Урок географии по теме "Ветер" в программе SMART Notebook
презентация урока для интерактивной доски по географии (6 класс) по теме

Урок предназначен в помощь учителям средней школы, работающим по УМК «Школа России» для проведения урока по географии в 6 классе по теме: «Ветер».

Урок содержит электронные методические материалы по теме урока. В работе представлены различные задания на формирование личностных, предметных и метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) умений. Урок развивает пространственное мышление детей, воображение. Использование технологий интерактивной доски позволяет сделать урок живым, очень доступным детям. Возможно использование элементов данного урока и во внеклассной деятельности и в кружковой работе.

Сссылка для скачивания продукта: https://yadi.sk/d/UdVZavDbf7Sna

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

УМК «Дрофа»

География

Технологическая карта темы «Ветер»

                                                                Автор разработки: Кузина О.В.        

             

Тема

Ветер (1 час)

Цели

Сформировать представление о ветре: как возникают ветры, виды

ветров, направление и сила ветра.

Ввести:

- способы построения графика «Роза ветров».

Научить использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о понятии «ветер».

Причины образования ветра и виды ветров.

 Построение графика «Роза ветров»

Термины и  понятия

Атмосферное давление, отклоняющая сила вращения земли,

ветер, постоянные, переменные ветры,

бриз, муссон, анероид, флюгер, роза ветров,

значение ветра

Географическая номенклатура

-

Планируемый результат

Личностные умения

- воспитать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира;

-воспитывать экологическую культуру;

- формирование толерантного отношения друг к другу.

- осознание учащимися целостности атмосферы, её необходимость для жизни всего живого на Земле, а, следовательно, её рациональное использование.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- развивать умения самостоятельно добывать знания и  применять их;

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать

 результаты исследования;

- раскрывать значение терминов «атмосферное давление»,

«отклоняющая сила  вращения земли», «постоянные ветры»,

«переменные ветры»,«бриз», «муссон», «роза ветров», «анероид,

«флюгер».

- определять различие между бризом и муссоном

и обосновывать свое мнение;

- определять направление ветра, обосновывать свое мнение;

- анализировать график «роза ветров»;

- работать с атласом, контурной картой и

другими источниками информации.

- использовать приобретенные знания при выполнении

практической работы.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  соотносить и выполнять учебные действия в

соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

-  формулировать высказывания, мнение о значение ветра

для человека, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления

результата.

Личностные умения

- воспитать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира;

-воспитывать экологическую культуру;

- формирование толерантного отношения друг к другу.

- осознание учащимися целостности атмосферы, её необходимость для жизни всего живого на Земле, а, следовательно, её рациональное использование.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Межпредметные связи

История и культура Санкт-Петербурга

Информационный материал

Учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова,

 Н.П. Неклюкова, «Дрофа», Москва, 2013

Демонстрационный материал (Интерактивный материал)

Электронная презентация в программе SMART Notebook

История и культура Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать желание помочь шестиклассникам.

Ветер с древних времен  был на службе человека.

Школьники высказывают разные версии, но

дискуссия показывает, что они пока не имеют

определенных знаний и умений убедительно

представить свою позицию.

 Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь шестиклассникам.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П),

«умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Понятие «ветер»

Цели:

• Актуализировать знания:

- о понятии «атмосферное давление», «изменение атмосферного давления с высотой», «ветер», «причины образования ветра», «От чего зависит скорость ветра», «отклоняющая сила вращения Земли», способы изображения ветра на карте, анемометр, флюгер.

• Научить:

- определять направление и силу ветра и обосновывать свое мнение.

- Определять по географической карте направление ветра.

Задание 1 (З)

Что называют атмосферным давлением?

 Нормальное атмосферное давление.

Как изменяется атмосферное давление при наступлении холодной погоды? При наступлении теплой погоды?

Задание 2 (З)

Назовите значение слова «ветер» (перемещение воздуха в горизонтальном направлении у поверхности земли)

Причины образования ветра (разница в атмосферном давлении)

От чего зависит сила ветра? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У) 

Тренировочное задание на определение направления и

скорости ветра.

Сообщение учителя

1. Шкала Бофорта. (Шкала Бофорта —

двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной

 метеорологической организацией для приближенной

оценки скорости ветра по его воздействию на наземные

 предметы или по волнению в открытом море. Средняя

скорость ветра указывается на стандартной высоте

10 м над открытой ровной поверхностью.)

2.  Скорость ветра определяется с помощью прибора

«Анемометра».

Направление ветра определяется с помощью прибора

«Флюгер».

3. Причина образования ветра «Отклоняющая сила

вращения Земли».

Задание 5  (У)

Работа с географической картой:

1. Способы изображения ветра на карте.

2. Тренажер для определения направления ветра.

Задание 6   (У)

Определение направления ветра по карте.

Диагностические задания

1. Что называют атмосферным давлением?

2. Какое атмосферное давление называют нормальным?

Познавательные умения:

1.Какие изменения происходят с атмосферным давлением при наступлении холодной погоды? Теплой погоды?

