Рабочая тетрадь по истории Иркутской области к учебнику З.Рабецкой
методическая разработка по краеведению (10 класс) по теме

Мусифулина Марина Шайхуловна

Пособие состоит из тестовых заданий, работы с документами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad.doc740.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

 

E:\логотип новый ГБОУ.jpg 

Составитель:                                                                           «Утвержден»

Преподаватель истории                                                Заместитель директора по ОД

Мусифулина М.Ш

.                                                                                               Галыга Л.А..  

                                                                                                   « ___» ________________2013 г.

                                                                                                     

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИСТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ.

                                                                 Тайшет 2014

Уважаемый студент!

Рабочая тетрадь-практикум предназначена для студентов всех специальностей, изучающих курс «Истории Иркутской области». Задания рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор учащихся.

Включенные в тетрадь задания предусматривают разнообразные формы работы и могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочное время.

В пособии представлены различные тесты, задачи, исторические источники,  проблемные вопросы,  и иные формы контроля ваших знаний.

Все задания соответствуют требованиям федерального государственного стандарта общего образования, и соответствует программе.

Условные обозначения:

                           

Напишите ответ используя источник.

 Выполни задание на компьютере в любых доступных тебе программах

     Заполните таблицу, схему, кроссворд, семинар, викторина.

Отметь правильный ответ;  установи соответствие между понятиями и определением, соотнесите даты и события.

Выполни контрольную (промежуточную, рубежную, итоговую) работу

                      Раздел 1.  Наш край в древности.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из

бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример

прошлого».      Н.М. Карамзин

    Задание 1.    Выбери правильный ответ используя карту.

Первые стоянки первобытных людей на территории нашей области были обнаружены археологами;

  1. М.М.Герасимовым и А.П.Окладниковым;
  2. М.М. Ломоносовым и Н.Карамзиным
  3. В.О. Ключевским  и С. Соловьевым.

        Задание 2.   Выбери правильный ответ:

Первые стоянки первобытных людей были обнаружены на территории:

  1. на левом берегу Белой у селения Мальта в 1928 году;
  2. на правом берегу Ангары, у селения Нижняя Буреть в 1936 году;
  3. на берегах озера Байкал в 1935 году;
  4. берега реки Лена и ее притоки в 1938 году;

                           Заполните схему.

   

      Занятия первобытных людей в период палеолита.

                   Опишите по плану иллюстрацию.

        План.

  1. Кто изображен на иллюстрации?
  2. Почему первобытные люди так выглядят?
  3. Как назывались жилища первобытных людей?
  4. Что можно сказать о занятии людей и орудиях труда?
  5. Вывод.

Задание 5. Расскажите о зарождавшемся искусстве у первобытных людей.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

   

                                  Задание 2.   Выбери правильный ответ:

Религия первобытных людей Прибайкалья.

  1. Язычество;
  2. Христианство;
  3. Буддизм;
  4. Шаманизм;

Раздел 2.  Коренное население Прибайкалья. (работа в классе)

Задание 1. Заполните таблицу используя учебник стр.20-29 и атлас.

Линия сравнения

курыканы

буряты

эвенки

тофалары

Территория

Занятия

Жилище

Одежда

Верования

Вывод: что общего и чем отличались коренные народы Прибайкалья.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2.  Коренное население Прибайкалья. (проверка домашнего задания).

Опишите один из коренных народов Прибайкалья используя план.

                            План ответа.

  1. место расселения народа.
  2. основное занятие.
  3. наличие ремесла.
  4. быт (одежда, жилище, пища)
  5. верования.

Почитайте документ и ответе на вопросы.

Из путевого дневника Эверта (Эберхарта) Исбранта Идеса о бурятах – коренных жителях Прибайкалья.

Этот край, вплоть до Байкальского озера орошаемый Ангарой, населен язычниками, называемыми бурятами (Buratti). В этой местности на холмах и долинах живет много бурят, которые весьма 'богаты рогатым скотом, длинношерстными быками и коровами. Все они имеют весьма низкие жилища, сколоченные из дерева и покрытые дерном. Вверху, на крыше, 'находится дымовое отверстие; огонь разводят они посредине жилища. Они не знают ничего о хлебопашестве или огородничестве. Их дома объединены в деревни, расположены обыкновенно около рек. Буряты не меняют своего местожительства подобно тунгусам или другим народам. Вблизи от их домов стоят воткнутыми в землю стрелы, жерди и копья, к которым прикреплено несколько козлов и овец. Весною и осенью объединяются толпами до ста человек и отправляются верхами на охоту на оленей, диких коз и овец; эта охота называется ablavo. Когда они приезжают в то место, 'где они выслеживают дичь, разъезжаются они ио окрестности, чтобы удобнее настигнуть зверя и окружить его кольцом. Если они могут достать до него своими стрелами, то каждый стреляет из своего лука, так что редкий зверь остается в живых, потому что каждый стрелок один за другим может сделать тридцать выстрелов. По окончании охоты каждый охотник выдергивает свои стрелы (из убитого зверя). Случается при этом, что в суматохе попадают в лошадей и некоторых из них убивают. С убитой дичи снимается шкура, мясо отделяется от костей и затем высушивается на солнце. Когда запас (мяса) кончен, они вновь отправляются на охоту...

Как мужчины, так и женщины высоки ростом, крепкого телосложения и по-своему довольно красивы, лицом своим напоминая несколько китайских татар. Зимою и те и другие носят длинные халаты (Rocke) из овечьего меха и подпоясываются широким поясом, отделанным железом. Они имеют род шапок, которые они называют mala- chaven и которые зимою можно опустить на уши. Летом носят они одежду из скверного красного сукна...

Девушки заплетают свои волосы во много косичек, которые стоят и торчат во все стороны... Замужние женщины носят одну косу, свисающую сзади головы и украшенную оловянными фигурами.

Когда кто-нибудь из них умирает, то они погребают в красиво разукрашенных одеждах с луком и стрелами. Их богослужение состоит единственно в том, что они несколько раз в году с преклонением головы воздают некоторые почести дохлым козлам и овцам, которые прикреплены перед их жилищами. То же самое делают они, обращаясь к солнцу и луне, склоняясь на колени с протянутыми руками и не произнося при этом ни слова...

Когда кто-либо из них должен принести клятву, то они отправляются на озеро Байкал, близь которого находится гора, почитаемая ими священной. На этой горе приносят они свою клятву, кто же принесет ложно, тот, по их мнению, не сойдет живым вниз. На ней приносят они также в жертву убойный скот...

Вопросы к документу:

  1. О чем говорится в документе?
  2. Кто автор документа? Как автор описывает жизнь бурят в средневековье?
  3. Как автор описывает религиозные культы бурят?

Раздел 3.  Иркутская земля в средние века и образование Иркутского острога".

Кроссворд на тему "Иркутская земля в средние века и образование Иркутского острога".

Объекты контроля:

  1. Присоединение «Брацкой землицы».
  2. Первые остроги на территории нашего края.
  3. Коренное население края: быт, занятия, верования.

Кроссворд по предмету История края - на тему 'Иркутская земля'

 

Кликните на кроссворд для просмотра ответов

По горизонтали

1. Первый русский землепроходец во время колонизации Прибайкалья(фамилия)

3. Самый крупный, один из первых землевладельцев в ангаро-ленском крае

4. Как называется приток Оки, на берегах которого произошло самое большое сражение русских с бурятами

7. Народность, называемая до 30-х годов хх века карагасами

8. Коренные обитатели Восточного Прибайкалья

10. Центральная башня Иркутского острога

12. С приходом русских Иркутская земля была разделена на

13. Век, в котором появились первые орудия из металла

15. Символ Иркутской области, изображенный на гербе

16. Основное занятие эвенков

17. Люди, которые разыскивают слюду

18. Эпоха, совпавшая с окончанием ледникового периода

19. Первое название Иркутского острога

21. Съезд и праздник у тофалар

22. Именование жителей Предбайкалья, в переводе означающее “лесные народы”

 

По вертикали

1. Кто заложил Иркутский острог в 1661

2. Традиционные сапоги у эвенков

4. Самая многочисленная народность тюркского происхождения

5. Первый острог в 1630 году

6. Первое каменное строение в городе Иркутске

9. Основная форма религии бурятского народа

11. Первый монастырь на Иркутской земле

14. Первый воевода в Иркутском воеводстве

20. Глава всех тофов

21. Шуба, сшитая шерстью наружу у бурятского народа

 

Раздел  3. Земля Иркутская в XVIII веке. (проверка домашнего задания).

