

б) пыжик

12.После отдыха в лесу пластиковый мусор следует:

а) закопать;

б) сжечь;

в) собрать и отнести на мусорник

13.Снег быстрее тает:

а) в городе;

б) в лесу

14. Гориллы бьют себя в грудь:

а) чтобы лучше откашляться;

б) чтобы избавится от блох;

 в) чтобы отогнать врага

15. Условная линия в том месте, где земля сливается с небом, и которая будет двигаться вместе с вами, куда бы вы ни пошли, называется:

а) линией горизонта;

б) линией электропередач

16.Назовите птицу, которая умеет летать:

а) фламинго;

б) пингвин;

в) страус

17. Для дыхания необходим газ:

а) азот;

б) озон;

в) кислород

18. Иногда можно заметить, что лягушки светятся в темноте. Это происходит потому, что:

а) они наелись светлячков;

б) в их организме накопилось слишком много фосфора

19.Если вы стоите лицом на север, то по правую сторону от вас будет:

а) юг;

б) восток;

в) запад

20.Направление ветра определяют с помощью прибора:

а) брюгера;

б) флюгера;

в) барометра

21.Базальт и гранит принадлежат к горным породам:

а) осадочным;

б) магматическим.

22.Редчайшие или исчезающие виды животных заносят в книгу:

а) Красную;

б) Зелёную

23.Общее название всего животного царства:

а) фауна;

б) флора;

в) экология

24.Пустыня Сахара расположена на материке:

а) Евразия;

б) Африка;

в) Австралия

25.Жуки-светлячки светятся для того, чтобы:

а) мы могли читать ночью;

б) привлечь внимание противоположного пола;

в) осветить путь другим животным

26.Определение своего местоположения на местности называется:

а) ориентирование;

б) проектирование;

в) моделирование

27.Рыба, которой не существует в природе:

а) рыба-бабочка;

б) морской ангел;

в) летающая рыба;

г) рыба-ракета

28. Ягуары прячутся на нижних ветвях деревьев и оттуда бросаются на свою жертву. Они не охотятся на верхушках деревьев. Потому что боятся: а) высоты;

б) огромных птиц- гарпий;

в) что тонкие верхние ветки сломаются под их весом.

29.Птица, не умеющая хорошо плавать:

а) пингвин;

б) буревестник;

в) топорик;

г) попугай

30. Наша область расположена в пределах крупной формы рельефа:

а) Восточно-Европейской равнины;

б) Западносибирской равнины;

в) Среднесибирского плоскогорья

IV Подведение итогов

Места распределяются по количеству оставшихся кораблей.

Приложение. Игровое поле.

   

  А

 Б

  В

  Г

  Д

  Е

  Ж

   З

     1

     2

     3

     4

     5

     6

     7

     8

                               



Предварительный просмотр:

              Внеклассное занятие по географии для учащихся 7 – 8 классов.

Путешествие в мезозой – времена динозавров

Разработала учитель географии МБОУ СОШ №1 Рукосуева Ольга Юрьевна

Цель: познакомить с этапами в истории Земли, эрами и периодами, их продолжительностью, пополнить знания учащихся  о динозаврах, расширять кругозор, учить выступать публично, воспитывать любознательность.

Оборудование: презентация, геохронологическая таблица, коллекция  горных пород «Формы сохранности растений и животных»

I. Рассказ учителя.                  (демонстрация коллекции)

На гладком камне веточка папоротника с тонкими жилками. Будто нарисована, но попробуй стереть её резинкой. Она не сотрётся. Это окаменевшая веточка из древнего леса. Рядом расправил крылья жук. Тоже каменный. Когда-то он ползал по этой веточке.

Вот жёлтый прозрачный янтарь. Это окаменевшая смола древнего дерева. В янтаре комарик. Он увяз в древней смоле много миллионов лет назад.

