Разработка урока по географии в 6 классе по теме: "Атмосферное давление"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок по теме: "Атмосферное давление". Сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения; научить высчитывать атмосферное давление с изменением высоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atmosfernoe_davlenie.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 6 классе по теме:
«Атмосферное давление»
Цель урока:
- сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения;
- научиться высчитывать атмосферное давление с изменением высоты.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- учебник географии для 6 класса под ред. Домогацких Е.М.;
- Алексеевского Н.И.;
- физическая карта полушарий;
- атласы;
- компьютерная презентация «Атмосферное давление».
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний учащихся: устный опрос – 10 мин
Карточки: тестирование по теме «температура воздуха»
- По какому закону меняется температура с высотой?
- Какая связь существует между температурой воздуха и географической широтой места?
- Как и почему меняется температура в течение суток?
- Что такое амплитуда температур?
- Как рассчитать среднесуточную температуру воздуха?
- Изучение новой темы.
ПЛАН.
- Вес воздуха.
- Атмосферное давление.
- Изменение атмосферного давления.
Вес воздуха
Воздух имеет вес. Конечно, весит он немного – все-таки это не кирпич, - но что-то он весит. Представьте себе кубический метр воздуха. Он весит приблизительно 1 кг 300г.
Давайте убедимся в том, что воздух имеет вес. Проделаем с вами такой опыт. Для опыта понадобится линейка или просто деревянная планка. Нужно и важно, чтобы она не гнулась. Еще нужен лист обычной бумаги, используем с вами лист А4. Также используем стол, желательно свободный, и еще понадобится рука, которая впрочем, у каждого при себе имеется. Эксперимент состоит из двух опытов.
ПЕРВЫЙ ОПЫТ: положим линейку на стол так, чтобы один край свешивался со стола. А теперь несильно ударим по этому краю пальцем. Проследим, насколько далеко улетела линейка со стола.
ВТОРОЙ ОПЫТ: положим линейку на стол, как в первом опыте. Прикроем ту часть, которая лежит на столе, листом бумаги. И повторим удар по свободному краю линейки.
Опыт доказал, что воздух оказывает давление на все предметы, находящиеся на Земле. Даже сильный удар по линейке не смог поднять бумагу. На бумагу давит воздух, так как к поверхности стола она плотно прилегает.
Вывод: воздух имеет вес. Кубометр воздуха весит 1.3 кг.
Атмосферное давление
Если воздух имеет вес, то это значит, давит на поверхность, над которой находится. Величина этого давления известна. Составляет она приблизительно 1 кг на каждый 1 см2 поверхности. Если вдуматься, то это немало. Представьте, что на 1 см2 (четыре клетки в тетради) – целый килограмм. Поскольку толщина атмосферы составляет более 1000 км, воздух оказывает значительное давление на земную поверхность: на 1 см2 поверхности Земли он давит с силой 1 кг. Если протянуть вперед руку ладошкой вверх, мы не чувствуем, как давит воздух. А ведь площадь вашей ладошки составляет 150 см2. это значит, что на нее давит столб воздуха весом 150 кг. Представьте себе, что на вытянутой руке вы держите 150 кг. Почти 75 кирпичей или 30 арбузов. Почему мы не ощущаем этого веса?
Да потому, что кровь и другие жидкости, и газы в организме человека сжаты до такого же давления, что и изнутри, уравновешивают внешнее давление.
Что же такое атмосферное давление? Это давление, которое оказывает атмосфера на поверхность Земли.
Вывод: Атмосферное давление – это давление, оказываемое земной атмосферой на единицу площади поверхности. Составляет оно приблизительно 1 кг/см2.
Немного истории:
Более 350 лет назад итальянский ученый Эванджелиста Торричелли проделал опыт. Он взял тонкую стеклянную трубку, запаянную с одной стороны, и заполнил ее ртутью. Ртуть – жидкий металл. Открытый конец этой трубки он опустил в чашку, в которой тоже была ртуть. Ртуть стала выливаться из трубки в чашку, а потом остановилась. Почему это произошло? Потому что на поверхность ртути, которая находилась в чашке, давит атмосферный воздух. А на ртуть в трубке он не давит, поскольку она запаяна сверху. Торричелли сделал верный вывод о том, что вес столбика ртути, оставшейся в трубке, равен весу воздуха, давящего на ртуть в чашке, т.е. атмосферному давлению. Это ртутный барометр. Если поднимать его в гору, то ртуть в трубке будет опускаться, поскольку при подъеме вверх давление снижается. Единица измерения атмосферного давления – миллиметр ртутного столба (мм рт. ст.).
