Озера
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Рыбас Ирина Николаевна

Методическая разработка урока в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_ozera.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Внутренние воды России»

Цели:  1. Развивать знания учащихся о происхождении озерных котловин. Формировать знания о типах болот и причинах их происхождения. Дать представления о свойствах и областях распространения подземных вод и   ледников.
2. Показать причины образования внутренних вод. Продолжить формирование умений анализировать и сопоставлять карты , схемы рисунки с целью получения новых знаний.
3. Систематизировать знания о хозяйственном использовании внутренних вод.

Тип урока: Комбинированный.

Базовый учебник: «География России: Природа и население»,А.И.Алексеев, Москва, «Дрофа», 2012г.

Оборудование: Физическая карта России, физическая карта Ростовской области, плакат «Подземные воды», проектор, презентация.

Групповая форма работы: интенсификация урока; развивать самостоятельность учащихся; отработать комплекс практических умений.
Содержание.
Вступление

  1. Озера.

1. Что такое озеро?(К-№1)
2. Типы озерных котловин (К-№2)—(Заполняем схему типы озерных котловин)
3. Причины образования оз. котловин (с. 104 учебник)
4.  Типы озер нашего края.
5. Виды озер по приходу и расходу воды (К-№3)
6. Заполняем схему в тетради: «Контур озера по расходу и приходу воды» (К-№4)
7. Различие озер по солености (К №5)
9. Решение задачи:  «Кто прав?»
10. Викторина:
11. Выступление озероведов:
а) Ладожское-
б) Онежское-
в) Чудское-
г) Ильменское-

д) Байкал   ( А. Чехов, А.Твардовский ,ЮНЕСКО-1996)

12.Географическое лото:  «О чем говорят цифры.»
13.Жизнь озера(К №6) Изменение озер во времени. От чего зависит жизнь озера.
14.Значение озер.

  1. Болота.      

1.Что такое болото?
2.Распространение болот (50% S-болота.Западная  Сибирь, Карелия)
3.Типы болот по питанию и характеру растительности.
4.Значение болот.(клюква, морошка), торф:   а)топливо, б)удобрение в)антисептик-подстилка для скота.

  1. Ледники (К №7)

1.Что такое ледник?

2.Виды ледников.

3.Решение задачи - условия образования ледника.

  1.  Образование подземных вод и вечной мерзлоты.
  2. Итог:  Составление синквейнов. 1ая группа тема: «Озеро»,2ая группа тема: «Болото», 3ья группа тема: «Ледник».

Ход урока

Цель нашего урока – расширить знания по теме: «Внутренние воды России».
Для успешной работы мы разделились на группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания.
Ваша цель – работать быстро и набрать, как можно больше баллов.

  1. Мы живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь обозначает. Я предлагаю вспомнить значение слова «озеро».На карточке №1 три определения озера. Выберите нужное.

 А вот так, поэтически и красиво, передал нам свое восприятие озера А.Блок.    «Над озером».
Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо.
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.

    В России приблизительно 1 млн. озер.
Вы сказали, что озеро – природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности.
Озерные котловины имеют разное происхождение.
  Для выполнения следующего задания важно вспомнить причины образования озерных котловин. Используйте  текст уч.с. 104, К № 2.      

Задание: соотнести происхождение озерных котловин и название озера.

1.Тектонические  -   Байкал, Телецкое
2.Вулканические  -   Кроноцкое
3.Ледниковые  -   Валдай,Сенегер
4.Остаточные   -   Каспийское
5.Запрудные  -   Рица
6.Карстовые  -   Неджели (Якутия)
7.Озера – старицы  -   Песковатое  г.Лиски (пойма рек)

К какому типу озер можно отнести озера нашего края? (Беседа)

Озеро-это не только котловина, но и углубление, заполненное водой.
На карточке №3.Озера по приходу и расходу воды разделены на 3 группы.