2. раскрывать значение слова «ветер», «отклоняющая сила вращения земли», способы изображения ветра на карте,

«анемометр», «флюгер», использовать их в активном словаре;

- определять направление и силу ветра, обосновывать свое мнение;

- определять по географической карте направление ветра обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения- выполнять учебное задание в соответствии с требованиями задания и учителя.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать о причинах образования ветра,

- рассказывать о приеме

определения направления ветра,

- соотносить изображение с его значением;

Блок Б. Ветры постоянные и переменные

Цели:

• Ввести понятие «постоянные ветры», «переменные ветры», бриз, муссон

• Научить:

определять  особенности постоянного ветра и переменных ветров: бриза и муссона, черты сходства и различия бриза и муссона и обосновывать свое мнение;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

- Находить районы формирования постоянных и переменных ветров.

Сообщение учителя

«Постоянные ветры Земли»

Задание 1 (З)

Учебник стр.115, рис. 74

Переменные ветры: бриз, муссон.

Просмотр видео фрагмента.

Задание 2  (У)

Практическая работа

Определить черты сходства и различия в образования бриза

и муссона.

Диагностические  задания

1. Определите и обозначьте постоянные и переменные ветры земли (бриз, муссон),

Познавательные умения:

- раскрывать понятие «постоянные» и «переменные» (бриз, муссон) ветры земли,

- определят отличия бриза от муссона, обосновывать свое мнение,

- определять районы формирования постоянных и переменных ветров.

Регулятивные умения:

 - выполнять учебное задание, используя географическую карту,

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

 Коммуникативные умения:

-  оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.

 Предметные умения:

- определять постоянные и переменные ветры

- обозначать ветер на карте.

Блок В.  График  «Роза ветров»

Цели:

Ввести понятия.

«Роза ветров»

• Научить:

- читать «розу ветров»;

- строить «розу ветров»;

- анализировать «розу ветров»;

- делать выводы по графику;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию в рамках учебного диалога.

  • продолжить формировать:

- умение работы с графиками, статистическими данными, календарем погоды;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.

Задание 9   (У)

1.Знакомство с графиком «Роза ветров».

Как прочитать «Розу ветров».

Какие выводы по ней можно сделать?

2. Практическая работа: «Построение графика «Роза ветров»

 

Диагностические  задания:

1. Перечислите направления ветров;

2. Познавательные умения:

- раскрывать значение термина «роза ветров»,

 и использовать их в активном словаре;

Регулятивные умения

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

Предметные умения:

- рассказывать о способе построения «розы ветров»,

- читать «розу ветров».
- анализировать график «роза ветров».

Блок Д.  Многообразие ветров

Цели:

1. Познакомить с разнообразием ветров на Земле.

Сообщение учителя

1. Самое ветряное место на Земле.

2. Ветры: бора, фён, самум.

Диагностические  задания:

1. Перечислите «постоянные» и «переменные» ветры,

2. Познавательные умения:

- Самое ветряное место на земле

 и использовать их в активном словаре;

- Разнообразие ветров.

Регулятивные умения

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

Предметные умения:

- рассказывать о разнообразии ветров.

Блок Е.  Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень усвоения темы, а именно:

-  знание и понимание терминологии;

-  «причины образования ветра»,

- особенности постоянных ветров и переменных ветров: бриза и муссона, черты сходства и различия бриза и муссона

Контрольное задание

Тренажер

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Стимулировать интерес, воображение при работе с материалом

• Применять полученные знания на практике.

• Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для применения на практике.

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Личностные умения:

 - проявлять интерес к изучению окружающего мира.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для

1.определения «постоянных»

и переменных» ветров»,

2. определения различия муссона и бриза,

3. для построения графика «роза ветров»

Регулятивное умение

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- дополнять значениями ветра в жизни человека.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ. 

Закончите предложения:

1 Я знаю, что такое ветер.

2. Я могу ….

3. Я научился…

II. Задание на самооценку. 

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) работой,

 которую сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

- проявлять осознание собственной успешности при изучении темы;

 Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Сформировать представление о ветре, типах ветров.

Ввести методы определения направления ветра,

построения графика «Роза ветров»

Научить использовать приобретенные знания и умения

 в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при работе с картой

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с типовым планом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины,

 в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- строить график «Роза ветров»

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.

Ключевые умения

Умения в блоках

Сформировать представление о ветре, типах ветров,

причинах образования ветров.

Ввести:

- способы определения направления ветров;

- способы построения графика «роза ветров».

Научить использовать приобретенные знания и умения в

практической деятельности.

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «ветер», «бриз», «муссон», «различия

 бриза и муссона», причины образования ветра», «постоянные и

переменные ветры».

использовать их в активном словаре;

- определять направление ветра и  обосновывать свое мнение;

- определять  силу ветра и  обосновывать  свое мнение;

- определять постоянные и переменные ветры и обосновывать

свое мнение;

- определять различие между бризом и муссоном.

Ссылка для скачивания презентации:  https://disk.yandex.ru/client/disk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для интерактивной доски Smart notebook "Всё о чае"

Картинки можно использовать на первом уроке. А на закреплении пусть ребёнок подпишет картинки и т.д...

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Презентация урока в Smart Notebook к уроку географии 8 класс

В презентацию включено повторение   пройденного, а также материал по теме:  "Озера и болота"....

Презентация к уроку по топологии в программе Notebook

Презентация к уроку по топологии в программе Notebook...