Главные вкладки

    Рабочая тетрадь по географии Челябинской области и Троицкого района.
    методическая разработка по географии (6 класс) на тему

    Рабочая тетрадь к элективному курсу «Физическая география Челябинской области. Троицкого района». 6 класс. Рабочая тетрадь позволит учителю решить следующие методические задачи:

    А) улучшить качество усвоения, проверку и закрепление знаний о компонентах природы, их закономерностях размещения, установлению причинно-следственных связей.

    Б) способствовать развитию мышления, тренировки памяти, расширению кругозора, через познание своего родного края.

    В) способствовать прочности навыков работы с географическими и контурными картами, таблицами, схемами, знанию географической номенклатуры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Природа Челябинской области

    Троицкого района

    6 класс

    Тема:  Географическое положение, размеры административно-территориальное устройство Челябинской области.

    Справка: Челябинская область образована 17 января 1934 году, в существующих границах с 6 февраля 1943 года. Территория - 88,5 тыс.км.; население 3681,0 тыс.км.

    1. Заполни пропуски и исправь ошибки в ответе нерадивого ученика на уроке географии.

    Челябинская область площадью _____тыс.кв.км. размещается границе двух частей света - на стыке _____ и_____,относится к_______ части Урала. Протяженность области составляет с севера на юг______км; с запада на восток _____ км. Географический центр  области расположен на реке Санарка с координатами 54 градуса северной широты и 60 градусов восточной долготы. Область имеет приграничное положение, на юго-востоке граница на 730 км. протянулась с _____.На севере 260 км. граница проходит  с ______ областью, на _______ с Курганской областью-410 км., на юге  с ______-200 км., на западе с _______-1150 км.

    Челябинская область образована 17 января 1932 года. В настоящее время входит в состав Уральского экономического района и Уральского федерального округа.

    СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

                                        Состав Уральского федерального округа

    .

    Состав

    федерального

    округа.

    Площадь области

    в тыс. км.

    Численность населения в  тыс. чел.

    Государственная граница.

    Курганская обл.        

    71

    1115

    Есть с Казахстаном.

    Свердловская обл.

    195

    4667

    Нет.

    Тюменская обл.

    1435

    3130

    Есть с Казахстаном.

    В.ч. Ханты-мансийский а. о.

    523

    1313

    Нет.

    Ямало-ненецкий а. О.

    750

    469

    Нет

    Челябинская обл.

    88,5

    3651

    Есть с Казахстаном.

    2. С помощью справочного материала определите место Челябинской области:

                а) по численности населения-____________.

                б) по площади территории-______________.

        К каким выводам вы пришли исходя из данных  таблицы

            

            

            

    3. «Мы живем в середине России, на уральской стороне». Проверьте, прав ли поэт, написавший эти строки. Каково  расстояние от города Челябинска до крайних западной и восточной точек России? Какой можно сделать вывод, о географическом положении Челябинской области  исходя из полученных данных.

    4.Определите район и районный центр по описанию.

    Районный центр возник более двух с половиной веков тому назад, как пограничная крепость. Он впоследствии превратился в один из центров меновой торговли с азиатскими странами, где шумели многолюдные ярмарки. В настоящее время город многофункционален, на территории работает российского значения ГРЭС.

            

            

    5.На контурную карту нанести крайние точки Челябинской области, границы области (красным цветом государственную границу с Казахстаном, синим цветом с соседними субъектами федерации, зеленым цветом границы Троицкого района), обозначить административный центр области, Троицкого района.

    Тема:  Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые.

    Тема: РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

    1. Практическая работа.

    Сопоставите тектоническую карту, геологическую, физическую. Определите и объясните закономерности размещения полезных ископаемых по территории области. Заполните таблицу.

               

    ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ФОРМ РЕЛЬЕФА ПОЛЕЗНЫХ                ИСКОПАЕМЫХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

    Геологические структуры.

    Возраст.

    Формы рельефа.

    Полезные ископаемые.

    1)Западно-Уральская зона.

    2)Центрально-Уральское поднятие.

    3)Восточно-Уральский синклинорий.

    4)Западно-Сибирская плита.

         

    Сделайте выводы:

            

            

    2.Какова разница между самой высокой вершиной Челябинской области и

           а) самой высокой точкой планеты?

           б) самой высокой точкой России?

            в) самой высокой точкой Уральских гор?

    Сделайте выводы:

            

            

    3.Найдите соответствие:

          Орографические зоны.                 Хребты.

    1. Западные предгорья.                       А) Ицыл, Уралтау, Уфалейский хребет.

    2. Осевая водораздельная зона.           Б) Кустанайский, Копейский разрезы,    

    3. Восточные предгорья.                     В) Куйбас, Чека, Магнитная.

    4. Зауральский пенеплен.                    Г) Каратау, Воробьиные горы

    5. Западные окраины                          Д) Вишневые горы, Ильменские, Чашковкие

    4.Найти соответствие:

    1)Железо                            а) Кургазакское месторождение.

    2)Медь                               б) Бакальское месторождение.  

    3)Алюминий                     в) Полтавское месторождение.

    4)Мрамор                          г) Межозерное месторождение.

    5) Золото                           д) Кочкарское месторождение.

    6)Каменный уголь           е) Баландинское месторождение.

    5.Найти соответствие:

    1) Вишневые горы-корунды, гранаты.          А) Миаский район.

    2) Веселовское мест. магнезита.                    Б) Еткульский район

    3) Берлинское  мест. огнеупорных глин.      В) Каслинский район.

    4) Тургоякское  мест. известняков.               Г) Троицкий район.

    5) Еленинское  мест. каолинов (белые         Д) Район г. Златоуста.

    глины).

    6) Коелгинское мест-е мрамора                     Е) Варненский район.

    6. Город расположен в 258 км. от города Челябинска, на западном склоне Южного Урала между хребтами Сулея и Большая  Сука. Возник к 1757 году при железорудном месторождении того же названия, что и город. Близь города находится живописный объект-скала Шихан; таежные леса. Что это за город, месторождение при котором город возник, район к которому относится.

    7. Обозначить на карте следующую форму рельефа: Уралтау, Каратау, гора Магнитная, Вишневые горы, Воробьиные горы, хребет Уреньга, Зауральскую равнину.

    Тема: Климат и агроклиматические ресурсы

    Челябинской области.

    1. Практическая работа №3.

    Определите по картосхеме и географическим картам изменение величины  солнечной радиации, атмосферной циркуляции. Определение типов погоды в климатических районах (работа по группам). Выделить на контурной карте изучаемый климатический район.

    2. Проверь, насколько верны утверждения (да, нет.):

     а) Поступления солнечной радиации в северных и южных районах Челябинской области различны, что связано со значительной протяженностью территории с севера на юг.

    б) Зональное распределение солнечной радиации определяет зональный характер циркуляции.

    в) Понижение температуры в зимний период происходит с востока на запад. Умеренно холодная зима в восточной части обусловлена повторяемостью циклонов и воздушных масс с Атлантического океана.

    г) Благодаря западному переносу воздушных масс территория Челябинской области находится под влиянием воздушных масс с Атлантического океана, которые сопровождаются активной циклонической деятельностью.

    д) Зимой Южный Урал находится под влиянием Азиатского максимума (область высокого давления) в связи с большой удаленностью от океана и сильным переохлаждением материка.

    е) На территории области наблюдается закономерное  уменьшение увлажнения с юго-востока на северо-запад.

    ж) Территория Троицкого района находится в зоне избыточного увлажнения, что связано с недостаточным испарением при данных температурах.

    з) Осадки на территории Челябинской области образуются благодаря морскому умеренному воздуху.

    и) Доля осадков холодного периода (ноябрь-март) составляет 23-25% годовой суммы. Малое их количество объясняется усилением содержания влаги в холодном воздухе.

      А)_____.Б)_____.В)_____.Г)_____.Д)______.Е)______.Ж)______.З)______.И)_____

    3. На рисунке изображена роза ветров города Троицка, где показано среднегодовое направление ветра, цифры у стрелок обозначают повторяемость ветра данного направления в процентах от общего числа наблюдений  (без учета штилей). Проанализируйте график. Сделай общие выводы.

            

            

            

            

    4. Впиши нужную информацию.

    ПОГОДА НА ТЕРРИТОРИИ

    ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ

           

            ЦИКЛОНА                                                                 АНТИЦИКЛОНА

                 ЗИМОЙ

                            

                            

                            

             _                

                                                            ЛЕТОМ

                            

                            

                            

             _                

    5.Найти соответствие:

    Климатический район -                                     Города Челябинской области.

    1.Умеренно теплый и достаточно                  А) город Троицк.

    увлажненный

    2.Район теплый, недостаточно                       Б) город Курган.

    влажный.

    3.Район теплый и засушливый.                      В) город Нязепетровск.

    4.Нет соответствия.                                         Г) город Коркино.

    Ответы: 1.___________; 2.____________; 3._____________; 4.____________

    6.Найди верные характеристики климата Троицкого района (да, нет).

    1.сумма температур выше 10 градусов составляет 1600-1800 градусов, что недостаточно для теплолюбивых культур.

    2.Зима малоснежная, что при низких температурах приводит к глубокому промерзанию почвы.

    3. Значительные запасы тепла и недостаток влаги приводит к частой повторяемости засух и суховеев.

    4.От недостаточного увлажнения в районе страдают сельскохозяйственные культуры, особенно весной и в начале лета.

    Ответы: 1.______.2._______.3._______.4.________.

                          Тема: Внутренние воды Челябинской области.

    1. Практическая работа № 4.

    А) По обзорно- топографической карте (приложение атласа, учебного пособия) определить границы речных бассейнов, длину рек, падение и уклон горных и равнинных рек области (на выбор).

    Б) Нанести на контурную карту крупные реки, озера, водохранилища области и Троицкого района.

    2. Практическая работа № 5.

    Постройте график внутригодового распределения тока рек по данным наблюдений на гидростанциях (таблица 11, стр. 71 учебного пособия). Полученный график проанализировать.

    Интересные факты.

    Ряд названий на географической карте, как бы  рекламируют определенные качества стран, островов, рек, городов и других географических объектов. Например, город Буэнос-Айрес в Аргентине в переводе означает «хороший воздух». У нас на Южном Урале название реки Миасс переводится с башкирского «возьми и пей». По названию, мы можем, только предположить насколько, была в далекие времена, чистой вода в реке. В настоящее время, экологическая обстановка сложная. Современники  дали бы другое название «не пей, козленочком станешь».

    Есть в Челябинской области так называемое Черное озеро. Интересно, что железо, выплавленное из руды, которую добывают поблизости, не ржавеет. Длительное время никто не мог объяснить этой его особенности. Теперь установлено, что возле озера расположено месторождение никеля. Именно никель влияет на цвет озерной воды, на качество местной руды.

    3. Какими видами представлены воды суши на территории области?

    ВОДЫ СУШИ.

     

    4. На территории Челябинской области формируются многочисленные реки. Заполни пропуски в природных особенностях рек.

    А) Густота речной сети зависит не только от увлажнения, но и от _________, слагающих водосборы.

    Б) В бассейне реки Уфы за счет _________ горных пород речная сеть слаба, развита, с временными водотоками.

    В) Более половины рек приходится на западную горную часть области благодаря ________ особенностям.

    Г) В Зауралье реки значительно беднее водными ресурсами, подвержены усыханию и зарастанию, что является результатом ________.

    Д) Питание рек нашей местности смешанное, преимущественно _______воды. Летом и осенью преобладает ________ питание в сочетании с грунтовым. Зимой реки питаются только _______ водами.

