"Энергия и окружающая среда" 9класс. Рабочая программа.
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Безденежных Ирина Константиновна

Программа спецкурса  «Энергия и окружающая среда»  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для обучающихся 9 классов составлена на основе авторской адаптационной педагогической разработки программы спецкурса «Энергия и окружающая среда» Мурашевой Е.Л., учителя географии, высшей квалификационной категории  г.Братска. Программа курса соответствует федеральным государственным стандартам и учебному плану образовательной программы школы. Изучение спецкурса проводится за счёт выделенных часов из вариативной части учебного плана.

Программа курса  «Энергия и окружающая среда» является частью международной образовательной программы для школьников SPARE/ШПИРЭ. Курс посвящён обсуждению глобальных проблем и практическим действиям школьников. Основная концепция курса - просвещение в области энергосбережения и формирование у учащихся практических навыков по рациональному использованию энергии, энергетическая проблема стоит остро сегодня не только в нашей стране, но и во всем мире. Энергетика – одна из областей человеческой деятельности, которая оказывает разрушительное воздействие на окружающую среду, способствует глобальному потеплению климата

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа спецкурса  «Энергия и окружающая среда»  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для обучающихся 9 классов составлена на основе авторской адаптационной педагогической разработки программы спецкурса «Энергия и окружающая среда» Мурашевой Е.Л., учителя географии, высшей квалификационной категории 665710, г.Братск,  ул. Депутатская д. 9, рекомендованной к внедрению в образовательный процесс (протокол заседания экспертно- методического совета МАУ ЦРО» г.Братска от 31.08.12 №9; приказ МАУ «ЦРО» г. Братска « Об утверждение решения экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г. Братска от13.06.12 №45.

Программа курса соответствует федеральным государственным стандартам и учебному плану образовательной программы школы.

Изучение спецкурса проводится за счёт выделенных часов из вариативной части учебного плана.

Программа курса  «Энергия и окружающая среда» является частью международной образовательной программы для школьников SPARE/ШПИРЭ. Курс посвящён обсуждению глобальных проблем и практическим действиям школьников. Основная концепция курса - просвещение в области энергосбережения и формирование у учащихся практических навыков по рациональному использованию энергии.

Энергетическая проблема стоит остро сегодня не только в нашей стране, но и во всем мире. Энергетика – одна из областей человеческой деятельности, которая оказывает разрушительное воздействие на окружающую среду, способствует глобальному потеплению климата. Во многих случаях загрязнение окружающей среды не является неизбежным, так как связано оно с неэффективным использованием невозобновляемых источников энергии, с нежеланием перерабатывать отходы производства, с отсутствием навыков бережного отношения к энергоресурсам. Ограниченность энергетического потенциала Земли заставляет серьезно пересмотреть отношение к производству и потреблению энергии.

        В современном мире при активном развитии производства запасы традиционных источников энергии, таких, как нефть, газ и уголь, могут закончиться через несколько десятилетий. Если учитывать также рост цен на энергоносители, то встает вопрос рационального использования традиционных энергоресурсов и одновременного использование возобновляемых источников энергии. Программой спецкурса «Энергия и окружающая среда» предусмотрено изучение вопросов, раскрывающих значения энергии для жизни и развития общества, знание способов ее получения, преобразования, передачи и использования; а также ознакомление с правовой базой энергосбережения, рассмотрение энергосберегающих технологий в народном хозяйстве и в быту, рассмотрение экологических аспектов энергетики, причин и последствий изменения климата, перспектив энергопотребления и энергосбережения, использование альтернативных источников энергии.

Цель: формирование у подростков знаний по проблемам энергосбережения в аспекте развития бережного отношения к биосфере.

Задачи:

•        способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в области энергетики, энерго- и ресурсосбережения;

•        показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии;

•        развивать интеллектуальные умения анализировать, прогнозировать, моделировать и находить оптимальные пути решения экологических, экономических и социальных проблем;

•        развивать навыки практического выполнения действий, направленных на решение задач в области энергосбережения;

•        способствовать формированию экологической культуры учащихся, как составной части общей культуры;

•        воспитывать активную гражданскую позицию в решении вопросов энергосбережения;

Предполагаемые виды деятельности учащихся: устные сообщения учащихся с последующей дискуссией по проблемам энергосбережения; заполнение таблиц и изображение графика потребляемой энергии дома; подготовка проектов Оценка знаний учащихся проводится в нескольких формах: путем тестового контроля знаний, по рефератам учащихся, по итогам конкурса рисунков и фотографий, по результатам защиты проектов.

