Географическое положение Саратовской области.Географическое краеведение, 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Тимошенко Алла Анатольевна

Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с административной картой Саратовской области и ее особенностями.Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с административной картой Саратовской области и ее особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Географическое краеведение, 6 класс 

Учитель: Тимошенко Алла Анатольевна

Место работы: МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»

Тема: Географическое положение Саратовской области.

Цели: расширить знания о географическом положении Саратовской области,  оценить особенности географического положения Саратовской области.

Задачи: 

Образовательные - Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с административной картой Саратовской области и ее особенностями.

Развивающие - развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность.

Воспитательные - воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений.

Оборудование: компьютер, презентация, физическая карта Саратовской области, учебники, рабочие тетради.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

II Формулирование темы и цели урока

Фронтальный опрос по прошлой теме:

Что такое краеведение?

Что же такое для каждого человека Родина?

Почему каждый человек хочет больше узнать о своем крае?

Каких ты знаешь русских исследователей, изучавших территорию нашего края?

Тест на знание исследователя и его значимость для Саратовского края

Исследователь

Вклад

А.А.Тилло

Итальянский торговец и путешественник

МаркоПоло

Написал первый учебник по географическому краеведению

Д.С Худяков

Составил первую карту нашего края

М.А. Шабанов

Ведущий телепередачи «Не за тридевять земель»

Ибн Батут

Один из ученых возглавивший научную экспедицию 1768-1774 гг.

В.Н.Татищев

Арабский торговец и путешественник

П.С.Паллас

Историк и географ исследовавший Саратовский край

И.П. Фальк

Один из ученых возглавивший научную экспедицию 1768-1774 гг.

И.И.Лепёхин

Один из ученых возглавивший научную экспедицию 1768-1774 гг.

П.П.Семенов

Описал природу, население, хозяйство Саратовского края в XIX в.

Ребята, чтобы понять и изучать природу своего края, необходимо определить ее «адрес» на карте,т.е. географическое положение:

Чему мы посвятим наш урок? Определим географическое положение: (сл.2)

План:

  • Положение на физической карте страны
  • Положение на административной карте страны
  • Соседние области
  • Координаты крайних точек (относительно экватора и нулевого меридиана)
  • Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Регулятивные УУД:

–умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие (определять общие цели и план работы).

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

ΙΙΙ Совместное открытие знаний.

  • Положение на физической карте страны (сл.3)

Где расположена Саратовская область? (Саратовская область расположена в Европейской части России, на юго-востоке Вост-Европ. (Русской) равнины)

Выполните задание в Р.Т. с2. №2

  • Положение на административной карте страны (сл.4)
  • Образована в 1934 году;
  • В ее состав входила Немецкая автономная республика (сл 4)
  • В настоящее время входит в Приволжский федеральный округ (сл.5)

Каждый фед. округ разделен на области, а обл. разделена на адм. районы.

Россия

Федеральные округа

Области

Районы

Выполните задание в Р.Т. с2. №1: Напиши где ты живешь (обл.,город, админ. Район, село или посёлок)…………………………………………………

Имеет ли Саратовская область прямой выход к морю? (Сл 6)

  • Имеет выход к 5 морям, но не прямой, а через систему каналов: Балтийскому, Белому, Азовскому, Каспийскому, Черному.

Используя административную карту, скажите на сколько административных районов делится наша область? (на 38 )

Определите соседей Саратовской области (используя карту административного деления, сл 7)

На севере- Пензенская, Ульяновская

На северо-востоке- Самарская

На востоке- Оренбургская

На западе- Тамбовская, Воронежская

На юге- Волгоградская

И на юго-востоке- пограничная территория с соседним государством Казахстаном.

  • Координаты крайних точек

Географические координаты крайних точек области составляют 50º и 53º с.ш. и 42º и 51º в.д.

На широте нашей области расположены южные части Польши, Нидерландов, Великобритании, Канады; северные части Чехии, Казахстана, Монголии; центр ФРГ, почти вся Бельгия/показ по настенной физ. карте/.

Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Волга (сл.8)– крупнейшая водная магистраль Европейской части России, по Волге осуществлялась связь сёл района с крупнейшими городами области: Саратовом, Вольском, Балаково. Поэтому большинство крупных сёл  и городов разместились вдоль побережья. Найдите и назовите

 Скажите на каком берегу находится г.Саратов? Как определить берег реки?

(Областной центр- г.Саратов, находится на правом берегу р.Волги.)

На каком берегу находится Ивантеевский район? (Ивантеевский район находится на Левобережье.)

На какие две части делит нашу одласть Волга? (Поэтому нашу область можно разделить на Правобережье и Левобережье.)

Регулятивные УУД:

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Предметные результаты:

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение геогр. объектов.

ΙV. Самостоятельное применение знаний.

Задания по контурной карте/ в рабочей тетраде/: используя карты учебника и атлас

  1. Отметить на контурной карте границу Саратовской области
  2. Подписать соседние области
  3. Отметить крайние точки

Задания по физической карте России:

  1. Какими каналами и водными путями необходимо воспользоваться, чтобы попасть из Саратова в Петербург, Москву, Ростов на Дону, Пермь?

Вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой

V. Итог урока.

VΙ Д/З

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Географическое положение города Кемерово» для 2 класса

урок, формирующий знания о географическом положении г.Кемерово и его символике - гербе. Рабочая программа "Родной Кузбасс! Растем вместе с тобой!...

Урок краеведения: « Географическое положение Челябинской области», 6 класс.

Тема урока: « Географическое положение Челябинской области».Программа по краеведению 6 класс \ под ред. Кузнецова В.М. – Челябинск: Абрис, 2008Тип занятия: урок - изучение нового материала.Вид з...

Практическая работа "Географическое положение Саратовской области"

Практическая работа по географическому краеведению Саратовской области...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...

конспект урока по теме "Географическое положение. История открытия Антарктиды" 7 класс

конспект урока по теме "Географическое положение. История открытия Антарктиды" 7 класс...

Задания для контурной карты Географическое положение России с. 1 8 класс

Задания для контурной карты Географическое положение России с. 1 8 класс...

Работа с картой по теме "Географическое положение и рельеф Евразии", 7 класс

В работе представлены несколько заданий по вариантам, связанные с работой по карте Евразии, а именно - географическое положение материка и рельеф и тектоническое строение материка....