    Е) Наиболее высокие подъемы воды в реке Уй во время половодья до 67,8% в _____ месяце.

    5. Укажите реки (в пределах Челябинской области) являющиеся пограничными реками России.

    А) Уй.   Б) Ай.  В) Урал.  Г) Синташта.

    6.Заполни таблицу. Происхождение озерных котловин.

    Тип озерной котловины.

                              Примеры озер.

    1.Тектонические.

    2.Эрозионно-тектонические.

    3.Карстовые.

    4.Искусственные.

    7.Найти соответствие:

          Район расположения.                                              Крупнейшие озера.

    1.Октябрьский.                                                            А) Увельды.

    2. Чебаркульский.                                                        Б)Шаблиш.

    3.Аргаяшский.                                                              В) Буташ.

    4.Каслинский.                                                               Г) Б. Кисегач.

    5. Кунашакский.                                                           Д) Сугаяк.

    6.Красноармейский.                                                     Е) Калды.

    8. Существуют ли различия на территории области в залегании подземных вод. Свой ответ объясните.

            

            

            

    9.Озера Челябинской области богаты разнообразными бальнеологическими ресурсами.

    Дайте объяснение, что такое бальнеологические ресурсы. Какие  озера обладают такими ресурсами в нашей области.

            

            

            

    10. Штриховой линией нанеси на карту районы высокой заболоченности.                                                                  Объясни причины заболоченности данного района.

            

            

    Тема: Почвы Челябинской области

    Справочный материал:

    Почвы Челябинской области

    Тип почвы

    Негативные явления

    Мелиоративные работы

    1. Серые лесные

    Повышенная кислотность, заболоченность, обилие кустарников.

    Известкование  почв, осушение полей, расчистка полей от кустарников.

    2. Черноземы

    Водная эрозия, ветровая эрозия, образование оврагов и балок, истощение почв.

    Почвозащитные севообороты, лесозащитные полосы, террасирование склонов, орошение при необходимости.

    3. Каштановые

    Водная эрозия, ветровая эрозия, засоление почв.

    Лесозащитные полосы, оросительные каналы, агротехнические мероприятия (накопление и сохранение влаги).

    4. Солончаки

    Много солей, выносимых грунтовыми водами на поверхность при их испарении. Растительность на них бедная.

    Коренная мелиорация по их рассолению.

    1. Заполнить таблицу, сопоставить полученные данные со справочным материалом рабочей тетради, проанализировать полученный материал. Сделать выводы о почвенных ресурсах и их влиянии на сельскохозяйственную деятельность человека в Челябинской области.

    Основные типы почв области

    Географическое

    месторасположение

    Природная зона

    1. Черноземы выщелоченные

    2. Черноземы обыкновенные

    3. Южные черноземы

    4. Солонцы

    5. Серые лесные

    6. Горные серые лесные почвы

    Интересные факты:

    На юге Западной Сибири можно встретить так называемые черные солончаки. Они образуются, когда в почве накапливается сода (карбонат натрия) и чаще всего располагаются вблизи озер. В некоторых местных озерах так много соды, что раньше ее добывали для нужд промышленности. Сода растворяет органическое вещество, и оно черной глянцевой коркой засыхает на поверхности почвы. После дождя грунт сильно набухает и становится похож на желе, а в сухом виде делается твердым как камень.

    2. Почвы    лесной зоны:                

                       лесостепной зоны:                

                       степной зоны:                

    1. В березовых колках нередко встречаются солоди.
    2. Дерновый процесс ведет к развитию гумусового горизонта за счет биогенного накопления.
    3. Образуются под хвойными и смешанными лесами.
    4. Выщелоченные черноземы под лугово-степной растительностью.
    5. Низкое плодородие засоленных почв увязывается с наличием на небольшой глубине солонцового горизонта.
    6. Выщелоченные черноземы содержат много азота, калия, поэтому для получения устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур они нуждаются в фосфорных удобрениях.
    7. Растительность солончаков бедная и представлена, в основном, солеросами

    3. Выдели 3-4 вида антропогенного воздействия человека на почвы Троицкого района.

