Система заданий по географии, направленных на формирование УУД
материал по географии на тему

Божко Алексей Николаевич

Выступление на конференции 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_2013.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

                 МОАУ «ГИМНАЗИЯ №7» (ПОЛНОГО ДНЯ) г. ОРЕНБУРГА.

ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА  НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ  КОНФЕРЕНЦИИ

ПО  ТЕМЕ:

«СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД».

                                                                                                              ВЫПОЛНИЛ:

                                                                                                              УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ    

                                                                                                              ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

                                                                                                              БОЖКО А. Н.

                                                    ОРЕНБУРГ. 2013г.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждён приказом МО РФ 17 декабря 2010 г.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) предметы «География», «История России. Всеобщая история» и «Обществознание» входят в предметную область «Общественно-научные предметы». При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

География в средней школе это  система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми ими объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания наиболее благоприятной среды для жизни людей.

Содержание школьного географического образования тоже не стоит на месте. Наступивший век информационных технологий требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать её. Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке. Учащиеся должны иметь возможность сами  освоить приемы работы с учебником, географической картой в атласе и настенной картой, отбирать нужные им знания из просмотренных видеофильмов, компьютерных программ.

   Введение ФГОС ООО второго поколения предполагает смену парадигмы получения образования - от знаниевой, развивающей в большей степени память обучающихся, к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Новый учитель для новой школы даёт школьникам не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным.

 Современному учителю географии необходимо изменить подходы в организации образовательного процесса в алгоритме: "мотив – цель – способ - результат" с ориентацией формирования метапредметных, предметных, личностных школьных достижений.

С учётом  требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в  повседневной жизни, профессиональном самоопределении.

Учителям географии следует выделять личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, научиться их описывать, планировать приёмы и технологии формирования, отслеживать динамику развития способов деятельности школьников на уровне метапредметных, предметных, личностных результатов.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

   Представлю систему работы (заданий) по формированию УУД на примере изучения темы «Южная Америка» в 7 классе.

   Тема 1. «Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследований».

   По данной теме учащимся предлагается самостоятельно составить характеристику географического положения материка по известному им плану, используя различные карты атласа. Формируется умение работать по схеме, навыки самостоятельного поиска информации по географическим картам (познавательные, личностные УУД).

   После завершения работы проводится коллективная проверка выполненного, учащиеся вносят в свои работы необходимые коррективы, исправляют допущенные ошибки (регулятивные УУД).

   Тема 2. «Геологическое строение и рельеф Южной Америки».

   При объяснении темы ставится ряд проблемных вопросов:

 - почему в западной части материка преобладает горный рельеф, а в восточной – равнинный?

(необходимо найти связь между геологическим строением и рельефом);

 - какие виды полезных ископаемых и почему расположены в западной и восточной частях материка? (установление связи между геологическим строением, рельефом и видами полезных ископаемых).

   Развивается логическое мышление, умение делать выводы, связывать изучаемый материал с ранее изученным, давать обоснованные ответы (познавательные, коммуникативные УУД).

   Тема 3. «Климат Южной Америки».

   Вначале изучения темы ставится вопрос: Какие климатообразующие факторы могут определять климат материка? Развивается умение работать с картой, устанавливать связи между различными явлениями природы, делать выводы (познавательные УУД).

   Затем идет работа с климатограммами, представленными в учебнике, на основании анализа которых учащиеся дают характеристику климата различных климатических поясов. Развивается умение работать с данным источником информации (личностные, познавательные УУД).

   Тема 4. «Гидрография Южной Америки».

   Учащиеся по рядам получают задание: составить па плану характеристику рек Амазонка, Парана, Ориноко. Отрабатывается умение работать по схеме, использовать в качестве источника информации текст учебника, географические карты (личностные, познавательные УУД).

   Тема 5. «Разнообразие природы Южной Америки».

   Работа в группах. Пять групп учащихся получают задание: провести экскурсию по природным зонам материка – влажные экваториальные леса, саванны, степи, полупустыни, высокогорные районы. Есть возможность проявить творчество – составить рекламу своего маршрута, сочинить слоган и т.д. Развивается умение взаимодействовать в группе (в основном коммуникативные УУД).

   Тема 6. «Население и регионы Южной Америки».

   Учитывая большой объем материала, учащимся можно предложить подготовить мини-сообщения о странах Южной Америки (устное, письменное сообщение, презентация). Развивается умение самостоятельно находить информацию используя различные источники, перерабатывать найденный материал, компоновать его в форму сообщения или презентации, представлять свой продукт перед классом (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД).

   Тема 7. «Контроль знаний по теме Южная Америка».

