Главные вкладки

    Конспект урока географии на тему: "Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы".
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Конспект урока по географии, 8 класс, по учебнику И.И.Баринова. Цели урока: углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в природных зонах. Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_8_kl.docx28.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по географии

    для учащихся 8 класса

    Природные комплексы

    Русской равнины. Памятники природы.

    Автор:

    учитель географии

    МКОУ «Рышковская СОШ»

    Солдатченкова Наталья Николаевна

    2014г.

    Тема урока: Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

    Цели и задачи урока:

    углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в природных зонах. Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации.

    Тип урока – комплексное применение знаний, умений и навыков.

    Оборудование: физическая карта России, карта природных зон России, атласы, книги, учебники, оценочный лист, заготовка таблицы «Природные зоны Русской равнины», карточки с заданиями; ноутбук, проектор, экран.

    ХОД УРОКА:

    1. Организационный момент. (1 минута)

    Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствую гости. Давайте поприветствуем их улыбкой. Я уверена, что сегодня на уроке вы постараетесь показать свои знания и умения и тем самым порадовать гостей. Я прошу вас показать  смайликами, какое сегодня у вас настроение (показывают одно из трех изображений смайлика). Все готовы к уроку? (Все).

    1. Повторение изученного – проверка домашнего задания. (5 -6 минут)

    В качестве проверки домашнего задания я предлагаю вам выполнить географический диктант. Подпишите в правом верхнем углу свою фамилию и имя. (Учитель раздает на листочках задание каждому ученику, так же проецирует на экране этот диктант). Время выполнения 5 минут.

    Географический диктант. (слайд 1)

    1. Русская равнина расположена на …(Русской платформе)………
    2. На Кольском полуострове и в Карелии на поверхность выходит фундамент-это (Балтийский щит).
    3. На рельеф северной части Русской равнины большое влияние оказало…(четвертичное оледенение)………
    4. Месторождение железной руды на Среднерусской возвышенности связано…(с выходом кристаллического фундамента на поверхность)……
    5. На территории Русской равнины преобладает…(умеренно-континентальный)……климат.
    6. Континентальность климата увеличивается в направлении к ..(юго-востоку)............
    7. Большое влияние на климат равнины оказывает…(Атлантический ).океан, т.к. в умеренных широтах преобладает…(западный перенос воздушных масс)…………..
    8. Реки Русской равнины имеют…(смешанное)…питание.
    9. Река берет начало на Валдае, впадает в Каспийское море…(Волга)………..
    10. На северо-западе равнины много озер: (Ильмень, Псковское, Ладожское, Онежское)…..,они образовались…(при отступлении ледника).. 

    После того, как ученики выполнили задание, выводит на экран правильные ответы. Ребята обмениваются работами, исправляют ошибки и выставляют друг другу оценки (если в задании не допущено ни одной ошибки, то ставится «5», если допущены 1-2 ошибки, то - «4», если 3-4 ошибки – «3», если 4 и более, то  - «2».  Работы отдают учителю.

    1. Актуализация знаний учащихся. (2 минуты)

    Учитель задает вопросы учащимся: Что такое природно-территориальный комплекс? Назовите компоненты природного комплекса. Приведите примеры ПТК на разных уровнях. Ребята, что произойдет, если какой-либо компонент исчезнет из ПТК? Давайте поразмышляем вместе. Приглашаю вас выйти из-за парт и создать круг, взявшись за руки. Представьте, что каждый из вас – это природный компонент природного комплекса. Назовите себя. А теперь кто-нибудь из вас выйдет из круга и разорвет круг. Что произойдет, объясните. (дети отвечают, что изменение хотя бы одного компонента приведет к изменению всего комплекса).

    1. Изучение новой темы.(20 мин.).

    Ребята, как вы думаете, как будет называться наш урок? (примерные ответы – «Природные зоны Русской равнины», «Природные комплексы Русской равнины» и др.)

    Итак, запишите в тетрадь число и тему урока «Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы». Слайд 2.

    Ребята, давайте подумаем и скажем, какие задачи нам необходимо решить на уроке, что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? (отвечаю устно).

    Я предлагаю вам заполнить оценочный лист (раздает). Подпишите свою фамилию и имя. Заполните колонки: Что я знаю? Что хочу узнать?

    Природа Русской равнины разнообразна: низменности тундры, еловые и сосновые леса, поймы рек, болота, луга и т.д.

