Конспект урока географии по теме «Металлургический комплекс. Черная металлургия» 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Хромова Наталья Александровна
Тип урока: комбинированный Форма урока: урок с использованием ИКТ и ЛОС Цель урока: -дать знания о составе металлургического комплекса; -выявить значение и роль комплекса в хозяйстве страны; -раскрыть особенности производственных процессов, -доказать главные базы размещения отраслей.(слайд 2) Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, атласы, карта черной и цветной металлургии, коллекции горных пород и минералов. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания 1. Какой тип электростанций в России преобладает? 2. Чем отличается электроцентрали от станций? 3. Где лучше строить ГЭС? 4. Где их строят АЭС? 5. Что такое энергосистема? III. Изучение нового материала 1. Состав комплекса. Металлургический комплекс - совокупность отраслей, производящих разнообразные материалы.(слайд 3) В его состав входят: -черная металлургия; -цветная металлургия. К черным металлам относят железо и его сплавы.(слайд 4) Цветные металлы делятся на группы: - легкие (алюминий, титан, магний). -тяжелые (медь, свинец, цинк, никель), -редкие (вольфрам, молибден, торий) -благородные (золото, серебро, платина) Из всех металлов наибольшее применение находит металл-труженик – железо, вернее, его сплавы с углеродом – чугун и сталь. Это объясняется рядом причин. Во-первых, месторождения железных руд богаче и встречаются значительно чаще, чем руды других металлов (в бедных железных рудах содержится не менее 20% железа, в то время как богатыми считаются медные руды с содержанием меди в 5%). Во-вторых, чугун и сталь по совокупности полезных свойств и относительной дешевизне их получения значительно превосходят другие металлы. В современном производстве из используемых материалов 90 % составляют черные металлы (железо и его сплавы). Число цветных металлов гораздо больше (их более 70 видов), и они обладают более ценными свойствами. (слайды 5-12) Работа с коллекцией горных пород Сравнение бурого железняка, красного железняка и магнетита. Как можно определить в какой руде содержится больше металла? Учащиеся сравнивают вес и магнитные свойства руд. 2.Значение и роль в хозяйстве. Россия производит много конструкционных материалов, особенно давно использующихся в производстве: черных металлов, алюминия, цемента, древесины. Выпуск новейших металлов, некоторых видов цветных металлов пока недостаточен, а в условиях кризиса российской экономики их производство сокращается. Интенсивный путь развития предполагает экономное использование конструкционных материалов. Для этого необходимо постоянно повышать качество конструкционных материалов, снижать их расход при производстве готовой продукции, полностью использовать вторичное сырье. 3. Технологическая цепочка производства черных металлов. - добыча руды; - обогащение; - выплавка чугуна; - выплавка стали; - производство проката.(слайды 14 -38) Виды проката (слайды 39-41) 4. Типы предприятий в составе черной металлургии Работа с атласами стр.13 • Заводы полного цикла (комбинат) – производят чугун, сталь и прокат (Магнитогорск, Челябинск, Липецк, Череповец, Новокузнецк, Новотроицк) • Сталеплавильные и сталепрокатные заводы (Комсомольск-на-Амуре, Орел) • Малая металлургия (Все машиностроительные заводы) • Бездоменная металлургия (Старый Оскол) (слайд 43) • Производство ферросплавов (Нижний Новгород) (слайд 42) 5.Концентрация и монополизация производства. Для металлургии характерна высокая концентрация производств, другими словами, большая часть металлов выплавляется на очень крупных предприятиях с годовой производительностью в сотни тысяч и миллионы тонн металлов. Всего несколько заводов (5% всех предприятий) производят половину продукции черной, и цветной металлургии. 6. Металлургические базы • Металлургическая база - группа близкорасположенных предприятий, объединенных общими сырьевыми и топливными ресурсами. В России три основных базы Уральская, Центральная, Сибирская и одна формирующаяся - Дальневосточная. (слайды 44-45) 8. Факторы размещения предприятий (слайд 46) Черная металлургия:- сырьевой -транспортный -экологический -топливный -военно-стратегический IV Закрепление изученного материала Работа в парах. Заполнить рабочий лист «Металлургический комплекс России». V. Домашнее задание: §10.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по географии по теме «Металлургический комплекс. Черная металлургия»

9 класс

Дата: 08.10.2014

Тип урока:  комбинированный

Форма  урока:  урок с использованием   ИКТ и ЛОС

     Цель урока: -дать знания о составе металлургического комплекса;

                          -выявить значение и роль комплекса в хозяйстве страны;

                          -раскрыть особенности производственных процессов,

                          -доказать главные базы размещения отраслей.(слайд 2)

    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, атласы, карта черной и цветной металлургии, коллекции горных пород и минералов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1.  Какой тип электростанций в России преобладает?

2.  Чем отличается электроцентрали от станций?

3.  Где лучше строить ГЭС?

4.  Где их строят АЭС?

5.  Что такое энергосистема?

III. Изучение нового материала

1. Состав комплекса.

