ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме: «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии»
учебно-методический материал по географии на тему

Субеева Лилия Халилулловна

     Согласно закону Российской Федерации “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность.

    Технология развития критического мышления позволяет сформировать школьника, умеющего критически мыслить, который умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

    Изучив все требования и условия  для реализации введения проекта ФГОС, пришла к выводу, что работая в сельской  малокомплектной школе,  сделать это будет намного сложнее, так как это зависит от многих факторов. Специфическое условие сельских школ – малочисленность,  класскомплектность (объединенные классы). Поэтому учителю,  работающему  в таких условиях,  будет сложнее работать,  для этого требуются специальные усилия и умения.

Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.

Как в таких условиях лучше всего подготовить учащихся к новым требованиям общества? Для них на данный момент главной задачей является умение эффективно, целенаправленно добывать знания и в складывающихся обстоятельствах уметь критически мыслить.

Учащиеся должны уметь воспринимать информацию, тщательно, критично ее исследовать, сопоставляя в своем сознании разные точки зрения, и выбрать самую нужную с целью последующего ее исследования. Основная нацеленность каждого человека – способность занять в обществе положение, которое дает возможность максимально раскрыть свои способности, обеспечить вклад в развитие общества, поняв, что этот вклад востребован, получить должное уважение к личности человека со стороны общества как важной и самостоятельной ценности.

За последние десятилетия появились такие виды деятельности, которые требуют новых знаний, новых навыков. А школьный объем знаний ограничен в связи с тем, что идет мощный динамичный научный, общественный, социальный прогресс, растет объем информации через информационную глобальную сеть Интернет, на первый план выходит умение работать с увеличивающимся объемом информации. И при этих условиях человек должен безболезненно адаптироваться к изменившимся обстоятельствам. Помочь в этом может школа, используя современные педагогические технологии, одной из которых является технология «Критическое мышление».

Эта технология может осуществить несколько направлений модернизации образования:

·        деятельностный характер образования;

·        личностную ориентацию обучения;

·        востребованность результатов обучения в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по теме:

«Развитие критического мышления учащихся

в процессе  обучения  географии»

на курсах повышения квалификации по ИОЧ,

инвариативный блок

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

 (09.02.2015г.-13.02.2015г., 24.02.2015г.-28.02.2015г.)

     Выполнила:

     Субеева Лилия Халилулловна,

 учитель географии и биологии

     Первомайского филиала

     ГБОУ СОШ с.Подбельск

     м.р. Похвистневский

Самара - 2015

Оглавление

    I. Введение.

1. Актуальность развития критического мышления………………………...3

2. Проблемы, ведущие к модернизации общего образования……………....4

3. Цель и задачи………………………………..……………………………….5                                                                                                        

    II. Основная часть.                                                                                    

1. Особенности предмета географии, способствующие формированию критического мышления……………..………………………………………..6

2.  Формирование критического мышления……………..…………………..7-9

3. Приёмы  и технологи критического мышления …………...    …………..10-13

    III. Заключение

  1. Вывод ……………………………………………………………………..14                                                                                              

    IV. Список используемой литературы……………………………………15

    ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Введение.
  1. Актуальность развития критического мышления

у учащихся при изучении географии

     Согласно закону Российской Федерации “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность.

    Технология развития критического мышления позволяет сформировать школьника, умеющего критически мыслить, который умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

    Изучив все требования и условия  для реализации введения проекта ФГОС, пришла к выводу, что работая в сельской  малокомплектной школе,  сделать это будет намного сложнее, так как это зависит от многих факторов. Специфическое условие сельских школ – малочисленность,  класскомплектность (объединенные классы). Поэтому учителю,  работающему  в таких условиях,  будет сложнее работать,  для этого требуются специальные усилия и умения.

  1. Проблемы, ведущие к модернизации общего образования

    Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.

Как в таких условиях лучше всего подготовить учащихся к новым требованиям общества? Для них на данный момент главной задачей является умение эффективно, целенаправленно добывать знания и в складывающихся обстоятельствах уметь критически мыслить.