Для эффективного усвоения программного материала спецкурса «Энергия и окружающая среда» используются различные виды деятельности: ИКТ, учебники, работа с дополнительным материалом. На занятиях применяются активные формы обучения: учебно-исследовательской, проектной, игровой, интерактивной деятельности.

Предполагается проведение как групповых, так и индивидуальных занятий.

Важной формой овладения материалом является самостоятельная работа учащихся по подготовке докладов, проектов по экономии и бережном использовании энергетических ресурсов, самостоятельную работу в библиотеках, Интернете и овладение основами работы на персональном - компьютере.

По окончанию, если учащиеся выполнили на положительную оценку тесты, принимали участие в дискуссиях, то получают зачёт по спецкурсу.

Учебно-тематическое планирование

по   спецкурсу «Энергия и окружающая среда», география                                                                              предмет

Классы       9 а, б, в  класс

Учитель     Безденежных Ирина Константиновна        

Количество часов

Всего 34        час; в неделю  1   час.

Плановых контрольных уроков        , зачетов        , тестов     ч.

Административных контрольных уроков    ___ч.

Планирование составлено на основе  авторской адаптационной педагогической разработки программы спецкурса «Энергия и окружающая среда» 8,9 класс, Мурашевой Е.Л., учителя географии МБОУ «СОШ №32, высшей квалификационной категории 665710, г.Братск,  ул. Депутатская д. 9, рекомендованной к внедрению в образовательный процесс (протокол заседания экспертно- методического совета МАУ ЦРО» г.Братска от 31.08.12 №9; приказ МАУ «ЦРО» г. Братска « Об утверждение решения экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г. Братска от13.06.12 №45

программа

Дополнительная литература

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 кл.: Учеб. для

общеобразоват. учеб. заведений – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2002. – 352 с.: ил., карт.

  1. Энергосбережение – шаг за шагом. Мультимедийный диск
  2. Презентации в программе Microsoft Office PowerPoint
  3. Ресурсы Интернета
  4. Электронные и энциклопедические справочники
  5. Атлас «Иркутская область» - учебно-справочное пособие для студентов высших учебных заведений и учащихся средних школ, лицеев, гимназий и колледжей. ВСГАО 2009
  6. Исторический атлас. Иркутская область./автор составитель Рабецкая З.И./ Москва «Издательство ДИК» 2000
  7. Атласы по географии для 9, 10 классов Издательство «Дрофа»

название, автор, издательство. год издания


Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел

Тема

Кол-во

час

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Формы контроля

Практические работы

Дата

1

Введение

Цели и задачи курса. Понятия « экономить» и «беречь». Как мы расходуем энергию.

2

Вводный урок

Знать и понимать: содержание и задачи курса; понятия « экономить» и «беречь»; как получены  окружающие нас вещи и предметы?; энергопотре бление и экология; основы устойчивого развития   энергосбере жение - первые шаги; осознание необходимости беречь энергию

Беседа

2

Энергопотребление и экология. Основы устойчивого развития.

Комбини

рованный

ИКТ

Беседа по просмотренным видеофрагментам

       УУД  Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению нового, мотивации к обучению

Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Познавательные: выделять и формулировать проблему

Тема 1 Энергия

Понятие об энергии. Энергия и ее роль в на шей жизни. Различные формы энергии.  Пере ход энергии из одной формы в другую.

5

Лекция

Знать: понятие об энергии. Энергия и ее роль в нашей жизни; различные формы энергии; виды энергии, используемые человеком повседневно; переход энергии из одной формы в другую; пер вый энергетический закон: закон сохранения энергии; процесс производства, преобразования и передачи энергии на гидроэлектростанции; второй энергетический закон; что понимают под качеством энергии; виды энергии в зависимости от качества; источники энергии.

4

Первый энергетичес кий закон: энергия пре образовывается  и сох раняется.

