Южная Америка
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Филонова Алла Викторовна

Урок "Южная Америка разработан для 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО II поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 2 Краснооктябрьского района г.Волгограда

Методическая разработка

урока  географии 7 класс на тему «Гидрография Южной Америки» (по ФГОС)

Автор:

Филонова Алла Викторовна,

Учитель географии МОУ лицея № 2,

8-902-384-73-97, alla_filonova@mail.ru

Волгоград, 2015г.


План-конспект урока

Тема урока: «Гидрография Южной Америки». 7 класс.

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные умения:

- называть и показывать объекты гидрографии материка;

- объяснять особенности их размещения, сравнивать с водами Африки

- обозначать на контурной карте: реки, озера и водопады континента;

- называть бассейны рек материка;

- описывать по плану реки и озера.

2.Познавательные умения:

- поиск и выделение информацию из текста параграфа, карт атласа и географической карты;

- устанавливать причинно-следственные связи гидрологической сети между другими компонентами природы материка;

 -  объяснять влияние внутренних вод на жизнь человека.

3.Регулятивные умения:

- постановка цели урока и учебных задач;

- коррекция, оценка результатов работы учащихся.

4.Коммуникативные умения:

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- умение точно выражать свои мысли.

5.Личностные умения:

- формировать познавательный интерес к изучаемой  теме.

Основные понятия изучаемые на уроке: гидрография, горные и равнинные реки, бассейны рек, озера, водопад.

Материалы и оборудование:

  1. Презентация «Внутренние воды Южной Америки».
  2. Физическая карта материка.
  3. Атласы и контурные карты по географии 7 класс (у обучающихся).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Оргмомент

(3 мин.)

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Кто отсутствует в классе? Хорошо.

Дежурные отмечают отсутствующих на уроке учащихся.

2. Проверка домашнего задания

(5 мин)

3.Изучение нового материала

(25 мин.)

Давайте вспомним тему прошлого урока. На нем мы изучали особенности климата Южной Америки, размещение климатических поясов и их особенности. Данные знания нам очень пригодятся на уроке.

На этом уроке мы ознакомимся с внутренними водами Южной Америки (слайд №1) и конечно, совершим путешествие по рекам и озерам. Как Вы думаете, отчего зависит размещение речных систем по материку? Почему реки и озера распределены по территории   неравномерно? (слайд №2)

Для более наглядного представления о разнообразии рек можно воспользоваться физической картой Южной Америки (слайд № 4-5).

Давайте попробуем вспомнить, что такое река? Чем отличается равнинная и горная река?

На материке речная сеть хорошо развита.

Самая полноводная река в мире это Амазонка! А находится она в центральной части материка в условиях влажного климата. Почему река полноводна в течение года?    По- индейски «Амассона» означает «Крушитель лодок».(длина реки 6480 км). Как Вы думаете почему? (слайд 6,7,8,9).

«Ориноко» - река (длина 2730км) (слайд10-12).

«Парана» - родственник Океана ( длина 4700 км) (слайд 13-15).

Назовите крупные реки материка и в чем их особенности? Бассейнам каких океанов принадлежат реки материка? Где находятся истоки изучаемых рек (слайд №16).

2. Как Вы думаете, помимо рек какими еще водными объектами богат материк? Давайте вспомним, что такое озеро? ( слайд 17).  Какие вы знаете по происхождению озерные котловины? (слайд № 18). Мы видим, что озер на материке мало.

Самое крупное тектоническое озеро, расположенное на Андском нагорье, является также и самым высокогорным озером на земле   (h -3800м) (слайд №19).

3. Работа по физической карте материка, обучающиеся находят крупные водопады, особенность их расположения на реках материка (слайд №22).  

Этот водопад назван в честь лётчика   (англ. Angel), который пролетел над водопадом в 1933 году.

Он находится в тропических лесах Венесуэлы, на территории Национального парка. Вода свергается с вершины, а  название в переводе на русский означает «гора дьявола». Высота падения настолько велика, что, прежде чем достичь земли, вода распыляется на мельчайшие частички и превращается в туман. Туман может ощущаться за несколько километров. Падающая вода попадает в реку 

(слайд №23-24)

  1. Ну а теперь обещанное путешествие в далекую и сказочную Америку (дополнительные сведения к уроку – записки А.Фидлера).
  2.  А теперь давайте вместе попробуем ответить на вопрос – Каково значение рек и озер в жизни населения? (слайд 26)

6. Самостоятельная работа обучающихся по картам атласа

Обучающиеся кратко устно высказывают особенности климата материка

Запись в тетрадь определения

Гидрография – это раздел гидрологии, который посвящен описанию водных объектов: рек, озер, водохранилищ (слайд №3).

Работа по физической карте материка.  Поиск изучаемых  объектов.

Ответы обучающихся на вопросы учителя.

Ребята высказывают свои размышления, ссылаясь на карты атласа и изученный материал.

Обучающиеся находят реки и обозначают на контурную карту, один ученик показывает реки на физической карте.

Работа по карте.

Обозначают  в контурной карте крупные озера Южной Америки:

Титикака, Маракайбо.

Делают запись  в тетрадь 1.Водопад Анхель в бассейне Ориноко-самый высокий на Земле. Высота падения более 1054 метров.

