Урок истории по теме: «Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Разработка урока по историии в 9-ом классе с элементами дискусии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon agrarnaya_reforma_stolypina.zip38.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?

                                    Цель урока:

Познакомить учащихся с содержанием аграрной реформы, проходившей в России  в один из сложных  периодов её истории – 1900-1916гг.

                                   Задачи урока:

Образовательные: 1)Сформировать знания об аграрной  реформе П.А.Столыпина: причинах, целях, основных направлениях, итогах; о том, как проводилась реформа в России, в Саратовской губернии и какова роль П.А.Столыпина

                               

                                                                             

Развивающие:       1)Продолжать работу по формированию умений работы с историческими документами, понятиями, датами, аргументировано высказывать своё мнение.

                                             

                                       

Воспитательные: 1)Развивать познавательный  интерес к истории России, истории Саратовского края, способствовать формированию патриотизма.

                                           

Учебное оборудование: учебник, рабочие листы по теме «Аграрная реформа П.А.Столыпина»,  фрагмент видеофильма «Столыпинские реформы»

Оформление: информационный стенд «100летие аграрной реформы П.А.Столыпина,

Выставка книг, посвящённая П.А.Столыпину, фото П.А.Столыпина, фото памятника П.А.Столыпину в г. Саратове.

Тип урока: урок формирования знаний с элементами дискуссии.

Оформление доски: тема урока, цитатный ряд:          

                                                                                             «Им нужны великие потрясения,                

                                                                  нам – великая …»

                                                                                                                                             П.А.Столыпин

                                                                                                «Поднять нашу обнищавшую, нашу слабую,        

                                                                                                  нашу истощённую  землю…Земля - это

                                                  залог нашего сытного будущего.

                                                  Земля – это …»

             П.А.Столыпин

 Эпиграф:                                              

                                                                                           Меня вынесла наверх волна событий-

                                                                                                    Вероятно на один миг!

                                                                                                   Я хочу всё же этот миг использовать

                                                                                                   По мере моих сил, пониманий, чувств

                                                                                                  На благо людей и моей Родины,

                                                                                                 Которую люблю, как любили её в старину.

                                                                          Пётр Столыпин  

                         

1.Приветствие. Организационный  момент.

       Здравствуйте, ребята! Садитесь.

На фоне музыки звучит стихотворение В.Крючкова  «Россия»:

Россия, я твоя росинка,

Песчинка малая твоя

Когда метель – то я снежинка

В ручье – я капелька ручья.

Из этих капелек – росинок

Большие реки потекли,

И если б не было песчинок,

Тогда бы не было земли.

2012 год богат юбилейными датами. Давайте вспомним какими? (ответы детей). И одной из дат этого года  будет 150летие со дня рождения П.А.Столыпина- великого реформатора начала 20 века. В этом году исполняется 105лет знаменитой аграрной реформе П.А.Столыпина .

Тема сегодняшнего урока « Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?».Объявление цели и задач урока.

        

Цель нашего урока -  познакомиться с содержанием аграрной реформы, проходившей в России в один из сложных периодов её истории – 1900-1916гг. Задачи, стоящие перед нами:

познакомиться с причинами, целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А.Столыпина, с тем, как проводилась реформа в России, Саратовском крае, какова роль П.А.Столыпина; продолжать учиться работать с историческими документами, понятиями, датами,  аргументировано высказывать своё мнение ;

     Я надеюсь, что интерес к истории России, к истории своего края в вас не погаснет, а будет только разгораться и вы будете расти настоящими патриотами.

          Тема нашего урока очень актуальна. Во-первых мы с вами жители села, а реформы связанные с землёй сельских жителей всегда интересовали вдвойне. Во – вторых в этом году аграрной реформе П.А.Столыпина  исполняется 105лет.В-третьих одним из национальных проектов России является проект развития АПК. И именно в нашей Саратовской области  первым вступил в силу закон о земле.

 

 В ходе урока мы рассмотрим  цели, основные направления реформы, её результаты. И в конце урока вы выскажите своё мнение: на ваш взгляд удалась реформа или нет, нужна ли была данная реформа России.

Повторение изученного материала:

Прежде чем мы будем говорить об аграрной реформе давайте  на немного вернёмся назад, в прошлое: на рабочем листе №1 даны тестовые задания. Правильно выполнив их, вы дополните  высказывания П.А.Столыпина, которые вы видите на доске в цитатном ряду.       Ребята работают.

