Мир аграрных профессий
классный час по географии (8 класс) на тему

Давыдова Татьяна Борисовна

Разработка классного часа по профориентации для сельской местности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час (8 класс)

Выбираем профессию 

Цель: Подготовка к осознанному выбору аграрных профессий. 

Задачи: 1.Формирование у обучающихся позитивного отношения к сельскохозяйственным профессиям.

2. Воспитание у обучающихся любви к родному краю, труду земледельца.

3. Привитие интереса к  будущей профессии. 

Оборудование: книжная выставка, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Эпиграф к классному часу: (слайд 1)

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны.

Ход классного часа

Организационный момент.

Слово классного руководителя:

   1. Ребята, как вы думаете, что для человека самое главное в жизни после окончания школы? (выбор профессии)

   2. Что является определяющим в выборе профессии? (знакомство с профессиями)

   3. А какие профессии являются важными на селе? (агроном, овощевод, растениевод, животновод)

Сегодня мы  собрались для того, чтобы познакомимся с  с/х или аграрными профессиями, которые всегда были очень нужны и востребованы на селе. Мы с вами жители села и нам очень близка эта тема. Давайте обратимся к словарю Ожегова и посмотрим, что обозначает слово «аграрный».

Аграрный, -ая, -ое. земельный, относящийся к землепользованию. Значит аграрные профессии это профессии, связанные с землей (слайд 2).

В сознании русского народа Земля-кормилица всегда занимала особое место. Родные поля, родительский дом, родной очаг, родная земля. Народная молва говорит, что «человек просто врастает корнями в родную землю» (слайд 3).

«В земле наша правда, в земле наши корни,
И силы в плечах — от лугов и полей.
Земля и оденет, земля и накормит,
Ты только себя для неё не жалей.
Под небом, прозрачным и синим,
Земля — словно сон наяву».
Е.  Долматовский


Читает ученик: 

Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.

Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит.
Она не разделит: кто мал, кто велик,
Ведь каждый к родимой сторонке привык.

Бескрайняя ты, сложно всю обойти,
Но как хорошо — есть дороги, пути.
Для русского пахаря – в сердце одна.
А всем ты на добрую участь дана.

 (Ирис Ревю)

Слово классного руководителя:

В последнее время мы видим, как пустеют села, как зарастают поля, человек изменил отношение к земле и это очень обидно. Мы  должны возродить  заброшенные поля, вернуть нашей земле былое плодородие и силу. Для этого требуются образованные, хозяйственные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на этой земле люди. Недаром в пословице говорится: «Где родился – там и пригодился», поэтому наша задача сейчас, чтобы вы получили образование и вернулись в родные места.
Сегодня мы обсудим серьезный вопрос - выбор профессии. На свете много профессий, но профессия выращивать хлеб – самая достойная и благородная, а в последнее время еще и актуальная. Это значит мы, будущее нашей планеты, должны осваивать аграрные профессии. Чтобы на наших полях не умолкал шум моторов, колосилась пшеница, чтобы мы могли накормить хлебом нашу страну.

Читает ученик: (слайд 4)

Нет на свете важнее работы,
Чем растить золотые хлеба.
Хлебороб, земледелец – в почёте,
И красна пирогами изба.
Он посеет весною пшеницу,
Прорастёт, пустит корни зерно.
Поле хлебное заколосится
И наполнится солнцем оно.
Колосок к колоску, бережливо,
Соберёт хлебороб урожай,
Чтобы в доме всегда был красивый,
Тёплый, пышный, большой каравай.

(О. Повещенко )

- Какие аграрные профессии вы еще знаете? (дети перечисляют)

- Какая самая важная из них? (здесь каждый называет и объясняет почему). 

Все профессии взаимосвязаны. Все они нужны и важны.

А где мы можем получить такие профессии?

Сообщения учеников (слайд 4).

Аграрным профессиям можно обучиться в Саратовском Государственном Аграрном Университете им. Н.И. Вавилова, который имеет глубокие исторические корни и является одним из престижных Вузов страны. На протяжении всей росcийской истории Поволжье было одним из крупнейших регионов сельскохозяйственного производства. Географическое расположение столицы Поволжского сельскохозяйственного края – Саратова уже в начале XX века обусловило его интенсивное развитие как центра аграрной науки и образования.                                                        15 сентября 1913 года в Саратове были открыты Высшие сельскохозяйственные курсы. Цель курсов – подготовка квалифицированных ученых агрономов, способных трудиться в специфических природных условиях рискованного земледелия юго-восточного региона России. Впоследствии эти курсы были реорганизованы в Саратовский сельскохозяйственный институт (слайд 5).
В 1917-1921 гг. научную и педагогическую деятельность в институте (агрофаке) вел один из величайших генетиков мира – Николай Иванович Вавилов (1887–1943). Саратовский период Н.И. Вавилова был чрезвычайно плодотворным. Здесь молодым профессором было развито учение об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям. Здесь в июне 1920 г. был сформулирован закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Уезжая из Саратова в Петроград в марте 1921 г., Николай Иванович оставил жизнеспособную научную школу, коллег-единомышленников, которые всю жизнь были верны его идеям, его памяти. Имя учёного присвоено Саратовскому сельскохозяйственному институту (СХИ) в 1981 г.. 

