Урок географии в 8 классе по теме "Природные зоны Русской равнины"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Коренева Кристина Николаевна

Предварительный просмотр:

Разработка урока географии для 8 класса.

Раздел: Русская равнина.

Тема: Природные зоны  Русской равнины.

Цели:

-  создать условия для формирования и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных зон Русской равнины;  определения причин,  влияющих  на набор и размещение природных зон;

-  развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, продолжить развитие логического мышления;  развивать коммуникативные навыки, толерантность, умение интерпретировать информацию в виде таблицы пользуясь  разными источниками информации;

- продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе. Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости Русской равнины, воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Тип урока:  усвоение новых знаний.

Предварительная подготовка: разделить класс на группы, назначить командиров,  подготовка сообщения.

Оборудование:  учебник «География – Природа России» В.П. И.И Баринова стр. 158-160, физическая карта России,  карта природных зон России, компьютер, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы урока,

 применяемые методы

и приёмы обучения.

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся.

Предполагаемые ответы.

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

(2 минуты) Мотивация.

- Здравствуйте ребята!

Выявление отсутствующих.

Есть 2 разряда путешествий,

Один пускаться с места в даль, Другой сидеть на месте, листая календарь.

- Ребята сегодня мы приоткроем ещё одну страницу географии нашей родины. Совершим виртуальное путешествие.

- У нас всё готово?

- А хорошее настроение возьмём с собой?

- Желаю вам в этом путешествии справиться с трудностями и познать радость открытия.

В добрый путь.

Внимательно слушают, настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы.

2.Изучение нового материала.

Формулирование темы и целей.(5 мин)

Иллюстративный.

Частично-поисковый.

Поисковая беседа.

Иллюстративный.

Частично-поисковый.

Беседа.

Поисковая беседа.

Работа с картой и картами атласа.

Репродуктивный.

(5 минут)

Объяснительный.

Работа в группах.(3  + 14 минуты)

Частично-поисковый.

 

Иллюстративный.

Беседа.

Рассказ.

Иллюстративно-объяснительный  (2 минуты).

Репродуктивный.

(5 минуты)

Проблемный вопрос.

Определим маршрут путешествия.

Какой раздел мы начали изучать?

Изучать крупные  районы мы будем по плану, давайте вспомним, что он собой представляет?

- Где найти эту информацию?

Приложение №1. Слайд №1.

- Что мы уже знаем о Русской равнине?

- А что должны узнать сегодня?

- Сформулируйте тему.

- А при характеристике природных зон мы  разве не даём характеристику флоры и фауны?

- Значит, как будет звучать тема урока?

- Какой территории?

Слайд №2.

Тема: Природные зоны Русской равнины.

Запишите в тетрадь.

- Что должны узнать на уроке?

Слайд №3

- Какие особенность будем характеризовать?

- Ну и ответим на вопрос: почему на Русской равнине  столько природных зон?

- Какие источники информации нам понадобятся? (карта природных зон России, учебник158-160, физическая карта России)

- Итак, назовём природные зоны Русской равнины. Откройте карту природных зон России и найдите территорию  Русской равнины, сравнив её с физической  картой России.

Показывает расположение Русской равнины на карте природных зон России.

- Перечислите природные зоны с севера на юг по меридиану 45 градусов восточной долготы.

- Работать мы сегодня будем в группах.

Правила работы в группе (напомнить)

1.Командир отвечает за работу в группе.

2.Организует работу, распределяя обязанности.

3.Оценевает работу каждого участника.

4.Его оценка зависит от результативности работы группы.

- На столах у каждой группы лежат таблицы. (Приложение 2)

В таблице есть 1 незаполненная строка – это и будет вашим заданием для группы.

Вы должны её заполнить и подготовить сообщение не более чем на 2-3 минуты. Отчёт: 1 человек у доски показывает на карте, где расположена природная зона, 2 человек даёт характеристику, используя записи в таблице.

На выполнение задания группам отводится 3 минуты.

- 3 минуты истекло. Начинаем выступления.

-  Задание для групп, при выступлении оппонентов: всем группам при выступлении нужно заполнить пропущенные ячейки в своих таблицах.

По окончании каждого выступления демонстрируется слайд с внешним видом природной зоны и примерами растений и животных этой зоны.

Тундра и лесотундра.

Слайд №4,5.

Тайга

Слайд №6,7.

Смешанные и широколиственные леса

Слайд №8,9.

 

Лесостепи и степи.

Слайд №10,11.

Степи полностью изменены человеком.

Пустыни и полупустыни.

Слайд №12,13.

Проверка заполнения таблицы в каждой группе.

- На территории Русской равнины находится уникальный объект - Астраханский заповедник.

Расположение на карте.