Один из обучающихся показывает объекты на большой карте.

Работа с учебником, используя план «Приложения» и физическую карту материка.

(слайд №27)

Запись в тетради «Описание реки»:

- исток реки;

- устье;

-характер течения, направление реки;

- источники питания реки;

- от чего зависит режим реки.

Работа по картам атласа и запись в тетрадь.

Закрепление

(5 мин.)

Итак, давайте вернемся к теме нашего  урока (слайд №1).

С какими объектами гидрографической сети мы познакомились?

  Слово Вам, дорогие мои!

Материк богат разнообразными водными объектами – реки, озера и водопад;

на карте демонстрация данных объектов

Домашнее задание

(2 мин.)

Читать параграф, работать по карте Южной Америки.  

Спасибо за урок! Выставление оценок.

Приложение №1

 Тест по изученному материалу материка Африка

Вариант № 1

1. Какое место по площади занимает Африка?

а. первое в мире     в. второе в мире

б. пятое в мире     г. третье в мире

2. В скольких полушариях расположен континент?

а. в четырех       в. в двух

б. в трех    г. в одном

3. Какие моря омывают Африку?

а. Средиземное и Черное        в. Красное и Мраморное

б. Черное и Красное    г. Средиземное и Красное

4. Какие формы рельефа преобладают в Африке?

а. равнины        в. нагорья

б. горы      г. низменности

5.В каких районах Африки Солнце дважды в году находиться в зените?

а. на экваторе         в. между тропиками

б. в тропиках  г. над всей Африкой

6. Какие воздушные массы не свойственны Африке?

а. экваториальные    в. тропические

б. субэкваториальные   г. умеренные

7. Для какого климатического пояса характерно очень жаркое лето, малое количество осадков, безоблачное небо?

а. экваториального   в. субтропического

б. субэкваториального г. тропического

8.Какие склоны Драконовых гор получают наибольшее количество влаги?

а. северные          в. западные

б. южные           г. восточные

9. Почему на побережье Атлантического океана в Южной Африке почти не бывает дождей?

Вариант № 2

1.Африка - единственный материк, который пересекает:

а.  меридиан               в. северный тропик

б.  экватор                г. южный тропик

2. Какой материк ближайший к Африке?

а. Европа                   в. Евразия

б. Азия                   г. Австралия

3. Африку омывают океаны:

а. на западе Атлантический, а на востоке Индийский

б. на востоке Атлантический, а на западе Индийский

в. на востоке Тихий, а на западе Индийский

г. все четыре

4. Какие формы рельефа преобладают в Африке?

а. высокие и низкие горы   в. возвышенности и низменности

б. возвышенности и плоскогорья  г. низменности и плоскогорья

5. Какая характеристика климата Африки верна?

а. сухой материк     в. жаркий материк

б. влажный материк   г. холодный материк

6. Какие ветры господствуют в Африке в течение всего года?

а. муссоны      в. пассаты

б. западные    г.бризы

7. Какая часть Африки наиболее сухая?

а. северная     в. центральная

б. южная       г. восточная

8.Определите климатический пояс, для которого характерны два сезона – зима сухая, а лето  влажное

 а. экваториальный   в. субтропический

б. субэкваториальный г. тропический

9. Как называется сильнейший ветер, дующий летом в Сахаре и несущий тучи песка?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Рассмотреть многообразие внутренних вод Южной Америки; Выявить их зависимость от рельефа и климата; Совершить путешествие по рекам и озерам материка Составить характеристику одной из рек (по выбору)

Слайд 3

Гидрографическая сеть- – это совокупность всех водных объектов: рек, озер, водохранилищ на какой-либо территории. Примеры рек: Амазонка, Парана, Ориноко; Примеры озер: Титикака,Маракайбо; Примеры водопадов:Анхель, Игуасу,.

Слайд 7

Южная Америка- самый влажный материк. Годовое количество осадков в районе реки Амазонка от 1000-3000мм в год. Крупные речные системы материка относятся к бассейну Атлантического океана.

Слайд 20

Значение рек и озер Расселение людей зависит от водных объектов; Строительство гидростанций; Рыболовство; Судоходство ( но не везде из-за порогов и водопадов); Хозяйственная деятельность человека

Слайд 21

План описания реки - исток реки; - устье; -характер течения, направление реки; - источники питания реки; - от чего зависит режим реки. - разное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Географическое положение Южной Америки"

Материал пригодится для учителей географии. Представляет собой разработку урока по теме "Географическое положение Южной  Америки"...

разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"

Разработка урока географии( с практическим заданием)...

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Контрольная работа "Северная Америка. Южная Америка" (11 класс)

Итоговая контрольная работа по теме: "Северная Америка. Южная Америка"...

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная Америка Творческое название: Экспедиция в Южную Америку.

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная АмерикаТворческое название: Экспедиция в Южную Америку....

Тема урока: Южная Америка: образ материка. Знакомая незнакомка Южная Америка.

- Площадь материка составляет 17,8 млн. кв.км. Южная Америка – материк многих природных рекордов.Продолжим знакомство с материком. Внимание на карту. Откройте так же атласы. Отправляемся в...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...