Слово учителя.  В жизни человека очень важную роль играют растительные ресурсы (слайд 6).

Наша Саратовская земля всегда была житницей России и выращивали здесь именно хлеб. Недаром славится наш саратовский калач, самый вкусный хлеб, испеченный из высококачественной муки, сделанной из саратовской пшеницы. В этом немалая заслуга агрономов и других специалистов в этой области. Саратовский калач (как известно) по специальному заказу выпекался для английской королевы Елизаветы II.

  Итак, профессия агроном (слайд 7).

Сообщение.

Знать и приумножать природу, создавать новые сорта сельскохозяйственных культур, выращивать хлеб и защищать растения – обязанность агронома, самой распространенной профессии среди растениеводов. Агроном свою деятельность основывает прежде всего на знаниях биологии и агрономии.

Агрономия – наука об использовании солнечной энергии зелёными растениями, о создании и переработке органического вещества, являющегося источником существования человека.

Агроном создаёт условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режим. Агроном регулирует поступление воды в почву в связи с периодом развития растений.

Под руководством агронома ведётся размножение новых сортов, определяется всхожесть и другие посевные качества семян, ведется подготовка их к посеву. Им определяется способы и глубина посевов, норма высева семян на гектар. Он осуществляет контроль за качеством всех посевных работ.

Агроном — профессия древняя. В Древнем Египте, Древней Греции, Китае, Индии и Древнем Риме уже несколько тысяч лет назад люди знали правила и наставления по обработке земли и выращиванию сельскохозяйственных растений. 

Профессия агронома относится к типу «Человек-природа», а значит, предметом труда является сама живая природа. Работа с природой требует от человека самоотверженности, энтузиазма, заботливости, наблюдательности, умения делать на основе фактов обобщающие выводы, а также зачастую немало физических усилий, терпения, настойчивости. А самое главное – должна быть любовь к природе и животным, стремление сделать окружающий нас мир более привлекательным, не повредить природе и животным

Что может быть интереснее и прекраснее общаться с природой, знать ее законы, приумножать ее богатства. Ничто не заменит свежего ветра, душистых лугов, золотистых полей, бескрайних просторов. Здесь человек не только работает, но и приобретает душевное спокойствие (слайд 8).

Комок земли зажал в ладони,
Холодный, маленький комок…
Как – будто, жизни, сердца долю,
Как – будто, маленький мирок…
Он в этом маленьком комочке
Сумел увидеть целый мир,
Как на экране, а не в точке,
Как джин, волшебник и факир…
Его отец и дед – крестьяне.
Его мечта – пшеничный плёс.
Он – агроном, он – просто парень,
Что сердцем, мыслью в землю врос…

И еще одна профессия – растениевод (слайд 9).

Сообщение.

Основой всего сельскохозяйственного производства является растениеводство. Растениеводы подготавливают землю, сеют в землю семена, сажают растения, ухаживают за ними и убирают урожай. 

Если на предприятии выращивают скот, то в дополнение к пище для человека надо выращивать зерно, овощи и фрукты и запасать корм для скота.

Читает ученик: (слайд 10)

Любой из праздников у нас проходит

С разнообразием шикарных новых блюд

А кто для нас продукты производит?

Кого мы все должны благодарить за труд?

Мясник, растениевод, мелиоратор,

Пастух, ветеринар, животновод,

Садовник, агроном, механизатор

Продукцией снабжают круглый год.

Растениеводы много находятся на свежем воздухе, соприкасаясь с самыми различными погодными условиями (дождь, ветер, холод, жара). Большую часть работы надо выполнить с весны до осени, то есть тогда, когда у растений период роста. Рабочая неделя, согласно закону, составляет 40 часов, но в сезон, когда работы очень много (прежде всего в период уборки урожая) работать нередко приходится с раннего утра до позднего вечера, и в конце недели и в государственные праздники. 

На сельскохозяйственных работах для ухода за растениями наряду с тракторами и другими механизмами и сегодня используются такие традиционные ручные средства труда как лопата, грабли, вилы и т.д. 

Обязанности:

Подготавливает почву для посева, посадки необходимых культур, вносит удобрения, готовит ядохимикаты для обработки посевов и посадок растений, подкармливает и готовит растения для первичной обработки и хранения.