  1. Какое сословие играло главную роль в заселении края в XVIII веке?

а. крестьяне;                                  в. буряты;

б. купцы                                          г. казаки;

2. Численность населения края к концу XVIII века:

а. 150 т.ч;                                      в. 102, 5 т.ч;

б. 170 т.ч;                                     г. 102 т. ч,

3. Развитию хозяйства и торговли….

а. постройка Московского сухопутного тракта;

б. строительство железной дороги;

г. речной торговый путь;

4. Основной хлебной культурой в губернии была…

а. пшеница;

б. рожь;

в. ячмень;

5. Дайте определение:

Гоньба-это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

     6.В XVIII веке в губернии появляются мануфактуры:

     а. суконная;                                    в. винокуренный завод;

    б. шелкоткацкая;                           г. все перечисленное;

    7. Открытие Иркутской городской думы состоялось:

   а. 1787г

  б. 1780г

  г. 1785г

  8. Первая школа в Иркутске была открыта:

  а. 1725

  б. 1730

  в. 1726

9. Заполните схему.

  

Проанализируйте описание Радищева А.Н об Иркутске конца XVIII века.

                                                                                           90-е годы XVIII века

  «Иркутск есть город, который, особливо благодаря его обширной торговле, заслуживает внимания отменного. Он есть склад всего торгового дела сей губернии, исключая те товары, что, не попадая в него, идут из Якутска прямо в Енисейск...

Иркутск, будучи теперь истинным центром сибирской торговли, будет распространяться паче и паче и, если можно проницать слабыми нашими взорами в будущее, он по положению своему определен быть главою оильныя и обширныя области...

Из сравнения Тобольска с Иркутском открывается, что хотя все в последнем начиналось позднее, по крайней мере полувеком, многое однако поровнялось и даже выпередило. Столь счастливое слияние надобно приписывать не разнице в широте, а собственно торговле кяхтинской...»

Вопросы:

  1. Каким Радищев видит Иркутск?
  2. В чем автор видит главное предназначение города?

3. В чем  главное отличие Иркутска от других городов Сибири по мнению Радищева?

Вставьте пропущенные слова в тексте. И составьте по алгоритму портрет именитой личности XVIII века Иркутска, с использованием алгоритма.

В Маратовском предместье г. Иркутска, недалеко от моста через р. Ушаковку, в ограде бывшего Знаменского монастыря стоит высокий старинный памятник на могиле знаменитого мореплавателя XVIII века………………………………., прозванного современниками «русским Колумбом». Надгробие было сделано русскими мастерами в Екатеринбурге, откуда доставлено в Иркутск в 1800 г. Выделяется стихотворная надпись, составленная известным русским поэтом……………………………..:

«Колумб здесь росский погребен!

Преплыл моря, открыл страны безвестны,

И, зря, что все на свете тлен,

Стихотворная надпись на южной стороне памятника составлена поэтом …………………………….

Направил парус свой

Во океан небесный

Искать сокровищ торных неземных,

Сокровище благих...»

Как рассказать о политическом / государственном деятеле (алгоритм)

1.    Социальное происхождение. Условия, в которых формировались характер, взгляды. Влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности.

2.    Начало политической карьеры.

3.    Интересы какой социальной группы или класса политический деятель выражал? В чем заключались особенности, исторические цели данной группы?

4.    Личные качества. Насколько они подходили для достижения поставленной цели?

5.    Средства и способы, которые он использовал для достижения политических целей. Насколько они соответствовали требованиям времени?

6.    Каких результатов добился? Причины успеха (неудач).

7.    Роль в истории. Влияние его деятельности на дальнейший ход событий.

Раздел 5. Отечественная война 1812 года и иркутская губерния.

1.Работа с документом. С помощью вопросов составьте ответ используя текст.

В Отечественной войне 1812 г. народы нашей страны совершили героический подвиг, разгромив наполеоновскую армию, вторгнувшуюся на территорию России.

Несмотря на отдаленность от центральной России, сибиряки приняли самое деятельное участие в разгроме наполеоновских полчищ. В ожесточенных схватках Бородинского боя участвовали Иркутский и Сибирский драгунские, Сибирский гренадерский, Тобольский и Селенгинский полки. Среди защитников батареи Раевского отличился наш земляк Михаил Емельянович Хари-тонов, родом из деревни Туруки, Усть-Кутского района. По дошедшим до нас сведениям, были награждены ме-далями, учрежденными в память 1812 г., многие иркутяне, в том числе Василий Никифорович Зарубин из деревни Бадарма, Карапчанской волости (Нижне -Илимский район), Алексей Дмитриевич Высоких, прапорщик Суздальского пехотного полка, из деревни Высоковской, Орлимгской волости (Усть-Кутский район).

Сибирские полки храбро сражались с неприятелем под Гжатском и Вязьмою, Малоярославцем и Смоленском, Гамбургом и Лейпцигом. Преследуя отступающего противника в составе русских армий, сибирские воинские части дошли до столицы Франции — Парижа. За боевые заслуги они были награждены знаменами, серебряными трубами и другими знаками отличия.

Патриотизм сибиряков в Отечественной войне 1812 г. выразился и в сборе денег для создания народных ополчений. Несмотря на то, что в Иркутской губернии три года, предшествовавших войне, были неурожайными, крестьяне продавали за бесценок скот и даже хлеб на корню и вносили пожертвования на разгром врага. Только в августе и сентябре 1812 г. граждане Иркутской губернии внесли в фонд обороны более 50 тыс. рублей, а за весь 1812 г.— более 170 тыс. рублей деньгами, золотом и серебром. В составлении фонда обороны активное участие принимало и бурятское население, вносившее, кроме денег, мясо, кожи, скот.

О патриотизме населения Иркутской губернии рассказывают многие документы, как, например, рапорты волостных правлений, извещавших губернские власти о том, что «...в доказательство преданнейшей любви к отечеству, призывающему ныне всех верных сынов своих на помощь против неприятельского нашествия, усугубили добровольные приношения, не щадя ничего возможного по уделению от избытков своих...»

Вопросы:

1.Как проявили себя жители Иркутской губернии, в войне 1812 года?

2.О чем  свидетельствуют факты.

ВЕДОМОСТЬ О ПОЖЕРТВОВАНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕ-ИЛИМСКОЙ ВОЛОСТИ НА НУЖДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.

Сентябрь 1812 г.

ВЕДОМОСТЬ учинена в Нижнеилимском волостном правлении о пожертвованиях денежных приношениях на предмет нового в государстве ополчения по Нижне Илимской волости с 28 августа по 1 октября месяца 1812 г.

Месяца и числа

Имена приносителей

Деньги, рубли

Куда деньги отосланы и у кого хранятся

Август 28

3 сентября

9 сентября

С. Нижнеилимской волости

С. Нижнеилимской волости

Михаил Косточкин

Мещанин Тугупуло

Деревня Ярской, крестьянин Ефим Перфильев

Деревни Игнатьевской

Петр Черных

Деревни Заусаевой

Григорий Заусаев

Василий Погодаев

Кирсан Погодаев

Деревни Романовой

Сергей Романов

Иван Сидоров

В Карапчанских селениях

Николай Банщиков

Вдова Арина Банщикова

Деревни Бадарминской

Иван Федоров Зарубин

Никифор Зарубин

Алексей Зарубин

Григорий Зарубин

Михаил Зарубин

Деревни Ерновой

Николай Зарубин

Василий Васильев Зарубин

Пер Зарубин

Деревни Воробьевой

Михаил Ступин

Гаврила Ступин

Иван Спиридонов Ступин

25

200

50

50

50

10

25

50

25

10

5

25

1

1

1

1

1

5

5

5

5

4

1

Из числа значащихся  по сей ведомости пожертвованных разными людьми на ополчение новых в государстве войск денег тысяча пятьсот один рубль Волостным головою  Бубновым  собраны полностью и хранятся у него  в правлении все сполна на лицо, а прочие сто рублей семьдесят копеек еще от пожертвователей не получены

                                        ВСЕГО                           1151 Р.70 КОП.