-Какое слово у вас получилось? (Россия). Верно, это слово Россия.

1)А сейчас давайте вспомним какие изменения произошли в политической системе Российской империи в ходе первой российской революции?(Николай-2 подписал Манифест, в котором «даровал» населению гражданские права, свободы, и Думу, наделённую законодательными полномочиями. То есть в России появилось первое парламентское учреждение –Дума, формируется большое количество политических партий)                                    

2)Что такое политическая партия ?Дайте определение этому понятию.(Политическая партия –это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая перед собой своей целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении.

3)Какие особенности имела многопартийность в России?(Многопартийность в России имела следующие особенности: а) все политические партии в соответствии с их видением будущего России можно разделить на 3 группы: социалистические, либеральные, монархические. б)Значительное число партий, их многообразие даже в рамках одного направления.3)Инициаторами формирования  политических партий всех направлений являлись представители интеллигенции.)

 

Да в России в начале 20 века грядут перемены, видны первые результаты, но и в новом столетии в России оставалось много не решённых проблем и одна из них аграрная.  

       

А в чём вы видите аграрную проблему?( крестьянское малоземелье и общинное землепользование)

На рубеже 19-20 вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы .Самой острой из них по прежнему оставалась аграрная. Все политические силы осознавали это и предлагали свои способы её решения .На рабочем листе №2 вам дано задание, в котором нужно привести в соответствие политические партии и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса.

  Работа по рабочему листу №2(проверка выполнения задания)

Все эти проекты будут отвергнуты правительством. Но растущее недовольство крестьян,   их  участие в начавшейся в1905г. революции требовали от правительства решительных действий.  9 ноября 1906 года издаётся  указ «о дополнении некоторых постановлений действующего закона ,касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Начинается  аграрная реформа П.А.Столыпина.

 

      .Кто же он – П.А.Столыпин? Сообщение  и презентацию о данной исторической личности нам подготовила  ваша одноклассница.

     Изучение нового материала                

                    Сообщение и презентация ученицы о П.А.Столыпине.

Разрабатывая реформу, П.А.Столыпин ставил перед ней определённые цели.

На рабочем листе №3 даны высказывания П.А.Столыпина. Проанализируйте их  и на основании этих высказываний сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.(«успокоение» страны ,отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей  земли; создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян; обеспечить подъём с\х, продолжение модернизации России)

                            Работа по рабочему листу №3

Обращение учителя к схеме на доске. Объяснение материала по данной схеме.

24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа. Она состояла из двух частей.

        В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там  военно - полевых судов.

        Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва 2ой думы начать аграрную реформу.

Цели проведения реформы вы выяснили. А сейчас рассмотрим основные мероприятия реформы.

Основные мероприятия аграрной реформы          П.А.Столыпина:

1.Создание новых форм землевладения и землепользования

Указом от9 ноября 1906г. правительство создало условия для разрушения крестьянской общины

 а)Разрушение общины                                        б) Создание хуторов и отрубов

Крестьяне – частные собственники           (это не знакомые нам понятия, их значение  

своего надела.                                                        вы найдёте на с68 учебника Прочитайте их

                    В чём вы видите                    

         отличие между хутором и отрубом?(отруб-                     участок земли ,выделенный крестьянину с

                                                                        сохранением его двора в деревне.

                                                                        Хутор-участок земли, выделенный крестьянину

            при выходе из общины с переселением из

                                   деревни на свой участок.)

А)   Я предлагаю вам обратиться к рабочему листу №4 и поработать с документами: из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования, 9 ноября 1906год.»,отрывок из речи П.А.Столыпина перед депутатами Государственной  думы, март 1907год. Прочитайте данные документы и ответьте на вопросы:

1)Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает П.А. Столыпин?(Община изжила себя, крестьяне на некоторых территориях России насильственно прикреплены к общине, т.е идёт насильственное закрепощение личности, а оно не совместимо с понятием о свободе человека.)