     

    Положительное

    Отрицательное

    4. На контурную карту Троицкого района нанести ареалы распространения основных почв.

    Тема: Растительный и животный мир

    Челябинской области

    Это интересно:

    Известно, что все растения реагируют на солнечный свет. Но есть среди них, оказывается, и  такие, которые, трудно поверить, обладают «зрением». Это одноклеточная, зеленая водоросль – хламидомонада. Она имеет зрительную систему, реагирующую на свет почти так же, как глаз человека. Выяснилось, что хламидомонады, распространенные в пресноводных водоемах, содержат в особом красном пигментном пятнышке – «глазке» так называемый «родопсин» - химическое соединение, которое преобразует свет в нечто зримое. Благодаря такому «глазу» водоросль «видит», где больше света, и с помощью двух своих жгутиков – «весел» плывет к месту с наиболее подходящим освещением.

    1. Заполни с помощью текста учебного пособия, атласа таблицу.

    Особенности растительного и животного мира Челябинской области

    Природная зона

    Особенности флоры и фауны

    Типичные представители флоры и фауны

    1. Тайга

    Преобладание хвойных пород, ярусное распределение животных, многие обитают на деревьях.

    Ель, пихта с примесью липы, ельник-кисличник, ельник-черничник, мхи.

    Лось, косуля, медведь, лисица, волк, рысь, кабан, белка, соболь, бурундук, тетерев, перепел, рябчик, глухарь.

    2. Широколиственные леса

    Широколиственные и мелколиственные породы, многоярусность. Разнообразие корма вызывает разнообразие растительного мира.

    ?

    3. Лесостепная

    ?

    ?

    4.               ?

    Преобладают травы, почти отсутствуют деревья. Обилие грызунов; открытые просторы вынуждают искать спасение от врагов.

    ?

    2. Выделите причины разнообразного растительного покрова ландшафтов Южного Урала.

    а) История формирования природных ландшафтов явилась причиной …

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    б) Континентальность климата оказало влияние …

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    в) Хозяйственная деятельность человека изменило …

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    3. Найди соответствие на карте атласа

    1. Темнохвойные еловые и пихтовые леса.

    а) Ашинский район

    2. Березовые и осиново-березовые леса.

    б) Октябрьский район

    3. Луговые степи

    в) Брединский район

    4. Дерновинно-злаковые степи и сельскохозяйственные земли.

    г) Нязепетровский район

    5. Широколиственные липовые, дубовые и кленовые леса.

    д) Златоуст

    4. Отметьте в таблице, для каких природных зон наиболее типичны перечисленные животные (работа по карте в атласе).

    Животные

    Зап.-Сиб.

    тайга

    Восточ. - Сибир. тайга

    Широкол.

    леса

    Лесостепи

    Степи

    Долины больших рек

    1. Бурундук

    2. Медведь

    3. Заяц-русак

    4. Выдра

    5. Лисица

    6. Крот

    7. Глухарь

    8. Вальдшнеп

    5. На контурную карту Троицкого района нанести ареал распространения основных двух природных зон, в таблицу внести по памяти основных представителей растительного и животного мира.

    Растения

    Животные

    6. Тест для эрудитов. Определите соответствие:

    1. Какая порода деревьев основная лесообразующая в Челябинской области?

    а) липа;  б) береза; в) пихта; г) лиственница.

    2. В каком районе сосредоточены почти все запасы широколиственных пород деревьев?

    а) Ашинский; б) Брединский; в) Троицкий;  г) Нязепетровский.

    3. Среди почти 100 лекарственных растений области только это называют «медвежьей ягодой». Его листья собирают во время цветения, а ягоды, похожие на бруснику употребляют в пищу. Назови это растение.