 В списке 92 человека из существующих до сих пор деревень Нижнего Илима и примыкающего Приангарья. Сбор пожертвований шел повсеместно по губернии. Иркутское мещанское общество внесло 5075 руб., жители Подымахинской волости — 343 руб., кудинские буряты —600 руб., верхоленские — 800 руб. и т. д. Больше всего пожертвований поступало из скудных средств простых людей, а богатые купцы ограничивались внесением 5—10 рублей.

В 1812 г. многие иркутяне добровольно шли в рекруты.

1.Проанализируйте полученные данные.

2.Сделайте вывод о поведении жителей Иркутской губернии в годы Отечественной войны 1812 года.

Памятка для оценки устного ответа на уроке истории.

1.Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2.Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.

3.Верно ли воспроизведены в ответе факты, даты нужных событий, названия географических объектов, имена и фамилии участников событий.

4.Если есть необходимость, дополни ответ одноклассника.

5.Сделан ли вывод в конце выступления.

6.Попробуй оценить ответ.

•Оценка «пять» — материал изложен полно, дополнения не требуются. Речь грамотная.

•Оценка «четыре» — в изложении материала допущены незначительные неточности. Речь хорошая.

•Оценка «три» — в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся).

Раздел 6.

Анализ исторических источников, ответы на вопросы к документу.

КРАЙ КАТОРГИ И ССЫЛКИ.

        «Из вздохов заключенных рождаются  бури, низвергающие дворцы».

                                                                                       Декабрист М. С. Лунин.

Еще в 1649 г. «Уложение» царя Алексея Михайловича установило ссылку «на житье на Лену». Царизм отправлял в Сибирь многих своих политических врагов. Одним из первых ссыльных в Восточной Сибири был мятежный фанатик, раскольник протопоп Аввакум, который в середине XVII в. сидел в Братском остроге. В 1792—1797 гг. в илимской ссылке находился первый русский революционер А. Н. Радищев.

Массовая политическая ссылка в Иркутскую губернию началась с XIX века. Кроме того, Иркутск был главным распределительным и пересылочным этапом для всех политических каторжан и ссыльных, следовавших в Восточную Сибирь (Якутию, Нерчи-нскую каторгу и др.).

Через Иркутскую губернию прошли декабристы, участники польских восстаний 1830—1831 гг. и 1863— 1864 гг., петрашевцы, революционные демократы (Н. Г. Чернышевский, М. И. Михайлов, В. А. Обручев и др.), революционеры 70—80-х годов (В. Обнорский, П. Алексеев, И. Мышкин, Г. Лопатин, Д. Рогачев, П. Войнаральский и др.), первые марксисты (Н. Е. Федосеев, Л. Б. Красин, М. И. Бруснев и др.), почти вся старая большевистская гвардия, участники массового революционного движения в России.

В начале XX в. только в Восточной Сибири жило более 100 тыс.-ссыльных разных категорий. В. И. Ленин писал: «Все тюрьмы переполнены борцами за свободу...»        

Политическая каторга в нашем крае началась с XIX в. Осенью 1826 г. в Усольский солеваренный завод и на винокуренные заводы, расположенные недалеко от Иркутска, прибыла первая группа декабристов: А. Якубович, Е. Оболенский, С. Волконский, С. Трубецкой, А.и П. Борисовы, А. Муравьев и др.

Мучительно тяжелым был каторжный путь. На каторжан надевали ручные и ножные кандалы и во избежание побегов приковывали друг к другу, и так шли. они от этапа к этапу, сопровождаемые охраной, к месту каторги, делая до 120 верст в неделю, невзирая на погоду и состояние здоровья. Измученные дальней дорогой, по прибытии к месту назначения каторжане попадали в ужасные условия. Непосильный труд, подчас никому ненужный и рассчитанный только на то, чтобы «занять время и истратить напрасно силы арестантов». Розги, кнут и палки следовали за малейшее неповиновение. Каторжанам брили половину головы, ставили клеймо на лице, позже на плече.

Политическую каторгу в Иркутской губернии (на Усольском и Усть-Кутском солеваренных заводах, Александровском винокуренном заводе, на строительстве Кругобайкальского тракта) отбывали польские революционеры.

Одним из наиболее жестоких мест каторги в России стала с 1873 г. «воспетая» в песнях и печально знаменитая на всю Сибирь Александровская центрально-каторжная тюрьма (Александровский централ) и при ней пересыльная тюрьма, через которые прошли виднейшие деятели большевистской партии В. К- Курнатовский, Ф. Э. Дзержинский, Г. К. Орджоникидзе, В. |В. Куйбышев, М. В. Фрунзе и др. В Александровской центральной каторжной тюрьме в особо жестком режиме содержались политические каторжане, половину которых после революции 1905—1907 гг. составляли рабочие.

Политические ссыльные сыграли значительную роль в изучении края, вели культурно-просветительную работу среди местного населения. Политические ссыльные и каторжане в самых тяжелых условиях не прекращали своей революционной борьбы. Декабрист М. Лунин в с. Урике продолжал выступать против самодержавия. В 1866 г. польские повстанцы, отбывавшие каторгу на строительстве Кругобайкальского тракта, смело подняли восстание с целью добиться свободы. Борьба против тюремного режима и произвола царских сатрапов не прекращалась и в Александровском централе. В 1902 г. под руководством Ф. Э. Дзержинского в пересыльной тюрьме заключенные выступили против произвола тюремной администрации. В 1910 г. политические заключенные во главе с С. Ф. Артемом (Сергеевым) организовали празднование 1 Мая.

В конце XIX века, находясь в иркутской ссылке, первые марксисты способствовали распространению идей марксизма в крае, создавали марксистские кружки. Л. Б. Красин выступил с пространной статьей, где одним из первых сделал марксистский анализ экономического развития Сибири в конце XIX века и его перспективах.

Политические ссыльные большевики, как писал В. И. Ленин, заявляли царскому правительству: «Никакие преследования, ни тюрьмы, ни ссылка, ни каторга, ни смерть не устрашат нас Пролетарские революционеры, «переходя из тюрьмы в ссылку и из ссылки в тюрьму», выковывали в себе «те свойства, которые закаляли революционеров на долгие и долгие годы»2.

С революционной деятельностью ссыльных большевиков связано возникновение иркутской партийной организации, революционное движение в крае, установление Советской власти. Осенью 1905 г. в составе Иркутского комитета РСДРП работал ученик и соратник В. И. Ленина И. В. Бабушкин. В рядах иркутской большевистской организации находился виднейший деятель Коммунистической партии П. П. Постышев.

          Князь Сергей Петрович Трубецкой           Никита Михайлович Муравьев

Вопросы к документу:

  1. Почему именно Сибирь становится местом каторги и ссылки?
  2. В чем вы видите прогрессивность этого явления?
  3. Какой вклад ссыльные и каторжане внесли в развитие нашего края?

Раздел 7. Развитие культуры в Восточной Сибири в XIX веке.

 Контрольная работа по разделу  «Развитие культуры в Восточной Сибири в XIX веке».

Как называются памятники в  Ируктске  посвященные декабристам.

1. Это дом декабриста…………………………………, получившего право поселения в городе Иркутске после отбытия каторги.

2 Кому возведен  памятник в городе Иркутске?                                              

.  

 3. Часовня в Петровском заводе на могиле ……………, жены декабриста.

4. В 1819 году Александр I назначил генерал-губернатором Сибири;

А. М..Сперанского

Б. А.Аракчеева;

В.С.Волконского;

5.Вставьте пропущенные слова, используя

« По предложению ……………….. Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства - …………………………..  и   ………………………… В Восточно-Сибирское ………………..  вошли   ………………………………… и  ………………………. Губернии, Якутская область и три особых управления – Охотское, ………………………………и Троицко – Савское. Иркутск стал административным центром от Енисея до Восточного океана.

  1. Сперанского;
  2. Восточно-Сибирское;
  3. Западно-Сибирское;
  4. Енисейская, Иркутская;
  5. Камчатско-Приморское;

  1. Установите соответствие.