- Найдите его на карте.

Слайды № 14,15,16,17.

        

- Кроме уникальных охраняемых объектов есть ещё и Памятники природы.

- Задание группам (Приложение 3): составить план в ходе доклада.

Сообщение: «Памятники природы» - Приложение №4 (презентация).

Проверка заполнения таблиц у каждой группы (последний слайд в презентации)

Слайд №18

- Почему на территории Русской равнины мы наблюдаем такое большое количество природных зон?

Русская равнина.

План в тетради.

  • Географическое положение
  • Рельеф
  • Геологическое строение и полезные ископаемые
  • Климат
  • Почвы
  • Внутренние воды

Природные зоны, растительный и животный мир.

Природные зоны, растительный и животный мир.

Да характеризуем растительный и животный мир.

Природные зоны.

Природные зоны Русской равнины.

Делают записи.

1.Какие природные зоны есть на территории Русской равнины.

2.Дать им характеристику.

Географическое положение, рельеф, климат, почвы, растения и животные.

Ребята предварительно (до начала урока) делятся  на 5 групп  и назначаются командиры.

Карта природных зон России, учебник.

Работают с картами атласа: определяют расположение Русской равнины на карте природных зон.

Перечисляют природные зоны.

Внимательно слушают.

Знакомятся с заданием.

Выполняют задание.

Каждая группа выступает с докладом.

Выполняют задание.

Работают с картой.

Внимательно слушают, выполняют задание.

Докладчик проверяет выполнение задания, сверяя свой план с планом получившимся у групп.

1.Большая протяжённость с севера на юг.

2.Разность климатических условий.

3.Равнинный рельеф.

3.Закрепление.

Индивидуальный опрос.

(5 минут)

Самопроверка.

Тест  (Приложение№3)

1. Самую большую площадь на Русской равнине  занимает природная зона…

А. тундр                                      В. тайги

Б. лесотундр                               Г.лесостепей

2. На Прикаспийской низменности расположена зона…

А. степей

Б. лесостепей

В. полупустынь и пустынь

Г. высотной поясности

3. О какой природной зоне Русской равнины идет речь?

Занимает почти 1/6 территории России, имеет избыточное увлажнение, продувается сильными ветрами, от которых деревья вырастают «чуть больше грибов». В летние месяцы пестрит яркими цветами и разноцветными годами. Многочисленные озера богаты рыбой. На особых лишайниках пасутся огромные стада северных оленей.

     А. Зона тайги                   В. Зона лесотундр

Б. Зона тундр                  Г. Зона лесостепей

4. Для какого природного комплекса Русской равнины характерны следующие черты…

Отсутствие древесной растительности. Коэффициент увлажнения от 0,6-0,8 на севере, до 0,3 на юге зоны. Средняя температура июля +21…+23 градуса по Цельсию. Черноземы и темно-каштановые почвы, последние нередко засолены. Периодические засухи, суховеи, пыльные бури.

 А. Тундры                          В. Степи

Б.Лесостепи                         Г. Полупустыни

5. Участки какой природной зоны Русской равнины в настоящее время можно увидеть в ненарушенном виде только в заповеднике?

А. Тундры                          В. Степи

Б.Лесостепи                       Г. Полупустыни

Слайд №19

Ключ:

1.В

2.В

3.Б

4.В

5.В

4.Домашнее задание.

(2 минуты)

  1. Привести полученную информацию в виде таблицы в тетради.
  2. §28
  3. Сообщение «Природные ресурсы русской равнины».
  4. Найти описание природной зоны в любой художественной литературе.

Слайд №20

Записывают домашнее задание в дневники.

5.Рефлексия.

(3 минуты)

Оцените свою работу на уроке:

1.Всё ли вам было понятно?

2. Какие формы работы вам  были эффективны?

Слайд №21.

6.Итог урока.

(2 минуты)

Выставление оценок.

- Спасибо за урок, вы сегодня молодцы, мне было приятно работать с вами.

Командиры команд оценивают участников своих групп.

Приложение 2

Природные зоны Русской равнины.

Природная зона

ГП

Рельеф

Климат, почвы

Растения

Животные

Тундра и лесотундра

Севернее Полярного круга, приморская низменность

Плоский

Субарктический, отепляет действие Баренцева моря, влажный.

Тундрово-глеевые

Моховолишайниковая растительность на севере,  кустарничковая на юге.

Гуси, утки, кулик, белый лебедь, северный олень

Тайга

От северно Полярного круга до 50 с.ш.

Плоский

Умеренного пояса: умеренно-континентальный. Песчаные

Хвойные леса

Соболь, лось, медведь.

Смешанные и широколиственные леса

50 с.ш – 55 с.ш

плоский

Умеренного пояса: умеренно-континентальный.