Требования:

Для работы в сельском хозяйстве подходит человек, который любит природу и у которого хватит заботы и постоянства для выращивания растений. Для работы в этой профессии необходимо обладать чувством ответственности и чувством долга, быть готовым к сотрудничеству и обучению, способным переносить физические нагрузки, быстро адаптироваться и бережно относиться к окружающей среде.

Необходимые знания:

Приемы обработки почвы, ухода за культурой, построение севооборотов, применение удобрений.

Профессионально важные качества: (слайд 11)

  • любовь к растениям;
  • здоровье и выносливость;
  • наблюдательность;
  • хорошее внимание;
  • долговременная память;
  • предметно-действенное мышление с опорой на теоретические знания.

Слово учителя  (слайд 12).

В нашей школе налажена тесная связь с СГАУ им. Н.И. Вавилова. В этом учебном году в школе прошла встреча с преподавателями и студентами этого ВУЗа, где ребят познакомили со специальностями агрономического факультета. В апреле 2015 года наши ученики приняли участие в Международном Молодежном Форуме «Саратовский государственный аграрный университет открытая экспериментальная площадка для творческой молодежи», где выступили с проектами по разным темам.

А в мае под руководством преподавателей аграрного университета была проведена экспериментальная высадка растений на пришкольном участке.

Вывод: В конце классного часа я хочу предложить памятки - рекомендации по выбору профессии. (Каждому участнику раздается памятка) 
Рекомендации по выбору профессии: (слайд 13)

  1. Каждый сам выбирает профессию, и если ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему. 
  2. Изучайте профессию и все, что с ней связано. 
  3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать. 
  4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями. 
  5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправить ошибки. 
  6. Имейте резервный вариант на случай неудачи. 
  7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей.                                                           Для достижения целей вам надо много работать, читать, думать. 

Слово учителя.  

Сегодня мы с вами сделали небольшой экскурс в мир аграрных профессий – агроном, растениевод. Эти специальности вечные. Они никогда не умрут, пока живет человечество. Специалисты этой профессии всегда востребованы на рынке труда и могут работать практически во всех сферах человеческой деятельности. Но на этом наша работа не заканчивается. Мы продолжим расширять знания об аграрных профессиях, будем участвовать во внеклассных мероприятиях, исследовательской деятельности и результатом нашей работы станет исследовательский проект.

Мне хочется надеяться, что наши дети пойдут учиться в аграрный вуз и,  став выпускниками, вернутся в родное село, чтобы продолжить дело своих прадедов, дедов, и отцов. Выбор за вами!

  Рефлексия:

1. Что вы сегодня узнали нового?

2. Что полезного взяли для себя?

3. О каких профессиях вы еще хотели бы узнать?

Список литературы:

1. Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся:

Рекомендации по  организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.-

Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.

2. Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера»

/Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.

3. Митина Л.М. психология развития конкурентноспособной личности.

-М.:МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК», 2002.

4. Палькин Н. Е. Саратовский калач. - С.: ООО "Приволжское издательство", 2008.

5. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального  самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.

6. Интернет - ресурсы.

 



Предварительный просмотр:

Классный час (8 класс)

Выбираем профессию 

Цель: Подготовка к осознанному выбору аграрных профессий. 

Задачи: 1.Формирование у обучающихся позитивного отношения к сельскохозяйственным профессиям.

2. Воспитание у обучающихся любви к родному краю, труду земледельца.

3. Привитие интереса к  будущей профессии. 

Оборудование: книжная выставка, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Эпиграф к классному часу: (слайд 1)

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны.

Ход классного часа

Организационный момент.

Слово классного руководителя:

   1. Ребята, как вы думаете, что для человека самое главное в жизни после окончания школы? (выбор профессии)

   2. Что является определяющим в выборе профессии? (знакомство с профессиями)

   3. А какие профессии являются важными на селе? (агроном, овощевод, растениевод, животновод)

Сегодня мы  собрались для того, чтобы познакомимся с  с/х или аграрными профессиями, которые всегда были очень нужны и востребованы на селе. Мы с вами жители села и нам очень близка эта тема. Давайте обратимся к словарю Ожегова и посмотрим, что обозначает слово «аграрный».

Аграрный, -ая, -ое. земельный, относящийся к землепользованию. Значит аграрные профессии это профессии, связанные с землей (слайд 2).

В сознании русского народа Земля-кормилица всегда занимала особое место. Родные поля, родительский дом, родной очаг, родная земля. Народная молва говорит, что «человек просто врастает корнями в родную землю» (слайд 3).

«В земле наша правда, в земле наши корни,
И силы в плечах — от лугов и полей.
Земля и оденет, земля и накормит,
Ты только себя для неё не жалей.
Под небом, прозрачным и синим,
Земля — словно сон наяву».
Е.  Долматовский


Читает ученик: 

Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.

Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит.
Она не разделит: кто мал, кто велик,
Ведь каждый к родимой сторонке привык.