Ртутные барометры, в которых величина атмосферного давления определяется по высоте столбика ртути, является самым точным. Но он очень громоздкий и хрупкий. Позднее был изобретен барометр – анероид, то есть безжидкостный барометр. В его конструкции нет чашки и трубки с ртутью. Он удобен, прочен и надежен.
Сейчас появились электронные барометры разных размеров и точности. Одни из них работают по принципу обычного анероида, другие используют иной принцип, измеряя давление воздуха на чувствительный кристалл.
Изменение атмосферного давления
Давление, как и температура, переменчивая величина. От чего зависит атмосферное давление? Атмосферное давление зависит всего от двух факторов.
Почему уровень ртути в трубке меняется с высотой?
В точке А Торричелли на уровне моря при температуре +240 на параллели 450 высота ртутного барометра составляет 760 мм рт ст. Это давление стали называть нормальным давлением.
В точке В ученый поднялся, и уровень ртути в трубке опустился.
В точке С ртуть начала подниматься по трубке.
В точке Д она сильно опустилась и вылилась в сосуд.
В точке С столб воздуха больше, и он давит на ртуть, и она поднимается, а в точке Д столб воздуха меньше давит на ртуть, и она выливается.
На 100 м подъема давление падает на 10 мм рт.ст.
Вывод: Атмосферное давление зависит от высоты над уровнем моря. Чем выше мы поднимаемся, тем ниже давление.
Вспомните, почему воздушный шар поднимается вверх?
Потому что он наполнен, горячим воздухом. Если мы его не будем нагревать, то воздух внутри шара остынет, и шар опустится вниз.
Теплый воздух легче холодного. То есть вес воздуха зависит от температуры. Чем ниже температура, тем больше вес воздуха. Холодный воздух давит на земную поверхность сильнее, чем теплый.
На экваторе поверхность быстро нагревается, воздух над ней становится легким и поднимается вверх, поэтому давление здесь всегда низкое.
На полюсах всегда высокое – холодный воздух тяжелый и опускается вниз
Вывод: чем больше высота над уровнем моря, тем меньше атмосферное давление, и чем холоднее воздух, тем больше его давление.
4. Закрепление изученного материала.
1.Вопросы к §20.
Задача №1. Высота населенного пункта 2000 м над уровнем моря. Высчитайте атмосферное давление на данной высоте.
На уровне моря атмосферное давление 760 мм рт.ст
На каждые 100 м подъема давление падает на 10 мм рт.ст.
2000:100=20
20х10 мм рт.ст.=200
760мм рт.ст.-200 мм рт.ст.=560 мм рт.ст.
Задача №2. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.
2000:100=20
20х10=200
750-200=550
Задача № 3. Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине -720 мм рт.ст.?
765-720=45 мм рт.ст.
На 100 м – 10 мм рт.ст.
На х м -45 мм рт.ст.
х= 100х45:10=450м
5.Домашнее задание.
5.1.У подножия горы атмосферное давление – 765 мм рт.ст. На какой
высоте атмосферное давление будет 705 мм рт.ст.
5.2.У подножия возвышенности давление 760 мм рт.ст.
5.3.Какова высота возвышенности, если на вершине атмосферное
давление – 748 мм рт.ст. Холм это или гора?
Домашнее задание § 20, стр. 130-134
Р.С.
- Самое высокое атмосферное давление было зафиксировано в Красноярском крае в 1968 году- 812,8 мм рт.ст.
- Самое низкое – на Филиппинах в 1979 году – 6525 мм рт.ст.
- Москва находится на высоте 145 м над уровнем моря. Самое высокое давление достигало 777,8 мм рт.ст. Самое низкое - 708 мм рт.ст.
- Почему человек не чувствует атмосферное давление?
- Ладонь 100 кв.см. На нее давит столб воздуха атмосферы 100кг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Урок объяснения и первичного закрепления нового материала материала по теме "Атмосферное давление" с компьютерной поддержкой из коллекции ЦОР. Урок сопровождает фронтальный и демонстрационны...
Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"
Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"
Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....
Урок физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление"
Урок разработан согласно ФГОС. Материал содержит подробный конспект урока....
Презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление"
Презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление"...
Интерактивный плакат для урока физики в 7 классе по теме: «Атмосферное давление»
Плакат можно использовать на нескольких уроках физики в 7 классе по темам:«Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах&raqu...
Презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление"
Презентация к уроку Атмосферное давление 7 класс....