Конспект урока в 6 классе "Интегрированный урок географии и русского языка"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Данный урок соответствует теме География сказок Урок интегрированный - география и русский язык. На уроке ученики путешествуют по населенным пунктам, связанным со сказками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_skazok.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ» СОШ № 3 « г. Южноуральск ,Челябинская область

География сказок

Методическая разработка урока

                          географии и русского языка в 6бклассе

                         

                                                                                           

                                                                           Разработали                                                                              

                                                                            учитель географии                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                        Абдулина Е.Х.

                                                                                      учитель русского языка

                                                                   Клипа  Т.А.                                                                                                                                                                                            

                         

                                                             2014 г.          

Тема урока: География сказок

(познавательный урок по географии и русскому языку)

Вид: нетрадиционный, урок – путешествие.

Тип: изучение нового материала по географии (с повторением изученного по теме » Имя существительное» на уроках русского языка)

Цель урока: 1)Познакомить учащихся с героями сказок, которые живут на территории России Объяснять специфику природы и в связи с этим местожительство героев сказок. Сформировать представления о географическом положении городов и населённых пунктов России. Получить первые навыки работы по карте России, учить составлять таблицу

                       2)Правильно и уместно использовать языковые средства в разных текстах

                         3) Правильно указывать морфологические признаки существительных

 4) Выявлять причинно- следственные связи.

Оборудование: Физическая карта России. Атлас (физическая карта России). Распечатка на каждый стол. Заготовка таблицы. Словарь С.И Ожегова Оборудование для просмотра презентации. Интерактивная доска.

Конспект урока

  1. Организационный момент
  2. Новый материал

География сказок (слайд 1)

Т.А. Наконец наступила весна. Но зима ещё не сдала свои права весне. Это мы видим по нашей погоде. Какой приём мы используем, говоря, что Зима не сдала свои права? (олицетворение). В каком жанре литературы  мы так любим олицетворение? (в сказках). Я предлагаю совершить путешествие в сказку.

Е.Х.  Ребята! Мало кто из нас знает, что герои любимых  детских сказок живут среди нас. Вот сегодня мы собираемся на их поиски.

Вспомним, каких народных сказочных героев мы знаем и где они могут жить? (выслушать ответы)

Где живёт тот или иной сказочный герой? Раньше на такие вопросы ответов не было, но с появлением «Сказочной карты России» всё изменилось. Как только герои получили прописку, сразу начали строить себе дома-музеи и зазывать гостей. (слайд 2)

К примеру знали ли вы, что Левша (тот, что блоху подковал), поселился в Туле, Чебурашка – в московском детском саду, Колобок угощает блинами в Ульяновке, а Иван-Царевич приглашает всех отпраздновать наступление весны в Кирове. Самой «сказочной» оказалась Ярославская область: она по праву может гордиться сразу несколькими персонажами. Среди них и Алёша Попович, и Курочка Ряба, и Мышка-норушка, и Емеля из сказки про щуку. Кроме того, Ярославская область с 2004 года официально считается родиной Бабы-яги. Её избушка расположена в селе Кукубой, в сосновом бору на живописном берегу реки Ухтомы. Здесь находится популярный среди туристов Музей сказок и чайная комната Бабы-яги, где можно отведать знаменитых кукубойских пирогов.

 Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по России и узнаем, где же живут знакомые нам с детства герои сказок! У каждого на парте  есть карта нашего путешествия. По ходу урока вы должны будете составить таблицу. (слайд 3) На чём отправимся? Может, на метле Бабы – Яги? Отлично! Поехали!!!

Т.А. Но не так всё просто, для того, чтобы узнать, где живёт любой герой, нам с вами нужно сначала отгадать это героя. В этом нам помогут загадки. (слайд 4)

Читает ребёнок: Дед Мороз

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес,

Изо льда мосты построил,

Кто же это? ...

Т.А.Совершенно верно – это всем знакомый волшебник Дедушка Мороз.

Самый зажиточный персонаж, у которого есть десяток резиденций в России,  армия помощников и собственная электронная почта. Самый любимый герой не только детей, но и взрослых. Где же он живёт? (обращается к Е.Х.)

Е.Х.Главная вотчина волшебника расположена на Русском Севере, в городе Великий Устюг. (слайд 5)

Т Кстати, что такое вотчина? (см. словарь Ожегова)

Е.Х.Давайте вместе найдём на карте, где же находится этот город.