Бескрайняя ты, сложно всю обойти,
Но как хорошо — есть дороги, пути.
Для русского пахаря – в сердце одна.
А всем ты на добрую участь дана.

 (Ирис Ревю)

Слово классного руководителя:

В последнее время мы видим, как пустеют села, как зарастают поля, человек изменил отношение к земле и это очень обидно. Мы  должны возродить  заброшенные поля, вернуть нашей земле былое плодородие и силу. Для этого требуются образованные, хозяйственные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на этой земле люди. Недаром в пословице говорится: «Где родился – там и пригодился», поэтому наша задача сейчас, чтобы вы получили образование и вернулись в родные места.
Сегодня мы обсудим серьезный вопрос - выбор профессии. На свете много профессий, но профессия выращивать хлеб – самая достойная и благородная, а в последнее время еще и актуальная. Это значит мы, будущее нашей планеты, должны осваивать аграрные профессии. Чтобы на наших полях не умолкал шум моторов, колосилась пшеница, чтобы мы могли накормить хлебом нашу страну.

Читает ученик: (слайд 4)

Нет на свете важнее работы,
Чем растить золотые хлеба.
Хлебороб, земледелец – в почёте,
И красна пирогами изба.
Он посеет весною пшеницу,
Прорастёт, пустит корни зерно.
Поле хлебное заколосится
И наполнится солнцем оно.
Колосок к колоску, бережливо,
Соберёт хлебороб урожай,
Чтобы в доме всегда был красивый,
Тёплый, пышный, большой каравай.

(О. Повещенко )

- Какие аграрные профессии вы еще знаете? (дети перечисляют)

- Какая самая важная из них? (здесь каждый называет и объясняет почему). 

Все профессии взаимосвязаны. Все они нужны и важны.

А где мы можем получить такие профессии?

Сообщения учеников (слайд 4).

Аграрным профессиям можно обучиться в Саратовском Государственном Аграрном Университете им. Н.И. Вавилова, который имеет глубокие исторические корни и является одним из престижных Вузов страны. На протяжении всей росcийской истории Поволжье было одним из крупнейших регионов сельскохозяйственного производства. Географическое расположение столицы Поволжского сельскохозяйственного края – Саратова уже в начале XX века обусловило его интенсивное развитие как центра аграрной науки и образования.                                                        15 сентября 1913 года в Саратове были открыты Высшие сельскохозяйственные курсы. Цель курсов – подготовка квалифицированных ученых агрономов, способных трудиться в специфических природных условиях рискованного земледелия юго-восточного региона России. Впоследствии эти курсы были реорганизованы в Саратовский сельскохозяйственный институт (слайд 5).
В 1917-1921 гг. научную и педагогическую деятельность в институте (агрофаке) вел один из величайших генетиков мира – Николай Иванович Вавилов (1887–1943). Саратовский период Н.И. Вавилова был чрезвычайно плодотворным. Здесь молодым профессором было развито учение об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям. Здесь в июне 1920 г. был сформулирован закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Уезжая из Саратова в Петроград в марте 1921 г., Николай Иванович оставил жизнеспособную научную школу, коллег-единомышленников, которые всю жизнь были верны его идеям, его памяти. Имя учёного присвоено Саратовскому сельскохозяйственному институту (СХИ) в 1981 г.. 

Слово учителя.  В жизни человека очень важную роль играют растительные ресурсы (слайд 6).

Наша Саратовская земля всегда была житницей России и выращивали здесь именно хлеб. Недаром славится наш саратовский калач, самый вкусный хлеб, испеченный из высококачественной муки, сделанной из саратовской пшеницы. В этом немалая заслуга агрономов и других специалистов в этой области. Саратовский калач (как известно) по специальному заказу выпекался для английской королевы Елизаветы II.

  Итак, профессия агроном (слайд 7).

Сообщение.

Знать и приумножать природу, создавать новые сорта сельскохозяйственных культур, выращивать хлеб и защищать растения – обязанность агронома, самой распространенной профессии среди растениеводов. Агроном свою деятельность основывает прежде всего на знаниях биологии и агрономии.

Агрономия – наука об использовании солнечной энергии зелёными растениями, о создании и переработке органического вещества, являющегося источником существования человека.

Агроном создаёт условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режим. Агроном регулирует поступление воды в почву в связи с периодом развития растений.

Под руководством агронома ведётся размножение новых сортов, определяется всхожесть и другие посевные качества семян, ведется подготовка их к посеву. Им определяется способы и глубина посевов, норма высева семян на гектар. Он осуществляет контроль за качеством всех посевных работ.

Агроном — профессия древняя. В Древнем Египте, Древней Греции, Китае, Индии и Древнем Риме уже несколько тысяч лет назад люди знали правила и наставления по обработке земли и выращиванию сельскохозяйственных растений. 