Учащиеся должны уметь воспринимать информацию, тщательно, критично ее исследовать, сопоставляя в своем сознании разные точки зрения, и выбрать самую нужную с целью последующего ее исследования. Основная нацеленность каждого человека – способность занять в обществе положение, которое дает возможность максимально раскрыть свои способности, обеспечить вклад в развитие общества, поняв, что этот вклад востребован, получить должное уважение к личности человека со стороны общества как важной и самостоятельной ценности.

За последние десятилетия появились такие виды деятельности, которые требуют новых знаний, новых навыков. А школьный объем знаний ограничен в связи с тем, что идет мощный динамичный научный, общественный, социальный прогресс, растет объем информации через информационную глобальную сеть Интернет, на первый план выходит умение работать с увеличивающимся объемом информации. И при этих условиях человек должен безболезненно адаптироваться к изменившимся обстоятельствам. Помочь в этом может школа, используя современные педагогические технологии, одной из которых является технология «Критическое мышление».

Эта технология может осуществить несколько направлений модернизации образования:

  • деятельностный характер образования;
  • личностную ориентацию обучения;
  • востребованность результатов обучения в жизни.

3.Цель и задачи

Цель: обеспечить развитие критического мышления посредством

интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, то есть научить ученика самостоятельно добывать знания, осмысливать, структурировать, анализировать и передавать информацию другим.

           

 

Исходя из цели работы, были определены задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по технологии критического мышления.
  2. Разработать уроки, направленные на развитие критического мышления.
  3. Применить на практике разработанные по технологии «Критическое мышление» уроки географии.

II. Основная часть

1.Особенности предмета географии, способствующие формированию человека с критическим мышлением

    1. География - это уникальная учебная дисциплина. Она позволяет открыть ученику путь к самостоятельному познанию истины. Иными словами, развивает негаснущую детскую любознательность, которая порождает у школьника стремление самостоятельно понять суть и причины возникновения природных явлений и, следовательно, испытать радость первооткрывателя и исследователя. То есть, сам предмет создает условия для использования в работе критического мышления.

    2. Перед учителем всегда стоит вопрос: как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Как подготовить выпускника школы, способного самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, грамотно работать с информацией, видеть проблемы и искать пути рационального их решения, быть коммуникабельным и самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня?

    3. Традиционные технологии, апробированные годами, позволяют решать многочисленные задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Для современного учителя этого мало. Необходимо не просто передать информацию, но и активизировать творческий потенциал учащихся. Пути решения этой задачи я вижу в применении новых педагогических технологиях и методах, т.к. это  одно из продуктивных направлений развития образования. Изучая литературу и передовой педагогический опыт я искала технологии, которые могли бы позволить педагогу ориентироваться на интересы, способности и возможности каждого ученика. Из множества технологий описанных в современной педагогике я остановилась на технологии критического мышления. Эта технология  помогает  развитию логического мышления,  умения сравнивать, обобщать, проводить аналогию и т.д.

2. Формирование критического мышления

Все, что человек делает, исследует, оценивает, выражает, выливается в суждения, которые бывают разными. Зачастую эти суждения получены в результате изысканий, исследовательской работы, т.е. они являются результатом рассуждающей, рефлектирующей, критической и творческой работы.

Под развитием мышления понимается, систематическая последовательная тренировка творческих, критических, исследовательских навыков (умений, способностей, искусств) с тем, чтобы сделать сознание людей гибким, открытым для необычного, что может «подбросить» грядущий век. В том числе и наработки навыков рефлективного отношения к своему Я, моральной и социальной ответственности. Одним словом, действует лозунг «Разумность есть сила».

Критическое мышление – это поиск, здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений.

Критическое мышление – тщательно обдуманное взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем.

Критическое мышление – это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.

Критическое мышление – не негативность суждений и критика, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» - значит «аналитическое». Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые и продуманные решения.