    Самые крупные природные комплексы Русской равнины – это природные зоны. Наиболее характерная особенность природы Русской равнины – хорошо выраженная широтная зональность ландшафтов (что это такое?) Покажите на карте природные зоны Русской равнины.

    Итак, ребята, я предлагаю вам сделать комплексное описание природных зон. Вам необходимо заполнить таблицу «Природные зоны Русской равнины». Каждый из вас выберет одну природную зону и будет работать с различными источниками информации. Вы можете использовать учебник, карты в атласе. (Ребята путем жеребьевки выбирают название природной зоны и приступают к выполнению задания). Время выполнения задания около 6 минут.

    Таблица «Природные зоны Русской равнины»_________________ (Ф.И. учащегося)

    Природная зона

    Географическое положение

    Климат; средняя температура января и июля

    Почвы

    Растительный мир

    Животный мир

    Вывод:

    После окончания работы над заданием каждый ученик выходит к доске и защищает свою работу, остальные ученики слушают, добавляют (по возможности), исправляю, если это необходимо и заносят в таблицу сведения о природной зоне со слов своего товарища (под руководством учителя).

    Во время выступлений учащихся на экране проецируются изображения пейзажей, представителей растительного и животного мира разных природных зон. Учитель дополняет ответы учеников, сообщая интересную информацию.

    1. Тундра .(слайды……)

    Описание .Зимой тундра и лесотундра однообразны и безмолвны., лишь изредка пробежит белая куропатка, пролетит полярная сова да промелькнут пеструшки, прокладывая свои ходы под снегом. За пеструшками обычно охотится пушистый белоснежный песец. Летом всё оживает. Прилетают громадные стаи шумных птиц – гусей, уток, куликов. Среди кочек гнездятся белые лебеди. Здесь же бродят в поисках пищи песцы, сменившие свой зимний белый наряд, на серый. Звенят тучи комаров и мелких мошек, получивших в народе название «гнус». К побережью, под морской ветерок, пригоняют оленеводы стада оленей, спасая их от комаров, слепней и оводов.

    1. Тайга. (слайды…)

    Более половины территории равнины занимает зона лесов, но характер лесов неодинаков, на севере тайга, на юге смешанные  и широколиственные леса.

    Тайга Русской равнины отличается от сибирской: климат более мягкий – влияние Атлантики, больше осадков, соответственно более теплолюбивые растения и животные. Хвойные деревья – ель, пихта, сосна.

    Второстепенная роль – береза, осина, ольха. Много болот.

    В тайге выделяют два типа леса: еловые леса – север и сосновые леса – юг – не требовательны к составу почвы, влаге, но светолюбивы.

    1. Смешанные и широколиственные леса. (слайды ….)

    Они расположены между тайгой и лесостепью от Балтики до Урала. На западе они имеют наибольшую ширину, а к востоку становятся уже.

    Холмы и гряды покрыты лесами, низинами, лугами, болотами. На юге появляются песчаные равнины – полесья (сосновые боры). К югу климат становится теплее, коэффициент увлажнения приближается к 1, и хвойные и широколиственные леса сменяются широколиственными.

    Леса многоярусны:

    1. Дуб, ясень, бук, граб
    2. Клен, рябина

    Подлесок – лещина, крушина, бересклет.

    Травостой – ландыш, сныть, пырей, осока и т.д.

    На западе дубравы более богаты видовым составом: бук, тис, граб, дубы, клен, липа, а на востоке черешчатый дуб, липа, вяз и т.д. В ландшафте зоны развиты пойменные луга, болота.

    Эта природная зона особенно пострадала от хозяйственной деятельности человека, там, где леса сведены, находятся сельскохозяйственные поля, города, дороги и т.д.

    С целью охраны созданы заповедники: Приокско-Терраский, Центральный, Дарвинский, Воронежский и т.д.

           4.Лесостепи и степи.

    Рельеф становится более равнинным, но поверхность изрезана долинами рек, оврагов, балок. Климат более континентальный. Возвышенности покрыты дубовыми лесами, а низины луговыми степями. На низинах много впадин – западины.

    Лесостепь распахана, засеяна культурными растениями. Сведение естественной растительности, постоянного травяного покрова вызывает развитие эрозии. (Что это такое?)

    На территории Курской области создан  Центрально-Черноземный биосферный заповедник им. В.В. Алехина.  (слайды …..)

    5.Полупустыни и пустыни. (слайды …..)