Профессия агронома относится к типу «Человек-природа», а значит, предметом труда является сама живая природа. Работа с природой требует от человека самоотверженности, энтузиазма, заботливости, наблюдательности, умения делать на основе фактов обобщающие выводы, а также зачастую немало физических усилий, терпения, настойчивости. А самое главное – должна быть любовь к природе и животным, стремление сделать окружающий нас мир более привлекательным, не повредить природе и животным

Что может быть интереснее и прекраснее общаться с природой, знать ее законы, приумножать ее богатства. Ничто не заменит свежего ветра, душистых лугов, золотистых полей, бескрайних просторов. Здесь человек не только работает, но и приобретает душевное спокойствие (слайд 8).

Комок земли зажал в ладони,
Холодный, маленький комок…
Как – будто, жизни, сердца долю,
Как – будто, маленький мирок…
Он в этом маленьком комочке
Сумел увидеть целый мир,
Как на экране, а не в точке,
Как джин, волшебник и факир…
Его отец и дед – крестьяне.
Его мечта – пшеничный плёс.
Он – агроном, он – просто парень,
Что сердцем, мыслью в землю врос…

И еще одна профессия – растениевод (слайд 9).

Сообщение.

Основой всего сельскохозяйственного производства является растениеводство. Растениеводы подготавливают землю, сеют в землю семена, сажают растения, ухаживают за ними и убирают урожай. 

Если на предприятии выращивают скот, то в дополнение к пище для человека надо выращивать зерно, овощи и фрукты и запасать корм для скота.

Читает ученик: (слайд 10)

Любой из праздников у нас проходит

С разнообразием шикарных новых блюд

А кто для нас продукты производит?

Кого мы все должны благодарить за труд?

Мясник, растениевод, мелиоратор,

Пастух, ветеринар, животновод,

Садовник, агроном, механизатор

Продукцией снабжают круглый год.

Растениеводы много находятся на свежем воздухе, соприкасаясь с самыми различными погодными условиями (дождь, ветер, холод, жара). Большую часть работы надо выполнить с весны до осени, то есть тогда, когда у растений период роста. Рабочая неделя, согласно закону, составляет 40 часов, но в сезон, когда работы очень много (прежде всего в период уборки урожая) работать нередко приходится с раннего утра до позднего вечера, и в конце недели и в государственные праздники. 

На сельскохозяйственных работах для ухода за растениями наряду с тракторами и другими механизмами и сегодня используются такие традиционные ручные средства труда как лопата, грабли, вилы и т.д. 

Обязанности:

Подготавливает почву для посева, посадки необходимых культур, вносит удобрения, готовит ядохимикаты для обработки посевов и посадок растений, подкармливает и готовит растения для первичной обработки и хранения.

Требования:

Для работы в сельском хозяйстве подходит человек, который любит природу и у которого хватит заботы и постоянства для выращивания растений. Для работы в этой профессии необходимо обладать чувством ответственности и чувством долга, быть готовым к сотрудничеству и обучению, способным переносить физические нагрузки, быстро адаптироваться и бережно относиться к окружающей среде.

Необходимые знания:

Приемы обработки почвы, ухода за культурой, построение севооборотов, применение удобрений.

Профессионально важные качества: (слайд 11)

  • любовь к растениям;
  • здоровье и выносливость;
  • наблюдательность;
  • хорошее внимание;
  • долговременная память;
  • предметно-действенное мышление с опорой на теоретические знания.

Слово учителя  (слайд 12).

В нашей школе налажена тесная связь с СГАУ им. Н.И. Вавилова. В этом учебном году в школе прошла встреча с преподавателями и студентами этого ВУЗа, где ребят познакомили со специальностями агрономического факультета. В апреле 2015 года наши ученики приняли участие в Международном Молодежном Форуме «Саратовский государственный аграрный университет открытая экспериментальная площадка для творческой молодежи», где выступили с проектами по разным темам.

А в мае под руководством преподавателей аграрного университета была проведена экспериментальная высадка растений на пришкольном участке.

Вывод: В конце классного часа я хочу предложить памятки - рекомендации по выбору профессии. (Каждому участнику раздается памятка) 
Рекомендации по выбору профессии: (слайд 13)

  1. Каждый сам выбирает профессию, и если ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему. 
  2. Изучайте профессию и все, что с ней связано. 
  3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать. 
  4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями. 
  5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправить ошибки. 
  6. Имейте резервный вариант на случай неудачи. 
  7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей.                                                           Для достижения целей вам надо много работать, читать, думать. 

Слово учителя.  

Сегодня мы с вами сделали небольшой экскурс в мир аграрных профессий – агроном, растениевод. Эти специальности вечные. Они никогда не умрут, пока живет человечество. Специалисты этой профессии всегда востребованы на рынке труда и могут работать практически во всех сферах человеческой деятельности. Но на этом наша работа не заканчивается. Мы продолжим расширять знания об аграрных профессиях, будем участвовать во внеклассных мероприятиях, исследовательской деятельности и результатом нашей работы станет исследовательский проект.