Комбини рованный

Беседа

5

Считаем киловатты. Эксперимент с кастрю лями

Практическая работа

 Практическая работа.

6

Второй энергетичес кий закон: качество энергии снижается, но не повышается. Виды энергии в зависимости от качества

Комбинированный

Беседа

7

Обобщение и закрепление по теме «Энергия»

Практическое занятие

Демонстрации по превра щению энергии из одного вида в другой

         УУД  Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению нового, мотивации к обучению

Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; описывать содержание совершаемых действий

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; оценивать достигнутый результат

Познавательные: выделять и формулировать проблему; определять основную и второстепенную информацию

8

Тема 2 Энерго потреб ление

Краткая история потре бления энергии челове ком. Производство эне ргии и ее потребление в различных странах мира.

4

Лекция

ИКТ

Знать: историю потребления энергии человеком; от костра в пещерах каменного века до ракетного двигателя.; производство энергии и ее потребле ние в различных странах мира; особенности энер гопотребления в России; территориальную  нерав номерность потребления энергии;  показатели, ха рактеризующие энергопотребление;  использова ние энергоресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, коммунальном хозяйстве, школах; использование энергоресурсов в домаш них хозяйствах; энергетические кризисы и причи ны их возникновения;  влияние на мировую эконо мику нефтяного кризиса 1973 года;  современный топливный кризис в странах третьего мира.

Творческое задание (индивидуально) «История потребления энергии человеком»

9

Особенности  энерго потребления России. Территориальная нера вномерность потребле ния энергии.

Комбини

рованный

Беседа с использованием карт атласа

10

Использование энерго ресурсов в промышлен ности, сельском хозяй стве, транспорте, ком мунальном хозяйстве, школах. «Использова ние энергоресурсов в домашних хозяйствах

Комбини

рованный

0,5 практическая рабо та  «Использование энергоресурсов в домаш них хозяйствах».

11

«Определение потреб ляемой энергии элект роприборами в доме

или квартире» Обобще ние и закрепление по теме «Энергопотребле ние»

Практическая работа

Практическая работа

Оформление отчёта

        УУД   Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового познавательного интереса; навыков организации анализа своей деятельности;

 Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; описывать содержание совершаемых действий; развивать способность слушать и слышать друг друга.

Регулятивные: оценивать достигнутый результат

Познавательные: выделять и формулировать проблему; выделять существенную информацию из текстов разных видов

12

  Тема 3  

  Энергети

  ческие источники

Энергетические ресур сы»  Земли. Экологи ческая классификация природных ресурсов. Энергетические источ ники Иркутской обла сти.

10

Комбиниро ванный

Знать: энергетические ресурсы Земли; понятие о возобновляемых и невозобновляемых  источни ках энергии; традиционные источники энергии -газ, нефть и уголь - основные источники; добыча и нефтепереработка в России и Иркутской облас ти; отрицательное воздействие добычи, транспор тировки и переработки нефти на окружающую среду; структура топливно-энергетического бала нса России; экологические проблемы использова ния традиционных и местных источников энер гии в Иркутской области; энергия солнца; разви тие ветровой энергетики; современные ветряные установки: их устройство, достоинства и недоста тки; экологические вопросы развития ветровой энергетики; развитие биоэнергетик; источники биомассы; способы преобразования биомассы в энергию; биомасса леса; древесина — важнейшее топливо для стран с ограниченными топливными ресурсами; истощение лесов на Земле; биогаз; о применении биогазовых установок на животно водческих комплексах;  биодизельное топливо;  гидроэлектроэнергия - возобновляемый источник энергии; гидроэлектростанции; понятие о геотер мальной энергетике.

Уметь: классифицировать экологические природ ные ресурсы энергии; выделять возобновляемые источники энергии; пять категорий  возобновляе мых источников  энергии:, солнечные, ветряные,.

Работа с картами  и текстом

13

Традиционные источ ники энергии. Экологи ческие проблемы ис пользования традици онных источников энергии.

Актулиза

ция знаний и умений

Работа в группах, составление таблицы или схемы

14

Возобновляемые источ ники энергии  (солнеч ные, ветряные, водные  геотермальные и био масса.

Комбиниро ванный

ИКТ

Беседа с использованием презентаций

15

Энергия Солнца.