    К чему приводит засушливый климат? (Образование соленных озер – Эльтон, Баскунчак).

    На юге этой природной зоны выделяется волжская дельта, с удивительным органическим миром. С целью его сохранения создан Астраханский заповедник.

    Ребята, проверьте свои таблицы, все ли вы успели заполнить? Давайте отдохнем и поведем небольшую разминку.

    Физминутка. (гимнастика для глаз)(1 мин).

    6.Памятники природы.(11 мин).

    Путешествуя по природным комплексам Русской равнины, нас удивила неповторимость каждого из них, их красота. Не случайно природу Русской равнины, ее поля, леса, реки изображали художники и воспевали поэты и писатели в стихах и прозе: Саврасов, Левитан Шишкин, Есенин, Лермонтов, Паустовский, Пришвин и т.д. (слайды ……под музыку «Гляжу в озера синие»)

    Здесь находятся и бережно охраняются корни русской культуры, природные памятники. Назовем некоторые из них. (Творческие сообщения учащихся).

    1. Карелия
    2. Озеро Селигер.
    3. Волга.

    Если учащиеся нашли в ответах своих товарищей необходимую информацию по природным зонам, то также заносят ее в таблицу.

    Учитель предлагает сделать вывод по таблице: указать, в какой природной зоне наиболее благоприятные природные условия и где видовое разнообразие животного и растительного мира наиболее богаче.

    Ребята, в конце таблице есть графа «Моя оценка». Поставьте себе оценку за работу на уроке (непосредственно за заполнение таблицы).  Сдайте мне свои работы, я проверю и тоже поставлю  свою оценку.

    1. Закрепление материала.(2 мин).

    А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание (раздает карточки с заданием) «Найди соответствие».

    1)Тундра и лесотундра

    А) Дуб, ясень, клен, береза, рябина, лещина, ландыш; белка, зубр, лось.

    2)Тайга

    Б) Морошка, лишайники, карликовая береза, камнеломки; северный олень, песец, норка, белая сова.

    3)Смешанные и широколиственные леса

    В) Пихта, сосна, ель, лиственница; медведь, рысь, волк, куница, росомаха.

    4)Лесостепи и степи

    Г) Ковыль, горицвет, пион, шалфей, акация; орел, ястреб, волк, заяц, лиса, грызуны.

    5)Пустыни и полупустыни

    Д) Полынь, солянка, осока; суслик, тушканчик,хомяк.

    Проверяют по ключу. (1-Б, 2-В, 3-А, 4-Д).

    Сами оценивают свои ответы. (насколько справились, отвечают устно).

    Ребята, давайте подумаем, какое значение для нас  имеют природные комплексы?

    1. Подведение итогов и результатов урока.(1 мин).

    Учитель предлагает вернуться к слайду, где были обозначены цели и задачи урока. Обращается к ученикам с вопросом: Достигнуты ли эти цели и задачи на уроке? (Да).

    1. Рефлексия. (0,5 мин)

    Учитель предлагает заполнить оставшиеся колонки оценочного листа: Что я узнал на уроке? Что не понял на уроке? (проговаривают). (Сдают учителю листы). Отмечает, кто хорошо работал на уроке.

    Просит учеников «показать» свое настроение на конец урока смайликами.

    1. Домашнее задание.(0,5 мин).

    Учитель предлагает подготовить творческое сообщение по теме «Портрет Волги в произведениях художников и поэтов».

    Прочитать параграф 28.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок географии по теме "Природный комплекс"

    Разработка урока для 8 класса в виде презентации по теме "Природный комплекс. Высотная поясность". На уроке в виде схем рассматриваются понятие и структура ПТК, факторы формирования природного комплек...

    Конспект урока географии по теме:" Природные зоны Африка".

    формирование представления о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки...

    Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

    ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

    Урок географии на тему"Природные комплексы. Географическая зональность"

    Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе.Открытый урок-исследование по теме "Природные комплексы. Географическая зональность"...

    Урок географии на тему"Природные комплексы. Географическая зональность"

    Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе.Открытый урок-исследование по теме "Природные комплексы. Географическая зональность"...

    Конспект урока географии по теме «Металлургический комплекс. Черная металлургия» 9 класс

    Тип урока: комбинированный Форма урока: урок с использованием ИКТ и ЛОС Цель урока: -дать знания о составе металлургического комплекса; -выявить значение и роль ...