Мне хочется надеяться, что наши дети пойдут учиться в аграрный вуз и,  став выпускниками, вернутся в родное село, чтобы продолжить дело своих прадедов, дедов, и отцов. Выбор за вами!

  Рефлексия:

1. Что вы сегодня узнали нового?

2. Что полезного взяли для себя?

3. О каких профессиях вы еще хотели бы узнать?

Список литературы:

1. Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся:

Рекомендации по  организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.-

Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.

2. Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера»

/Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.

3. Митина Л.М. психология развития конкурентноспособной личности.

-М.:МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК», 2002.

4. Палькин Н. Е. Саратовский калач. - С.: ООО "Приволжское издательство", 2008.

5. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального  самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.

6. Интернет - ресурсы.

 



Предварительный просмотр:

Классный час (8 класс)

Выбираем профессию 

Цель: Подготовка к осознанному выбору аграрных профессий. 

Задачи: 1.Формирование у обучающихся позитивного отношения к сельскохозяйственным профессиям.

2. Воспитание у обучающихся любви к родному краю, труду земледельца.

3. Привитие интереса к  будущей профессии. 

Оборудование: книжная выставка, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Эпиграф к классному часу: (слайд 1)

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны.

Ход классного часа

Организационный момент.

Слово классного руководителя:

   1. Ребята, как вы думаете, что для человека самое главное в жизни после окончания школы? (выбор профессии)

   2. Что является определяющим в выборе профессии? (знакомство с профессиями)

   3. А какие профессии являются важными на селе? (агроном, овощевод, растениевод, животновод)

Сегодня мы  собрались для того, чтобы познакомимся с  с/х или аграрными профессиями, которые всегда были очень нужны и востребованы на селе. Мы с вами жители села и нам очень близка эта тема. Давайте обратимся к словарю Ожегова и посмотрим, что обозначает слово «аграрный».

Аграрный, -ая, -ое. земельный, относящийся к землепользованию. Значит аграрные профессии это профессии, связанные с землей (слайд 2).

В сознании русского народа Земля-кормилица всегда занимала особое место. Родные поля, родительский дом, родной очаг, родная земля. Народная молва говорит, что «человек просто врастает корнями в родную землю» (слайд 3).

«В земле наша правда, в земле наши корни,
И силы в плечах — от лугов и полей.
Земля и оденет, земля и накормит,
Ты только себя для неё не жалей.
Под небом, прозрачным и синим,
Земля — словно сон наяву».
Е.  Долматовский


Читает ученик: 

Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.

Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит.
Она не разделит: кто мал, кто велик,
Ведь каждый к родимой сторонке привык.

Бескрайняя ты, сложно всю обойти,
Но как хорошо — есть дороги, пути.
Для русского пахаря – в сердце одна.
А всем ты на добрую участь дана.

 (Ирис Ревю)

Слово классного руководителя:

В последнее время мы видим, как пустеют села, как зарастают поля, человек изменил отношение к земле и это очень обидно. Мы  должны возродить  заброшенные поля, вернуть нашей земле былое плодородие и силу. Для этого требуются образованные, хозяйственные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на этой земле люди. Недаром в пословице говорится: «Где родился – там и пригодился», поэтому наша задача сейчас, чтобы вы получили образование и вернулись в родные места.
Сегодня мы обсудим серьезный вопрос - выбор профессии. На свете много профессий, но профессия выращивать хлеб – самая достойная и благородная, а в последнее время еще и актуальная. Это значит мы, будущее нашей планеты, должны осваивать аграрные профессии. Чтобы на наших полях не умолкал шум моторов, колосилась пшеница, чтобы мы могли накормить хлебом нашу страну.

Читает ученик: (слайд 4)

Нет на свете важнее работы,
Чем растить золотые хлеба.
Хлебороб, земледелец – в почёте,
И красна пирогами изба.
Он посеет весною пшеницу,
Прорастёт, пустит корни зерно.
Поле хлебное заколосится
И наполнится солнцем оно.
Колосок к колоску, бережливо,
Соберёт хлебороб урожай,
Чтобы в доме всегда был красивый,
Тёплый, пышный, большой каравай.

(О. Повещенко )

- Какие аграрные профессии вы еще знаете? (дети перечисляют)

- Какая самая важная из них? (здесь каждый называет и объясняет почему). 

Все профессии взаимосвязаны. Все они нужны и важны.

А где мы можем получить такие профессии?

Сообщения учеников (слайд 4).