2)Какова процедура выделения из общины?9а)Крестьянин подаёт через сельского старосту обществу требования о выделении ему в частную собственность части земли. б)Общество обязано в месячный срок голосованием указать участок, переходящий в собственность. Если общество такого приговора не поставит, то участок указывает на месте земский начальник. Крестьянин начинает вести индивидуальное хозяйство.

  Указ от 9 ноября 1906года имел политический, экономический  и социальный смысл.

 Политический: Общинное единение крестьян способствовало и их революционному единению. А крестьян ,рассредоточенных по хуторам и занятых своим хозяйством, будет очень трудно поднимать на бунт

Социальный: создать слой частных собственников в лице зажиточных крестьян

Основная цель указа – отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.

Экономический :модернизация деревни

Всего за 1906-1914гг. из общины вышло около 2,5,млн. домохозяев. Это ¼ часть всех крестьянских дворов. Правительству не удалось добиться своей цели  и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев.

 2.Государственная помощь крестьянским хозяйствам.

3.Переселение крестьян.

4.Развитие крестьянской кооперации.

2Помощь оказывалась через кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк давал земли в кредит. При этом кредит для единоличника был вдвое ниже чем общине. В итоге ,если до 1906года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами. П.А.Столыпин старался реализовать помощь  и в натуральном виде: в виде семян, скота, инвентаря.

3Переселение крестьян. Одним из важных моментов стала политика переселения крестьян. Основные районы переселения: Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток, Северный Кавказ. Правительство тем самым хотело ослабить земельный голод во внутренних районах России, а главное отправить миллионы безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений. Всячески поощрялось заселение данных регионов: кредиты, освобождение от налогов, бесплатный проезд, специальные по конструкции «столыпинские вагоны», позволяющие вести с собой скот и имущество.

Переселенцы получали в собственность участок земли(15га на главу семейства, 45га на остальных членов семьи), денежное пособие в 200 рублей. Мужчины освобождались от воинской повинности.С1906 по 1914гг в Сибирь переселились 3млн.40тыс.человек,возвратилось назад 17%.Итоги переселенческой политики были следующие: осуществлён огромный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири; население Сибири увеличилось на 153%, на 80% в Сибири увеличены посевные площади. По темпам развития животноводства Сибирь обгоняла европейскую часть.

4Развитие крестьянской кооперация? Крестьяне объединялись в кооперативы для совместного сбыта и переработки с/х  продукции. На стр.51 посмотрите, что означает термин кооператив?

На январь 1917года в стране 63000 кооперативов. Сельская кооперация обслуживала 82,5% сельского населения.

           

                Как же  «пошла» реформа П.А.Столыпина по стране?

В европейской России попытки выделиться в хутора и отруба обычно вызывали сопротивление средняцкой части деревни , многие крестьяне не смогли освободиться от общины.                                                                                                                                                                  

 

 В Сибири же община была намного слабее и крестьяне охотно шли на отделение.

В Саратовском крае с 1907 по1914гг. о выходе из общины заявило 40% домохозяев, однако выделиться смогли 27,9%.Наибольший размах реформа приобрела в Камышинском уезде, там из общины вышло 49,7% домохозяев. Причины : дворянское земледелие имело ограниченный характер, 45%населения бывшие немецкие колонисты

(поселяне-собственники).

Переселение из Саратовской губернии в другие регионы не получило достаточного распространения из-за незаинтересованности местной администрации. Она находила достаточным количество земли для крестьян внутри губернии. Всего из губернии выехало 13

тыс. человек, обратно вернулось почти 32%.

.А сейчас давайте послушаем небольшую информацию о том ,как проходила аграрная реформа в Николаевском уезде, к которому В данный период времени  относилось наше село.

Опережающее задание (информация о том как пошла аграрная реформа в Николаевском уезде с использованием  таблиц)

Какой вывод можно сделать по вышесказанной информации?(Реформа по стране «пошла» неравномерно. Где условия для проведения реформы были благоприятнее, реформа «пошла» быстрыми темпами, в других районах наоборот).

          А сейчас, после полученной информации, я предлагаю вам  просмотреть и проанализировать результаты аграрной реформы П.А.Столыпина, отметить + и – реформы, а дома занесите полученные результаты в таблицу.(форма таблицы на рабочем листе№5) Информация дана на стр.49-50 вашего учебника. (работа с текстом учебника) в работе используйте данные рабочего листа №6

           

            Какие же результаты  - положительные или отрицательные у вас получились?(результаты двоякие: много плюсов, но не мало и минусов).

