Системы упражнений англоязычных методистов, направленные на формирование навыков письменной речи.
статья по английскому языку на тему

Волкова Вера Александровна

 

В аттестационных требованиях к овладению иностранными языками учащимися к концу базового курса обучения говорится, что они должны владеть элементарной коммуникативной компетенцией в области письма – заполнить анкету, бланк, написать открытку, личное письмо. А в программе для школ с углубленным изучением иностранного языка указывается на необходимость овладения навыками написания объявлений, схем, таблиц, эссе, проектов. Только благодаря долгому и усердному труду учащихся и учителя, к концу базового курса обучения, учащиеся успешно могут справиться с письменными заданиями.  Успехи в письме на начальном этапе обучения во многом определяют уровень сформированности навыков письменной речи в старших классах. Следовательно, формировать навыки письменной речи необходимо начинать на начальном этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemy_uprazhneniy.doc246 КБ

Предварительный просмотр:


 Системы упражнений  англоязычных методистов, направленные на формирование навыков письменной речи.

 Долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как средство, позволяющее учащимся лучше освоить программный языковой  материал, и средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучаемых. Действительно, в этом плане значение письма трудно переоценить. Только в условиях обучения в школе/классах с углубленным изучением иностранного языка в программные установки включалось овладение школьниками умениями письменной речи.

        В настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме решительно изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранного языка. Возрастание роли письма в учебном процессе по иностранному языку связано также с использованием в настоящее время творческих, интерактивных     форм       работы     с     языком      (проектов,   эссе   и   т.д.).

        В аттестационных требованиях к овладению иностранными языками учащимися к концу базового курса обучения говорится, что они должны владеть элементарной коммуникативной компетенцией в области письма – заполнить анкету, бланк, написать открытку, личное письмо. А в программе для школ с углубленным изучением иностранного языка указывается на необходимость овладения навыками написания объявлений, схем, таблиц, эссе, проектов. Только благодаря долгому и усердному труду учащихся и учителя, к концу базового курса обучения, учащиеся успешно могут справиться с письменными заданиями.  Успехи в письме на начальном этапе обучения во многом определяют уровень сформированности навыков письменной речи в старших классах. Следовательно, формировать навыки письменной речи необходимо начинать на начальном этапе обучения.

В   англоязычной  методической  литературе  существует подразделение письменных упражнений на 7 уровней.

Уровень 1

-   написать буквы алфавита

-   написать числа 1-60

-   написать свое имя и имена друзей

-   скопировать ясно слова основного списка слов

-   закончить описание человека или предмета

          Уровень 2

-   написать цифры 1-100

-   используйте заглавные буквы и точки правильно

-   запишите аккуратно слова в словарик

-  под  диктовку      напишите      короткие,      знакомые предложения

Уровень 3

-    составить короткое описание человека или предмета

-   под   диктовку      напишите      короткие,      знакомые предложения

-   перепишите разбросанные  предложения         в последовательный параграф

Уровень 4

-   напишите   короткую   личную   записку (или   открытку) другу

-   напишите короткий ответ (1) на вопрос

-  напишите короткий диктант из знакомого текста

- напишите   параграф   из   собственных   предложений   с использованием связующих средств

Уровень 5

-    составьте короткое описание ситуации или предмета

-   напишите короткие ответы (3 предложения) на вопросы

-   напишите заключение к повествованию

-   напишите короткий диктант из незнакомого текста

-   развивайте речь посредством свободных сочинений Уровень 6

-   напишите короткое содержание устного или письменного текста

-   напишите текст на основе данных в нетекстовой форме

-   напишите заключение к параграфу аргументов

-   напишите диктант из 5 параграфов

Уровень 7

-   используйте адекватную пунктуацию

-   напишите короткое эссе

-   напишите быстро без пауз черновик сочинения

-   используйте подготовительные приемы при сочинении

-  используйте приемы корректировки написанного.

        Под учебной письменной речью (writing for training) понимается выполнение в письменной форме разнообразных упражнений, направленных на овладение про дуктивными лексико-грамматическими навыками, а также речевыми умениями, включая умения коммуникативной письменной речи. Спектр упражнений очень широк в зависимости от ступени обучения учащихся, уровня подготовленности. Это могут быть следующие задания:

- заполнить пропуски;

- закончить предложения;

- ответить на вопросы;

- перевести с русского на английский;

- составить путеводитель по городу;

- сократить предложения;

- составить рассказ, описание;

- half dictation;

         Учебная письменная речь не только эффективное средство обучения, но и действенное средство контроля. Упражнениями самого высокого уровня в иерархии учебных письменных работ являются сочинение (composition) и подробное изложение (dicto-comp/dicto-gloss). Они же — традиционное средство контроля сформированности продуктивных навыков и умений письма.