А вот и дворец Деда Мороза. Посмотри, как он живёт. (слайд 6,7,8,9,10

Выходит Дед Мороз

Т.А.А вот и сам Д.М. С чем к нам пожаловал?

Д.М. Я принёс вам буквы, соедините их в слоги, потом в слова, чтобы получились имена существительные.  (буквы надо приклеить на лист бумаги)

Игра. Сложить слова снег, снежинка, снеговик, снежок, снедь.(вывесить на доску)

Т.А.-Найдите лишнее слово (снедь). Что оно обозначает? (еда, продукт) Заклеить снежинкой.

-Как называются оставшиеся слова? (однокоренные). Почему?

-На доске записана пословица: Не взглядом друга дорожи, а местом в его сердце.  Как связана эта пословица с одной из любимой нашей сказкой, где снег, снежная героиня сыграли трагическую роль в жизни главного героя? Как называется сказка? ( Снежная Королева» Андерсена)

Ответ: Дружба помогла растопить ледяное сердце Кая.

Т.А.  Какую ещё сказку можно вспомнить об «охлаждении сердца»? («Тёплый хлеб» К.Паустовского) Как эта сказка связана с пословицей? (выслушать ответы) Какие ещё вы знаете пословицы о дружбе? (домашнее задание). Берём дружбу с собой и продолжаем наше путешествие. (Д.М. уходит) Но, хочу напомнить, что путешествовать мы будем с героями народных сказок. В чём отличие? (народная сказка не имеет автора)

Ребёнок читает: Снегурочка (слайд 11)

В  гости к нам приходит,
Хороводы водит,
Новый год встречает,
Деду помогает.
Тонкая фигурка -
Внученька –…

Т.А.Эта внученька Деда Мороза – Снегурочка.  ( слайд 12)

  Мало кто знает, что Снегурочка не живёт вместе с дедушкой, а дом её очень далеко. И так едем в гости к Снегурочке. (слайд 13)

Сообщение ученика

  В некотором царстве, в некотором государстве, в славной Костроме да на Волге-матушке выстроен Терем бревенчатый, Терем сказочный со наличниками да узорчатыми. Живёт-поживает здесь девица-красавица – волшебная Снегурочка. (слайд 14,15)

Чудо волшебное есть в Тереме Снегурочки – зала дивная ,Ледяная, уникальная. (слайд 16) Из чистого озерного льда сотворена c озер костромских. Трудились люди мастеровитые, ой, как долго, чтобы волшебство такое создать.
Каждого гостя оденут приветливые Хозяева в шубки веселые, а летом еще и в валеночки. А там красота необыкновенная: скульптуры ледяные, звери сказочные, терема резные. Всё разноцветными огнями играет да глаз радует.  
Ну, и самое главное – угостят всех радушно напитками ледяными и песнями русскими.

Е.Х. А вместе со снежной красавицей проживают в Тереме Снегурочки герои сказочные – ДомовойДомовиха (слайд 17, 18, 19), да ученый кот Баюн (слайд 20)  , да мамки да няньки. Завсегда Вас встретят, по подворью проведут, горницы волшебные покажут, песню споют

 Исполняют ученицы русскую народную песню.(Ансамбль «Горенка»)

Е.Х Найдём на карте город Снегурочки. А кто же наш следующий герой?

Читает ученик: Змей Горыныч

И не рыба, и не зверь.
В сказке он живет, поверь.
Весь в чешуйках до хвоста,
И тройная голова.

Т.А, Теперь мы отправляемся в гости к самому страшному герою русских сказок Змею Горынычу. (слайд 21)

Сообщение ученика:

Село Приволжское в Тверской области, раньше называлось Гадово, из-за большого количества змей, водившихся здесь. По легенде рядом жил и сам Змей Горыныч. Он и сейчас хозяйничает в селе. (слайд 22, 23)

Принимает гостей в трактире имени себя любимого, где можно отведать местных деликатесов. (слайд 24)

Т.А. Давайте зайдём в трактир. Каково лексическое значение этого слова? (посмотреть в словаре Ожегова)

Обед в трактире «Змея Горыныча»
За столом Вас ждут оригинальные блюда! Такое готовят только здесь! 
ЗАКУСКИ:
- Гадючка на пенечке ( селёдка )
- Мухоморчики / «мышки»
- Холодец из лягушачьих лапок
- Заячья капустка ( салат )
- Супчик молодильный ( борщ )
- Картофельные котлетки с подливкой из мухоморчиков
- Лапы Горыныча ( выпечка )
(слайд 25)

Е.Х.Итак, кто первый найдёт на карте, где живёт наш герой? ( показывают на карте)

Т.А. Как называются эти существительные? (имена собственные). Почему? Ребята, как правильно сказать, названия блюд или имена? (слово название употребляют, когда речь идёт о неодушевлённых предметах, а слово имя – чаще всего, когда имеют в виду человека) Молодцы! Отправляемся дальше

Читает ученик: Баба Яга (слайд 26)

В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!

Видеофрагмент

Е.Х. Ходила молва, что вблизи нынешнего заволжского села Кукобой в Ярославской области жила когда-то старушка, которая помогала путникам и делала чудодейственные снадобья. Поэтому здесь и решили поставить избушку на курьих ножках и поселить в ней Бабу Ягу, её добрую версию. (слайд 27,28)

Игра. Нарядить Б.Я.(нахлобучить парик, надеть платок) Она будет ученикам раздавать слова, а те помещать их в сосуды с мёртвой (неодушевлённые) и живой (одушевлённые имена существительные) водой по цепочке.( Ступа, Водяной, метла, помело, Кощей, сказка, сова, черти, болото, Кикимора, избушка, лес, Баюн, тропинка. Змея,  мухомор) Кто неправильно делает, того  Б.Я. помелом выметает.

Е.Х Хорошо поиграли. Попробуем теперь с вами найти Ярославскую область, село Кукобой .Затерянный в лесах Кукобой - единственное место в России, где живет настоящая Баба-Яга. Как и положено,  во владениях Бабы-Яги начинается аномальная зона – перестаёт работать мобильная связь, а у машин перегревается двигатель. Говорят, это шалят лесные и болотные жители: лешие, кикиморы  и русалки. (слайд 29)Сама же Баба Яга, при всей  своей внешней непривлекательности, давно уже старушка мирная, черной магии и колдовству она предпочитает пироги с чаем.  Имеется  у старушки   и  соответствующая сказочным описаниям избушка (которая к тому же и вертится) с красивой деревянной оградой, заповедная тропа, лесная резиденция «Медвежий угол», музей Сказок.

Как в сказке, только здесь можно увидеть  медведя Михайло Потаповича, который  обучает молодецким забавам своих гостей.

Провести физкультминутку

Е.Х.Едем дальше

Читает ученик: Кикимора (слайд 30)

Болото – дом ее родной.

К ней в гости ходит Водяной.

 Е.Х. По народному поверью, кикимору считают женой домового или лешего. Она обычно ютится в домах людей под полом или на чердаке. Хотя сейчас в этом отпала необходимость – у кикиморы появился бревенчатый теремок в кировском «Заповеднике сказок».

Родина Кикиморы - город Киров (слайд 31)

Город Вятка (современный Киров) со времени своего основания связан со сказочным персонажем Кикиморой.

Сообщение ученика

Легенда гласит, что в далёком 14 веке новгородские ушкуйники остановились на крутом брегу реки Вятка, решив основать здесь поселение. Но однажды утром они обнаружили, что весь заготовленный для строительства лес исчез, оказавшись перенесённым на другое место ниже по течению. И с тех пор повелось в народе поверье, что на этой горке любят озорничать кикиморы, а саму горку назвали Кикиморской.

Е.Х. Тут и поселилась кикимора. Наконец у неё есть куда пригласить гостей на День рождения ( 2 марта) или годовщину свадьба с домовым (15 мая) (слайд 32, 33, 34)

Вятчане полюбили эту озорную девчонку, которая любит шалить, веселиться и кататься с горок. В местном "Заповеднике сказок" горожане построили для  неё уютный дремучий домик. Кикимора всегда рада гостям, каждый сезон у неё новые забавы и потехи: зимой - она празднует новый год вместе горожанами, весной отмечает масленицу, а летом путешествует по любимым рекам и озёрам.

Т.А. Царь Берендей (слайд 35)

Царь из племени Берендеев

Если русскую зиму туристы традиционно встречают у Деда мороза вВеликом Устюге, а весну — у Снегурочки в Костроме, то за летом надо ехать в Переславль-Залесский. (слайд 36)   Город, и без того обладающий внушительным набором достопримечательностей, не устоял перед новой модой — непременно заполучить статус родины или вотчины какого-либо сказочного героя. Теперь в городе встречает туристов царь Берендей.

Почему, собственно, царь Берендей здесь обосновался — таким вопросом в Доме не задаются. В окрестностях Переславля когда-то обитало племя берендеев, так почему бы не выделить их царю вотчину?

Е.Х.У царя Берендея несколько прописок. В Переславле-Зелесском есть «Дом Берендея» где проходят праздники: Масленица, 8 марта и встреча сказочного лета 1 июня. А в деревне Васильево, недалеко от Переславля, находится берендеево «Тридевятое царство» (слайд 37, 38)

Рядом с теремом стоит «сказочная верста», на которой обозначено, на каком расстоянии от Берендея живут другие сказочные персонажи. Как только Берендей налаживает связи с новыми персонажами, на версте появляются дополнительные указатели.

Т.А. У каждого народа есть свои сказочные герои.

Саган Убугун (слайд 39)


Саган Убугун (Белый Старец, или Хозяин Года) – у монгольских народов хранитель жизни и долголетия.

Белый Старец, Хозяин Байкала, Покровитель всего живого, бурятский Дед мороз… Вот сколько имён у Саган Убугуна. Живёт он на Байкале (слайд 40).

Е.Х.Найдём на карте самое глубокое озеро мира.

Увидеть его можно во время празднования Нового года по буддийскому календарю. В этом году он состоялся 10 февраля. Торжества будут длиться четыре недели.

Традиционно Белый Старец изображается в виде старика с длинной белой бородой, держащего в руках четки и посох с навершием из головы макара, мифического водяного чудовища, сочетающего в себе черты дельфина и крокодила. Саган Убугун – один из главных персонажей буддийского праздника Цам, торжественного религиозного служения, совершаемого ежегодно в преддверии Нового года на открытом воздухе в буддийских монастырях. Саган Убугун, так же как и наш Дед Мороз, приходит к детишкам на Новый год, но только не зимой, а в начале весны, на монгольский Новый год – Сагаалган. (слайд 41)

Т.А.На этом наше путешествие закончилось. (слайд 42)

Е.Х.Давайте проверим, всех ли героев мы запомнили Назовите по таблице всех героев, а где они живут, вы нам расскажете, ответив на вопросы теста.

3) Тест (слайды). Выставление оценок. В конце урока разобрать метлу, на которой путешествовали, на веточки. Сказать, чтобы дети поставили их в воду, дождались листочков и вспоминали о нашем уроке

Таблица

1

Дед Мороз

Великий Устюг

Холодно, север страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку в 6-м классе по русскому языку "Ч и Щ в суффиксах имен существительных ЧИК и ЩИК"

Данный урок содержит в себе элементы деятельностного подхода....

Конспект урока в 6-м классе по русскому языку «Закрепление по теме «Безударные окончания имён прилагательных»

На данном уроке закрепляются умение правильно и осознанно проверять написание родовых окончаний имён прилагательных; умение разбирать прилагательное как часть речи. А так же решаются коррекционно-разв...

Конспект урока по теме "Повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам"

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа СПЗадачи:1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописание НЕ с ...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

«Имена существительные на географической карте». Интегрированный урок географии и русского языка в 6 классе (урок – путешествие)

Цель: закрепление умений работы с географическими картами: определение географических координат, расстояния, сторон горизонта;повторение сведений об именах существительных, изученных в 5-ом классе, ра...

Разработка урока. «Интегрированный урок по географии и русскому языку. У природы нет плохой погоды и плохих глаголов тоже нет…»

laquo;Интегрированный урок по географии и русскому языку. У природы нет плохой погоды и плохих глаголов тоже нет…»...

«…и мелькают города и страны…» Интегрированный урок географии и русского языка. Страны Южной Америки. Описание действий ( на географическом материале).

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Учитель сознательно формирует у учащихся интерес к получению знаний, что помогает освоить учебный материал и добиться нужных результа...