3. Этапы формирования критического мышления

Если не упустить момент, поддержать и систематически стимулировать свойственные всем детям качества – удивление перед миром, любознательность, вопрошание, желание найти объяснение, то могут быть задействованы резервы интеллекта. Педагогическая максима – это самовыражение ученика, самореализация личности и в целом она должна идти через коллективизм. Школьный класс для каждого ученика должен стать «сообществом исследователей». Для каждого нужна социально благоприятная среда, а такой средой может быть только класс. Какие этапы пути должен систематически проходить ученик, чтобы обрести навыки разумного мышления и поведения? Технология «Критическое мышление» предусматривает три этапа урока:

  1. Вызов.
  2. Осмысление.
  3. Рефлексия.

На первом этапе – вызов, который должен присутствовать на каждом уроке обязательно, актуализируются и обобщаются имеющиеся у ученика знания по данной теме (проблеме); вызывается устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивирующей ученика к учебной деятельности; побуждается активность на уроке и дома.

На втором этапе – осмыслении, ученик получает новую информацию, осмысливает ее, соотносит с уже имеющимися знаниями.

На третьем этапе – рефлексии, происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации; присваивается новое знание, новая информация учеником; формируется у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому материалу.

Эти три этапа урока напрямую связаны с шестью видами умственной деятельности, которые необходимы для развития критического мышления:

  1. Воспоминание – восстановление в памяти фактов, представлений и понятий.
  2. Воспроизведение – следование образцу или алгоритму.
  3. Обоснование – подведение частного случая под общий принцип или понятие.
  4. Реорганизация – преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющую найти оригинальное решение.
  5. Соотнесение – связывание вновь приобретенных знаний с усвоенным ранее или с личным опытом.
  6. Рефлексия – исследование самой мысли и причины ее появления.

4. Приёмы  и технологии используемее на разных этапах

На  этапе - «Вызов». Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
Данная стадия позволяет:

 - актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

 - побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Используемые приемы технологии:

  • мозговой штурм;
  • кластер;
  • Игра-упражнение «Веер»;
  • Прием «Поясните цитату»;
  • Прием «Как вы объясните народную мудрость»;
  • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»;
  • Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»;
  • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных;
  • Прием «Верите ли вы, что…»;
  • Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал»).

    Методический прием «Верите ли вы, что …»

Сейчас в группах (по 4 человека) вы должны ответить на вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)

      1.  Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.

      2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).

      3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.

      4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения.

      5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост положительный.

      6. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном.

      7. На Северном Кавказе есть месторождения топливных полезных ископаемых.

      8. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.

Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.

 2 этап - «Осмысление». На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Данная стадия позволяет ученику:

 - получить новую информацию;

 - осмыслить ее;

 - соотнести с уже имеющимися знаниями.

Используемые приемы на стадии «Осмысления»:

  • Прием инсерт (пометки на полях);
  • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация);
  • Прием «Сводная таблица»;
  • Прием «Тонкие и толстые вопросы»;
  • Прием «Зигзаг»;
  • Прием «Мое мнение»;
  • Прием «Мозговой штурм»;
  • Прием «Фишбоун»;
  • Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?);
  • Стратегия решения проблем «Идеал».

 Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

? тонкие

? толстые

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного. Я использовала данный прием в 7 классе по теме « Природные зоны Северной Америки».

 3 этап - «Рефлексия» (размышление).  Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

 Данная стадия позволяет учащемуся:

 - целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;

 - присвоить новое знание;

 - сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изученному.

Используемые приемы на стадии «Рефлексия»:

  • Написание эссе;
  • Рефлексивный экран вопросов;
  • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме;
  • Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»);
  • Что нового вы узнали на уроке;
  • Написание синквейна.

  Синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие,  процесс или явление. 

              1. Существительное; тема, главная мысль
              2. Прилагательные; два; качества этого слова
              3. Глаголы; три; действия этого слова
              4. Суждение из четырёх слов по первому слову, мысль
              5. Существительное; синоним первому слову, вывод, заключение

III. Заключение.

      Результатами  технологии РКМ являются: 

  - развитие мышления, творческих    способностей;

  - развитие в учащихся уверенности и  понимания своих мнений и идей;

  - активное участие в учебном процессе;

  - умение с уважением выслушивать различные мнения.