На каменной глыбе видна тропинка. Это следы лап с тремя пальцами. Будто ворона прошла или курица. Но следы больше слоновьих. От следа до следа несколько метров. Кто же бродил здесь в далёкие времена? Ответы на подобные вопросы ищет наука палеонтология, что значит «наука о древней жизни»

                                         ( презентация)

История человечества делится на три больших этапа. История древнего мира. История средних веков и новая история. Похожие этапы   выделяются в истории Земли: палеозой, мезозой, кайнозой. Палеозой – эра древней жизни. Мезозой – эра средней жизни. Кайнозой – эра новой жизни. В конце палеозойской эры  растения, насекомые и рыбы начали заселять сушу.

Мезозой – время ящеров. Время непроходимых джунглей, вечного лета. Высоко в поднебесье качались громадные ветви древовидных папоротников. На хвойных деревьях шуршали кожистые широкие листья. На полянах росли саговники, похожие на пальмы и папоротники. Гинкговые деревья с веером листьев на верхушках стояли непроходимой стеной.

В ту пору не росли цветы на полянах. Странные зубастые птицы не пели и не щебетали, а шипели и квакали. И везде ящеры. На земле, на воде и в воздухе. Ящеры большие и маленькие, мирные и хищные. Покрытые кожей и волосами. Ящеры на двух и четырёх ногах. Ящеры, у которых вместо ног ласты. Словом, ящеры – хозяева Земли.

Мезозой длился около 165 миллионов лет и делится сейчас палеонтологами на три периода. Триасовый – всего 45 миллионов лет, был засушлив. Юрский период продолжался около 58 миллионов лет. Он был жарким и влажным. Последний период мезозоя – меловой. Он продолжался около 65 миллионов лет и замечателен тем, что в конце его вымирают динозавры, а растительный мир становится похожим на наш – современный.

II. Беседа.

-Что вы знаете о динозаврах?

-Почему эти животные получили такое название?

Динозавр - значит удивительный или ужасный ящер. Слово образовано от двух греческих: «дейнос» – страшный, удивительный и «заурос» - ящерица.

Так назвал этих ящеров в 1834 году знаменитый английский натуралист сэр Ричард Оуэн, который первым понял, что в руках у него оказался совершенно новый отряд ископаемых рептилий.

Учёные подразделяют динозавров на следующие группы:

  • Тероподы
  • Зауроподы
  • Орнитоподы
  • Цератопсы
  • Стегозавры
  • Анкилозавры
  • Пахицефалозавры

III. Рассказы подготовленных учащихся

Все эти динозавры обитали на суше, а также были и другие, которые летали и плавали.

Ихтиозавр.

Ихтиозавр – водяной ящер. Прожили ихтиозавры 150 миллионов лет до самого конца мезозоя. Длина их тела достигала 16 метров.

Предки ихтиозавров – животные наземные, которых великая засуха пригнала к воде. Их ноги превратились в ласты. Кроме того, развились плавники. Питались они рыбой. Ихтиозавры рождали живых детёнышей. Новорождённый малыш – ихтиозавр сразу должен был плыть вместе с матерью, которая заботилась о его безопасности.

Ихтиозавр – не млекопитающее, как дельфин. Он – рептилия, поэтому его тело могло изгибаться только из стороны в сторону в горизонтальной плоскости, совсем как у рыб.

Листрозавр.

Листрозавр – это древний бегемот. Оказалось, что 240 миллионов лет назад Антарктиду населяли бегемоты. Все знают, что современные бегемоты  – млекопитающие. А древние бегемоты южных материков были рептилиями. Родичами ящер и черепах. И назывались они листрозаврами.

Два огромных клыка в верхней челюсти, похожих на клыки моржей, были главным оружием этих животных. Длинная, опущенная вниз морда, высоко посаженные ноздри и глаза листрозавров убедили учёных в том, сто перед ними водяные рептилии, но по образу жизни, напоминающие современных бегемотов. Также как бегемоты, питались они водными  растениями. Наевшись, застывали, погрузившись в тёплый ил, и только верхняя часть морды, как перископ, всегда торчала над водой. По размерам же листрозавры были не больше современных карликовых бегемотов, едва вырастая до двух метров в длину.

