урок географии для 5 класса "Градусная сеть.Географические координаты"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
Данный урок интересен тем, что построен не только на основе системно-деятельностного подхода, но и с учетом гендерных особенностей учащихся. Материал был найден на сайте "Фестиваль педагогических идей", переработан и добавлен. Тема урока заметно легче усваивается, если урок представить в виде путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_grad.set_.geograf.koordinaty.doc | 452.5 КБ |
kartochki.docx | 15.04 КБ |
презентация к уроку часть 1 | 2.91 МБ |
презентация к уроку часть 2 (продолжение) | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Градусная сеть. Географические координаты»
- Цель урока: сформировать представление о географических координатах и практических способах их определения.
- Задачи:
- обучающие:
- сформировать понятия «широта», «долгота», «географические координаты»;
-сформировать практические навыки работы с картой: умение определять по карте географическую широту, долготу, географические координаты объекта; умение определять по карте объект по заданным координатам;
- учить детей пользоваться градусной сеткой, определять расстояния и направления между объектами по градусной сетке.
-развивающие:
- развивать пространственные представления учащихся;
-развивать познавательный интерес к изучению географии;
-развивать способность применять умения, навыки в поисках решения проблемной ситуации, анализировать, делать выводы.
-воспитательные:
- воспитывать навыки коллективной работы: взаимопроверки, взаимопомощи;
- воспитывать географическую культуру.
8. Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, использование таблиц, карт, схем, ЭОР, ПК умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение ориентироваться в окружающем мире, овладение элементарными практическими умениями и знаниями работы с картами.
Предметные: усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; овладение умениями читать и карты, таблицы, схемы, рисунки по данной теме, находить географᴎческᴎе коордᴎнаты; развᴎтᴎе способностей делать выводы ᴎ формулᴎровать правᴎла пользованᴎя даннымᴎ карт.
- Универсальные учебные действия:
Лᴎчностные: осознать значᴎмость ᴎспользованᴎя на практᴎке географᴎческᴎх коордᴎнат.
Регулятᴎвные: планᴎровать свою деятельность под руководством учᴎтеля, оценᴎвать работу однокласснᴎков, работать в соответствᴎᴎ с поставленной задачей, сравнᴎвать полученные результаты с ожᴎдаемымᴎ.
Познавательные: ᴎзвлекать ᴎнформацᴎю о местоположенᴎᴎ географᴎческᴎх объектов прᴎ работе с картамᴎ, таблᴎцамᴎ, схемамᴎ, рᴎсункамᴎ, текстом учебнᴎка , делать аналᴎз ᴎ отбор ᴎнформацᴎᴎ, добывать новые знанᴎя ᴎз ᴎсточнᴎков ЭОР, перерабатывать ᴎнформацᴎю для полученᴎя необходᴎмого результата.
Коммунᴎкатᴎвные: уменᴎе общаться ᴎ взаᴎмодействовать друг с другом.
- Тᴎп урока:урок ᴎзученᴎя нового матерᴎала.
- Формы работы учащᴎхся:Работа фронтальная, групповая, ᴎндᴎвᴎдуальная
- Оборудование и материалы:Атлас. Контурные карты. Физическая карта полушарий.Раздаточный дидактический материал.
Мультᴎмедᴎйная презентацᴎя к уроку , компьютер, мультᴎмедᴎйный проектор, экран.
- Структура ᴎ ход урока:
Технологᴎческая карта урока
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКИ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ:
КАРТОЧКА № 1
Капитан Немо начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам под 35° с. ш. и 140° в. д. В каком океане и вблизи каких островов находилась подводная лодка капитана?
КАРТОЧКА № 2
Потерпевший кораблекрушение капитан Грант сумел добраться до острова Табор (37° ю. ш., 140° з. д.). Обозначьте остров на контурной карте и скажите, в каком океане он находится.
КАРТОЧКА № 3
Для поиска капитана Гранта яхте «Дункан» пришлось огибать Южную Америку, чтобы попасть из Атлантического океана в Тихий, так как в то время еще не был построен Панамский канал между Северной и Южной Америкой. Определите географические координаты Панамского канала.
КАРТОЧКА № 1
Капитан Немо начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам под 35° с. ш. и 140° в. д. В каком океане и вблизи каких островов находилась подводная лодка капитана?
КАРТОЧКА № 2
Потерпевший кораблекрушение капитан Грант сумел добраться до острова Табор (37° ю. ш., 140° з. д.). Обозначьте остров на контурной карте и скажите, в каком океане он находится.
КАРТОЧКА № 3
Для поиска капитана Гранта яхте «Дункан» пришлось огибать Южную Америку, чтобы попасть из Атлантического океана в Тихий, так как в то время еще не был построен Панамский канал между Северной и Южной Америкой. Определите географические координаты Панамского канала.
КАРТОЧКИ ДЛЯ ДЕВОЧЕК:
КАРТОЧКА №1
Представьте, что вы отстали от своей туристической группы. На каком транспорте сухопутном или морском вы будете догонять группу, если она находится в точке с координатами 30° южной широты и 70° восточной долготы. Где же проходит ваше туристическое путешествие?