           Название учебного заведения:                                                     Год основания:

         А. воскресное приходское училище.                                             1. 1817 г

        Б. Нижнее-Илимское училище                                                      2. 1814 г

        В. Киренское  училище                                                                  3. 1805 г

        Г. Нижнеудинское училище                                                         4.  1821 г

А

Б

В

Г

   

Раздел 8. Развитие экономики в Иркутской губернии в XIX веке. (работа в классе).

Составить с помощью учебника стр. 61 §14 и стр. 89-106 §20-23 сравнительную таблицу.

Вопросы для сравнения

Сельское хозяйство

Хозяйство коренного населения

Промышленность.

Торговля и купечество.

Первая половина XIX

века.

Вторая половина XIX

века.

Сделайте вывод о развитии экономики в Иркутской губернии в  XIX веке.

  1. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? Какие факторы повлияли на изменения?
  2. Составьте диаграмму о социальном расслоении крестьянства во второй половине XIX века.

100%

  1. Какое влияние оказала железная дорога на развитие экономики губернии?
  2. Какие отрасли экономики преобладали и почему?

Раздел 9. Общественная жизнь  в Иркутской губернии в XIX веке. (работа в классе).

Защита рефератов  с презентацией (групповая работа).

Темы рефератов:

Михаил Васильевич Загоскин;

Всеволод Иванович Вагин.

        Требования к написанию рефератов по истории

        Реферат – это изложение сущности какого-либо вопроса.

        Тему реферата обычно выбирает сам учащийся из списка , предложенного учителем.

        Учитель помогает ученику в подборе необходимой для написания реферата литературы, а также в формулировании темы реферата.

        В теме реферата должна быть заключена конкретная, достаточно узкая историческая проблема. Эта тема, проблема должна быть актуальной, значимой, а также достаточно интересной.

        Реферат – это исследование конкретной проблемы. Поэтому для раскрытия темы реферата необходимо исследовать несколько источников (например, две или более монографий историков – специалистов по данной проблематике и имеющие различные точки зрения на эту проблему).

        В реферате необходимо правильно, точно приводить цитаты и делать необходимые ссылки на источники этой информации, этих цитат в конце страницы.

        Определённую ценность в реферате представляют приведённые по тексту таблицы, сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, картосхемы, иллюстрации, портреты и т.д.

        В конце реферата должно быть сделано обобщение, заключение, выводы.

        Высоко оценивается концептуальность изложения. Автор реферата должен достаточно аккуратно показать своё видение, своё отношение к

данной проблеме или своё отношение к различным точкам зрения по этой проблеме.

        К реферату прилагается список использованной литературы. В качестве литературы для написания реферата используются не учебники, а специальная литература, монографии.

        Список литературы должен быть оформлен грамотно, в алфавитном порядке расположения авторов, с полными выходными данными использованных книг, журналов и т.д.                            

Критерий оценки сообщения учащихся

  1. Содержательность: глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность,

обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

  1. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.
  2. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п.; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией.

Раздел 10. Культура   Иркутской губернии в XIX веке.

 

Исторический диктант

  1. в 1860 году 20 учениц переступили порог нового ……………… .
  2. в 1874 году это училище было преобразовано в …………………………… .
  3. немногим раньше в Иркутске было открыто духовное …………………..
  4. в 1874 году в Иркутске было открыто училище …………………………..
  5. в 1872 году была открыта ……………  семинария.
  6. в конце XIX века  Иркутской губернии действовало ………………. Учебных заведений.
  7. много  сделал для развития просвещения губернии историк и писатель ………………..
  8. вернулся в родной город после окончания Петербургского педагогического университета и занимался научно-краеведческой деятельностью ………………………………………….
  9. в 1851 году было отрыто ……………….. научное общество.
  10. в 1871 году была открыта ………………………….  Лаборатория, оборудование для нее было привезено из Англии.
  11. в ………..  была открыта бесплатная  библиотека - читальная.
  12. автор произведения «Дочь купца Жолобова», «Камчадалка»

   Раздел 11. Экономика России в начале XX века.  ( практическая работа с атласом и контурной картой.)

Развитие промышленности и сельского хозяйства. (атлас и контурная карта нарисованная обучающимся)

Семинар на тему: «Рабочее движение в Иркутской губернии 1905-1907 гг»; « Ленский расстрел 1912 год».

Вопросы к семинару.

  1. Каким было положение рабочих на предприятиях губернии в начале XX  века?
  2. Каковы были основные требования рабочих?
  3. В чем проявлялась деятельность Иркутской организации РСДРП перед революцией 1905 года и ходе революции.
  4. Подготовить доклады о видных деятелей организации РСДРП в Иркутске ( И.С.Якутов; М.К.Ветошкин; Т.М.Руденко).
  5. Как развивались события в Иркутской губернии в 1905 году ( рассказ сопроводить презентацией).
  6. Подготовить сообщение  с презентацией об одной из политических партий принимавших активное  участие в революционных событиях 1905-1907 годах.
  7. Какую позицию заняло коренное население губернии по отношению к революционным событиям в стране?
  8. Рассказать о событиях которые произошло на Ленских приисках в 1912 году по плану:

А. причины стачек. Когда он началась.

Б. Как развивались события? Когда и чем они завершились?

В.Какой отклик нашли события на Лене во всей стране?

Работа с документами: анализ источника о возникновении Социал- Демократической организации (1901-1907 гг).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1901 — 1907 гг.)

Нарастающая волна массового революционного движения -в Российской империи перекинулась за Урал и к началу XX в. достигла Восточной Сибири. Этому способствовало строительство Сибирской        железнодорожной магистрали, рост промышленных предприятий, а в связи с этим и рост численности рабочего класса.

Пребывание в ссылке в  конце XIX в. на территории Иркутской губернии видных марксистов М. И. Бруснева, Н. Е. Федосеева, Л. Б. Красина и др. не прошло бесследно для развития общественной мысли и распространения учения научного коммунизма среди местного населения. Одним из первых марксистских кружков в Иркутске был кружок И. Галина, .возникший в 1898 г. с участием политических ссыльных.

В 1901 г. в Иркутске возник комитет РСДРП, входивший в состав Сибирского Союза — комитета РСДРП, заявившего, что он стоит на позиции ленинской газеты «Искра».

Видными деятелями Иркутского комитета РСДРП были И. В. Бабушкин, А. И. Попов-Коновалов, А. А. Ширямов, М. К. Ветошкин, И. С. Якутов, Д. П. Феденев и др. В связи с деятельностью Иркутского комитета РСДРП усилилась открытая борьба трудящихся против буржуазии. В 1901 г. бастовали горняки бодайбинских приисков, в 1902 г. — рабочие Иркутского депо, в I904 г. — черемховские шахтёры и рабочие Иннокентьевского депо. Произошло столкновение горняков бодайбинского приискового района со стражниками и последние бежали.

Иркутский комитет РСДРП в отчете за 1903— 1904 гг. сообщал: «За отчетный год не было никакого движения, которое бы прошло и началось помимо влияния комитета. Распространение литературы и листовок, устройство подпольных типографий, сбор средств, организация побегов политических ссыльных и каторжан, подготовка профессиональных революционеров, организация забастовок, народных дружин — вот далеко не полный перечень деятельности Иркутского комитета РСДРП и его ячеек в Черемхово, Тайшете, Нижнеудинске, Зиме, Тулуне.

Тяготы русско-японской войны легли тяжким бременем на трудящиеся массы страны, но особенно напряженное положение создалось вблизи театра военных действий — в Восточной Сибири.

Революционное движение на территории Иркутской губернии в период первой русской революции достигло широкого размаха. К наиболее ярким событиям в годы первой русской революции относятся: апрельская демонстрация в Иркутске в 1905 г. по случаю протеста против суда над «романовцами», августовская и октябрьская забастовки железнодорожников, горняков Черембаоса, телеграфистов Иркутска, казаков и солдат Иркутского гарнизона, волнения среди крестьянского населения, протестующего против поборов, эксплуатации, суровости царских судов, бесправия.

Революционное движение было жестоко подавлено карателями Меллер-Закомельского и Ренненкампфа, жертвой которых пали И. В. Бабушкин, А. И. Попов- Коновалов и многие другие, но, умирая, они знали, «что дело, которому они отдали всю свою жизнь, не умрет, что его будут делать десятки, сотни тысяч, миллионы других рук»

Вопросы к документу:

  1. О чем говорится в документе?
  2. Какие события затрагиваются?
  3. Какой можно сделать вывод на основе документа, о социал-демократической организации и ее деятельности в Иркутске.