        Коммуникативная письменная речь (writing for communication) — это экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме. Развитие умения выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая, в свою очередь, опирается на технику письма, сформированные графические и орфографические навыки. Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы или жанры письменных сообщений — текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или профессиональной деятельности, а также в личных целях .

        Наряду с указанными терминами в зарубежной методике существуют термины guided writing и free writing для обозначения письменной речи в зависимости от степени самостоятельности учащихся при создании речевого сообщения в письменной форме.

        Guided writing / controlled writing соотносится с учебной письменной речью, которая в значительной степени опирается на содержательные и языковые опоры. Примером может послужить следующее упражнение для среднего этапа обучения (см. приложение 1).  Free writing соотносится с коммуникативной письменной речью и отличается самостоятельностью учащихся в определении содержания и языковой формы письменного сообщения. Free writing используется на  старшем этапе обучения. Для примера возьмем следующее задание (см. приложение 2).

       В настоящее время существует два основных подхода к обучению иноязычной письменной речи: модель, ориентированная на продукт — письменное речевое сообщение, и модель, ориентированная на процесс порождения речевого произведения в письменной форме (Product-oriented writing, Process-oriented writing). При обучении иноязычной письменной речи обязательным требованием является сбалансированное сочетание этих двух под ходов, обеспечивающих учет всех компонентов и этапов речепорождения, при возможном преобладании одного из них в зависимости от уровня владения языком и потребностей обучаемых.

        Продуктивный подход, или текстовый (Product-oriented writing / Genre-based writing) - подход к обучению экспрессивной письменной речи, при котором важнейшую роль играет продукт речевой деятельности — письменное высказывание, текст «речевое произведение». Отличительной чертой этого подхода является и то, что развитие экспрессивной письменной речи тесно увязывается с рецептивной формой письменной коммуникации — чтением.

Данный подход к обучению письменной речи, который условно можно назвать текстовым, является наиболее традиционным и хорошо разработанным в методике преподавания как родного, так и иностранного языка. Он опирается на данные лингвистики об особенностях письменной формы коммуникации, объективированных в речевом продукте — тексте. Текст выступает в роли образца, подлежащего анализу, имитации. Путь от анализа текста-образца (по линии уменьшения опоры на образец) к созданию самостоятельного письменного сообщения — такова типичная схема работы, сложившаяся в рамках текстового подхода к обучению связной речи.

        Согласно этой схеме первым этапом в работе является чтение, осмысление и анализ отрывков, заимствованных из произведений разных жанров. В зависимости от дидактической задачи проводится (отдельно или комплексно) смысловой, композиционный, языковой, стилистический анализ текста.

        Следующий этап работы — построение высказываний по аналогии со структурными единицами разных уровней, содержащимися в тексте-образце. Типичными упражнениями, которые выполняются на этом этапе, являются: заполнение про пусков (gap-filling); дополнение предложений (completion); укрупнение единиц текста, объединение простых предложений в сложные, предложений — в абзацы (sentence combining); логическая перегруппировка предложений, абзацев (unscrambling); расширение — построение абзаца на основе ключевого предложения, создание текста на основе абзаца (expansion).

       Следующим этапом работы служит написание учащимися самостоятельных письменных сообщений. Редактирование письменных работ осуществляется в основном учителем, на предмет соответствия письменного произведения требованиям языковой правильности и нормативности, композиционной стройности, стилистической выдержанности. Приведем пример, отправной точкой для написания самостоятельного письменного сообщения возьмем текст “The Discovery of America” (см. приложение 3). Чтение текста – является первым этапом развития навыков письменной речи. Для второго этапа приемлемыми являются следующие упражнения:

- ответить true/false;

- написать короткие ответы;

- заполнить пропуски правильным словом из рамки;

- выбрать правильную форму слова для каждого предложения;

- заполнить пропуски в предложениях правильным предлогом;

- написать цифры словами;

- составить предложения.

И, наконец, третьим завершающим этапом является самостоятельное написание письменного сообщения  (см. приложение 4).

          Подход к обучению экспрессивной письменной речи, ориентированный на продукт-текст, продолжает играть значительную роль, особенно в условиях высшего профессионально-направленного образования, поскольку письменные сообщения (деловые письма, контракты и т. д.) должны быть выдержаны в строго определенной форме. Этот подход также важен и при подготовке к письменным экзаменам, в которых оценивается законченное речевое произведение, созданное учащимся самостоятельно в рамках установленного лимита времени. 

