Урок краеведения: « Географическое положение Челябинской области», 6 класс.
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Мелентьева Татьяна Леонидовна

 

Тема урока: « Географическое положение Челябинской области».

Программа по краеведению 6 класс \ под ред. Кузнецова В.М. – Челябинск: Абрис, 2008

Тип занятия: урок - изучение нового материала.

Вид занятия: урок-исследование.

Средства обучения:

1. Учебник: Челябинская область. Краеведение. Учебное пособие для 6 класса. – Челябинск: Абрис, 2009.

2. Презентации: Географическое положение Челябинской области

3. Экспертный лист (4 экземпляра).

5. Мультимедийный проектор.

6. Контурные карты, атласы по географии Челябинской области. - Челябинск: Абрис.

7. Познай свой край. Атлас Челябинская область. -Челябинск: «Абрис».

Цель: Дать знания учащимся о географическом положении Челябинской области

Задачи урока:

 

  1. Дать знания учащимся о географическом положении Челябинской области, ее границах, соседях;
  2. Развивать умения учащихся составлять картосхему «Географическое положение области», читать карту Челябинской области;
  3. Используя занимательный материал, прививать интерес к изучению родного края.
  4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой край.

 

Методы урока: Частично-поисковый, практическая работа.

Приёмы обучения: работа с презентацией, заполнение таблицы, работа с контурной картой.

Планируемые результаты работы:

Личностные УУД: личностное самоопределение.

Регулятивные УУД: действия обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности; целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; коррекция; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные УУД:общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание; определение основной и второстепенной информации. Универсальные – анализ объектов.

Коммуникативные УУД: планирование учебного процесса с учениками; инициативное сотрудничество в поиске.

Литература:

     1. Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Учебник для основной школы. 6 класс. Челябинск: Абрис, 2008 год.

2. Андреева М. А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. Челябинск: ЮУКИ,2002.

3  Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. -Челябинск: «Абрис»

4. Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области. – Челябинск: «Абрис», 2006

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geoograficheskoe_polozhenie_chelyabinskoy_oblasti.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение.

6 класс.

Тема урока: « Географическое положение Челябинской области».

Программа по краеведению 6 класс \ под ред. Кузнецова В.М. – Челябинск: Абрис, 2008

Тип занятия: урок - изучение нового материала.

Вид занятия: урок-исследование.

Средства обучения:

1. Учебник: Челябинская область. Краеведение. Учебное пособие для 6 класса. – Челябинск: Абрис, 2009.

2. Презентации: Географическое положение Челябинской области

3. Экспертный лист (4 экземпляра).

5. Мультимедийный проектор.

6. Контурные карты, атласы по географии Челябинской области. - Челябинск: Абрис.

7. Познай свой край. Атлас Челябинская область. -Челябинск: «Абрис».

Цель: Дать знания учащимся о географическом положении Челябинской области

Задачи урока: 

  1. Дать знания учащимся о географическом положении Челябинской области, ее границах, соседях;
  2. Развивать умения учащихся составлять картосхему «Географическое положение области», читать карту Челябинской области;
  3. Используя занимательный материал, прививать интерес к изучению родного края.
  4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой край.

Методы урока: Частично-поисковый, практическая работа.

Приёмы обучения: работа с презентацией, заполнение таблицы, работа с контурной картой.

Планируемые результаты работы:

Личностные УУД: личностное самоопределение.

Регулятивные УУД: действия обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности; целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; коррекция; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные УУД:общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание; определение основной и второстепенной информации. Универсальные – анализ объектов.

Коммуникативные УУД: планирование учебного процесса с учениками; инициативное сотрудничество в поиске.

Литература:

     1. Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Учебник для основной школы. 6 класс. Челябинск: Абрис, 2008 год.

2. Андреева М. А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. Челябинск: ЮУКИ,2002.

3  Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. -Челябинск: «Абрис»

4. Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области. – Челябинск: «Абрис», 2006

Содержание урока:

1. Организационный этап

Ведущая деятельность

Учитель

Ученик

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на работу по ходу урока, проверяют готовность своего рабочего

1. Показ слайдов с изображением Челябинской области.

2. Мотивационная беседа.

- Мы  не перестаем удивляться богатству и разнообразию природы.  Широко раскинулись горы,  прорезанные  бурными  реками.  На склонах  и  вершинах  горных  хребтов – обширные  каменные россыпи, скалы, крутые обрывы, смешанные  леса. Всё это Челябинская область. Среди необъятных просторов страны есть местность, где ты родился и живёшь. Это  - твой родной край. Чем лучше знает человек свой край, тем больше он его любит. Наша землячка поэтесса Людмила Татьяничева описала наш край в стихотворении: Живу я в глубине России.  Проживая на территории нашей области, любуясь его природой. Мы должны с вами знать его географический «адрес» на Земле, т. е. другими словами, что мы должны знать?

Слушают и определяют тему урока – Географическое положение Челябинской области

2. Этап усвоения новых знаний.

Ведущая деятельность

Учитель

Ученик

Работа с учебником  

определяем площадь области

 сравнение по площади с другими государствами

протяжённость с севера на юг, с запада на восток, длина границы (работа с атласом Челябинской области, учебником,  записи в тетрадь)

 

определение  крайних точек (работа с атласом, записи в тетрадь)

Существуют еще и природные границы. Так, через территорию области проходит граница между Европой и Азией.

 

Определяем Административный центр области,

Географическим центром –

Пограничные территории (работа с атласом)

На Южном Урале расположена Челябинская область, где мы и живем. Она занимает 88,5

 тысяч кв. км. 

По площади область больше Австрии и Ирландии и превосходит в два раза такие европейские государства, как Дания, Нидерланды и Швейцария.

Общая протяжённость границ области составляет 2750 км. На севере Челябинская область граничит со Свердловской областью – 260 км, на востоке – с Курганской – 410 км, на юге – с Оренбургской – 200 км, на западе – с республикой Башкортостан – 1150 км. Юго-восточная часть границы области с Казахстаном (730 км)

На севере – деревня Подкорытово (Каслинский район);

На юге – поселок Синий Шихан (Брединский район);

На востоке – поселок Крутоярский (Октябрьский район);

На западе – поселок Точильный (Ашинский район).

См. рис. на стр.26,27

является город Челябинск

Работа с учебником

в 3 км на юго – восток от села Нижнеусцелемово в Уйском районе.

Юго-восточная часть границы области с Казахстаном (730 км) является государственной границей Российской Федерации.

3. Применение знаний и умений

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

Организация заполнения таблицы по Оценка ЭГП Челябинской области

Заполнение таблицы.

положительные и отрицательные черты ЭГП области (работа с таблицей). Заполнив таблицу, мы сможем ответить на вопрос: почему в годы войны Урал и наша область имели возможность в спокойной обстановке ковать оружие для фронта

Положительные черты: положение почти в центре Европы, на стыке двух частей света – Европы и Азии, положение между Европейской частью и Сибирью, «Соседское положение» с индустриальным Средним Уралом и такими государствами и районами, как Башкортостан, Казахстан, Западная Сибирь, богатыми топливными ресурсами

Отрицательные черты: незащищённость с северо-востока, востока и юго-востока, на большом удалении от морей и океанов.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос: Располагаясь почти в центре страны, область находится на значительном удалении от внешних границ. В период Великой Отечественной войны Урал и область оставались за пределами радиуса военных действий и имели возможность в спокойной обстановке ковать оружие для фронта.

4. Этап закрепления нового материала.

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

Практическая работа  по составлению картосхемы «Географическое положение Челябинской области»

Задания:

Используя физическую карту Челябинской области в атласе, нанеси границу области на контурную карту.

Подпиши на ней соседей области, крайние точки, административный и географический центры.

Используя рисунок учебника нанеси на к\к границу между Европой и Азией, отметь города Златоуст, Магнитогорск, Верхнеуральск.

Работу выполняй аккуратно, надписи делай простым карандашом!

1. Заполнение контурной карты.

7. Рефлексия

Задает вопросы:

  • Я раньше не знал, а теперь знаю, что…
  • Я раньше не умел, а теперь умею…
  • Мне сегодня на уроке было…
  • Я на уроке…
  • Я после этого урока постараюсь…

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют собственную деятельность на уроке.

5. Инструктаж по выполнению домашнего задания. 

Ведущая деятельность

Составить кроссворд «Географическое положение Челябинской области» - 10 слов, используя текст учебника,  параграф.

 Записывают домашнее задание.

Приложение:

Оценка ЭГП Челябинской области

Положительные черты

Отрицательные черты

 

Положительные черты

Отрицательные черты

1. Положение почти в центре Европы

1. Незащищённость с северо-востока, востока и юго-востока

2. На стыке двух частей света – Европы и Азии

2. На большом удалении от морей и океанов

3. Положение между Европейской частью и Сибирью

 

4. «Соседское положение» с индустриальным Средним Уралом и такими государствами и районами, как Башкортостан, Казахстан, Западная Сибирь, богатыми топливными ресурсами

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии 9 класс по теме "Экономико- географическое положение Липецкой области"

Тема урока по географии "Экономико-географическое положение Липецкой области"...

Географическое положение Саратовской области.Географическое краеведение, 6 класс

Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с администрати...

Презентация 6 класс по краеведению: "Административное устройство Челябинской области и города Троицка"

Презентация по курсу краеведения. Содержит информацию о географическом положении, размерах области, изображение флага, герба области и города Троицка, карту областного административного устройства....

Презентация 6 класс по краеведению: "Административное устройство Челябинской области и города Троицка"

Изучение темы  "Атмосфера" в 6 классе, в презентация помогает изучать различные типы облаков на фоне родного города....

урок-практикум "Географическое положение Африки" - 7 класс в стихах

Урок- практикум, путешествие по теме "Географическое положение Африки" в стихах.В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением Африки в игровой форме - путешествие.Игровая форма позволяе...