   Учащиеся по вариантам выполняют письменную проверочную работу. Умение планировать свои действия, распределять время при выполнении заданий, выполнять задания различного типа, использовать при выполнении работы все ранее полученные знания и навыки (формируются все виды УУД). Текст проверочной работы прилагается.

   Работу можно рассматривать как подготовку к ГИА, поскольку при ее составлении используются задания из сборников для подготовки к ГИА по геграфии.

   

       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. 7 «А» КЛАСС. «ЮЖНАЯ АМЕРИКА». ВАРИАНТ № 1.

1. Какой мыс является крайней северной точкой Южной Америки?

1) Горн  2) Кабу-Бранку  3) Фроуард  4) Гальинас

2. Какое теплое течение омывает берега Южной Америки?

1) Перуанское    2) Западных ветров      3) Гвианское    4) Фолклендское

3. В какой части Южной Америки расположены горы Анды?

1) северной      2) южной      3) западной             4) восточной

4. На каком языке говорят в большинстве стран Южной Америки:

1) английском      2) французском     3) испанском            4) немецком

5. Какое утверждение верно?

  А) Берега Южной Америки на западе омывает Атлантический океан.

  Б) Материк Южная Америка находится в Западном полушарии.

1)  А – верно, Б – неверно  2) А и Б – неверно 3) А – неверно, Б – верно  4) А и Б - верно

6. В Южной Америке, в отличие от Африки, есть климатический пояс:

1) умеренный   2) тропический   3) субантарктический    4) экваториальный

7. Потомки от браков европейцев с индейцами - это:

1) мулаты    2) метисы      3) самбо      

8. Что лишнее в перечне? Почему?

1) Амазонка  2) Маракайбо    3) Парана   4) Ориноко

9. Установите соответствие:

      Природная зона                                      Растения

     1) экваториальные леса                           а) кебраччо

     2) саванны                                                б) ковыль

     3) степи                                                     в) сейба

10. Пампа – это…

11. Определите географические координаты: А) город Кито   Б) город Лима

12. Расскажите об озерах Южной Америки.

13. Какие факторы и как влияют на климат Южной Америки?

 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. 7 «А» КЛАСС. «ЮЖНАЯ АМЕРИКА». ВАРИАНТ № 2.

1. Какой из островов расположен в Карибском море?

1) Гренландия  2) Гаити  3) Мадагаскар  4) Пасхи

2. Какой пролив отделяет острова Огненной Земли от Южной Америки?

1) Дрейка    2) Панамский    3) Гибралтарский      4) Магелланов

3. В какой части Южной Америки расположено Бразильское плоскогорье?

1) северной              2) южной               3) западной                 4) восточной

4. На португальском языке говорят в:

1) Уругвае   2) Бразилии  3) Перу    4) Чили

5. Какое утверждение верно?

  А) Восточная часть Южной Америки равнинная.

  Б) Западное побережье Южной Америки занимают горы.

1)  А – верно, Б – неверно  2) А и Б – неверно 3) А – неверно, Б – верно  4) А и Б - верно

6. Южная Америка – это материк самый:

1) влажный   2) жаркий  3) засушливый    4) холодный

7. Потомки от браков европейцев с неграми - это:

1) мулаты    2) метисы      3) самбо      

8. Что лишнее в перечне? Почему?

1) Амазонская  2) Оринокская    3) Перуанское   4) Ла-Платская

9. Установите соответствие:

      Природная зона                                      Животные

     1) экваториальные леса                           а) опоссум

     2) саванны                                                б) капибара

     3) степи                                                     в) страус нанду

10. Сельва – это…

11. Определите географические координаты: А) город Каракас   Б) город Монтевидео

12. Расскажите о реке Амазонка.

13. Какие народы населяют Южную Америку? Как размещено население на материке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системы упражнений англоязычных методистов, направленные на формирование навыков письменной речи.

 В аттестационных требованиях к овладению иностранными языками учащимися к концу базового курса обучения говорится, что они должны владеть элементарной коммуникативной компетенцией в области письма – ...

Система работы на уроке, направленная на формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Состояние учебно-воспитательной работы школы на сегодняшний день можно характеризовать как становление воспитательной системы социальной ориентации, под которой подразумевается особая среда, где проис...

Комплект практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме «Южная Америка» для учащихся 7 класса

География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных геогра...

Комплект практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме «Южная Америка» для учащихся 7 класса

География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных геогра...

Статья: Специфика разработки комплекта практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий

Специфика разработки комплекта практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий " Южная Америка" для учащихся 7 классов...