Диплодок.

Диплодок – значит «двудум». Палеонтологи назвали этого динозавра так потому, что в конце спины, в крестце, у него был второй мозг. Очень заманчиво было предположить, что этот мозг «командовал» хвостом. Тем более, что он даже больше головного. А головной мозг диплодока весил меньше мозга котёнка.

Птеранодоны.

Птеранодоны – летающие ящеры жили 80 миллионов лет назад, когда в воздухе уже носились птицы. Размах крыльев этих гигантских ящеров достигал 16 метров. Подобно современному альбатросу – птеранодоны были живыми планерами. Одни птеранодоны питались рыбой, другие – падалью, так как жили далеко от моря, а реки и озёра не могли прокормить такого гиганта. Скорее всего, природа возложила на него роль мусорщика и санитара.

Зауролоф.

Зауролоф – обладатель необычной зубной системы. В его челюсти развивался вертикальный ряд зубов, состоящий из 5-6 зубов, как бы насаженных друг на друга. В результате получилась высокая коронка. Вертикальные зубные ряды сливались между собой, образуя единую «батарею». Зубная система становилась более прочной. Общее же число зубов во рту переваливало за тысячу.

Лонгисквама.

Лонгисквама – самая необычная из летающих четвероногих рептилий. Её девять пар тоненьких крылышек – это не изменившиеся конечности, как у птиц, а парные спинные чешуи. Такого природа не создавала никогда.

Только боги древних греков и ангелы наделены и руками и крыльями. И вдруг животное далёкого триасового периода рассказывает нам правдивую историю о «шестикрылых серафимах», на самом деле живших на Земле 200миллионов лет назад.

Вывод: Динозавры принадлежали к классу рептилий, или пресмыкающихся, который включает в себя современных животных, как ящерицы, змеи, морские и сухопутные черепахи, крокодилы, аллигаторы.

IV. Викторина.

  1. Видел ли хоть один человек на Земле динозавров?

( Нет, первые люди появились 4 млн  лет назад, а динозавры жили в мезозойскую эру, которая продолжалась с 228 до 64 млн лет назад.)

  1. Могли ли люди  обнаружить останки динозавров на всех материках, включая Антарктиду?

( Да, в древности существовал 1 материк)

  1. В каких странах найдены останки динозавров?

( В США, Канаде, Танзании, Монголии, Китае, Австралии, Индии, многих странах Южной Америки и Европы)

  1. Были ли у динозавров жилища?

(Крупные отдыхали где-нибудь на опушке леса или под утёсом в излюбленном месте, а помельче отыскивали себе жилища.)

  1. Жили ли динозавры на одном и том же месте?

(Травоядные искали новые пастбища)

  1. Какой была кожа динозавров?

(Жёсткая, сухая, водонепроницаемая, состояла из мелких круглых чешуек, у некоторых был панцирь)

  1. Каких размеров достигали самые большие динозавры?

(Брахиозавр-12м – рост, 23м – длина, 70тонн – вес; диплодок-27м; сейсмозавр-36м, 130 тонн - обнаружен в США)

  1. Каких размеров достигал самый маленький динозавр?

(Компсогнат – длина тела 70см и то большая часть приходилась на хвост)

  1. Что ели динозавры?

(Траву, ветки, листья; травоядные съедали за 1 день до 1 тонны травы; мелкие рептилии, птицы, рыбы, насекомые, крупные хищники съедали мелких)

  1. Для чего служили некоторым динозаврам очень короткие передние лапы?

(Никто не знает, тираннозавр не мог даже этими лапами дотянуться до рта)

  1. Как размножались динозавры?

(Откладывали яйца)

  1. Как выглядели яйца динозавров?

(Твёрдая скорлупа, морщинистая поверхность, один тупой конец; длина яйца от 12см до 17см – 20см, примерно страусиное яйцо, в гнёздах было до 30 штук и больше.)

  1. Были ли динозавры хорошими родителями?