Лекция

16

Развитие ветровой эне ргетики. Экологичес кие вопросы развития ветровой энергетики.

Практическая работа

*Проект «Разработка и строительство ветровой турбины». 

17

Развитие биоэнергети ки. Источники биомас сы. Способы преобра зования биомассы в энергию.

Комбиниро ванный

Беседа по просмотренно му видеосюжету

18

Биогаз. Применение биогазовых установок  на животноводческих комплексах.

Актулизация умений

водные, геотермальные и биомасса; называть пре имущества и недостатки биоэнергетики; расска зывать о развитии гидроэнергетики;  перспекти вы развития атомной (ядерной) энергетики; эко логические проблемы ядерной энергетики;  пре имущества и перспективы ядерной энергетики; последствия аварии на Чернобыльской АЭС

Доклад, сообщение

19

Развитие гидроэнерге тики. Гидроэлектроэне ргия возобновляемый источник энергии

Комбинированный ИКТ

Презентация

20

Перспективы развития  атомной (ядерной) энергетики.

Комбиниро ванный

Работа в группах

21

Обобщение и закрепле ние по теме «Энергети ческие источники»

Комбинированный

 Практическая работа *Проект «Разработка и строительство ветровой турбины».

         УУД   Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и  коллективной деятельности; навыков организации анализа своей деятельности;

 Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; описывать содержание совершаемых действий; развивать способность слушать и слышать друг друга; выражать готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции; осуществлять совместную деятельность в группах

Регулятивные: составлять план и последовательность действий;

Познавательные: выделять и формулировать проблему; определять основную и второстепенную информацию; строить логические цепочки рассуждений; читать и слушать, извлекая нужную информацию

22

Тема 4 Экологичес

 кие после

 дствия

 энергопо требления

Энергопотребление и загрязнение окружаю щей среды

5

Лекция

Знать: энергопотребление и загрязнение окружа ющей среды; парниковый эффект и озоновые ды ры; естественные и антропогенные факторы изме нения климата; кислотные дожди; о других после дствиях энергопотребления и уменьшении коли чества выбросов.

Понимать:международные соглашения по глобаль  

 ному изменению климата; основные меры по сок

 ращению выбросов парниковых газов.

Конспект лекции

23

Парниковый эффект Моделирование парни кового эффекта.

Практическая работа

Практическая работа

в группах

24

Кислотные дожди

Лекция

Конспект лекции

25

Озоновые «дыры»

Лекция

Конспект лекции

26

Как уменьшить количество выбросов

Практическая работа

Практическая работа (продолжение)

        УУД   Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению нового, мотивации к обучению

Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Познавательные: выделять и формулировать проблему; слушать, извлекая нужную информацию; устанавливать причинно- следственные связи

27

Тема 5 Энергосбережение

Энергетические услу ги. Основные принци пы энергосбережения. Конкурс рисунков и фотографий «Энергия и окружающая среда»

8

Практическая работа

Знать : энергетические услуги; основные принци пы энергосбережения. Классификация меропри ятий по энергосбережению. Энергосбережение в школе и дома. Мероприятия по сохранению теп ла в помещении. Электрическая энергия и спосо бы ее экономии. Освещение помещений. Энерго сберегающие лампочки. Энергоемкость бытовой техники. Советы по энергосбережению на кухне.

Экономия воды в быту. Рациональное потребле ние горячей воды. Простые меры и меры для про фессионалов по снижению потребления горячей воды. Отходы производства и потребления. Про блемы, создаваемы отходами. Фракционный сос тав отходов. Способы утилизации твердых быто вых отходов (ТБО). Раздельный сбор, вторичное использование и переработка ТБО - наиболее эф фективный способ управления отходами. Малоот ходные и безотходные технологии. Транспорт. Наиболее и наименее энергоемкие способы пере движения. Виды . общественного транспорта и энергозатраты.

Практическая работа

28

Энергосбережение в школе и дома. Проект «Сохраним тепло нашего дома».

Практическая работа

Практическая работа

29

Проект «Энергетичес кая политика семьи: экономим электричес тво».

Практическая работа

Практическая работа

Составление памят

 ки по экономии воды, теп ла, электроэнергии.

30

Экономия воды в быту.