    На мой взгляд, основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

  1. Оценка (Где ошибка)
  2. Диагноз (В чем причина)
  3. Самоконтроль (Каковы недостатки)
  4. Критика (Согласны ли вы? Опровергните, приведите контраргументы).
  5. Прогноз (Постройте прогноз).

На основе данных показателей  провела анкету «Критичность мышления». Анализ результатов показывает, что по всем показателям наблюдается рост.

Вывод

 Данная технология развивает умение давать оценку, прогноз любой ситуации, решить проблемы. Использование технологии РКМ развивает географическое мышление детей.  Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.
   
С позиции ученика:

“Критическое мышление позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме; “Я научилась выражать свои мысли, доверять себе”; “Теперь у меня появился стимул учиться”

    С позиции учителя:

“Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии”

“Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет, поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них” .

“…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся”.

В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно “переходят в руки” самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Результаты диагностики позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении культуры работы с текстом. Критериями эффективности развития навыков критического мышления были выбраны:

Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;

Умение формулировать корректные вопросы;

Интерес к творческой деятельности;

Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;

Умение аргументировано отстаивать свою позицию;

Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;

Положительная мотивация к учебному предмету;

Я учусь вместе с детьми и учусь сама у детей.

IV. Список используемой литературы.

  1. Заир – Бек С.И.  Муштавинская И.В. « Развитие критического мышления на уроке» - М. Просвещение, 2004г.
  2. Халперт Д. «Психология критического мышления», СП б ,2000г.
  3. Критическое мышление «Новые виды грамотности». Сборник. Составитель О. Варшавер М. ЦГЛ 2005г.

     4.  Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.

     5.  ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г

      6. Реферат. Применение технологии критического мышления, исследовательской и проектной деятельности на уроках географии.  Автор: учитель географии Герцен Ольга Николаевна (интернет-ресурсы)

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области

Приложение 1

Урок в 6 классе по теме «Водяной пар в атмосфере. Облака» 
  

 I стадия. ВЫЗОВ. 
   Цель этого этапа актуализация знаний, побуждение интереса, постановка учеником собственных целей. 
На данном этапе использованы следующие методы и приемы -  «Тонкие» и «толстые» вопросы; 
Учащиеся составляют вопросы. 
- «Тонкие» вопросы предполагает однозначный фактический ответ. «Толстые» - развернутый обстоятельный ответ. 
Например: 
   «Тонкие» 
1. Что такое абсолютная и относительная влажность воздуха? 
2. Как изменяется влажность воздуха? 
3. Какие облака бывают? 
   «Толстые» 
1. Какова зависимость влажности воздуха от его температуры и подстилающей поверхности? 
2. В чем выражаются различия в типах облаков? 
   Учащиеся дают предполагаемые ответы. В результате на стадии вызова организуется работа по целенаправленной работе с информацией - поиск ответов на свои вопросы.

На II стадии «ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ» учащиеся работают с текстом учебника, находя подтверждение своим предполагаемым ответам. § 40 п. 1, 2, 3. 
   Для изучения темы «Облака» можно использовать метод «ЗИГЗАГ». 
   Класс делится на группы. Количество групп должно быть равно количеству сравниваемых объектов. Выделяем линии сравнения облаков (см. кластер) - например 3 типа облаков - 3 рабочие группы.
   Для получения новой информации создаются временные экспертные группы, где учащиеся получают новую информацию по одному из типов облаков для каждой группы и составляется мини- кластер, с которым каждый эксперт возвращается в рабочую группу.

   В данном конкретном случае из 3-х мини–кластеров составляется один общий из информации полученной учащимися, и готовится выступление одного от группы с выводами.

Фиксируют в сводной таблице, в которую разносятся данные по линиям сравнения, определяемым в начале при постановке цели. 
Сводная таблица для разных типов облаков.