К-№ 3

                                      По расходу и приходу воды

         Проточные            бессточные                     глухие

            Байкал                                  Чаны                       Вулканические  

(Запишите схему в тетради-?)

На карточке №4 Вы видите контуры озер, распределите их по видам озер, по расходу и приходу воды, ответ объясните.

Карточка №4

1)                                                                 2)

1. Бессточные.

2. Проточные.

Карточка №5. Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию соли. Все озера по солености можно (:) на 3 группы.

                                                   

                                                  По солености

        Пресные                              Соленые                             Минеральные

(Более 1‰ солей)                     (1-47‰)                                 Более 47‰

         Байкал                           Каспийское 13‰             оз. Эльтон и Баскунчак

                                                                                 (Прикаспийская низменность)

Решим задачу: «Кто прав?» В купе вагона поезда, идущего за Урал, встретились 2 пассажира. Первый ехал домой , второй в командировку. Выяснилось что оба любители рыбалки, живут в озерных краях. Тот, что ехал домой, жаловался, что хотя озер на его плоской степной равнине много, но рыбы в них почти нет. Его попутчик был этим сильно удивлен. Ведь у него дома на Северо-Западе России в озерах рыбы видимо-невидимо.

-В каких районах России живет каждый?

-Почему в озерах разное количество рыбы?

Ответы:

Первый: А – Западная Сибирь

Второй: Б – Северо-Запад России

. ВИКТОРИНА:

- Это озеро-море, самое крупное в мире.(Каспийское)

- Это озеро—самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает около 30 рек, а вытекает одна Нева?(Ладожское)

- Озеро оставалось на протяжении столетий в стороне от больших строек и дорог.(Телецкое)

- В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна Свирь? (Онежское)

- Это озеро – исторический памятник подвига русского народа. Здесь в 1242г произошло знаменитое Ледовое Побоище? (Чудское)

- Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн лет, а также самое прозрачное (Байкал)

Выступление Байкаловедов:

«Байкал удивителен, и не даром сибиряки величают его не озером, а морем»

«Вода прозрачна, необыкновенна, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух, цвет его бирюзовый. Берега гористые, покрытые лесами, кругом дичь беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины. Таким увидел Славное море А.П. Чехов в 1890 году во время поездки на Сахалин».

Твардовский говорил: Байкал – бесценный дар природы, да будет вечен на Земле.

Географическое лото: « Байкал в цифрах»

636км

1620м

340

25 млн. лет

22

25-80км

«О чем говорят цифры»

Возраст – 25 млн. лет .                                                                                                 

Макс. глубина – 1620 м.

На озере 22 острова.

Впадает 340 рек.

Длина 636 рек.

Ширина 25-80 км.  20% мировых запасов пресной воды

Байкал включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году

Байкал

Нет места прекрасней,

Чем русский Байкал!

Как много счастливых

Мгновений он дал:

Яркое Солнце, горы и лед,

В недрах Байкала **** живет

Чудесное место –

Священный Байкал!

Люди, прошу вас!

Берегите природу!

Мы любим Байкал

За чистую воду!

В 1966 году началось производство на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате, в результате чего началась деградация озера. В настоящее время ведутся переговоры по закрытию комбината или переносу в другое место. В целях охраны озера Байкал нефтепровод пройдет севернее на 350-400 км от озера.

11.     БОЛОТА.

Размещение болот на территории России.(работа с атласом)

Типы болот

низинные болота                                                                     верховые болота

Питаются подземными водами.                                     Питаются атмосферными  

 Растительность: береза, ольха                                      осадками , т.к. дно болота

                                                                                                покрыто отмирающими

                                                                                                растениями атмосферные

                                                                                                осадки.

                                                                                                Растительность: сфагновый          

                                                                                                мох, накапливается торф.

Применение торфа:       топливо, удобрение подстилка для животных, антисептик- лечебные грязи.

  1. Ледники

Ледник- это скопление льда на суше.

Вопрос: чем лед в ледниках отличается ото льда рек, озер?

