Урок в 6 классе."Вулканы. Горячие источники. Гейзеры".
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Зуева Надежда Дмитриевна

Этот урок преследует следующие цели:

1. расширить и углубить знания о вулканах и их строении,  2.познакомить с географией  их размещения; 

3. выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников;

4. развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

5. содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse._vulkany_goryachie_istochniki_geyzery.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бондаревская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Воронежской области.

Урок в 6 классе

Провела: учитель географии

Зуева Н.Д.

2010 г.

Цели: 1. расширить и углубить знания о вулканах и их строении,  2.познакомить с географией  их размещения;  

3. выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников;

4. развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

5. содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;

Оборудование: мультимедийное оборудование,  презентационный материал, атласы, физическая карта мира  урока.

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер.

Ход урока.

Ι. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем небольшой  багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге. Предлагаю ответить на вопросы.

- Что такое землетрясение? Каковы его причины?

- Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

Отгадайте загадку.

            Магма по жерлу рвется наружу    

            Выход из кратера очень ей нужен,

            Если проход на поверхность ей дан,

            Значит проснулся грозный….вулкан  (слайд 1)

- О каком природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах)

Сообщение темы и целей урока. (слайд 2)

Дети,  у каждого из вас на парте лежит технологическая карточка урока, с которой вы будете работать по ходу изучения новой темы. Запишите в нее тему урока:  "Вулканы, горячие источники, гейзеры"

1. Представление древних людей о вулканах.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).

- Давайте послушаем Сукова Эдуарда  и узнаем, откуда к нам пришло название этого природного явления             (приложение 1)   (слайд 3, 4)

2. Как образуются вулканы

В верхней части мантии есть слой астеносферы, вещество которого находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется  магма-  расплавленного вещества мантии, насыщенного газами. Под давлением магма поднимается вверх по трещинам в земной коре. Выходя по трещинам на поверхность, магма превращается в лаву, которая остывает. Образуется маленький конус. Чрез некоторое время лава опять выливается на поверхность и застывает. Конус увеличивается и т.д., пока не превратится в большую гору правильной конической формы. Эта гора и является вулканом.

3. Строение вулкана. (слайд 5)

Рассмотрим схему "Строение вулкана".  

 Под давление  расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется  жерло вулкана.

На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы,  водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.

Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву.  Застывшая лава образует конусы вулкана.   Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.

4. Типы вулканов. (слайд 6)

По своей активности вулканы делятся на 3 группы:

 

Какие вулканы называются действующими, а какие – потухшими, вы узнаете, прочитав текс параграфа на стр.        .

5. Самостоятельное чтение.

 Открываем учебник на странице      , читаем подпункт       и отвечаем на вопросы:

- Какие вулканы называются действующими?

- Какие вулканы называются потухшими?

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры  в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы  есть на всех материках, кроме Австралии.

Действующие вулканы: Кракатау, Фудзияма, Ключевская Сопка (самый высокий действующий   вулкан Евразии - 4750м ) найдите их на карте.

- Как они обозначаются?

Потухшие вулканы: влк. Килиманджаро в Африке,  влк. Везувий, влк. Эльбрус в горной системе Кавказ. (слайд 7,8)

- Найдите их на карте и скажите, как они обозначаются?

Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими. но они вновь начали извергаться.

Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например,  в районе Тихоокеанического огненного кольца.    

Вулканы образуются не только на суше,  но и на  дне океанов. Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова.  (слайд 9)

6. Горячие источники и гейзеры.

   В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники. Это гейзеры.

Гейзеры — это периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой. Вода гейзера – минеральная, в ней содержатся  соли различных веществ. Остывая на поверхности земли, она напоминает снег- это пласты минерала гейзерита.  Температура воды горячих источников довольно высокая. Зимой, когда температура воздуха -25 ◦С  в водоемах, наполненных водой из горячих источников,  много купающихся. Этой водой так же отапливают помещения.

7. Схема действия гейзера. (слайд 10) Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.

Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.

В России на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров. (слайды 11,12)

  1. Подведение итогов урока.

-  Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.

Этап рефлексии:

  1. Сегодня на уроке мне…
  2. Меня особенно  удивило  то, что…
  3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
  4. Было бы хорошо, если бы…
  5. Мне не понравилось…

  1. Домашнее задание.. (слайд 14)

1.Изучить материал учебника стр. 82-85. Обозначить на контурной карте вулканы, указанные в параграфе.

2. Узнать: откуда произошли названия вулканов, указанных в параграфе.

Технологическая карта урока

        

Тема урока……………………………………………………………………………

  1. Вулкан- это…………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………..

  1. Закончите схему "Строение вулкана"

3. Заполните схему

                                                                   

   

                             

                   

4. Гейзер-это……………………………………………………………………                              

…………………………………………………………………………………..                    

 

РЕФЛЕКСИЯ

  1. Сегодня на уроке мне…

    2. Меня особенно  удивило  то, что…

    3. До начала урока я думала, что…,    а сейчас знаю….

     4.  Было бы хорошо, если бы…

  1. Мне не понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

География 6 класс "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры"

Изучить строение, извержение  и значение вулканов; горячие источники и  гейзеры, их значение в природе и жизни человека. Развивать мыслительную деятельность через умение работать с текстом, ...

Конспект урока на тему:" Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс

Урок по теме: "Вулканы,горячие источники, гейзеры" в 6 классе предназначен для изучения нового материала. Для проверки домашнего задания дан небольшой тест,рассчитанный на 3-5 минут.Помимо изучен...

Урок" Вулканы, горячие источники,гейзеры"

Урок включает в себя :цель, задачи, ход занятия и рефлексию....

Урок географии в 6 классе по теме: "Вулканы, горячие источники, гейзеры"

Урок разработан по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. Материал может пригодится для проведения окрытого урока....

Презентация к уроку "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры"

Дидактическая цель: создать условия для усвоения и осмысления новой информации по теме "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры" на основе элементов развивающего обучения....

Презентация к уроку по географии "Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс

Презетация к уроку по географии "Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс...

Урок географии в 5 классе по теме «Вулканы, горячие источники, гейзеры»

Урок географии в 5 классе по теме «Вулканы, горячие источники, гейзеры»...