Развивающие возможности учебника нового поколения
методическая разработка по географии на тему

Буркова Майя Валерьевна

формы и виды работы с современным учебником, возможности его исползования на уроке в свете ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_uchebnikom.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие возможности учебника нового поколения

 В основе федерального  государственного  образовательного стандарта  основного общего образования, на который все школы Российской Федерации должны перейти в 2015/2016 учебном году, лежит  системно-деятельностный подход. Это значит, что знания  не должны усваиваться учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, но должны быть итогом учебной деятельности  учеников,  организованной  учителем.

Помощь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей — ключевая задача географического школьного образования. Она означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Таким образом,

Задача учителя научить учащихся: 

  • основам организации собственной учебной деятельности;
  • способам поиска, переработки и представления информации
  • приемам и методам умственного труда;
  • основам коммуникативных умений.

В связи с этим, повышается роль средств обучения на уроке, ведь учебная деятельность учеников должна на чем-то основываться.  Одно из главных средств обучения – это учебник.   Но все-таки основа любого учебника – это текст. Поэтому организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя и учителя географии в том числе, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте.

В федеральных государственных образовательных стандартах для всех ступеней общего образования  выделены три группы результатов, которых необходимо достичь:

Эти результаты неразделимы: и метапредметные умения, и личностные качества формируются на определенном предметном содержании. Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание; по ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения: регулятивные, информационно-логические (выделять главную мысль текста, классифицировать и систематизировать содержание текста,  выявлять в тексте причинно-следственные связи, обобщать содержание текста и др.), коммуникативные (переводить информацию из текстовой формы в другую форму и наоборот, формулировать по тексту высказывание на заданную тему, высказывать суждения, подтверждая их фактами из текста и др.) и рефлексивные.

Примеры метапредметных умений и личностных качеств, формирующихся при разных видах работы с учебным текстом на предметном содержании

\

Задание к тексту

Метапредметные умения

Личностные качества

1Найдите ключевые слова и предложения в каждом абзаце текста.

2 Составьте план (простой, развернутый) текста.

3Сожмите текст параграфа до 5 предложений.

4Разделите текст на странице на основной и дополнительный.

5Подберите эпиграф к тексту.

6Составьте аннотацию текста параграфа

Работать в соответствии с поставленной задачей.  

Выделять главное. Систематизировать, структурировать информацию. Представлять информацию

Коммуникативная компетентность

1.Используя карту атласа, продолжите предложение №…

2. Дополните текст еще пятью-семью предложениями, используя доступные Вам источники информации.

Формулировать высказывание на заданную тему.

Переводить информацию из нетекстовой формы в текстовую

Коммуникативная компетентность

1На какие вопросы ответ в тексте параграфа дан, по Вашему мнению, не совсем ясно?

2Составьте 3 уточняющих вопроса авторам учебника

Оценивать информацию

Осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению

Виды работы с текстом можно объединить в три группы в зависимости от степени самостоятельности, творческой активности ученика.

Все эти виды работ позволяют целесообразно использовать учебное время не только для усвоения знаний, но, что особенно важно с позиций современных требований  ФГОС, формировать  метапредметные умения  в процессе работы с различными видами текста – организационные, логические,  информационные, коммуникативные:        

  • составлять простой и сложный план,   тезисный конспект;  
  • составлять графический конспект в виде схемы, таблицы: «свертывать информацию»,
  • выделять элементы структуры текста, обосновывать логику изучения  с опорой на его содержание;
  • формулировать вопросы, отражающие главные существенные признаки понятий и явлений, содержащихся в тексте;
  • устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, объяснять их;
  • находить в тексте информацию для решения проблемных вопросов и заданий;
  • составлять тестовые задания, вопросы для решения кроссвордов и чайнвордов, используя различные виды текста;
  • создавать учебный рисунок, иллюстрирующий суть процессов и явлений, содержащихся в тексте;
  • расширять и усложнять уже имеющиеся знания, привлекая информацию из различных текстовых источников;
  • создавать тексты различного содержания и различного предназначения.
  • Организовать поисковую, аналитическую деятельность

 Все выпускники основной школы, обучавшиеся в образовательных организациях общего образования, должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом. Следует отметить, что степень самостоятельности учеников при выполнении заданий,  направленных на работу с текстом,  должна возрастать от класса к классу:

  При работе с учебником учитель' должен исходить из того, какой уровень учебных целей поставлен: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

 Работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо, однако  и при традиционном обучении учитель может организовать систематическую работу учебным текстом на каждом уроке и, благодаря великому множеству  форм такой  работы, сделать так, чтобы это не наскучило ни ученикам, ни ему самому.

Систематическая работа с учебным текстом позволяет организовать учебную деятельность ученика, сформировать у него необходимые группы умений и качеств, тем самым, реализуя требования стандарта. Ну и, наконец, такая систематическая работа позволит учителю  поставить достаточное количество оценок, а ученикам заработать хорошие оценки, что повысит  их мотивацию.

В учебной деятельности должны пребывать учащиеся, а не педагог, они осваивают предметные, надпредметные умения и навыки. Функция учителя состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности. Делает он это, выбирая адекватно способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Анализ учебника " География материков и океанов" под редакцией В.А. Коринской и И.В. Душиной. В статье рассмотрены различные формв работы с учебником....

Эссе на тему "Учебник нового поколения"

Эссе содержит собственные размышления на тему "Каким должен быть современный учебник"...

Учебники нового поколения – составляющая перехода на новый стиль образования

Из опыта апробации учебника-хрестоматии «Литература» (5 – 8 классы)» Г. С. Меркинаи «Литература» (9 класс) С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева (издательство «Русское слово»)...

Преподавание ОБЖ по учебникам нового поколения в 11 классе.

Преподавание ОБЖ в 10-11 классах ФГОС по программе В,Н,Латчука...

презентация Электронная форма учебников: новая форма-новые возможности.

Электронная форма учебников: новая форма-новые возможности....

Тема : «Особенности методики проведения учебного занятия «Технология» по теме: «Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов» с применением учебника нового поколения (5 класс)».

Онлайн-конференция "Современный учебник технологии как основной инструмент организации образовательного процесса на уроке"17 мая 2018 г. состоялась онлайн-конференция «Современный учеб...

«Стандарты нового поколения и новые возможности школьного образования»

Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы ...