Открытый урок по теме: Антарктида
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Шпиллер Лариса Борисовна

Тема урока: «Путешествие по материку Антарктида».

Цель: сформировать знания о материке, представление о своеобразии, уникальности природы материка.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности физико-географического положения материка.
  2. Раскрыть особенности исследования материка.
  3. Дать представление о правовом статусе Антарктиды.
  4. Выявить причины своеобразия природы материка.
  5. Выявить роль материка для человечества.

Совершенствовать умения работать и анализировать различные источники географической информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_antarktida.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

28.01.2015 г.                                                                                            7 класс

План урока

Тема урока: «Путешествие по материку Антарктида».

Цель: сформировать знания о материке, представление о своеобразии, уникальности природы материка.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности физико-географического положения материка.
  2. Раскрыть особенности исследования материка.
  3. Дать представление о правовом статусе Антарктиды.
  4. Выявить причины своеобразия природы материка.
  5. Выявить роль материка для человечества.
  6. Совершенствовать умения работать и анализировать различные источники географической информации.

Оборудование:

  •  физическая карта «Антарктида»;
  • атласы для 7-го класса;
  • мультимедийное оборудование;

Тип урока: урок - иследованние.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, контроль отсутствующих.

II. Изучение нового материала.

Материк безмолвный, белый
Под ногами толстый лёд
Круглый год мороз суровый
Солнце яркое плывет.
Не растут на нём деревья,
Люди тоже не живут.
Лишь пингвины здесь гуляют,
Да моржи зимуют тут.
Защищают Антарктиду
Голубые глыбы льда
Да киты как стражи моря
Мать их синяя вода.
Ветры вольные бушуют
На просторах ледяных.
Антарктида, ты загадка
Для меня и для других.

- Вы догадались, что тема нашего урока «Антарктида». (Приложение №1. Слайд 2)

- Мы совершим путешествие на этот материк, о котором Ричард Берд сказал: “На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов”

- Также мне хочется привести цитату из одной старой песни:

Хочу сказать тебе, мой друг,

Ты только не таи обиду.

Хороших много мест вокруг,

Зачем ты едешь в Антарктиду?

- В географии есть два понятия «Антарктида» и «Антарктика».

- Что значит Антарктида? (От греческого слова «анти» – против, т.е. лежащая против полярной области земного шара – Арктики.)

- Природа Антарктиды совершенно отличается от ранее нами изученных материков. Это обусловлено особенностями географического положения Антарктиды.

- Каковы основные особенности географического положения Антарктиды?  (стр 192 учебника)

(Фронтальная работа.)

  1. Материк почти весь расположен в пределах Южного полярного круга.
  2. Южный полюс лежит в центральной части материка.
  3. В Антарктиде все берега северные.
  4. Одна крайняя точка – северная – Антарктический полуостров (крайней южной точкой можно считать южный полюс, невозможно определить крайнюю западную и восточную точки).
  5. Антарктида лежит в пределах холодного теплового пояса.
  6. Большая часть Антарктиды расположена к востоку от линии меридиана 0° – 180°.
  7. Антарктида удалена от всех материков, кроме Южной Америки.
  8. По площади Антарктида больше Австралии. (Приложение №1. Слайд 4)

Вывод: природа Антарктиды суровая.

- Экспедиция в Антарктиду – это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи всех сил, способностей, знаний. Материк был открыт последним из всех материков Земли. Как это было? (Приложение №1. Слайд 4-5)

(Сообщения и заполнение таблицы.) (Приложение №2)

История открытия материка (Приложение №1. Слайд 6)

Путешественники и исследователи

Годы

Результат

Абель Тасман

1642

Отверг, что Австралия соединяется с таинственным континентом

Джеймс Кук

1775

Отверг существование Южного материка

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

Михаил Петрович Лазарев

1820

Открыли Антарктиду

Руаль Амудсен

1911

Покорил Южный полюс

Роберт Скотт

1912

Покорил Южный полюс

Много людей стремилось покорить Южный полюс. Мы с вами попытаемся разобраться с этим историческим моментом. (Разыгрывается мини – сценка. Представление участников)

Выходят два ученика, между которыми происходит диалог от имени Р. Амундсена и Р. Скотта.

Амундсен Руаль - норвежец (14 декабря 1911 г.)

- Здравствуй Роберт.

- Да, есть такая мысль в моей голове.

- Я на южный! А ты?

- Да что тут спорить. Я конечно. Я уже закупил собачьи упряжки, нашёл лучших хасок, закупаю провизию и одежду. Нашёл себе компаньонов.

- Ну что ты у меня таких средств нет.

Скотт Роберт – англичанин (18 января 1912 г.)

- Здравствуй Руаль.

- Я слышал, ты собираешься покорять полюс.

- Я тоже собрался. А ты на какой?

- И я! Давай заключим пари кто быстрее!!!

- Твои слова мне кажутся смешными! Собаки и Антарктида! Вот я закупил пони и лошадей, моторные сани! Бери пример с меня!

- Свяжись со своим географическим обществом, они помогут. Наше Лондонское королевское общество проявило самый живой интерес к моему проекту и даже выделило деньги.