Аграрным профессиям можно обучиться в Саратовском Государственном Аграрном Университете им. Н.И. Вавилова, который имеет глубокие исторические корни и является одним из престижных Вузов страны. На протяжении всей росcийской истории Поволжье было одним из крупнейших регионов сельскохозяйственного производства. Географическое расположение столицы Поволжского сельскохозяйственного края – Саратова уже в начале XX века обусловило его интенсивное развитие как центра аграрной науки и образования.                                                        15 сентября 1913 года в Саратове были открыты Высшие сельскохозяйственные курсы. Цель курсов – подготовка квалифицированных ученых агрономов, способных трудиться в специфических природных условиях рискованного земледелия юго-восточного региона России. Впоследствии эти курсы были реорганизованы в Саратовский сельскохозяйственный институт (слайд 5).
В 1917-1921 гг. научную и педагогическую деятельность в институте (агрофаке) вел один из величайших генетиков мира – Николай Иванович Вавилов (1887–1943). Саратовский период Н.И. Вавилова был чрезвычайно плодотворным. Здесь молодым профессором было развито учение об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям. Здесь в июне 1920 г. был сформулирован закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Уезжая из Саратова в Петроград в марте 1921 г., Николай Иванович оставил жизнеспособную научную школу, коллег-единомышленников, которые всю жизнь были верны его идеям, его памяти. Имя учёного присвоено Саратовскому сельскохозяйственному институту (СХИ) в 1981 г.. 

Слово учителя.  В жизни человека очень важную роль играют растительные ресурсы (слайд 6).

Наша Саратовская земля всегда была житницей России и выращивали здесь именно хлеб. Недаром славится наш саратовский калач, самый вкусный хлеб, испеченный из высококачественной муки, сделанной из саратовской пшеницы. В этом немалая заслуга агрономов и других специалистов в этой области. Саратовский калач (как известно) по специальному заказу выпекался для английской королевы Елизаветы II.

  Итак, профессия агроном (слайд 7).

Сообщение.

Знать и приумножать природу, создавать новые сорта сельскохозяйственных культур, выращивать хлеб и защищать растения – обязанность агронома, самой распространенной профессии среди растениеводов. Агроном свою деятельность основывает прежде всего на знаниях биологии и агрономии.

Агрономия – наука об использовании солнечной энергии зелёными растениями, о создании и переработке органического вещества, являющегося источником существования человека.

Агроном создаёт условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режим. Агроном регулирует поступление воды в почву в связи с периодом развития растений.

Под руководством агронома ведётся размножение новых сортов, определяется всхожесть и другие посевные качества семян, ведется подготовка их к посеву. Им определяется способы и глубина посевов, норма высева семян на гектар. Он осуществляет контроль за качеством всех посевных работ.

Агроном — профессия древняя. В Древнем Египте, Древней Греции, Китае, Индии и Древнем Риме уже несколько тысяч лет назад люди знали правила и наставления по обработке земли и выращиванию сельскохозяйственных растений. 

Профессия агронома относится к типу «Человек-природа», а значит, предметом труда является сама живая природа. Работа с природой требует от человека самоотверженности, энтузиазма, заботливости, наблюдательности, умения делать на основе фактов обобщающие выводы, а также зачастую немало физических усилий, терпения, настойчивости. А самое главное – должна быть любовь к природе и животным, стремление сделать окружающий нас мир более привлекательным, не повредить природе и животным

Что может быть интереснее и прекраснее общаться с природой, знать ее законы, приумножать ее богатства. Ничто не заменит свежего ветра, душистых лугов, золотистых полей, бескрайних просторов. Здесь человек не только работает, но и приобретает душевное спокойствие (слайд 8).

Комок земли зажал в ладони,
Холодный, маленький комок…
Как – будто, жизни, сердца долю,
Как – будто, маленький мирок…
Он в этом маленьком комочке
Сумел увидеть целый мир,
Как на экране, а не в точке,
Как джин, волшебник и факир…
Его отец и дед – крестьяне.
Его мечта – пшеничный плёс.
Он – агроном, он – просто парень,
Что сердцем, мыслью в землю врос…

И еще одна профессия – растениевод (слайд 9).

Сообщение.

Основой всего сельскохозяйственного производства является растениеводство. Растениеводы подготавливают землю, сеют в землю семена, сажают растения, ухаживают за ними и убирают урожай. 

Если на предприятии выращивают скот, то в дополнение к пище для человека надо выращивать зерно, овощи и фрукты и запасать корм для скота.

Читает ученик: (слайд 10)

Любой из праздников у нас проходит

С разнообразием шикарных новых блюд

А кто для нас продукты производит?

Кого мы все должны благодарить за труд?

Мясник, растениевод, мелиоратор,

Пастух, ветеринар, животновод,

Садовник, агроном, механизатор

Продукцией снабжают круглый год.

Растениеводы много находятся на свежем воздухе, соприкасаясь с самыми различными погодными условиями (дождь, ветер, холод, жара). Большую часть работы надо выполнить с весны до осени, то есть тогда, когда у растений период роста. Рабочая неделя, согласно закону, составляет 40 часов, но в сезон, когда работы очень много (прежде всего в период уборки урожая) работать нередко приходится с раннего утра до позднего вечера, и в конце недели и в государственные праздники. 