    а) душица обыкновенная (трава); б) чабрец (трава); в) щавель кислый;

    г) толокнянка обыкновенная.

    4. Какое растение самое популярное в геральдике Челябинской области?

    а) колосья пшеницы;  б) колосья овса; в) хлопок; г) береза.

    5. Каких представителей животного мира можно увидеть на настенных рисунках в Игнатиевской пещере?

    а) мамонт, лось, лошадь, змея;

    б) лошадь, бык, кабан, змея;

    в) мамонт, бык, лошадь, змея;

    г) мамонт, булан, лошадь, змея.

    6. Какая рыба мечет икру зимой?

    а) палтус;  б) налим;  в) карась;  г) щука.

    7. Какая птица своим клювом разделывает еловые шишки?

    а) клест;  б) дятел;  в) горностай;  г) снегирь.

    8. О широком распространении в прошлом этого парнокопытного животного на территории области напоминают названия таких географических объектов, как болото Дунгузлы, озеро Чучкалы.

    а) лось; б) пятнистый олень; в) косуля; г) кабан.

    9. В областной геральдике представители животного мира обосновались основательно. Почти на каждом втором гербе есть изображение какого-либо животного. Но среди них есть и два фантастических.

    а) дракон;  б) жар-птица;  в) крылатый конь.

    10.  Для Троицкого района характерны следующие представители:

    а) лисица, волк, серая куропатка, гадюка;

    б) лисица, волк, рысь, тушканчик;

    в) лисица, волк, норка, колонок;

    г) лисица, крот, серый журавль, выхухоль.

    ИТОГОВЫЙ ТЕСТ «Природа Челябинской области

    I вариант

    1. Кем и в каком году был основан г. Троицк Челябинской области?

        а) В.Н. Татищев, 1737 г.

        б) И.И. Кирилов, 1735 г.

        в) И.И. Неплюев, 1743 г.

        г) А. Гумбольдт, 1769 г.

    2. Маршруты, каких известных путешественников пролегали по территории современной Челябинской области в XVIII веке?

        а)  И.Г. Гмелин, И.И. Лепехин, В.А. Обручев.

        б)  И.Г. Гмелин, И.И. Лепехин, П.С. Паллас.

        в)  И.Г. Гмелин, И.И. Лепехин, И.И. Неплюев.

        г)  И.Г. Гмелин, И.И. Лепехин, В.С. Федотов.

    3. «Как сквозь землю провалилась» - говорим мы о потере. А где найдется пропажа, если она провалится в Челябинске и пройдет через центр Земли? Определите долготу и широту места находки.

       а) 550111 ю. ш. и 610 241 з.д.;

       б) 550111 с.ш. и 610 241 в.д.;

       в) 610 111 ю. ш. и 550 241 з.д.;

       г) 610 241 с.ш. и 550 111 в.д.;

    4. Горные породы, преобладающие на территории Челябинской области и Троицкого района:

       а) осадочные;  б) метаморфические;  в) магматические.

    5. Найди соответствие:

    1. Берлинская

    а) каменный уголь

    2. Бакальское

    б) огнеупорные глины

    3. Брединское

    в) железные руды

    4. Еманжелинское

    г) бурый уголь

    1. В результате хозяйственной деятельности человека возникают новые формы рельефа:

    а) грабены;   б) карьеры;   в) курганы;   г) терриконы.

    7. В этой горной стране, увенчанной «подставкой для Луны», отмечено наибольшее число дней с туманами (до 229) и метелями (до 97). Где находится это суровое место?

         а) Зюраткуль;   б) Москаль;    в) Нургули;  г) Таганай.

    8. В какой крупной реке области ловят рыбу жители двух частей света?

        а) Уй;   б) Ай;   в) Уфа;   г) Урал.

    9. Какие виды почв занимают северо-западную область?

        а) черноземы выщелоченные; б) солонцы; в) горно-лесные; г) аллювиальные.

    10. Назови представителя растительного и животного мира, изображенного на гербе города Троицка?