Виды облаков

Общий вид

Погода

Вид осадков

Причина образования

Кучевые

Разбросанные кучи ваты, огромные горы на высоте от 2-х -10 км. 

Переменная, кратковременные осадки 

Ливни, грозы 

При быстром подъеме нагретого воздуха с высотой; образуются облака летом к 10-11 часам 

Слоистые

Однообразно серые, покрывают небо сплошной пеленой на высоте больше 2 км

Пасмурная, чаще осенью, весной

Моросящие дожди

При контакте теплого и холодного воздуха, который медленно поднимается по холодному 

Перистые

Вид белых волокон или кружев, перьев на высоте равной 10 – 12 км.

Ясная, облака не закрывают солнце

Без осадков

При быстром подъеме теплого воздуха на большую высоту. Образованы из кристалликов льда.

  

III стадия. «РЕФЛЕКСИЯ»
1. Учащиеся используют знания, полученные на стадии осмысления и делают выводы, сопоставляя линии сравнения. Я понял, что… 

2. Тестирование «Найди соответствие»

А - кучевые

В - слоистые

С - перистые

1. Сплошь покрывают все небо.

2. Появляются летом в 10-11 часов на высоте менее 2 км.

3. Высота образования не большая.

4. Вид белых волокон или кружев.

5. Похожи на разбросанные кучи.

6. Образованы из кристалликов льда на высоте выше 10 км.

Ответы: А-2, 5; В – 1,3; С- 4, 6 
   В результате данных приемов методики учащиеся: 
1. Мыслят самостоятельно; 
2. Добиваются результата; 
3. Выносят свои суждения; 
4. Работа в экспертных группах позволяет каждому проявить себя в поиске информации и поделиться ей в рабочей группе. 
   Таким образом, все учащиеся задействованы в работе и каждый осмысливает полученную информацию.

Приложение 2

Тема « Соединенные Штаты Америки». 8 класс

Цель: сформировать представление о США, расширить и закрепить полученные ранее знания о США, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию.

Оборудование: учебник «География материков и океанов»,атлас, физическая карта США, схема: «Что я знаю о США, что хотел бы узнать, что нового я узнал о США».

Ход урока

1.Этап. Организационный момент, постановка целей и задач урока.

2.Этап. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя. Что вы знаете О США ? Что хотите узнать сегодня на уроке? Ребята заполняют первую и вторую графы в таблице.

Что я знаю о США

1. Находится на материке Северная Америка.

2. Омывается 3 океанами.

3. Столица Вашингтон.

4. Граничит с Канадой и Мексикой.

5. На территории много полезных ископаемых.

6. Протекает самая крупная река Миссисипи.

7. Аляска – бывшая территория России.

8. Президент США Барак Обама.

Чтобы я хотел узнать о США

1.Площадь территории.

2.Численность населения.

3.Промышленность, сельское хозяйство.

4.Крупные города страны.

5.Влияние хозяйственной деятельности населения на природу.

Что я узнал нового на уроке о США. ( этот этап предполагает работу с учебником, причем используя различные формы организации работы ( в парах, в малых группах , фронтальную).Читая текст учебника, ребята выбирают главное. Результаты записывают в таблицу.

1.Крупнейшее государство мира, площадь территории – 9,4 млн.км.кв.

2.Численность населения – 250 млн. человек.

3.50 штатов + федеральный округ Колумбия.

4.В природном отношении выделяют три зоны: Восток – равнинный- выращивают пшеницу, кукурузу, разводят скот. Запад – горы Кордильеры – добыча полезных ископаемых. Юг –Тихоокеанское побережье – тропики – выращивают цитрусовые.

5.США занимает 1 место в мире по выпуску промышленной продукции.

6. Главный фактор развития хозяйства – природные богатства.

7. Крупные города – Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Хьюстон, Лос- Анджелес, Далос, Сиэтл ( работа с атласом).

8. Национальный парк - Йеллоустонский известен своими гейзерами.