Дерново-подзолистые, серые лесные.

Хвойные и широколиственные породы деревьев.

Волк, лиса, заяц.

Лесостепи и степи

Южная часть равнины за исключением юго-востока

Равнинный рельеф, овраги, балки.

Климат более континентальный по сравнению с остальной территорией.

Злаки, разнотравье.

Суслики, хомяки, сайгак.

Пустыни и полупустыни

Прилегают к Каспийскому морю.

Невысокие, плоские междуречья.

Климат более континентальный по сравнению с остальной территорией. Светло-каштановы почвы, солонцы, солончаки.

Полынь, кактусы.

Преобладают пресмыкающие.

Группа  №1.

Природные зоны Русской равнины.

Природная зона

ГП

Рельеф

Климат, почвы

Растения

Животные

Тундра и лесотундра

Тайга

От северно Полярного круга до 50 с.ш.

Плоский

Умеренного пояса: умеренно-континентальный. Песчаные

Хвойные леса

Смешанные и широколиственные леса

50 с.ш – 55 с.ш

плоский

Умеренного пояса: умеренно-континентальный.

Дерново-подзолистые, серые лесные.

Волк, лиса, заяц.

Лесостепи и степи

Южная часть равнины за исключением юго-востока

Климат более континентальный по сравнению с остальной территорией.

Злаки, разнотравье.

Суслики, хомяки, сайгак.

Пустыни и полупустыни

Прилегают к Каспийскому морю.

Климат более континентальный по сравнению с остальной территорией. Светло-каштановы почвы, солонцы, солончаки.

Полынь, кактусы.

Группа №2

Природные зоны Русской равнины.

Природная зона

ГП

Рельеф

Климат, почвы

Растения

Животные

Тундра и лесотундра

Севернее Полярного круга, приморская низменность

Плоский

Моховолишайниковая растительность на севере,  кустарничковая на юге.

Тайга

Смешанные и широколиственные леса

50 с.ш – 55 с.ш

плоский

Хвойные и широколиственные породы деревьев.

Волк, лиса, заяц.

Лесостепи и степи

Южная часть равнины за исключением юго-востока

Равнинный рельеф, овраги, балки.

Климат более континентальный по сравнению с остальной территорией.

Злаки, разнотравье.

Пустыни и полупустыни

Прилегают к Каспийскому морю.

Климат более континентальный по сравнению с остальной территорией. Светло-каштановы почвы, солонцы, солончаки.

Полынь, кактусы.

Группа №3

Природные зоны Русской равнины.

Природная зона

ГП

Рельеф

Климат, почвы

Растения

Животные

Тундра и лесотундра

Плоский

Субарктический, отепляет действие Баренцева моря, влажный.

Тундрово-глеевые

Моховолишайниковая растительность на севере,  кустарничковая на юге.

Гуси, утки, кулик, белый лебедь, северный олень

Тайга

Плоский

Хвойные леса

Соболь, лось, медведь.

Смешанные и широколиственные леса

Лесостепи и степи

Южная часть равнины за исключением юго-востока

Равнинный рельеф, овраги, балки.

Злаки, разнотравье.

Пустыни и полупустыни

Прилегают к Каспийскому морю.

Невысокие, плоские междуречья.

Полынь, кактусы.

Преобладают пресмыкающие.

Группа №4.

Природные зоны Русской равнины.

Природная зона

ГП

Рельеф

Климат, почвы

Растения

Животные

Тундра и лесотундра

Плоский

Субарктический, отепляет действие Баренцева моря, влажный.

Тундрово-глеевые

Гуси, утки, кулик, белый лебедь, северный олень

Тайга

От северно Полярного круга до 50 с.ш.

Хвойные леса

Соболь, лось, медведь.

Смешанные и широколиственные леса

плоский

Умеренного пояса: умеренно-континентальный.

Дерново-подзолистые, серые лесные.

Волк, лиса, заяц.

Лесостепи и степи

Пустыни и полупустыни

Прилегают к Каспийскому морю.

Невысокие, плоские междуречья.

Полынь, кактусы.

Преобладают пресмыкающие.

Группа №5

Природные зоны Русской равнины.

Природная зона

ГП

Рельеф

Климат, почвы

Растения

Животные

Тундра и лесотундра

Плоский

Субарктический, отепляет действие Баренцева моря, влажный.

Тундрово-глеевые

Гуси, утки, кулик, белый лебедь, северный олень

Тайга

От северно Полярного круга до 50 с.ш.

Плоский

Хвойные леса

Соболь, лось, медведь.

Смешанные и широколиственные леса

плоский

Умеренного пояса: умеренно-континентальный.

Дерново-подзолистые, серые лесные.