Практическая работа

Практическая работа

Проведение энергоаудита

в школе и дома. Измерение и учет расхода горячей и хо лодной воды в доме (кварти

 ре). Измерение расхода го

 ячей воды и расчет энер

 гии, необходимой для ее на

 грева.

31

Отходы производства и потребления. Пробле мы, создаваемые отхо дами. Способы утили зации твердых быто вых отходов (ТБО). Проект «Пути утилиза ции бытовых отходов».

Практическая работа

Практическая работа

Проект «Пути утилизации бытовых отходов». Проведение экологических акций по сокращению быто вых отходов.

32

Транспорт. Виды обще ственного транспорта и энергозатраты.

Комбинированный

Беседа

33

Энергосберегающая политика в Иркутской области.

Комбинированный

Доклад

34

Обобщение и закрепление по теме «Энергосбережение»

Практическая работа

Практическая работа

Конкурс рисунков и фото графий «Энергия и окружа ющая среда».

        УУД Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и  коллективной деятельности; навыков организации анализа своей деятельности;

 Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; описывать содержание совершаемых действий; развивать способность слушать и слышать друг друга; выражать готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции; осуществлять совместную деятельность в группах

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; оценивать достигнутый результат

Познавательные: выделять и формулировать проблему; определять основную и второстепенную информацию; строить логические цепочки рассуждений; читать и слушать, извлекая нужную информацию


Требования к уровню подготовки учащихся

(прогнозируемые результаты)

В результате изучения курса учащиеся научатся:

  • иметь представление об энергии, ее формах, количественном постоянстве в природе, а

      также той роли, которую она занимает в развитии человеческого общества;

  • высказывать свои суждения о глобальных экологических проблемах, связанных с

      энергетикой.

  • иметь представление о природных ресурсах, являющихся источником разных видов

      энергии, уметь классифицировать источники энергии;

  • знать места добычи полезных ископаемых в Иркутской области, структурное

     потребления топливно-энергетических ресурсов в регионе;

  • знать основные преимущества использования альтернативных (возобновляемых)

      источников энергии, уметь анализировать возможности применения местных видов

      топлива;

  • знать основные пути повышения эффективности использования тепловой и

      электрической энергии при применении энергосберегающих ламп, приборов учета и

      контроля расхода воды, тепла, электроэнергии;

  • понимать связь между сбережением энергии и сохранением окружающей среды,

     объяснять необходимость использования малоотходных и безотходных технологий;

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учителя

1.        Лиознер В. JI. К уроку географии: Геоэкологические тесты, задания, практические

      работы: 6-10 классы.- М.: Флинта: Наука, 2001.- 48с.

2.   Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы.- СПб. 2008,- 88

      стр., илл.

3.   Энергосбережение – шаг за шагом. Мультимедийный диск

Литература для учащихся

1.  Бояркин В.М, Бояркин И.В  Б86 география Иркутской области, издание седьмое

     переработанное и дополненное – энциклопедический справочник, описывающий природу,

     население, хозяйственную деятельность на территории региона. ООО «ИД» «Сарма».

     Утверждено решением Областного экспертного совета по инновационной и

     экспериментальной деятельности от 14.04. 2011г. (протокол №2) Адаптировано в качестве

     учебника для общеобразовательных школ и инновационных учреждений Иркутской

     области

2.   http://www.h2club.mirea.ru/projects/energy/zakluchenie.html

3.  Беречь энергию - это круто!. Сборник школьных проектов - победителей регионального

     этапа Всероссийского конкурса «Энергия и окружающая среда». Иркутск: ИРОО

     «Байкальская Экологическая волна», 2008, 56 с.

4.   http://baikalwave.irkutsk. ru

5.   http://spare - Belarusby/spare

6.   http://www.baikalwave.eu.org/

7.  Электронные образовательные ресурсы, созданные учащимися и преподавателем к урокам

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с  ТМНР...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Развитие речи и окружающий мир                    Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР в...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...

Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...

Рабочая программа внеурочной деятельности волонтёрского отряда «Энергия жизни»

Программа волонтёрского отряда «Энергия жизни» направлена на развитие волонтёрского движения в школе и в городе, и предполагает  включение подростков в социально-значимую деятельность...