Работа с документами: анализ источника о Ленских событиях 1912 года.

ЛЕНСКИЕ СОБЫТИЯ 1912 г. — ПРЕДВЕСТНИК РЕВОЛЮЦИОННОЙ БУРИ

Новый мощный революционный подъем в России после поражения первой русской революции 1905— 1907 гг. связан с событиями на Ленских золотых приисках.

Золото в бассейне реки Витима и его притоков было найдено >в сороковых годах прошлого столетия. В 1869 г. иркутскими купцами Басниным и Катышевцевым было основано Ленское паевое золотопромышленное товарищество, которое существовало до 1882 г. Затем оно распалось, и часть паев приобрели петербургский банкир Гинцбург и «Торговый дом В. Мейер и К0». В 1896 г. паевое товарищество было реорганизовано в Ленское акционерное золотопромышленное товарищество «Лензото», ставшее монопольным владельцем почти всех приисков Лено-Витимской системы, в ту пору основного района в России по добыче золота.

  1. июня 1908 г. на основе этого общества было учреждено смешанное русско-английское акционерное общество «Лензото», в котором основными держателями акций были крупные русские и английские капиталисты, члены царской семьи и члены правительства.

Ленские золотые прииски являлись одним из самых значительных золотопромышленных районов России.

До революции около 24% от всей массы золота, добытого в России, дала Золотая Лена.

29 февраля (13 марта) 1912 г. забастовали рабочие Андреевского прииска в знак протеста против грубых обсчетов, обмеров выработанных забоев, безобразных жилищных условий и жестокого обращения со стороны администрации. Забастовка охватила весь Бодайбинский приисковый район. В ней, под руководством большевистского стачечного комитета, приняли участие тысячи рабочих. Несмотря на расстрел бастующих 4(17) апреля, маневры царизма и посылку специальной комиссии — «посланника царя» сенатора Манухина, рабочие отказались приступить к работе. Они коллективно уволились и выехали с приискового района. В ответ на Ленский расстрел в Иркутской губернии бастовали черемховские шахтеры, рабочие пароходных компаний на Ангаре и Лене, иркутские печатники, пекари и др.

В забастовках негодования против кровавой расправы по всей России приняло участие более полумиллиона трудящихся. Гневные протесты выразили рабочие Парижа, Лондона и многих других городов и стран.

В. И. Ленин писал о Ленских событиях: «Ленский расстрел явился поводом к переходу революционного настроения масс в революционный подъем масс».

№ 63. ТРЕБОВАНИЯ БАСТУЮЩИХ РАБОЧИХ «ЛЕНЗОТО», ВЫРАБОТАННЫЕ 3 МАРТА И ПРИНЯТЫЕ ОБЩИМ СОБРАНИЕМ

Собранием рабочих Ленского золотопромышленного товарищества Утесистого, Андреевского, Васильевского, Пророко-Ильинского, Александровского, Надеждинского и Феодосиевского приисков от 3 марта 1912 г. постановлено: прекратить работы до тех пор, пока не будут удовлетворены требования всех рабочих.

Время забастовки должно писаться как рабочее время, т. е. поденно.

Время забастовки не должно ставиться в вину забастовавшим, так как эта последняя вызвана насущнейшей необходимостью неудовлетворительных вопросов, которые ставятся в голову требований.

Наши требования:

Во все время забастовки продовольствие по кухне должно выдаваться по обыкновению.

1.Продовольствие с кухни должно выдаваться на равных условиях со служащими. Все продукты на кухне должны выдаваться в присутствии уполномоченных, которые назначаются рабочими того района, в котором предстоит выписка. Мясо должно делиться на два сорта. Квас должен быть в летнее время за счет Лензото. Хлеб ржаной должен быть сеяный. Картофель должен быть обязательно. Капуста должна быть тоже обязательной ввиду того, что она предохраняет от цинги.

2.Расширение квартир с достаточным количеством воздуха, с бесплатным освещением. Холостым одна комната на двоих и семейному одна комната... Отдельные помещения—прачечная и сушилка.

3.а) рабочие, нанявшиеся по профессии, не должны посылаться в ту область труда, где не требуются их профессиональные знания, а также и горнорабочим должны установить очередную сменяемость работ; б) ни один рабочий не должен увольняться в зимнее время. Увольнения должны быть летом, и притом должен быть выдан бесплатный проезд с семьей до Жигалово; в) если же администрация увольняет рабочего, то должна рассчитать по закону.

 6.а) 8-часовой рабочий день. Предпраздничные дни по 7 часов, воскресные и двунадесятые праздники работать необязательно — считать эти дни льготными. Если же в эти дни производится работа, то должно с 6 часов утра и до 1 часу дня, а писать их за полтора дня; б) неурочное время должно оплачиваться: за первые два часа — три часа, а за последующие часы за каждый час — два часа.

7.Существующая такса должна быть увеличена пропорционально оплате: до 2 руб. — 30%, до 2 руб. 50 коп. —20% и свыше— 10%. Для горнорабочих отрядные работы не .принудительны, а по взаимному соглашению. Всем без исключения рабочим и мастеровым добавить жалованье по 30%.

а) каждый день должен вывешиваться табель с отметкой проработанного дня, а также и по окончании месяца в табеле должен быть подсчет за целый месяц; б) горнорабочим должны выдаваться ежедневно ярлыки на выработку.

  1. Уплата заработка должна производиться ежемесячно и полностью в конторе мастерской и на стану, причем получатель должен расписываться в табеле в сумме, которую он получил.
  2. Выписка но амбару для мастеровых должна производиться тремя днями раньше горнорабочих.
  3. Отмена штрафов.
  4. Выделить полнейшую автономию вахтовых, которые должны подчиняться только механической администрации, чтобы служащие горнорабочих не вмешивались в дела злектропаровых машин. Трехсменная вахта по 8 часов в сутки.
  5. Всем рабочим и мастеровым не должна сбавляться поденная плата. Рабочим, командированным на дальнее расстояние, должен платиться полуторный оклад.
  6. По первому требованию больного должна явиться медицинская помощь. Болезнь рабочего по вине Ленского товарищества оплачивается полностью платой и болезнь вообще—полднем до дня выздоровления. Обязательная выдача удостоверений больным.
  7. Чтобы администрация не увольняла по личным капризам, а делала это с ведома рабочей комиссии.
  8. Непринужденность женского труда.
  9. Вежливое обращение администрации. Рабочих не называть на «ты», а на «вы».
  10. Устранение административных лиц:

а)        Утесистого прииска: Якова Синцова, смотрителя шахты;

б)        Андреевского прииска: смотрителя Горелова;

в)        Пророко-Ильинокого: управляющего Кобылянского, смотрителя Иевлева, служащего Бегузарова;

г)        Александровского прииска: смотрителя Костина, Казакова, братьев Кузнецовых, Шабеко, инженера Савельева, станового Анельгольм и служащих Токарева, Коморникова, Пестякова;

д)        Надеждинского прииска: заведующего мастерской А. Демут;

е)        Феодосиевокого прииска: станового Станкинае, инженера Бромирского, смотрителей Киржанович, П. Русакова, кассира конторы, обходного Бормина, Штейнера, плотничного мастера Макарова и Горшунова.

  1. За время забастовки никто не должен пострадать.

О гарантии выборных

  1. Чтобы делегатам от всех забастовавших приисков было представлено право на время переговоров пользоваться бесплатным проездом по железной дороге от ст. Феодосиевская до ст. Бодайбо, а равно и на лошадях.
  2. Чтобы управление Лензото снеслось бы с местной полицией о гарантии свободы делегатам.
  3. Чтобы на время забастовки выборным был предоставлен Народный дом.
  4. Чтобы административной властью не назначались на работы отдельные лица, предварительно не испросив разрешение у делегатов.

Мы хотим, чтобы забастовка носила миролюбивый характер, а поэтому заявляем: если будут применены карательные меры к нашим уполномоченным, тогда мы снимем всех рабочих с работ.

Вопросы к документу:

1. Используя документ и полученные ранние знания расскажите о события произошедших на Ленских приисках.