На сельскохозяйственных работах для ухода за растениями наряду с тракторами и другими механизмами и сегодня используются такие традиционные ручные средства труда как лопата, грабли, вилы и т.д. 

Обязанности:

Подготавливает почву для посева, посадки необходимых культур, вносит удобрения, готовит ядохимикаты для обработки посевов и посадок растений, подкармливает и готовит растения для первичной обработки и хранения.

Требования:

Для работы в сельском хозяйстве подходит человек, который любит природу и у которого хватит заботы и постоянства для выращивания растений. Для работы в этой профессии необходимо обладать чувством ответственности и чувством долга, быть готовым к сотрудничеству и обучению, способным переносить физические нагрузки, быстро адаптироваться и бережно относиться к окружающей среде.

Необходимые знания:

Приемы обработки почвы, ухода за культурой, построение севооборотов, применение удобрений.

Профессионально важные качества: (слайд 11)

  • любовь к растениям;
  • здоровье и выносливость;
  • наблюдательность;
  • хорошее внимание;
  • долговременная память;
  • предметно-действенное мышление с опорой на теоретические знания.

Слово учителя  (слайд 12).

В нашей школе налажена тесная связь с СГАУ им. Н.И. Вавилова. В этом учебном году в школе прошла встреча с преподавателями и студентами этого ВУЗа, где ребят познакомили со специальностями агрономического факультета. В апреле 2015 года наши ученики приняли участие в Международном Молодежном Форуме «Саратовский государственный аграрный университет открытая экспериментальная площадка для творческой молодежи», где выступили с проектами по разным темам.

А в мае под руководством преподавателей аграрного университета была проведена экспериментальная высадка растений на пришкольном участке.

Вывод: В конце классного часа я хочу предложить памятки - рекомендации по выбору профессии. (Каждому участнику раздается памятка) 
Рекомендации по выбору профессии: (слайд 13)

  1. Каждый сам выбирает профессию, и если ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему. 
  2. Изучайте профессию и все, что с ней связано. 
  3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать. 
  4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями. 
  5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправить ошибки. 
  6. Имейте резервный вариант на случай неудачи. 
  7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей.                                                           Для достижения целей вам надо много работать, читать, думать. 

Слово учителя.  

Сегодня мы с вами сделали небольшой экскурс в мир аграрных профессий – агроном, растениевод. Эти специальности вечные. Они никогда не умрут, пока живет человечество. Специалисты этой профессии всегда востребованы на рынке труда и могут работать практически во всех сферах человеческой деятельности. Но на этом наша работа не заканчивается. Мы продолжим расширять знания об аграрных профессиях, будем участвовать во внеклассных мероприятиях, исследовательской деятельности и результатом нашей работы станет исследовательский проект.

Мне хочется надеяться, что наши дети пойдут учиться в аграрный вуз и,  став выпускниками, вернутся в родное село, чтобы продолжить дело своих прадедов, дедов, и отцов. Выбор за вами!

  Рефлексия:

1. Что вы сегодня узнали нового?

2. Что полезного взяли для себя?

3. О каких профессиях вы еще хотели бы узнать?

Список литературы:

1. Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся:

Рекомендации по  организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.-

Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.

2. Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера»

/Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.

3. Митина Л.М. психология развития конкурентноспособной личности.

-М.:МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК», 2002.

4. Палькин Н. Е. Саратовский калач. - С.: ООО "Приволжское издательство", 2008.

5. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального  самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.

6. Интернет - ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 9 классе. Тема: "Столыпинская аграрная реформа".

Материал поможет при подготовке  и в проведении урока по указанной теме. Учебник:   Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. история России.  М, "Просвещение".2011г....

Аграрная реформа П.А.Столыпина

Урок истории в 11 классе  на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...

Аграрная реформа П.А.Столыпина

Урок истории в 11 классе  на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...

Столыпинская аграрная реформа глазами её участников: реформаторов и крестьян.

Идея проведения аграрной реформы в стране вынашивалась в общественных и правительственных кругах задолго до появления П.А. Столыпина. Крестьянские выступления 1905-1907 гг. лишь ускорили ход реформ. П...

Урок истории по теме: «Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?

Разработка урока по историии в 9-ом классе с элементами дискусии....

Зачет по физкультуре для выпускников 11 аграрного класс средней школыПрактические и теоретические тесты

11 специальный аграрный класс практическое и теоретическое тестирование....

Методическая разработка «Экскурсия в мир аграрных профессий» Номинация: «Лучший управляющий сельской усадьбой»

«Экскурсия в мир аграрных профессий»Номинация: «Лучший управляющий сельской усадьбой»...