Главные вкладки

    Конспект урока "Разнообразие внутренних вод России. Реки"
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Цели урока: создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России Задачи: Образовательные: сформировать представление о разнообразии внутренних вод России, расширить и углубить знания о реках на примере российских рек в ходе формирования понятий «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток» Развивающие: содействовать развитию у обучающихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний; продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации; развивать логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение; Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать научное мировоззрение и познавательный интерес к предмету Оборудование: физическая карта России, раздаточный материал «топографические знаки», атлас, учебник, плакат «составные части реки», компьютер, проектор, атласы, тетради, калькулятор, на доске опорные слова «падение». «уклон», «межень» Тип урока: изучение нового материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Урок34.07 КБ
    Office presentation icon Презентация к уроку1.4 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Разнообразие внутренних вод России. Реки

    Цели урока: создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России

    Задачи:

    Образовательные: сформировать представление о разнообразии внутренних вод России, расширить и углубить знания о реках на примере российских рек в ходе формирования понятий «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток»

    Развивающие: содействовать развитию у обучающихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний; продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации; развивать логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение;

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать научное мировоззрение и познавательный интерес к предмету

    Оборудование: физическая карта России, раздаточный материал «топографические знаки», атлас, учебник, плакат «составные части реки», компьютер, проектор, атласы, тетради, калькулятор, на доске опорные слова «падение». «уклон», «межень»

    Ход урока

    I этап: Организационный момент.

    II этап: Проверка домашнего задания.

    Вопросы классу

    1.В каких климатических поясах расположена Россия?

    2.Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат России и почему?

    3.От чего зависит количество суммарной радиации?

    4.Что такое циклон? Антициклон? Какие типы погод связаны с ним зимой и летом?

    III этап: подготовка к восприятию нового материала, к активной познавательной деятельности.

    Учитель: Ребята, у вас на партах лежит раздаточный материал (прил.1 «топографические знаки»). Посмотрите внимательно и определите, что эти знаки обозначают. Где их можно встретить?

    Ответы: болото, родник, ручей, озеро.

    Учитель: В какую группу их можно объединить?

    Ответы: воды суши или внутренние воды.

    Учитель: Какие знаки вы добавили бы в этот список?

    Ответы: подземные воды, ледники, искусственные водоемы.

    Учитель: отгадайте загадку:

    –  Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.

    Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

    Учитель: Верно, тема сегодняшнего урока «Реки». «Разнообразие внутренних вод России». ( СЛАЙД 1) .С какими компонентами природы связаны внутренние воды? (работа с рис.41 стр.108).

    Ответы: климат, рельеф, почвы, деятельность человека, растительность.

    Учитель: Какие два компонента из перечисленных, на ваш взгляд, самые главные? (климат и рельеф)

    Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами рассмотрим сегодня на примере рек.

    Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока?  Предположите, что нового мы узнаем на уроке? Используйте опорные слова на доске (падение, уклон, межень)

    Ответы: изучить особенности рек России, расширить и углубить знания о реках…

    Учитель дополняет ответы обучающихся.

    В тетрадях записывает дату и тему урока.

    Актуализация знаний обучающихся

    Учитель: Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, вспомните составные части реки (на доску вывешивается плакат со схемой реки).

    Вопросы: Что такое исток реки? Устье? Русло? Речной бассейн?

    IV этап: Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности

    Учитель: рассмотрение внутренних вод начинаем с рек не случайно. Хотя объем воды в реках значительно меньше, чем в озерах. Почему? Каково значение рек для жизни людей?

    Примерные ответы: источники пресной воды, удобные, а порой и единственные пути сообщения, рыболовство…

    Учитель: Посмотрите ребята на карту. Территорию России покрывает относительно густая речная сеть, состоящая из малых и крупных рек – их 2,5 млн. Все реки распределены между бассейнами трех океанов. Каких? (ответы обучающихся: СЛО, ТО, АО). Реки текущие в Каспийское море – это бассейн внутреннего стока.

    Самостоятельная работа по рядам в паре (2 мин). Используя карты атласа и рис.43 учебника выписать в тетрадях реки, относящиеся к бассейнам:

    1 ряд – Атлантического океана

    2 ряд - Северного Ледовитого океана

    3 ряд – Тихого океана и внутреннего стока

    (ответы сопровождаются показом рек на карте )

    Вопросы:

    1.Куда впадает большинство рек? Почему? ( В СЛО, т.к. уклон общий на север)

    2.Почему крупных рек на востоке России не так много как на севере? (на побережье тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов)

    3.Почему направления рек разные? Какой вывод можно сделать?

    Выводы: Что влияет на направление течения рек? (Рельеф)

    Учитель: послушайте отрывки из  двух стихотворений.