Иркутская губерния в годы аграрной реформы П.А.Столыпина, культура Иркутской                     губернии в начале XX  века (проверочная работа).

  1. Какую цель преследовало правительство П.А.Столыпина, переселяя крестьян в Сибирь?
  2. Как переселенцы ехали на новые земли?
  3. Какое влияние оказали переселенцы на экономику сибирской деревни?
  4. Почему казачество можно отнести к крестьянскому населению?
  5. Какие изменения происходили в образовании в Иркутской губернии в начале XX  века. Что нового появилось, с какими проблемами столкнулась губернская общественность в решении вопросов обучения и воспитания молодежи?
  6. Когда в Иркутске появилось кино? Какие были кинотеатры?
  7. Какие изменения произошли в культурной жизни Иркутска в начале XX  века.

Иркутская губерния в годы первой мировой войны (проверочная работа)

1.Как повлияла первая мировая война на экономику Иркутской губернии?

2. Каковы были причины обострения классовой борьбы в Иркутской губернии? Против кого выступали рабочие?

3. В чем причина голодных бунтов? В чем на ваш взгляд была их опасность?

4. Оцените социально-политическую обстановку в Иркутской губернии накануне 1917 года.

Раздел 12. Революция и гражданская война. (подготовка докладов с презентацией и выступление на уроке)

                                Памятка

                     Для подготовки сообщения, доклада

  1. Определите тему выступления, сформулировав его основную мысль, подберите литературу по данному вопросу. Получите консультацию педагога.
  2. Внимательно прочитайте источник (книгу, статью, документ), в котором наиболее полно раскрыт вопрос . Составьте план выступления на основе этого источника.
  3. Изучая дополнительную литературу, справочные издания, делайте выписки на отдельных листах, с указанием их темы – так вы облегчите себе дальнейшее использование материала.
  4. Закончив подготовительную работу, приступите к оформлению выступления:
  • уточните его план, учитывая дополнительные материалы;
  • составьте подробный, развёрнутый план сообщения, указывая в скобках фактический материал (порядковый номер выписки), на который будете ссылаться. Получите консультацию педагога;
  • помните, что основным правилом любого исследования является строгая доказательность фактов и выводов;
  • помните, что у слушателей должно остаться чёткое представление о том, в чём вы хотели их убедить, поэтому завершайте выступление краткими выводами.
  1. Старайтесь не раз «проговорить» текст дома, чтобы привыкнуть к себе – оратору и точно проконтролировать отведённое вам время. Исполните выступление перед педагогом.
  2. Помните, что выступление ваше должно быть доступным, эмоциональным. Вы должны говорить «своим языком»

               

                 Критерий оценки сообщения учащихся

  1. Содержательность: глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность,

обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

  1. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.
  2. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п.; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией.

Темы докладов:

  1. Иркутск в 1917 году. Февральская революция.
  2. Большевики берут власть.
  3. В годы гражданской войны. Колчак в Иркутске.
  4. Гражданская война в Тайшетском районе.

Раздел 12. Иркутская земля в 1921-1941 г.г.

Восстановление хозяйства (проверочная работа).

  1. Когда советская власть окончательно установилась в Иркутской губернии?
  2. Как относилось население Прибайкалья к большевикам в эти годы?
  3. Какие общественные организации появляются в этот период в Прибайкалье?
  4. Каким было положение сельского хозяйства на иркутской земле после гражданской войны?
  5. Какие изменения внес Нэп в положение трудовых масс в губернии?

Индустриализация и коллективизация в Иркутской губернии (анализ источников).

Промышленное строительство в крае

№ 103. СООБЩЕНИЕ ГАЗЕТЫ

Шахтеры идут в партию

31 января 1932 г.

В ленинские дни и к 17-й партконференции шахтеры — ударники Черембасса подают заявление о вступлении в партию. За несколько дней на шахте № 7 подано 61 заявление в партию. Бригадами и ячейками прием оформлен.

Бригада Потрепалова дала в партию 25 лучших ударников, в этой бригаде в данное время только 2 беспартийных— новых, пришедших из колхозов рабочих. Бригада Любимова дала в партию 15 ударников, бригада Дорофеенко — 7 человек, бригада Власова — 13, бригада Воробьева—1.

«Восточно-Сибирская правда», 1932, 31 января.

№ 104. ПИСЬМО СЕКРЕТАРЯ ЦК ВКП(б) П. П. ПОСТЫШЕВА РАБОЧИМ ИРКУТСКОЙ ЦЭС

27 января 1932 г.

Шлю большевистский привет рабочим, коммунистам и комсомольцам Иркутской ЦЭС. Благодарю за память обо мне.

Сам я часто вспоминал и вспоминаю иркутскую электростанцию, которая была в декабрьские дни гражданской войны одной из большевистских крепостей. Из среды ее пролетариата вышли такие стойкие борцы, как Вохмины и другие товарищи. Некоторые из пролетариев Иркутской ЦЭС героически погибли в период борьбы с юнкерами в декабрьские дни. Оставшиеся в живых вместе с молодежью строят великое дело социализма.

Мой самый искренний, самый пламенный привет старикам-пролетариям, с которыми я работал в прошлые тяжелые годы.

С коммунистическим приветом П. Постышев.

«Восточно-Сибирская правда», 1932, 15 февраля

№ 108. ИЗ АКТА ПРИЕМА И ПУСКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ИРКУТСКОЙ ЧАЕПРЁССОВОЧНОЙ ФАБРИКИ

28 апреля 1933 г.

...Удельный вес кирпичных чаев в чайном балансе Союза составляет 40%. Черные кирпичные чаи прессовали и прессуются до сих пор способом предварительной запарки чайной пыли в Ханькоу. Такой способ дает капиталистам возможность прессовать чайные кирпичи из всевозможных недоброкачественных чайных отходов.

В 1928 г. партия и правительство, придавая огромное экономическое значение кирпичному чаю, в целях обеспечения внутреннего рынка кирпичными чаями, улучшения 'качества последних, а также в целях сокращения расхода валюты предложили Центросоюзу организовать прессовку чайной пыли внутри Союза.

12 февраля 1930 г. ...Президиум Центросоюза принял решение о переносе (строительстве) чаепрессовочной фабрики в город Иркутск из Владивостока....

Согласно постановлению комиссии Совета Труда и Обороны от 3 июня 1930 г. строительство Иркутской чаепрессовочной фабрики было признано спешным и срок его окончания был намечен к 1 января 1931 г. Фактически строительные работы в основном были закончены к 1 августа 1931 г.

Основываясь на всем высказанном, комиссия считает, что находящееся в настоящее время в эксплуатации оборудование может быть принято и допущено к дальнейшей эксплуатации '.

Председатель приемочной комиссии Бауман.

Секретарь Нодельман.

ГАИО, ф. 866, ап. 2, д. 1.

1 Первые плитки чая сошли с прессов фабрики б июня 1932 г. в 22 часа 11 минут.

№109. ИЗ ГОДОВОГО ОТЧЕТА О РАБОТЕ ТРЕСТА «ВОСТСИБУГОЛЬ» ЗА 1935 г.

...По Черемховскому руднику выполнили и перевыполнили план все шахты, а именно

Шахты

План

(тонн)

Фактически

(тонн)

% к плану

Шахта № 5

170 000

212 205

124,8

Шахта № 5-бис

270 000

303 200

112,3

Шахта № 7

350 000

385 138

110,0

Шахта Касьяновская

340 000

362560

106,6

Шахта М. Артем

242 000

253 952

104,9

Шахта им. Кирова

750 000

757 460

101,0

В 1935 году перекрыли свою проектную мощность две шахты: № 5-бис и № 8. Годовой план по Черемховскому руднику был выполнен 11 декабря...

Инициатором развития стахановского движения в крае является Черемховский район...

В истекшем году во Всесоюзном конкурсе шахт принимали участие: шахта № 5-бис, № 8 и шахта им. Кирова. На первом месте по тресту идет шахта № 5-бис, которая участвовала во Всесоюзном 'конкурсе в 1934 году и получила премию (10000 рублей). По тресту «Востсибуголь» к старым шахтам, т. е. вступившим в эксплуатацию до 1 октября 1928 тода, относится шахта № 5, вступившая в эксплуатацию в 1910 году, остальные 8 шахт вступили в эксплуатацию после указанного срока...