(Да, кормили родители детёнышей до тех пор, пока они не становились взрослыми)

  1. Какая у динозавров была кровь и сердце?

(По составу кровь мало чем отличалась от нашей, сердце огромных размеров – оно должно было перегонять кровь к голове на высоту до 25 м )

  1. Что погубило динозавров?

(Гипотез много: вулканы и землетрясения, резкое похолодание, метеориты, резкое потепление, хищники съели травоядных, незнакомые микроорганизмы привели к болезни.

По мнению большинства учёных - похолодание, грандиозная катастрофа: Земля столкнулась с гигантским метеоритом)

Y Подведение итогов викторины.

   Заключение.

Рассказ о первой женщине – палеонтологе Мэри Эннинг. (первая находка в 12 лет)



Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по географии для учащихся  7 – 8 классов.

Что? Где? Когда?

Разработала учитель географии МБОУ СОШ №1 Рукосуева Ольга Юрьевна

Цель: способствовать развитию познавательного интереса, расширять кругозор детей, воспитывать толерантность, умение работать в группе, быстро принимать решения.

Оборудование: нарисованный телевизор, картинки с изображением людей, задающих вопросы; барабан со стрелкой, цветные жетоны, макеты 2 скрипичных ключей, карточки с вопросами, презентация с изображением животных и правильными ответами.

I. Вступительное слово учителя.

В этом зале собрались все, кому интересна наука география, кто любознателен, любит природу, хочет больше узнать о животном мире нашей планеты. ( Представление ведущих- учеников 9-11 классов)

II. Объяснение правил игры.

Ведущий 1: Для проведения игры нам необходимо сформировать 2 команды по 5 человек.

(Среди желающих проводится жеребьёвка)

Ведущий 2 рассаживает команды друг против друга. По центру стоит стол с барабаном и карточками.

Обе команды выбирают себе вопрос при помощи барабана со стрелкой. На обдумывание даётся 2 минуты. У каждой команды есть макет скрипичного ключа. Им можно воспользоваться 2 раза за всю игру, для того чтобы продлить время на обдумывание.

Во время таких пауз зрителям и участникам предлагаются номера художественной самодеятельности, занимательные вопросы.

За каждый правильный ответ команда получает красный жетон, за частично правильный – зелёный.

III. Игра.

        1. Прячет ли страус голову в песок? Зачем?

Ответ: Да, но не от страха, как уверяют легенды, а от паразитов. Погрузив голову в горячий песок и закрыв глаза, страус ждёт некоторое время, чтобы паразиты, которых много у него под перьями, от жары песка погибли или убежали. Затем сам не выдержав нагрева, вынимает голову из песка и отряхивается.

  1. Боятся ли дикие звери огня?

Ответ: Нет, не боятся – говорит известный зоолог Бернгард Гджимек. Врожденного страха у зверей нет. Львы, например, спокойно подходят совсем близко к огню и ложатся в ещё тёплую золу. Антилопы пасутся у самого края степного пожара, а птицы собираются здесь стаями, чтобы поохотиться на насекомых, спасающихся от огня.

  1. Сколько лев уничтожает за год крупных животных?

Ответ: В среднем 15 животных с общим весом чуть более 1,5 тонн. Получается, что в день лев съедает около 4,5 кг мяса.

  1. Для чего змеям необходим яд?

Ответ: У змей яд выделяют железы пищеварительной системы. Змеи не разрывают добычу на куски, а глотают целиком. Чтобы переварить пищу, необходимы быстродействующие, разрушающие ткани  вещества. Ими и является змеиный яд. Поэтому главное назначение яда - ускорение обработки пищи. Второе значение – защитное и атакующее.

Чем токсичнее яд у змеи, тем быстрее, успешнее пищеварение и крепче здоровье.

  1. Плюются ли змеи?