Металлургический комплекс - совокупность отраслей, производящих разнообразные материалы.(слайд 3)

 В его состав входят: -черная металлургия;

                                    -цветная металлургия.

К черным металлам относят железо и его сплавы.(слайд 4)

Цветные металлы делятся на группы:

           - легкие (алюминий, титан, магний).

           -тяжелые (медь, свинец, цинк, никель),

           -редкие (вольфрам, молибден, торий)

           -благородные (золото, серебро, платина)

Из всех металлов наибольшее применение находит металл-труженик – железо, вернее, его сплавы с углеродом – чугун и сталь. Это объясняется рядом причин. Во-первых, месторождения железных руд богаче и встречаются значительно чаще, чем руды других металлов (в бедных железных рудах содержится не менее 20% железа, в то время как богатыми считаются медные руды с содержанием меди в 5%). Во-вторых, чугун и сталь по совокупности полезных свойств и относительной дешевизне их получения значительно превосходят другие металлы.

В современном производстве из используемых материалов 90 % составляют черные металлы (железо и его сплавы). Число цветных металлов гораздо больше (их более 70 видов), и они обладают более ценными свойствами. (слайды 5-12)

Работа с коллекцией горных пород

Сравнение бурого железняка, красного железняка и магнетита.

Как можно определить в какой руде содержится больше металла?

Учащиеся сравнивают вес и магнитные свойства руд.

2.Значение и роль в хозяйстве.

Россия производит много конструкционных материалов, особенно давно использующихся в производстве: черных металлов, алюминия, цемента, древесины.

Выпуск новейших металлов, некоторых видов цветных металлов пока недостаточен, а в условиях кризиса российской экономики их производство сокращается. Интенсивный путь развития предполагает экономное использование конструкционных материалов. Для этого необходимо постоянно повышать качество конструкционных материалов, снижать их расход при производстве готовой продукции, полностью использовать вторичное сырье.

3. Технологическая цепочка производства черных металлов.

- добыча руды;

- обогащение;

- выплавка чугуна;

- выплавка стали;

- производство проката.(слайды 14 -38)

Виды проката (слайды 39-41)

4. Типы предприятий в составе черной металлургии

Работа с атласами стр.13

  •  Заводы полного цикла (комбинат) – производят чугун, сталь и прокат (Магнитогорск, Челябинск, Липецк, Череповец, Новокузнецк, Новотроицк)
  • Сталеплавильные и сталепрокатные заводы (Комсомольск-на-Амуре, Орел)
  • Малая металлургия (Все машиностроительные заводы)
  • Бездоменная металлургия (Старый Оскол) (слайд 43)
  • Производство ферросплавов (Нижний Новгород) (слайд 42)

5.Концентрация и монополизация производства.

Для металлургии характерна высокая концентрация производств, другими словами, большая часть металлов выплавляется на очень крупных предприятиях с годовой производительностью в сотни тысяч и миллионы тонн металлов.

Всего несколько заводов (5% всех предприятий) производят половину продукции черной, и цветной металлургии.

6. Металлургические базы

  • Металлургическая база - группа близкорасположенных предприятий, объединенных общими сырьевыми и топливными ресурсами. В России три основных базы Уральская, Центральная, Сибирская и одна формирующаяся - Дальневосточная. (слайды 44-45)

8. Факторы размещения предприятий (слайд 46)

Черная металлургия:- сырьевой                

                                  -транспортный        

                                      -экологический

                                  -топливный                

                                      -военно-стратегический

IV Закрепление изученного материала

Работа в парах. Заполнить рабочий лист «Металлургический комплекс России».

V. Домашнее задание: §10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме: "Металлургический комплекс. Чёрная металлургия"

Интегрированный урок географии и химии в 9 классе расщитан на 2 часа.При подготовке к уроку класс делится нагруппы и распределяются задания.  Дети готовят самостоятельно презентацию согласно тема...

Тест на обобщение и контроль знаний по теме "Металлургический комплекс России. 9 класс"

Тестовая работа рассчитана на проверку знаний по теме "Металлургический комплекс России" в 9 классе, время проведения 15-20 минут....

Самостоятельная работа по географии на тему "Металлургический комплекс России" 9 класс

Самостоятельная работа направлена на систематизацию и обобщение знаний учащихся по теме "Металлургический компекс России". Цель: проверить уровень усвоения знаний, терминов и понятий....

Конспект урока географии на тему: "Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы".

Конспект урока по географии, 8 класс, по учебнику И.И.Баринова. Цели урока: углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей приро...

Интегрированный урок география-химия "Металлы в природе. Черная металлургия"

На                   На уроке рассматриваются  основные способы получения металлов;  ребята знакомятся с  основными рудами железа, изучают с...

Презентация к интегрированному уроку география-химия «Металлы в природе. Черная металлургия».

Презентация раскрывает основные этапы интегрированного урока, дополняет и поясняет его...

География 9 класс. Металлургический комплекс: черная металлургия

География 9класс . Тема: Металлургический комплекс: черная металлургия. Цель урока: -дать знания о составе металлургического комплекса;- выявить значении и роли комплекса в хозяйстве страны;-раскрыть ...