ГАИО, ф. Р-73, on. 1', д. 24, л. 2.

№ 110. ИЗ ДОКЛАДА ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА ТРЕСТА «СОЮЗСЛЮДА» О ПОДГОТОВЛЕННОСТИ к ЭКСПЛУАТАЦИИ ИРКУТСКОЙ СЛЮДЯНОЙ ФАБРИКИ

30 ноября 1936 г.

Иркутская слюдяная фабрика, согласно... утвержденному проекту, предназначена для обработки-обогащения слюдяного сырья, поступающего в Иркутск с Майского месторождения. Утвержденный объем работ равен 466,6 тонны листовой слюды и 2000 тонн чешуйки. Фабрикат Иркутской фабрики согласно проекту для потребителей является полуфабрикатом, в полном смысле этого слова, т. к. всеми потребителями дополнительно подвергается обработке (клейка, обточка, калибровка, щипка и т. д.).

Строительство фабрики начато в 1931 г. ... на проведение работ было отпущено 465 тысяч рублей... «П-рам- строй» 1 работы сосредоточил на надстройке помольного цеха и надстройке здания 'бывшей библиотеки, по улице Свердлова...

...Трестом «Союзслюда» был составлен новый проект на сумму 3 200 000 рублей, последний был утвержден Главком 19 апреля 1933 г.

В конце декабря 1933 г. «Комжилстроем» был сдан в эксплуатацию корпус бывшей библиотеки.

В 1934 г. с сентября месяца... строительство... продолжалось до закрытия кредитов (январь 1936 г.) хозяйственным способом.

В настоящее время на фабрике 1150 работниц. Производительности, предусмотренные проектом, выполняются. Технологический процесс работницами освоен.

ГАИО, ф. 2695, on. 1, д. 14, лл. 39—40.

№ 111. ИЗ ИНФОРМАЦИИ ОБКОМА ВКП(б) В ЦК ВКП(б) «ОБ ИТОГАХ СОБРАНИЯ ПАРТИЙНОГО АКТИВА ИРКУТСКОЙ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

13 марта 1941 г.

За три года третьей пятилетки прирост промышленной продукции... -— 44 процента, составившие 568 млн. рублей капиталовложений в промышленность, введено в строй 12 предприятий союзного значения и 494 — районной промышленности и промкооперации, >рост на 39 процентов валовой продукции зерновых культур.

ПАИО, ф. 127, оп. 7, д. 559, л. 47.

 Строительная организация.

Вопросы к документам:

  1. О чем идет речь в документах? Что доказывают данные в документе № 109?
  2. Как стахановское движение походило у нас в Иркутской области? Что это за движение?
  3. Назовите наиболее важные предприятия, которые были построены в годы первых пятилеток.
  4. Как вы понимаете, что такое индустриализация, и нужна ли она обществу?

Коллективизация сельского хозяйства

№ 112. ИЗ ДОКЛАДА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ИРКУТСКОГО ОКРУЖНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФУРСОВА НА II СЪЕЗДЕ КОЛХОЗОВ ИРКУТСКОГО ОКРУГА О РОСТЕ ПРОСТЕЙШИХ ТИПОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ

27 декабря 1927 г.

...При советском строе, особенно в последние годы, начинается усиленное развитие производственной сельскохозяйственной кооперации в виде ряда специальных объединений.

Общая динамика численности этих объединений представляется в таком виде:

На 1 октября 1924 г.

На 1 октября 1925 г.

На 1 октября 1926 г.

На 1 октября 1927 г.

Число  объединений

18

48

124

243

В них членов

974

1574

3680

3585

Количество объединений возросло весьма значительно.

До настоящего времени наибольшее распространение получили простейшие объединения, которыми кооперированы лишь отдельные процессы сельскохозяйственного производства. Подтверждением этого являются следующие данные:.

На 1 октября 1924

На 1 октября 1925

На 1 октября 1926

На 1 октября 1927

Число машинных товариществ

3

13

71

161

55

117

753

1787

Эти простейшие объединения составляют больше половины общего числа производственных кооперативов, а по числу членов — только около одна треть

Количественный рост обусловливается стремлением бедняков и части средников завысить производительность своего труда и улучшить свое хозяйство вообще, и необходимостью организованной экономической борьбы бедняков с эксплуатацией их кулацкой верхушкой.

Количественное значение бедноты было невелико, но в 1927 г. социальный состав членов улучшается. Социальный состав 83 товариществ, организованных в период с 1 апреля по 1 октября 1927 г., таков: бедняков — 52,06%, середняков — 45,89%, зажиточных — 2,95% •

Животноводческие товарищества. На втором месте по количеству имеющихся в округе из числа простейших объединений (подсобно-производственного типа находятся животноводческие товарищества:

На 1 октября 1924

На 1 октября 1925

На 1 октября 1926

На 1 октября 1927

Бычинных

1

7

15

27

В них членов

13

145

491

676

Число этого вида объединений за указанный период увеличилось в 27 раз, а число членов в 51 раз.

Семеноводческие товарищества. Этот вид распространен крайне незначительно. Семеноводческих товариществ насчитывается всего лишь 4 с 27 членами-учредителями.

Молочно-маслодельная кооперация. Это один из наиболее важных видов сельскохозяйственной кооперации в округе, но получил еще крайне незначительное распространение. В период с 1924 ir. по 1927 г. число масло- артелей увеличилось с 2 до 11 с 1309 членами.

Особенно значительное увеличение числа колхозов (наблюдается) в последний год. Население колхозов в настоящее время состоит из 912 человек при 575 членах.

Социальный состав членов колхозов: 86,7% от общего числа членов—бедняки; средняков только 8,6% и зажиточных только 0,3%, членов партии и ВЛКСМ —

 Так в документе.- бычинных

18,6% от общего числа членов, что свидетельствует об организации колхозов при значительном участии беспартийной деревенской бедноты...

ГАИО, ф. 212, on. 1, д. 284, лл. 20—25. Незаверенная копия.

№ 14. ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ БЮРО ИРКУТСКОГО

ОКРУЖКОМА ПАРТИИ «О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

РЕШЕНИЙ ЦК ВКП(б) И СИБКРАЙКОМА О ТЕМПАХ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ КУЛАКА КАК КЛАССА»

8 февраля 1930 г.

...Важнейшей задачей и центром тяжести работы Иркутской парторганизации является—добиться ускорения темпа развертывания колхозного движения, стремясь к полному вовлечению в колхозное строительство основных масс батрачества, бедноты и средняков уже в течение весенней сельскохозяйственной кампании 1930 г.

На этой основе и в результате 'оплошной коллективизации сел и районов должна осуществляться практика раскулачивания. Бюро о кружком а (ОК) указывает, что политика партии состоит не в голом раскулачивании, а в развитии колхозного движения, результатом и частью которого должно являться раскулачивание.

Бюро ОК подчеркивает, что задачи сплошной коллективизации и ликвидации кулака как класса требуют усиленной систематической непримиримой борьбы с проявлением право-оппортунистического уклона, являющегося главной опасностью, вскрывая и устраняя правые извращения в деле социалистической перестройки сельского хозяйства (недооценка роли Советов в колхозном строительстве, отказ сельских коммунистов от непосредственного личного участия в колхозном движении, отдельных городских коммунистов от поездки для работы в деревню, допуск кулаков в колхозы, неиспользование средств и возможностей к ускорению темпов коллективизации), а также в деле ликвидации кулачества (неумение или нежелание найти кулака, неумение или нежелание организовать батрачество или бедноту для вступления в колхозы и экспроприации кулачества и т. п.), вместе с тем парторганизация должна вести непримиримую борьбу со всякого рода левыми антисе- редняцкими загибами в деле коллективизации и ликвидации кулачества. Попытки строить колхозы методами администрирования, методами принуждения, попытки подвести под экспроприацию хотя бы отдельных середняков должны встречать со стороны парторганизации самый решительный отпор и виновные в таких извращениях должны привлекаться к судебной ответственности. Осуществление задачи оплошной коллективизации округа и ликвидации кулачества неизбежно обострит классовую борьбу в городе и дерев/не. Кулак, а за ним и нэпман будет отчаянно сопротивляться, он пустит в ход все средства классовой борьбы (убийство, поджог, провокация и т. д.). Поэтому необходима максимальная сплоченность и напряжение сил всей парторганизации, одновременная мобилизация вокруг выполнения этих задач широчайших слоев рабочего класса, батрачества, деревенской бедноты и привлечение средняков к активному участию в разрешении этих задач, только при сплоченности партийной, комсомольской и всех других организаций, при повышении дисциплинированности и ответственности каждого коммуниста, комсомольца, рабочего, бедняка, батрака, только при решительной перестройке всех методов и форм работы на боевые темпы и улучшение качества работы всех организаций будут более успешно разрешены эти задачи и осуществлена генеральная линия партии '.