        Другой подход - процессуальный (Process-oriented writing) - это подход к обучению экспрессивной письменной речи, в основе которого лежит изучение психолингвистического процесса порождения письменных сообщений. Этот подход опирается на данные наблюдений за пишущими (носителями языка), на результаты опросов на разных стадиях создания письменных произведений. На первый план выдвигается не речевой продукт — текст, а сложный, творческий процесс речепорождения в письменной форме. В центре внимания оказываются личность пишущего, его коммуникативные и познавательные потребности, целевые установки на предстоящие виды письменных сообщений, а также та аудитория, к которой обращена письменная речь.

Модель обучения письменной речи, опирающаяся на психолингвистическую теорию порождения письменных высказываний, включает в себя три этапа:

1. Pre-writing / rehearsing — планирование, программирование содержания письменного сообщения, в ходе которого определяются цель и адресат, выявляются обобщенное смысловое содержание и структурно-семантические схемы его реализации. На этом этапе происходит разработка темы, установление смысловых связей на уровне словосочетаний, предложений, отбор средств и способов формирования и формулирования мысли (discovering. Generating ideas). Запись материала на этом этапе может иметь неструктурированный характер. При обучении письменной речи учащимся предлагаются следующие упражнения: «мозговой штурм» (Brainstorming), составление логико-смысловых карт (Mappimg), «автоматическое письмо» (Fast writing), обсуждение (conferencing), ответы на вопросы (responding to questions), составление плана (note-making, outlining).

2. Writing / drafting — реализация замысла письменного высказывания, его оформление в речевых структурах сначала во внутренней, затем во внешней речи. На этом этапе происходит структурирование письменного сообщения на основе известных схем риторической организации и композиции текста: написание вступления (introduction), основной части (main body), заключения (conclusion). Полезными упражнениями, соответствующими этому этапу, являются логическая перегруппировка (unscrambling), укрупнение (объединение) единиц текста (sentence combining), а также их расширение (expansion) и сокращение (reduction) .

3. Revising / editing / post-writing— этап контроля, на котором происходит редактирование написанного, с возможным возвращением к предыдущим этапам работы. В отличие от подхода, ориентированного преимущественно на продукт письменной речи, где исправление и оценка письменных произведений осуществляются в основном учителем, в модели, имитирующей процесс речепорождения, редактирование может проводиться самостоятельно, с участием учителя или в группах.

        Как уже было отмечено, целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы или жанры письменных сообщений - текстов

        Типы письменных сообщений, или жанры (written genres) (речевых «произведений») можно рассматривать как продукты речевой деятельности в письменной форме и как объекты обучения или как варианты речевых упражнений для формирования умений в экспрессивной письменной речи.

Многообразие письменных сообщений с различной функционально-коммуникативной направленностью, содержанием, композиционной структурой и языковой формой можно классифицировать в зависимости от сферы их применения.

На основе классификации Т. Хедж можно выделить основные типы экспрессивной письменной речи в зависимости от ее назначения и сферы функционирования, а также виды письменных сообщений, в которых реализуется каждый из этих типов и которым целесообразно обучать в зависимости от конкретных условий и целей.

Study writing

Professional writing

Social writing

Personal

writing

Creative writing

essays

business letters

notes

diaries

poems

research reports

progress reports

letters

journals

stories

summaries

resumes/

invitations

reminders

rhymes

reviews

curriculum vitae

messages

addresses

drama

annotations

applications

instructions

redoes

scripts

abstracts

public notices

shopping

lyrics

notes

contracts

lists

memoranda

packing

minutes

lists

advertisements

-

articles

 

1. Study writing / academic writing — письменная речь, используемая в учебных     (академических)     целях.     Примерами     письменных речевых    сообщении    являются    конспект   и заметки (notes), рецензии (reviews), краткие изложения (summaries)  и эссе (essays).

2.    Professional writing / business writing —— письменная речь, используемая в профессиональных целях; реализуется в таких речевых произведениях, как деловые письма (business letters), контракты (contracts), объявления (public notices), отчеты (progress reports), статьи (articles), протоколы (minutes), деловые записки (memoranda / memos).

3. Social writing — письменная речь, используемая для поддержания общения в форме записок (notes), частных писем (letters), открыток (postcards), электронных посланий (е-mail messages), телефонных сообщений (telephone messages).

4. Personal writing — письменная речь, используемая в личных целях в виде дневниковых записей (diaries, journals), заметок на память (reminders), рецептов (recipies), записи адресов (addresses).

5. Creative writing — творческая письменная речь: стихи, рассказы, сценарии, эссе и т. д.

Внутри каждого типа экспрессивной письменной речи выделяются письменные сообщения, в основе которых преобладает продуктивность (в том случае, если содержание и языковое оформление определяются самим пишущим), либо репродуктивность (при письменной передаче информации, полученной из письменных или устных источников, переработанной в разной степени свернутости).