(Лед озер и рек образуется из оды при ее замерзании.)

(Лед в ледниках образуется из снега.)

Карточка № 7

Виды ледников

                         горные                                                            покровные

Ледники гор Эльбрус, Казбек                                                      Ледники Арктики

Горные ледники под воздействием собственной силы тяжести могут течь скоростью до 80м/сек.

Условия образования ледников:

Абс. высота горы Эльбрус 5642м

            На 1 км температура понижается  на 6 градусов

             5 км *6 градусов = 30 градусов

             + 20 градусов – 30 градусов = (-10)

а) Температура воздуха ниже 0 градусов в течении года.

Снеговая линия- граница выше которой снег не тает, а накапливается.

Область расхода называют языком ледника.

б) Снега должно выпадать больше чем растаять.

Снег накапливается, становится зернистым , превращается в фирн, который под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед.

Снег-фирн-лед

  1. Подземные воды

Воды, содержащиеся в верхней части земной коры – подземные воды.

От таких факторов зависит формирование подземных вод ?

(количество осадков)

Межпластовые пласты – водоносный слой между 2-мя водоупорными пластами. (Артезианские колодцы)

Артезианские воды открыты в 12 веке во Франции в провинции Артуа.

Значение

1. Пополняют реки

2. Растворят горные породы (известняк)

     -этот процесс называется крестовым.

3. Минеральные источники. (растворенные вещества, газы)

4.источник пресной воды.

  1. Образование вечной мерзлоты

Низкие зимние                                                                       малая мощность

температуры                                                                            снега

Малая мощность снега

Многолетняя мерзлота занимает северные районы Восточно-Европейской

равнины, Урала, Западной Сибири и обширную территорию от Енисея.

Работа с атласом стр. 17

Влияние многолетней мерзлоты на компоненты природы:

- Образование таежно -мерзлотных почв

- Многоводность рек

- Лиственные леса

1. Почему в восточной части России граница вечной мерзлоты проходит

значительно южнее, чем в западной части?

Итог урока. Составление синквейнов.

Д.з. п.16

Приложение к уроку.

Карточка №1

1.Избыточно увлажнённые участки суши с особой растительности,  животным миром и слоем торфа.

2.Природное углубление, заполнение водой и не имеющее связи с морем.

3.Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.

Карточка №2

Соотнести происхождение озерных котловин и название озер:

1.Тектонические - Кроноцкое

2.Вулканические – Ладожское

3.Ледниковые - Байкал

4.Остаточные - Песковатое г.Лиски(пойма рек)

5.Карстовые -Каспийское

6.Озера-старицы- Неджели

Карточка №3

                                             По расходу и приходу воды

                                                  Сточные           бессточные       глухие

                                                             

                                                              Байкал              Чаны                  вулканические

Карточка №5

                                                          По солёности

                                                 Пресные            солёные                   минеральные

                                                  (менее 1‰        (1-47‰)                    (более 47‰)

                                                   солей)                                                    оз. Эльтон

                                                   Байкал             Каспийское 13‰       оз. Баскунчак

Карточка №6

                                                           Жизнь озера

        

                                                    Естественная                  Под влиянием человека

                                                    Озеро зарастает            1.Загрязнение озера

                                                    В болото                      2.Сокращение обитателей

        3.Зарастание озера

Карточка №7

                                                       Виды    ледников

        Горные                              Покровные

        Ледник гор                       Ледники Арктики

                                                   Эльбрус, Казбек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме озера

Урок по теме озера (конспект урока + презентация)...

Урок географии по теме " Озера"

Урок  предназначен для 6 класса....

Презентация к уроку "Карелия-край озер"

Красота Карелии ,экономика......

Конспект урока по теме: Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына "Озеро Сегден" и фрагмента рассказа Ф. Искандера "Святое озеро"

Общекультурные подходы в оценке природной красоты в произведениях Солженицына и Искандера....

Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер.

План урока по географии для учащихся 6 класса с элементами ФГОС....