ГАИО, ф. 218, да. 2, д. 91, лл. 11—18.

1 Далее в постановлении содержатся подробные указания о порядке проведения коллективизации и ликвидации кулачества как класса.

№ 115. ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ БАНЩИКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА, КИРЕНСКОГО РАЙОНА, 1933 г.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КУЛАЦКОГО ХОЗЯЙСТВА А. А. ДМИТРИЕВА

с. Банщиково, 26 августа 1933 г.

Присутствует: членов сельсовета 8, ячейки ВКП(б)—3. Председатель Бобряков.

Секретарь Кузнецов.

Слушали: Утверждение кулацкого хозяйства Дмитриева А. А.

Постановили: Хозяйство Дмитриева Александра Афанасьевича считать явно кулацким, так как ранее Дмитриев занимался скупкой и перепродажей (сельскохозяйственных продуктов), а также по 10 лет держал работников. Заседание членов сельсовета постановляет:

Дмитриева Александра Афанасьевича обложить налогом в индивидуальном порядке и лишить избирательных прав...

Председатель — Бобряков. Секретарь — Кузнецов.

ГАИО, ф. 600, ап. 5, д. 2, л. ... Подлинник. Рукопись.

№ 116. ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛАЦКОГО ХОЗЯЙСТВА ДМИТРИЕВА АЛЕКСАНДРА АФАНАСЬЕВИЧА, с. БАНЩИКОВО, БАНЩИКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА, КИРЕНСКОГО РАЙОНА, ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО КРАЯ

26 августа 1933 г.

Дмитриев Александр Афанасьевич лишен избирательных прав Банщиковским сельсоветом 26 августа 1933 г. Лишение утверждено Киренским райисполкомом от 17 декабря 1933 г.

Дмитриев А. А. лишен (избирательных прав) по следующим причинам: за систематическую, с 1915 г. по 1933 г. эксплуатацию наемной рабочей силы и скупку, перепродажу сельскохозяйственных продуктов.

С 1921 по 1923 год (в хозяйстве Дмитриева) жили батраки — Нерончин Борис Афанасьевич и Якунин) Семен — 2 года. С 1915 по 1925 г. жила Чудинова Анна Васильевна (прислуга). С 1924 по 1933 г. жила батрачка Дмитриева Прасковья Николаевна.

Экономика хозяйства:

Посева имел до 1930 г. 8 га, покосов 12 га, лошадей 5, коров 10, прочего (скота) до 18 (гол.).

Сельскохозяйственных машин: молотилка 1, веялка 1, сенокосилка 1.

Вопросы к документам:

  1. О чем идет речь в документах? Что такое коллективизация?
  2. Какими особенностями характеризовалась коллективизация в Прибайкалье?
  3. Какими методами сопровождалось создание колхозов?
  4. Кто такие кулаки? Что делала власть, чтобы заставить зажиточного крестьянина вступить в колхоз?
  5. Создание колхозной системы- это победа новых отношений в деревне или народная трагедия?

Гулаг на Иркутской земле в 1930- 1940 – е годы. (конференция).

Практическая часть: предварительная работа.

1. Провести дома в семье, с друзьями социологический опрос на тему: «Как репрессии коснулись моей семьи»

2. Напишите реферат с презентацией на тему: «Гулаг в Тайшетском районе№

Социологический опрос   «Как репрессии коснулись моей семьи»

         «Жизнь в Приангарье в 30-40 – е годы»

1.Какие важные события в вашей жизни и жизни вашей семьи связаны с периодом 30-40 годов.

2. Ощущали ли вы на положении своей семьи атмосферу 30-х годов?

3. Замечали ли вы в социальную напряженность в стране? Если да, то как?

4. Есть ли в вашей семье репрессированные? Вернулись ли они после амнистии в 50-е?

5. Как вы в целом оцениваете обстановку в стране в тот период.

Развитие культуры нашего края в  начале XX века и в 20-40-е годы XX века.

Заполните сравнительную таблицу

Область культуры

                  Достижения    

Образование

Научная жизнь

Литература

Радио

Печать

Кино

Театр

Художественная  жизнь

Вывод:

Почему после гражданской войны началась борьба  с неграмотностью?

Как можно оценить итого в области образования, профессиональной подготовке кадров и науки, которые были достигнуты в довоенные годы?

Какие учреждения занимались культурно-просветительской работой. С какой целью она проводилась среди населения? Какие формы культурно-просветительской деятельности сохранились до настоящего времени?

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

              Викторина «Герои Земли Иркутской»

  1. Кто первый из иркутян получил высокое звание Героя Советского Союза и за что?
  2. Назовите земляка героя боёв на Халкин - Голе. Какой он удостоен награды?    
  3. Сколько Героев Советского Союза дала стране Иркутская земля?
  4. Назовите земляков, Героев Советского Союза, командиров гвардейских соединений.
  5. В каком году установлен в Иркутске мемориал, посвящённый воинам, погибшим в Великую Отечественную войну?
  6. Назовите земляка – дважды Героя Советского Союза, которому в Г. Иркутске установлен памятник. Когда произошло открытие памятника, кто его автор?
  7. Какая прославленная дивизия первой удостоилась награждения орденом Суворова 2 степени. Когда и за что?
  8. Назовите экипаж земляков, повторивших подвиг Гостелло.
  9. Назовите девушку Героя Советского Союза, память которой увековечена созданием в Иркутской области мемориального музея, где он находится?
  10. Кто из земляков повторил подвиг А. Матросова?
  11.  Расскажите о героях войны нашего района.
  12. Какие предприятия были эвакуированы в нашу область в годы войны?
  13. Расскажите о патриотических делах иркутских школьников в годы войны.

     Назовите иркутян – полных кавалеров ордена Славы.

Иркутская земля в 1961-1985 гг

Конференция на тему: Иркутская область в годы правления Л.И.Брежнева.

Практическая часть:

1. Провести дома в семье, с друзьями социологический опрос на тему: Жизнь при Брежневе.

2. Напишите эссе на тему «Жизнь иркутян при Брежневе».

Социологический опрос  

         «Жизнь при Брежневе»

1.Какие важные события в вашей жизни и жизни вашей семьи связаны с периодом правления Л.И. Брежнева?

2. Ощущали ли вы на положении своей семьи общий рост благосостояния советского народа?

3. Замечали ли вы в социально-экономическом положении страны кризисные явления? Если да, то какие? Как их объясняли?

4. Каково ваше отношение к «перестроечным процессам периода правления М.С.Горбачёва? Как восприняли выборы на альтернативной основе, проявление свободы слова в печати на телевидении?

5. Одобряете ли вы рыночные отношения, как тип экономических отношений?

6. Занимаетесь ли вы предпринимательской деятельностью? Если да, то, что мешает и способствует вашей деятельности?

Эссе на тему: Иркутская область в 1990-2000 годы.

  Примерные темы эссе:  

  1. Что преобладает в гидротехническом строительстве – польза или вред для человека и природы?

     2. Гармония во взаимоотношениях человека и природы: возможно ли          

         такое состояние?

  1. Почему, на ваш взгляд, в нашем районе на выборах президента в 1996

Году лидировал В.В.Жириновский?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс

Курс «География Иркутской области»введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география...

Рабочая программа по географии Иркутской области

Рабочая программа  включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Программа "История Иркутской области"

Программа "История Иркутской области" разработана для курса Историко - культурное наследие для 10 класса...

Программа по истории Иркутской области к учебнику З.Рабецкой.

Программа может быть использована для работы на первом курсе СПО....

Рабочая тетрадь по истории России к учебнику Е.В. Пчелову

Методическое пособие для работы с учащимися 6 класса по предмету история...