Ответ: Да, но не все, а только 2 вида африканских кобр: ошейниковая и черношейная. Плевок отравленный: в нём 4 миллиграмма  яда. Он вылетает из отверстий ядовитых зубов и летит метра 2 – 3. Бывает до 30  плевков подряд. Обычно целится кобра в глаз подошедшего зверя или человека. Попадает метко. Попадание в глаз опасно: сильная боль, воспаление глаза, временная или постоянная слепота, также опасно и попадание на кожу лица.

  1. Какое насекомое обращает в бегство львов и слонов?

Ответ:  Бродячие муравьи. Они кочуют обычно под покровом ночи или сумерек. У некоторых видов колонны растягиваются на сотни километров. Нелегко от них убежать. Они пожирают на своём пути буквально всё живое. У солдат бродячих муравьёв острые, как ножи, челюсти. Они выгрызают ими кусочки мяса своих жертв. Даже большое животное, попавшее в их окружение, за считанные минуты бывает обглодано до костей.

  1. Кто сильнее – лев или тигр?

Ответ: Тигр сильнее льва. Когда подерутся лев с тигром, всегда почти достаётся больше ранений и поражений льву. Да и весовые категории разные: лев – 100-250 кг, тигр -200-350 кг, длина тела льва с хвостом 3, редко 3,5 метра, а тигра 3,5-4 метра. Самый сильный тигр сибирский (или амурский) 3,75 метра.

  1. У кого нос как огурец?

Ответ: У обезьяны. Живут в Китае, в горных лесах обезьяны кахау. У них нос как у клоуна – вислый огурец сантиметров 10. Чем старше самец – тем длиннее нос. И когда этот носач ест, отодвигает в сторону свой нос.

  1. Может ли скорпион сам себя ужалить?

Ответ: Да, нужно только окружить скорпиона горящими углями. Он бросается во все стороны, но выхода нет. И, не желая умирать в муках, убьёт себя уколом жала.

  1. Чем отличается удав от питона?

Ответ: Питоны – это змеи Африки, Азии, Австралии, а удавы живут в Америке и Европе. Они размножаются по-разному: питоны откладывают яйца, а удавы рождают живых детёнышей.

  1. Какая змея самая большая?

Ответ: Анаконда, рекордная её длина 11,43 метра. Прочие змеи, измеренные учёными, не длиннее 9 метров.

  1. Стреляет ли дикобраз иглами?

Ответ: Стреляет, в случае опасности.

  1. Чем отличается аллигатор от крокодила?

Ответ: У аллигатора самый большой зуб 4, а у крокодила 5, и при закрытой пасти он виден, а аллигатора не виден.

  1. Кто самый когтистый?

Ответ: Гигантский броненосец. У него самые огромные когти на земле, длиной и шириной они с ладонь. Даже у льва когти слабее.

  1. Растёт ли хлеб на деревьях?

Ответ: Растёт, на хлебных деревьях. Такие деревья встречаются на тихоокеанских островах. С дерева срезают готовый хлеб, правда сырой. Пекут его на раскаленных камнях.

  1. Какие куры откладывают яйца в кучу мусора?

Ответ: Сорные куры. Живут в Австралии. Яйца не высиживают, а откладывают в кучу мусора. При гниении выделяется тепло, и яйца лежат  как в инкубаторе.

IV. Итог

Подведение итогов по количеству набранных жетонов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии "Морской бой"

«Морской бой» - интеллектуально-творческая игра, которую можно использовать для актуализации знаний в области географии, повышения интереса к предмету....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии «Твоя игра"

Игра рекомендована к проведению как способ проверки и углубления знаний по предмету, а также как одного из этапов подготовки к олимпиадам по географии. Возраст учащихся 12-16 лет (7-11 кл). Время пров...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии в 6-7 классах в рамках «Недели географии» «Умники и умницы»

Методическая разработка внеклассного  мероприятия по географии в 6-7 классах в рамках «Недели географии» «Умники и умницы»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии для учащихся 5 класса Игра по станциям «В поисках сокровищ»

Методическая разработкавнеклассного мероприятия по географии для учащихся 5 классаИгра по станциям «В поисках сокровищ»(в рамках недели географии)Основная цель игры – развитие кругоз...