9. Экологическая обстановка в США ухудшается.

3.Этап закрепления.

4.Этап рефлексии. Учащиеся анализируют по таблице полученные знания со своими запросами перед началом изучения темы. Домашнее задание. Параграф 58. Подготовить сообщение на тему «Что я еще знаю о США», творческое задание составить кроссворд о США. Итог урока. Выставление оценок

Приложение 3

Тема урока: "Озёра"

 Цель: познакомиться с многообразием озер нашей планеты и их происхождением.

Задача:  сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин.

Тип урока: комбинированный.

Технология:  критического мышления  

Оборудование: компьютер, карта полушарий и физическая карта России, атласы, параллельно демонстрируются слайды, листы с дополнительным материалом.

Этапы урока:

  1. Организационный
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала с поэтапным закреплением. (Вызов, осмысление, рефлексия)
  4. Итоги урока, домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный.

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.

Мы вместе проведём урок.

 Надеюсь, что наше сотрудничество будет не только приятным, но и плодотворным.

 2.Проверка домашнего задания.

  • Работа с картой.  Учащиеся показывают и называют самые крупные реки материков, где у этих рек исток и устье.
  • Географический диктант.  По теме реки.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Послушайте и отгадайте загадку, которая подскажет нам тему сегодняшнего урока:                   Пузырьками из воды

                   Газ выходит с глубины!

                   Круглое и голубое,

                   До краев полно водою,

                   Над водою камыши,

                   Что такое? Подскажи!           - Это ...  Озеро.

Учитель: Правильно. Это озеро. Тема нашего урока “Озера”. А сейчас посмотрим слайды, где будут изображены озёра: Байкал, Ладожское, Виктория, Онежское.

Учитель:  Ребята, предлагаю вам за три минуты написать все об озёрах, что вы знаете, что приходит в голову.

Через три – четыре минуты даю время поразмыслить над написанным, посоветоваться с соседом по парте, вычеркнуть, что явно не подходит.

Один – два ученика зачитывают, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.

- Так что же называется озером? Обратимся к учебнику, с. 95.  Предлагаю составить кластер.  В вершине у нас будет основное понятие  «Озеро».

                 

                           скопление воды в природном углублении на суше

Педагог предлагает учащимся прочитать текст на стр. 96-97, составить кластер. Затем стрелками показать, какие понятия связаны между собой. Выполнив задание, ученики  попарно сверяют работы, советуются, обсуждают, правильно ли заполнили  кластер. Затем по желанию, один из учащихся озвучивает содержание своего кластера, другие дополняют.

Следующий этап. Работа с атласом. Ученики называют и показывают озёра. Сравнивают по размерам, по цвету на карте, расположенность озёр и делают выводы. Затем учитель показывает по карте  уникальные озера мира (самое глубокое, большое, соленое…)

Учитель:  Как использует озера человек? В нашей местности?

Учащиеся отвечают  на вопрос учителя.

3. Итоги урока. Учитель:  Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать,  насколько он был плодотворным?  Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

Заполним таблицу «З-Х-У»:

 Свои ответы начинайте со слов… 

Знал…

Хочу знать….

Узнал……….  

Домашнее задание. Найти  дополнительный материал об озёрах, который был бы интересен вам.  Оценки за урок. Спасибо за урок.

   

Приложение 4

  Урок в 8 классе, тема «Русская равнина». 

В конце можно предложить учащимся написать синквейн.

Русская равнина

Широка, велика

Живёт, радует, восхищает

Самая лучшая равнина

Восточно-Европейская

    В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие критического мышления на уроках химии"

Технология развития критического мышления,  на мой взгляд, является одной из самых актуальных технологий на сегодняшний день. Она позволяет  учащемуся самореализовать себя, помогает адаптаци...

Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности

Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"

Данный опыт обобщен на заседании  МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...

СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (статья)

Краткий обзор возможных приёмов и технологий работы на разных стадиях урока, а также полезные советы для проведения эффективного урока по ТРКМ...