Численность и воспроизводство населения
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Урок- практикум составлен к учебнику В.П. Максаковского, "Просвещение".и  является частью серии уроков к теме "Население".  В нем представлены задания по определению основных показателей характеристики населения,  влияющих на численности и воспроизводство , с помощью различных источников информаии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislennost_i_vosproizvodstvo_naseleniya.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Курс: География и население мира

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры.

После изучения данного курса вы сможете:

  • познать характер сущности и динамики главных социально-экономических и демографических процессов, происходящих в географическом пространстве мира;
  • понять главные особенности взаимодействия общества на современном этапе;

а именно:

  • познакомиться с основными критериями характеристики населения;
  • научитесь различным источникам, анализировать и прогнозировать развитие демографических процессов в разных районах планеты.

Модуль 1. Численность и воспроизводство населения.

После изучения данного модуля вы сможете:

  • осознать значение численности населения в развитии общества;
  • научитесь по различным источникам (таблицам, картам, графикам, диаграммам) определять показатели, влияющие на численность населения, его воспроизводства;

а именно:

  • осмыслите понятия рождаемость, смертность и естественный прирост, демографическая политика;
  • выявить отличия первого и второго типа воспроизводства;
  • научитесь определять по картам значение рождаемости, смертности и естественного прироста населения по регионам и странам мира;
  • читать и анализировать графики, таблицы, характеризующие численность и воспроизводство населения.

Модуль 1. Численность и воспроизводство населения

Демография (от греч. «демос» - народ, «графо» - пишу) – наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав, миграции и т.д.

Интерес к численности населенности населения возник давно. Известно, что одни из первых учетов населения проводились в древнем Египте и древнем Китае еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Однако научно организованные переписи в их современном понимании начали проводиться около 200 лет назад. Историю таких переписей обычно начинают с переписей США (1790 год), Швеции и Финляндии (1800 год), Англии, Франции, Дании и Норвегии (1801 год). В нашей стране начало учета населения было положено в 9 веке.

С начала 19 века в мире было более 2000 переписей. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) не осталось стран, в которых не было бы переписи. В 1975-1984 г.г. (эти годы ООН объявила десятилетиями переписи населения) 191 страна провела перепись (охвачено более 95% мирового населения).

 По подсчетам статистиков-демографов за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд чел.

Со второй половины 20 века быстрый рост населения приобрел характер демографического взрыва. Расчеты показывают, что при ежегодном росте населения в 87 млн чел., который имел место в 1995-1996 г.г., общая численность населения в 6 млрд чел. уже была достигнута в 1999г.

Но за абсолютными показателями прироста населения во второй половине 1990-х годов скрывается новая тенденция динамики мирового населения. Она заключается в том, что среднегодовые темпы прироста населения снижаются. Так как пик демографического взрыва был пройден в 1970-е годы (среднегодовой прирост – 2% или 20 чел. на 1000 жителей), в 1980 году он составил 1,8%, в 1985-1990г.г. – 1,7%, в первой половине 1990-х годов – 1,6%, а в 1995г. – 1,5%.

В экономически развитых странах среднегодовой прирост населения составляет в среднем 0,3%, а в развивающихся странах – 1,7%. Поэтому 90% всего мирового прироста населения приходится на развивающиеся страны, и их доля в мировом населении продолжает возрастать.

По численности населения выделяются такие крупные страны мира (млн чел., 1997г.):

  1. Китай – 1300;
  2. Индия – 1200;
  3. США – 307;
  4. Индонезия – 240;
  5. Бразилия – 199;
  6. Россия – 142.

По прогнозам ООН численность населения земного шара возрастет в 2 раза и достигнет более 10 млрд чел. Через 40 лет численность населения Индии превзойдет численность населения Китая. На сегодня: в Китае естественный прирост на 1000 жителей – 20 человек, в Индии естественный прирост на 1000 жителей – 32 чел.

К 2050 году население Индии возрастет до 1591 млн чел., а в Китае – до 1554 млн чел., на третьем месте будет Нигерия, на четвертом – Пакистан, на пятом месте – США.

Наряду с такими странами-гигантами есть страны-карлики, например, государства Европы: Монако, Лихтенштейн, Андорра.

Динамику численности населения определяет процесс воспроизводства населения. Это соотношение рождаемости,   смертности и естественного прироста населения, обеспечивающее беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рождаемость и смертность – это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей (измеряется в промилле).

Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом. Таким образом, «формулу воспроизводства» можно записать так:

Р – С = ЕП,

где       Р – рождаемость;

С – смертность;

ЕП – естественный прирост.

Отрицательный естественный прирост называют естественной убылью населения.

Естественный прирост зависит от ряда факторов. К ним относятся:

уровень жизни, в том числе материальные условия жизни людей, уровень здравоохранения, питание, условия труда и быта людей;

структура населения (половая, возрастная, брачная);

образ жизни (городской, сельский);

занятость женщин в общественном производстве;

национальные и религиозные традиции.

Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, а также распространение голода и болезней.

Рост численности населения зависит от характера воспроизводства (естественного движения населения).

1-вый тип воспроизводства населения – простой, для него характерны; невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Этот способ получил распространение в экономически развитых странах Европы, Америки.

Социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости;

высокий уровень социально-экономического развития (в семье растут доходы, а количество детей уменьшается);

высокий уровень урбанизации (доля городского населения  - 75%), быстрый рост доходов (в сельской местности рождаемость выше);

изменения статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей;

увеличение доли старших возрастов – «старение нации» (в Великобритании, Франции), уменьшение доли молодых;

последствия войн и военных конфликтов, терроризм;

производственный терроризм; техногенные катастрофы: автомобильные ежегодно уносят до 250 тыс. человеческих жизней, в дорожно-транспортных происшествиях погибает 60 тыс. человек; несчастные случаи;

смертность от болезней (СПИД, рак и т.д.);

природные катастрофы.

Суженный тип воспроизводства характерен для стран с «нулевым» или близким к нему естественным приростом или отрицательным приростом. Демографы называют это явление депопуляцией или демографическим кризисом. Депопуляция – уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли.

Этот процесс характерен для стран Европы: нулевой прирост наблюдается в Болгарии, Латвии, Эстонии, отрицательный естественный прирост наблюдается в Беларуси, Венгрии, ФРГ.

2-й тип воспроизводства населения – расширенный, для него характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности (преимущественно в странах Азии, Африки и Латинской Америки).

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения:

низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства (развивающиеся страны);

невысокий уровень урбанизации – 41% (в сельской местности рождаемость выше);

своеобразный общинный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность;

подневольное положение женщин, ранние браки;

использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры;

запреты планирования семьи в мусульманских странах.

В современной демографии исторически обусловленная смена типов воспроизводства населения объясняется концепцией демографического перехода. Выделяются четыре фазы демографического перехода:

первая фаза характеризуется высокой рождаемостью при резком сокращении смертности и приводит к очень высокому естественному приросту населения;

вторая фаза характеризуется дальнейшим снижением смертности при большем снижении рождаемости (вследствие перехода от многодетной к малодетной семье) и выражается в замедлении естественного прироста;

третья фаза характеризуется некоторым повышением уровня смертности (вследствие «старения» населения) при замедленном снижении рождаемости и выражается в слабо расширенном воспроизводстве;

четвертая фаза характеризуется выравниванием показателей рождаемости и смертности и выражается в прекращении роста населения.

Впервые демографический переход начался в Европе в XVIII веке. В настоящее время большинство стран этого региона находятся в третьей фазе. В большинстве развивающихся стран Африки демографическая ситуация соответствует первой фазе перехода, а в Азии и Латинской Америке – второй. Именно поэтому развивающиеся страны оказывали и в ближайшее время будут оказывать решающее воздействие на динамику численности населения мира.

В связи с быстрым ростом численности населения в развивающихся странах весьма остро встают проблемы, связанные с необходимостью обеспечения людей работой, жильем, и т.п. Но главной проблемой этих стран стала продовольственная проблема, так как производительность малотоварного сельского хозяйства, характерного для большинства развивающихся стран, находится на низком уровне.

В развитых странах, с низким приростом населения, возникают проблемы, связанные  со «старением нации». В таких странах как Венгрия, Швеция, Дания, наблюдается постоянное сокращение численности населения (смертность превышает рождаемость).

Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации, то есть проводит демографическую политику.

Демографическая политика – это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа – на сокращение рождаемости.

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т.д. Первой страной, в которой были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т.д.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи.

Численность и воспроизводство населения

(Учебник: стр. 62-66, рис. 10,табл.2, 13,стр.387табл12-13,атлас: стр. 10-11, 14.)

Показатели

Развитые страны

Развивающиеся

  1. Численность
  2. Рождаемость
  3. Смертность
  4. Естественный прирост (воспроизводство)
  5. Тип воспроизводства
  6. Демографическая ситуация
  7. Демографическая политика
  8. Этап демографического перехода
  9. Качество населения
  10. Продолжительность жизни
  11. Уровень грамотности

1         Дайте определения терминов (показателей из таблицы)

2        Чем интересно воспроизводство 12‰ ?

3        Приведите примеры стран с max и min показателями (из таблицы). Покажите их на карте.

4        Какие причины определяют изменение численности населения планеты?

5        Используя рисунок № 13 со страницы учебника 57 определите какой регион характеризует формула 25 – 7 = 18. Что значат эти числа?

6        Постройте круговую диаграмму численности населения Земли по регионам на 2000 год (атл. стр. 14).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Численность и воспроизводство населения мира.

Презентация для урока географии в 10 классе. Основные материалы презентации: демография, воспроизводство населения мира, рождаемость, смертность, естественный прирост. Типы воспроизводства, ...

Численность и воспроизводство населения мира

Интерактивное пособие для урока географии 10 класс "Численность и воспроизводство населения"...

Численность и воспроизводство населения

Урок в 10 классе. первый в теме "население мира"...

ЭОР: презентация "Численность и воспроизводство населения мира" для 10 класса

В данной презентации содержатся определения по теме, современный статистический материал, графики, сформулированы вопросы и задания для учащихся....

Численность и воспроизводство населения мира

Цель урока: Сформировать представление о типах воспроизводства населения, о демографической политике государств  с разными типами воспроизводства населения.Учебно-воспитательные задач...

Урок "Численность и воспроизводство населения" (10 класс)

Разработка урока географии по теме " Численность и воспроизводство населения" (10 класс)...

Презентация к уроку "Численность и воспроизводство населения" (10 класс)

Презентация к уроку "Численность и воспроизводство населения" (10 класс)...