Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

Ластовка Алексей Евгеньевич

На сайте представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "География: Физическая география. 6 класс" издательства "Русское слово" в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_domogatskih.rar81.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Славянский район ст. Анастасиевская Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25

                       Утверждено

решением педагогического совета от «29» августа 2013 г. протокол №1

                                                  Председатель педсовета  _________И.И. Яровая

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по географии

Ступень обучения (класс): основное общее образование 6-А, 6-Б, 6-В класс
Количество часов     34        Уровень базовый

Учитель: Ластовка Алексей Евгеньевич

Программа разработана на основе авторской программы Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И.  Программа курсов «География» для 5 -9 классов  М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.


География. Начальный курс

(6 класс, 34 часа)

Пояснительная записка

Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования.

Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения.

Программа составлена на основе авторской программы Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И.  Программа курсов «География» для 5 -9 классов  М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

 

Количество часов за год – 34,  в неделю – 1 час

Цели и задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  • продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
  • продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;
  • формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Согласно Федеральному государственному стандарту, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа. Материал курса сгруппирован в восемь разделов.

Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Данная программа отличается от авторской программы Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. курсов «География» для 5 -9 классов  тем, что из резерва времени 1 час добавлен на тему «Введение» и 1 час добавлен на изучение темы «Земля как планета», а количество практических работ в рабочей программе по сравнению с авторской сокращено с 14 до 13.

Тематическое планирование

РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

6

класс

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1.

Введение

0

1

1

2.

Земля как планета

5

6

6

3.

Географическая карта

4

4

4

4.

Литосфера

7

7

7

5.

Атмосфера

8

8

8

6.

Гидросфера

3

3

3

7.

Биосфера

2

2

2

8.

Почва и географическая оболочка

3

3

3

Резерв времени:

2

ВСЕГО   ЧАСОВ:

34

34

34

Содержание учебного курса

Тема 1. Введение (1 час)

Представления о географии как науке,  предмет географии, источники получения географических знаний, о развитии географических знаний человека о Земле.

Тема 2. Земля как планета (6 часов)

Земля и Вселенная.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Практическая работа:  

1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 3. Географическая карта (4 часа)

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.  Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Практические работы:

1. Определение направлений и расстояний по карте.

2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

3. Составление простейшего плана местности.

Тема 4. Литосфера (7 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Практические работы:

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 5. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к  климатическим условиям.

Практические работы:

1. Построение розы ветров по имеющимся данным.

2. Построение диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным.

3. Выявление причин изменения погоды.

Тема 6. Гидросфера (3 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Тема 7. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Практическая работа:

1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 8. Почва и географическая оболочка (3 часа)

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Практические работы:

1. Описание природных зон Земли по географическим картам.

2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Перечень практических работ:

1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

2. Определение направлений и расстояний по карте.

3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

4. Составление простейшего плана местности.

5. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

7. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

8. Построение розы ветров по имеющимся данным.

9. Построение диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным.

10. Выявление причин изменения погоды.

11. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

12. Описание природных зон Земли по географическим картам.

13. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
  • части внутреннего строения Земли;
  • основные формы рельефа;
  • части Мирового океана;
  • виды вод суши;
  • причины изменения погоды;
  • типы климатов;
  • виды ветров, причины их образования;
  • виды движения воды в океане;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

  • различных видов карт;
  • горных пород и минералов;
  • типов погоды;
  • взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);
  • относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
  • расстояния и направления по плану и карте;
  • осадочные и магматические горные породы;
  • направление ветра.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

  1. знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  2. реализация установок здорового образа жизни;
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

  1. Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  3. Формирование представлений и основополагающих  теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  5. Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
  6. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае  природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
  8. Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

Программы, используемые в работе: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.  Программа курсов «География» для 5 -9 классов  М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Учебник  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География: Физическая география. 6  класс / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

УМК: Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. География: Физическая география. 6  класс / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Атлас. Введение в географию. Физическая география. 5-6 классы / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Согласовано                                                                                        Согласовано

на заседании МО учителей                                  заместитель директора по УВР

истории и географии                                         ____________ Захарченкова Т.В.

протокол № 1 от 28.08.2013 г.

руководитель МО

_____________ Попова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС

Данный учебный материал может быть использован при проведении урока-игры, викторин в 5 классе...

рабочая прорамма по географии 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС ООО

рабочая прорамма составлена к учебнику географии 5 класса, автор Е.М.Домагацких...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно - тематическое планирование уроков 1-4 классов в соответствии с требованиями ФГОС

Планирование уроков физической культуры 1-4 классов ,представлена базовая часть 66 и 68 часов. (Вариативная часть ритмика  -34 часа преподает другой учитель.)...

Программа воспитания и социализации обучающихся 5 – 9 –х классов в соответствии с требованиями ФГОС

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Она вк...

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...