       

 Верно, только отрицательно или только положительно оценить реформу  П.А.Столыпина нельзя. Реформа носила половинчатый характер.

    Итак, мы познакомились с содержанием аграрной реформы, определили её цели, выяснили в каких регионах и какими темпами «шла» реформа,  познакомились с результатами реформы. А сейчас давайте вернёмся к теме нашего урока, к её названию: «Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?»

 Я думаю каждый из вас определился, выбрал определённую позицию: «за» или «против» аграрной реформы; нужна ли была данная реформа или нет, удалась или не удалась реформа на ваш взгляд. И сейчас хочется выслушать сторонников и противников реформы. Пожалуйста. (дети дискутируют)

     Деятельность Столыпина не поддаётся однозначной оценке. Кажется ни о ком из деятелей царского режима не высказывается столько противоречивых мнений, как о П.А.Столыпине и о его реформе. Да, реформа Столыпина не завершённая, половинчатая, но у него и не было тех 20 лет внутреннего и внешнего покоя России, которых он просил для осуществления своей реформы.

Судьбой Столыпину было отпущено не так уж много времени. В его планы реформирования входил ряд реформ в области образования, судопроизводства, местного самоуправления. Но жизнь великого реформатора оборвалась, не дав претворить в жизнь задуманное. «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать» - слова, сказанные Петром Аркадьевичем не задолго до смерти.

Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. «люблю Россию», «верю в неё».Эти слова казалось вышли не из уст, а из сердца Петра Аркадьевича. Человека,  преданного своей Отчизне, своему народу, своему делу называют патриотом. Именно патриотом был герой нашего урока..

      Столетие разделяет нас от столыпинских реформ. Но и сегодня, 105 лет спустя на повестке дня стоят вопросы, поднятые Петром Столыпиным. И видимо пока не будут найдены ответы на них, России не удастся продвинуться в решении с\х проблем.

      Несколько лет назад назад Россия впервые услышала слова «национальные проекты».Все четыре проекта успешно стартуют в России и в Саратовской области, но особенно значим для нас , сельчан  проект развития агропромышленного комплекса. Реализация его должна поднять Российское сельское хозяйство, вывести сельхозпроизводство на качественно новый уровень. Задача сегодняшней власти – не допустить ошибок при реформировании, а это практически не возможно без учёта нашего национального опыта аграрных преобразований и прежде всего без реформ П.А.Столыпина.

Под тихую музыку звучит окончание стихотворения  В.Крючкова, начатого в начале урока

                           Мы возвратили герб старинный

                            Россия, в нём твои черты

                            И красный – столько красоты

                            В нём белизна твоих буранов

                            И синева твоих озёр,

                            Твои надежды, муки, раны

                            И вечный огневой задор.

                            Россия –тройка, песня, птица,

                            Страна с особенной судьбой

                            Должна Россия возродиться

                            И возродимся мы с тобой!

Наш урок подходит к своему завершению. Я благодарю вас за работу. Мне очень приятно было сотрудничать с вами. К окончанию урока вы пришли со следующими результатами.

Объявление результатов. Оценки за таблицу вы узнаете на следующем уроке.

Задание на дом: параграф№6,подготовить ответы на вопросы после параграфа,  знать определение терминов, по плану охарактеризовать личность П.А.Столыпина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»

Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...

Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».

Урок истории в 9-й класс.  Относится к первому разделу  «Россия на рубеже  XIX –XXвв.  Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...

План-конспект урока по истории России Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: Аграрная реформа П.А. СтолыпинаКласс: 8  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый уч...

методические материалы по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Данное задание может быть использовано для контроля знаний обучающихся по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина" в 9, 11 классе и на факультативных занятиях....

Презентация к учебному занятию по истории по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина

Презентация к учебному занятию по истории по теме " Аграрная реформа П.А. Столыпина...

Презентация к уроку истории по теме: "Экономические реформы П.А.Столыпина

Экономическая реформа Столыпина, политика переселения, отруб, хутор...

Технологическая карта урока по теме: «Аграрная реформа П.А.Столыпина»

Урок истории в 9 класе по теме" Аграрная реформа П.А.Столыпина". Технология проблемного обучения....