        В нашей образовательной культуре в целом формированию навыков письменной речи уделяется не так много внимания, как того хотелось бы. Русские предпочитают устную культуру общения письменной настолько, что даже экзамены проводят только в устной форме и в деловых отношениях пренебрегают перепиской.

         В англоязычной и общеевропейской культуре обучению письму уделяется значительное внимание. Делается это последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложении, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру. Думается, что и нам не стоит пренебрегать данным этапом формирования письменных речевых навыков, тем более что упражнения, используемые для этого, носят многофункциональный характер и с успехом могут решать несколько взаимосвязанных задач обучения и языку, и речи.


Приложение 1

Controlled Writing

George Washington, the first President of the United States, didn't live in the White House. In fact, he was the only President who didn't live in the White House. He was President from 1789 to 1797, before the White House was completed. Washington lived in a house called Mount Vernon. Use the information below to write a story about Mount Vernon.

Mount Vernon

Fairfax County, Virginia

fifteen miles from Washington, D.C.

a two-story building

eight columns in the front

made of wood

painted white

built in the early 1700s

now a museum

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


                                                  Приложение 2

Creative Writing

Use your imagination to write a story about one of the following:

(1) The Day Prohibition Started

(2) The Day Prohibition Ended

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 3

The Discovery of America

Christopher Columbus was born in Genoa, Italy. He loved the sea. When he was only fourteen, he became a sailor. Later, he became an explorer. He wanted to discover a new route to India. The Spanish queen, Isabella, gave him three ships, sailors, and money for his trip.

Columbus and his sailors were at sea for ten weeks. Finally, on October 12, 1492, they saw land. Columbus thought it was India. He called the people there "Indians." Columbus didn't discover a new route to India; he discovered a new land.

Later, Amerigo Vespucci, another Italian explorer, wrote about this new land. A German mapmaker read Amerigo's stories. He liked them so much that on the map of Columbus's India, he wrote «America»!


Приложение 4

Creative Writing

Write a story about your discovery of a new land or planet. Fill in each blank with a word that fits into your story.

THE DISCOVERY OF __________________

I was born in _________________. I loved ____________. When I was only ___________________, I became a/an _____________. I wanted to discover ______________. _______________ gave me ________________ for my trip.

I was ________________ for ten ____________. Finally, on __________________, I saw ______________. I thought  it  was

___________________.  I  called  the  people there ___________________.  I didn't discover___________________; I discovered a new ________________.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. – СПБ: Златоуст, 1999.
  2. Byrne, D. Teaching Writing Skills. London: Longman, 1988.
  3.  Doff, A. Teach English. – Cambridge: CUP, 1993.
  4.  Dunn, O. Beginning English with Children. – London: Longman, 1984.
  5.  Hamp – Loyns, B. Heasly. Study Writing. – CUP, 1997.
  6.  Friederike, K. Keep Talking. – Cambridge: University Press, 1995.
  7.  Hedge, T. Teaching Writing. – Oxford: OUP, 1988.
  8.  Nunan, D. Language Teaching Methodology. – London: Prantice Hall, 1995.
  9. Sweney, A. Draw and Write // Mary Glasgow Magazines. – 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков письменной речи у учащихся С(К)ОУ VIII вида

Материал позволяет оценить степень овладения элементарными навыками письменной речи школьников с ограниченными возможностями здоровья....

Методическая работа "Формирование навыков письменной речи на среднем этапе обучения английскому языку"

Данное методическое пособие дает краткий теоретический обзор наработок по теме. Содержит практическую часть, написание писем личного характера, эссе, критерии оценивания раздела "Письмо".В насто...

Система упражнений и методических приемов как средство контроля и формирования навыков письменной речи на английском языке

Данная статья предназначена для учителей иностранного языка. Она поможет при организации урока иностранного языка....

Формирование навыков письменной речи: написание эссе на английском языке.

Письмо в методическом плане длительное время считалось «золушкой методики» и было почти полностью устранено из процесса обучения. При коммуникативно-ориентированном подходе в обучении уделялось больше...

Научная статья "Формирование навыков письменной речи (эссе) в английском языке.

Данная статья посвящается исследованию «Развитие лексических и грамматических навыков при написании сочинения». Ключевым моментом этого исследования является сравнительно новая методика &l...

Формирование навыков письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС

В статье даётся конспект урока по русскому языку в 5 классе согласное ФГОС по теме "Корень и однокоренные слова"...

Методическая разработка "Формирование навыка письменной речи (составление электронного письма по теме "My Family")

Формирование навыка письменной речи (составление электронного письма по теме “My Family”)...