        а) пшеница, рыба; б) пшеница, тушканчик; в) пшеница, орел;  г) пшеница, верблюд.

    11. Троицкий район, в основном, расположен в двух природных зонах: степей и лесостепей. Какой из районов расположен также в двух таких же природных зонах.

         а) Агаповский;  б) Брединский;  в) Нагайбакский;  г) Ашинский.

    II вариант

    1. Свою карьеру он начал гардемарином. Участвовал в морских сражениях с турками в составе венецианского флота, был дипломатом, успешно завершил работу Оренбургской комиссии, став губернатором «новоприсоединенного края». Назовите имя государственного деятеля.

         а) А. Гумбольдт; б) И.И. Неплюев; в) В.Н. Татищев;  г) И.И. Кирилов.

    2. Вдоль какой реки нашей области проходит государственная граница с Казахстаном?

        а) Урал;   б) Миасс;   в) Увелька;  г) Уй.

    3. Какие города, центры субъектов Российской Федерации, наши широтные соседи на географической карте?

        а) Уфа, Екатеринбург; б) Уфа, Курган; в) Уфа, Пермь; г) Уфа, Акмала.

    4. Полезные ископаемые, характерные для Троицкого района.

       а) алюминиевые руды, железные;  б) железистые кварциты, золото; в) асбест, медь;

       г) огнеупорные глины, вольфрамовые руды.

    5. Найди соответствие:

        1. Саткинское;                                                  а) мрамор;

        2. Балащинское;                                               б) золото;

        3. Кочкарское;                                                  в) каолин;

        4. Кыштымское.                                               г) кварцит.

    6. Какие горы Челябинской области носят образное название «Каменные шкатулки»

        а)  Зюраткуль, Нургуш, Сухие горы;

        б) Уреньга, Нургуш, Сухие горы;

        в) Москаль, Ильменское, Вишневые;

        г) Уфимское плато, Залаирское плато, Тургайское плато.

    7. Формы рельефа, образованные в результате вымывания легкорастворимых горных пород:

        а) траппы;  б) термокарт; в) горст; г) террикон.

    8. Какой ветер преобладает в Челябинске?

        а) юго-восточный;  б) западный;  в) северный;  г) Юго-западный (71 день).

    9. Река в переводе с казахского – «речка», где имеются надмогильные камни. Археологи открыли на берегу реки поселение эпохи бронзы.

        а) Миньяр;  б) Юрюзань;  в) Синташта;  г) Зюзелка.

    10. Какие виды почв распространены в Троицком районе?

          а) черноземы южные;  б) черноземы обыкновенные;  в) черноземы выщелоченные;  

          г) черноземы неполноразвитые.

    11. Что входит в состав смолы хвойных деревьев и необходимо, как скрипачу, так и мастеру по ремонту радиоаппаратуры?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая тетрадь по истории Иркутской области к учебнику З.Рабецкой

    Пособие состоит из тестовых заданий, работы с документами....

    Рабочая тетрадь по географии

    Предлагаемая  тетрадь рекомендуется для индивидуального использования в курсе «География». Она раскрывает все темы, предусмотренные программой 6 класса.В состав тетради входят  практические ...

    Рабочая тетрадь по географии 8 класс по теме: Почвенные ресурсы России"

    Данная рабочая тетрадь может быть использована в качестве методического материала по 3 темам раздела : "Почвенные ресурсы России". Содержит комплекс разнообраных заданий в виде схем, таблиц, построени...

    Дидактический материал "Рабочая тетрадь по географии.10-11 класс".

    Эту тетрадь я попробовала сделать для использования в дистанционном обучении. Буду рада, если она кому-то понравится!....

    Учебно-дидактический материал "Электронная рабочая тетрадь по географии 11 класс."

    Данную разработку я использую в дистанционном обучении....

    Рабочая тетрадь по географии

    Фрагмент рабочей тетради по темам Атмосфера и Гидросфера Белгородской области...