Волк, лиса, заяц.

Лесостепи и степи

Южная часть равнины за исключением юго-востока

Климат более континентальный по сравнению с остальной территорией.

Пустыни и полупустыни

Приложение №3

Карелия:

-

-

-

Первый русский курорт:

 Валдай:

-

-

-

Приложение№5

Тест

1. Самую большую площадь на Русской равнине  занимает природная зона…

А. тундр                                      В. тайги

Б. лесотундр                               Г.лесостепей

2. На Прикаспийской низменности расположена зона…

А. степей

Б. лесостепей

В. полупустынь и пустынь

Г. высотной поясности

3. О какой природной зоне Русской равнины идет речь?

Занимает почти 1/6 территории России, имеет избыточное увлажнение, продувается сильными ветрами, от которых деревья вырастают «чуть больше грибов». В летние месяцы пестрит яркими цветами и разноцветными годами. Многочисленные озера богаты рыбой. На особых лишайниках пасутся огромные стада северных оленей.

     А. Зона тайги                   В. Зона лесотундр

Б. Зона тундр                  Г. Зона лесостепей

4. Для какого природного комплекса Русской равнины характерны следующие черты…

Отсутствие древесной растительности. Коэффициент увлажнения от 0,6-0,8 на севере, до 0,3 на юге зоны. Средняя температура июля +21…+23 градуса по Цельсию. Черноземы и темно-каштановые почвы, последние нередко засолены. Периодические засухи, суховеи, пыльные бури.

 А. Тундры                          В. Степи

Б.Лесостепи                         Г. Полупустыни

5. Участки какой природной зоны Русской равнины в настоящее время можно увидеть в ненарушенном виде только в заповеднике?

А. Тундры                          В. Степи

Б.Лесостепи                       Г. Полупустыни


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятники природы охраняемые природные территории, на которых расположены редкие или достопримечательные объект живой или неживой природы, уникальные в научном, культурном отношении.

Слайд 2

Карелия Карелия поражает необычайной красотой и своеобразием природы. Летом здесь почти не заходит солнце. Зимой здесь царство чистого белого снега с синевой замерзших озер и стройными елями и соснами.

Слайд 3

Почти вся Карелия лежит в пределах Балтийского кристаллического щита , сложеного гранитами и гнейсами. Карелию часто называют страной озер и гранита. Знаменитыми карельским гранитами отделаны наиболее красивые здания Москвы и Санкт-Петербурга, набережные р.Невы и р.Москвы.

Слайд 4

В Карелии можно увидеть следы древнего оледеннения – выпаханные ледником котловины озер, отполированные скалы – «бараньи лбы».

Слайд 5

Озера Карелии соединены короткими порожистыми реками с быстрым течением и прохладной, прозрачной водой. На каменистых ступенях русел рек часто встречаются водопады.

Слайд 6

Водопад Кивач Водопад расположен на р.Суне . Воды реки, зажатые скалами в узком ущелье длиной 170 м, падают с одиннадцати метровой высоты.

Слайд 8

Первый российский курорт В 1719 г. по указанию Петра I был построен первый российский курорт у д. Дворцы . Здесь был открыт источник минеральной воды, содержащий большое количество железа. Поэтому он получил название «марциальный» (в честь Марса – бога войны и железа).

Слайд 9

Историко-архитектурный музей-заповедник «Кижи» Заповедник расположен на небольшом острове в Онежском озере. Главная ценность музея – двадцати двухглавая Преображенская церковь , шедевр русского деревянного зодчества, построенная в 1714 г. Высота церкви 35 м, построена без единого гвоздя.

Слайд 10

Валдайская возвышенность «Всероссийское междуречье» по праву называют Валдай. Отсюда берут начало реки Волга, Днепр, Западная Двина.

Слайд 11

Озеро Селигер Селигер- главное сокровище Валдая. Площадь озера – 212 км кв. Его причудливая форма напоминает цветок орхидеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Урок географии по теме "Основные зоны вулканизма на Земле"

Конспект  урока географии для 6 класса...

Конспект урока географии по теме:" Природные зоны Африка".

формирование представления о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки...

Приложение №1 к уроку "Природные зоны Русской равнины"

Это дополнение к уроку "Природные зоны Русской равнины"...

Конспект урока географии на тему: "Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы".

Конспект урока по географии, 8 класс, по учебнику И.И.Баринова. Цели урока: углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей приро...

Урок географии по теме:"Природные зоны Южной Америки" - 7 класс

Урок содержит план-конспект и презентацию. Выстроен по структуре ФГОС, с применением различных технологий и методов работы на уроке географии....

Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Равнины»

Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Равнины» Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о рельефе Земли, об основных видах рельефа Земли; создать у...