- Ребята, как вы думаете, кто из них первый добрался до ЮП? (ответы учащихся)

- Что послужило роковой ошибкой? (снаряжение, средства передвижения) (слайд 5)

Группа Роберта Скотта погибла на обратном пути, не дойдя всего несколько километров (17 км) до базы, где были продукты и топливо. В ноябре 1912 г. Спасательный отряд нашёл палатку, а в ней замёршие тела.

- Со времени открытия Антарктиды прошло более190 лет. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе и приветливее. И сегодня плавания в ёе прибрежных водах сопряжены с большими трудностями риском.

- Кому принадлежит шестой континент?

(Сообщение учащегося.) (Приложение №4)

Физкультурная минутка (1 минута).

Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.

1-2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс.
3-4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо.
5-6. Правую руку вверх, левую руку вверх.
7-8. Сделать два хлопка руками над головой.
9-10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо.
11-12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс.
13-14. Сделать два хлопка руками по бедрам.

Повторить 4-6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

- Главная особенность природы Антарктиды – наличие льдов. Сколько льда в Антарктиде? (Учебник стр. 195.) (Средняя толщина льда – 2000 метров, максимальная – 4500 метров.) (Приложение №1. Слайд 7)

- Современные исследования позволили получить чёткое представление о подлёдном рельефе материка. Используя карту школьного атласа стр. 50-51 дайте описание рельефа материка по плану (работа в паре):

  1. Какая форма рельефа преобладает?
  2. Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?
  3. Каковы наибольшая и преобладающие высоты?

(В рельефе Антарктиды преобладают равнины, потому что в основании материка лежит древняя Антарктическая платформа. На западе материка протянулись Трансантарктические горы, которые служат продолжением Анд Южной Америки. На востоке равнины чередуются с горными массивами: Вернадского, Гамбурцева. Наибольшая высота – 5140 м. Средняя высота материка – 2040 метров.)

- Чем объяснить различия в подледном рельефе Западной и Восточной Антарктиды? (Различия объясняются строением земной коры. В основании Западной Антарктиды – область кайнозойской складчатости, а в основании Восточной Антарктиды – древняя Антарктическая платформа.)

- Есть ли вулканы на материке? (На островах в море Росса есть действующий вулкан Эребус. Его высота 3794 метра. Эребус – активно действующий вулкан.)

Вывод: Антарктида – это самый высокий материк.

- Антарктида – это самый холодный материк. Справедливо ли утверждение? Приведите в доказательство аргументы (атлас стр. 51). (Средняя температура января от -8° на побережье и – 32° во внутренних районах; средняя температура июля от -16° на побережье и -64° и ниже во внутренних районах; минимальная температура – 89, 2° (станция Восток).)

- В чём причины столь суровых климатических условий материка?

(1. Малый угол падения солнечных лучей, что зависит от ГП материка.
2. Полярная ночь.
3. Ледяной покров, образовавшийся в период общего похолодания климата Земли.
4. Большая высота над уровнем океана.
5. Способность белого отражать солнечные лучи (90%).)
(Приложение №1. Слайд 8)

- Огромная разница температур во внутренних и прибрежных частях материка, в результате чего образуются стоковые течения, дующие со скоростью 360 км/ч. Ураганы поднимают 25 млн т. снега, они препятствуют образованию тёплых воздушных масс с океана на материк.

- Антарктида на первый взгляд безжизненна. Здесь находится Антарктическая пустыня. Но это только кажется. В Антарктиде среди сплошного льда встречаются пространства, лишённые льда, их называют Антарктическими ОАЗИСАМИ. Оазисы – это очаги тепла и жизни в ледяной пустыне. В них много озёр. Вода в них разноцветная: зелёная, жёлтая, коричневая – от разнообразия водорослей. Растительность представлена мхами и лишайниками, обнаружены бактерии.

Суровые ветра и низкие температуры сформировали и определенный вид животных в Антарктиде. Фауна этого континента не имеет аналогов в мире, она крайне бедна и своеобразна.

(Сообщения учащихся.) (Приложение №1. Слайд 9) (Приложение №5)

Материк остаётся загадкой для человека, тем и высок интерес к познанию Антарктиды.

- А каково будущее Антарктиды? (Приложение №1. Слайд 10)

(1. Освоение минеральных ресурсов.
2. Проектирование городов будущего.
3. Материк международного туризма.
4. Материк науки.)

Практическая работа

Краткие правила написания хайку:

  1. Три строчки и 17 слогов: 5 + 7 + 5.
  2. Должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или времени суток.
  3. Должно показывать и передавать, но не называть и не объяснять.
  4. Не должно быть рифмы.
  5. Повествование ведется в настоящем времени.

IV. Домашнее задание.

  1. Параграф 48, 49.
  2. Контурная карта стр. 8 по заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс

Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...

Разработка урока по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследований."

Данный материал  содержит разрабртку урока и презентацию по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследования." для 7 класса....

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Анимированный кроссворд "Рекорды Антарктиды" по географии для обобщающего урока по теме "Антарктида" 7 класс

Быстро можно проверить географические  знания учащихся  по теме "Антарктида". Учиться надо весело!...

Открытый урок по географии "Антарктида"

Конспект урока географии в 7 классе...

Открытый урок по теме: "Антарктида"

Антарктида. Самый холодный и загадочный материк. Исследователи Антарктиды в прошлом и настоящем....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ "АНТАРКТИДА"

Познакомить учеников с историей открытия Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева; экспедицией Р.Амундсена и Р.Скотта;выявить особенности сурового климата материка, причины в...