КАРТОЧКА №2
Я сейчас нахожусь на замечательном объекте, который открыл английский путешественник Давид Ливингстон в 1856 году. Найдите его на карте по координатам 18° южной широты 26° восточной долготы. На каком материке он находится?
КАРТОЧКА №3
Этот вулкан нагоняет страх на местных жителей. Что это за вулкан, если его координаты 3° южной широты 37° восточной долготы. На каком материке он расположен и до какого океана от него можно добраться быстрее всего?
КАРТОЧКА №1
Представьте, что вы отстали от своей туристической группы. На каком транспорте сухопутном или морском вы будете догонять группу, если она находится в точке с координатами 30° южной широты и 70° восточной долготы. Где же проходит ваше туристическое путешествие?
КАРТОЧКА №2
Я сейчас нахожусь на замечательном объекте, который открыл английский путешественник Давид Ливингстон в 1856 году. Найдите его на карте по координатам 18° южной широты 26° восточной долготы. На каком материке он находится?
КАРТОЧКА №3
Этот вулкан нагоняет страх на местных жителей. Что это за вулкан, если его координаты 3° южной широты 37° восточной долготы. На каком материке он расположен и до какого океана от него можно добраться быстрее всего?
Подписи к слайдам:
На карте – огромная планета Земля: Реки и горы, равнины, моря. Точка на карте зовется «объект» - Такое понятие ввёл человек.- Сегодня мы с вами узнаем о том, Что каждая точка имеет свой дом, Чтобы её отыскать в целом мире, Ей указали этаж и квартиру. Сложно найти этот адрес ребятам, Если не следовать координатам.Этаж называется широтой, Номер квартиры – её долготой. Как отыскать в дом заветный ключик? Карта и глобус нас этому учат. Нам остается припомнить немного, Какие ведут к каждой точке дороги. Как только дороги пересекутся, Искомые точки сразу найдутся.
« 7 июня 1862 г. трехмачтовое судно «Бригантина» … Глазго потерпело крушение …. два матроса и капитан Грант достигли 37є широты южной…, окажите нам помощь».
Цель урока:Познакомиться с новыми понятиями: географическая широта и долгота, научиться определять географические координаты.
экватор
начальный меридиан
40є
40є
0є
80є
0є
40є
40є
80є
80є
120є
120є
160є
160є
сев. тропик
юж. тропик
сев. полярный круг
начальный меридиан
меридиан 180є
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШИРОТА
Географическая широта
северная широтас.ш.
южная широтаю.ш.
экватор
А 70°с.ш.
Подписи к слайдам:
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДОЛГОТА
восточная долготав.д.
западная долготаз.д.
0 меридиан
А 30° в.д.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДОЛГОТА
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ - широта и долгота, определяют положение точки на земной поверхности.
Варианты записи координат:с.ш. в.д. с.ш. з.д.ю.ш в.д. ю.ш. з.д.
ОПРЕДЕЛИТЕ КООРДИНАТЫ:
Название города
Географическаяширота
Географическаядолгота
56° с.ш.
38° в.д.
59° с.ш.
31° в.д.
48° с.ш.
3° в.д.
ОПРЕДЕЛИТЕ КООРДИНАТЫ:
Название города
Географическаяширота
Географическаядолгота
Москва
56° с.ш.
38° в.д.
Санкт-Петербург
59° с.ш.
31° в.д.
Париж
48° с.ш.
3° в.д.
Алгоритм определения географических координат
1.Определяем географическую широту.А) В каком полушарии относительно экватора он расположен?Б) Какая параллель проходит через канал?Ответ: 10 с.ш.2. Определяем географическую долготу.А) В каком полушарии относительно нулевого меридиана он расположен? Б) Какой меридиан проходит через канал? Ответ: 80 з.д.Панамский канал – 10 с.ш. и 80 з.д.
Определите географические координаты Панамского канала.
Домашнее задание
Изучить §18,выписать в тетрадь все определения и выучить. Выполнить в тетради письменно задание №4 в конце параграфа с. 69. Придумать свой маршрут путешествия, отметив его на контурной карте полушарий, при этом подписать не менее 5 объектов,через которые он проходит, их названия и координаты, направления следования.
Спасибо!
Не теряйтесь!
Будьте добрыми!
Будьте терпеливыми!
Учитесь и у вас всё получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по теме « Градусная сеть, географические координаты»
Практическая работа по теме « Градусная сеть, географические координаты» 6кл. Задание № 1 Переведите численные М в именованные : 1) 1 : 5000, 2) 1 : 250...
урок географии в 6 классе на тему "Географические координаты"
урок закрепления и обобщения знаний по теме "Географические координаты"....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР
Урок географии в 6 классе. Цель урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...
Градусная сеть. Географические координаты
Презентация к уроку географии в 6 классе натему "Градусная сеть. Географические координаты"...
Урок географии "Географические координаты. Урок - практикум" 6 класс.
Урок - практикум....
Урок географии в 5 классе Географические координаты.
1.Цель урока: сформировать представление о географических координатах и практических способах их определения.2.Задачи:- обучающие:- сформировать понятия «широта», «долгота», «географические...
Методическая разработка практических заданий по теме "Градусная сеть. Географические координаты".
Задания данной методической разработки мгут быть использованы для закрепления темы "Градусная сеть. Географические координаты"....