    М.Ю.Лермонтов так описывает в своем стихотворении Терек.

    Меж горных стен несется Терек,

    Волнами точит дикий берег,

    Клокочет вкруг огромных скал,

    То здесь, то там дорогу роет.

    Ф.Тютчев про Волгу.

    Лениво дышит полдень мглистый;

    Лениво катится река.

    Вопрос: Чем эти реки отличаются? (по характеру)

    Вопрос: От чего зависит характер реки? (от рельефа)

    Работа с рис. «Равнинная река» и «Горная река» с.110-111 учебника. Сравните их.

    Ответы: равнинные реки отличаются спокойным, плавным течением, широкими долинами, а горные реки имеют бурное течение, узкие порожистые глубокие долины.

    Учитель: Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон. (слайд 2)

    Найдите в учебнике определение падения. (зачитать вслух)

    Чтобы вычислить падение реки, надо определить высоту ее истока и устья по физической карте используя шкалу высот. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 метров.

    Например, определим падение реки Ангары.( Обучающиеся по карте атласа определяют откуда вытекает р.Ангара. (из Байкала) . Оно лежит на высоте 456м.над уровнем моря. Куда впадает р.Ангара? Определите высоту ее устья.(там, где Ангара впадает в Енисей высота 76м.). Находим падение по формуле Н1-Н2; 456м-76м= 380м=38000см.

    Учитель: Величина падения влияет на другую ее важную характеристику – уклон реки. Найдите определение в тексте параграфа.  

    Определим уклон реки Ангары.38000см:1826км= 20,8 см/км (21 см/км)

    Уклоны горных рек большие, например, уклон бурного Терека 5м/км, а поэтому течение быстрое и размывающая сила реки большая. На равнинных реках уклоны незначительны и, следовательно, текут они медленно.

    Для закрепления выполните практическую работу. Используя карты атласа и ( слайд 3  справочные сведения) определите падение и уклон реки. (3 мин)

    1 вариант – р.Лена                    

    2 вариант – р.Обь

    Самопроверка: сравнивают свои ответы с ответами на экране. (Слайд 4)

    Физкультминутка для глаз  (слайд 5)

    Учитель: рассмотрим следующий компонент. На реки влияет климат. Как климат влияет на реки? Самый лучший ответ на этот вопрос дал выдающийся русский географ –климатолог А.И. Воейков. Именно ему принадлежит классическая формулировка: «реки –продукт климата». Расшифруем ее подробнее.

    Самостоятельная работа с текстом учебника с.111-112 ( 2 мин)

    Ответы: От климата зависит: 1) густота речной сети  2) тип питания реки   3) режим реки

    Учитель: большинство рек нашей страны замерзает. Используя рис. 45 на с.113 определите продолжительность ледостава на р.Обь в верховье, в низовье.

    Ответ: ледостав в верховье с декабря по 30.04. в низовье – с ноября по 31.05.

    Учитель: Что такое межень? Из-за чего он возникает?  Что такое паводок? С чем они связаны? Найдите ответ в тексте параграфа (1мин.)   (ответы обучающихся)

    Учитель: Реки России делятся по режиму на 3 группы (типы водного режима). Используя рис.44 на с.112 привести примеры.

    V этап: Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

    Выполнение тестовой работы с взаимопроверкой ( слайд 6) (3 мин.)

    1.В нашей стране преобладают реки:

    А) с весенним половодьем

    Б) с летним половодьем

    В) с паводочным режимом

    2.От климата зависит:

    А) режим реки

    Б) скорость течения

    В) направление течения

    3.Наиболее низкий уровень воды в реке- это:

    А) половодье

    Б) межень

    В) паводок

    4.Превышение истока над устьем это:

    А) уклон реки

    Б) падение реки

    В) годовой сток

    5. Чем больше падение реки, тем:

    А) больше скорость течения реки

    Б) больше годовой сток

    В) больше площадь бассейна

    Ответы: 1а; 2а; 3б; 4Б; 5а

    Критерии оценивания

    «5» - 0 ошибок

    «4» - 1 ошибка

    «3» - 2 ошибки

    «2» - 3 ошибки и более

    Сверка выполненной работы (слайд 7)

     VI этап: Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании (инструктаж) (слайд 8)

    На уроке хорошо работали________________

    Учитель: Итак, ребята, мы завершаем наш урок. Еще раз вернемся к задачам нашего урока. Решили мы их или нет? Чему мы сегодня научились? Что нового узнали?

    Где нам пригодятся эти знания?

    Д/з. §23, на контурной карте отметить реки России

    VII  этап: Рефлексия

     

    Учитель: Каждый из вас уходя из класса должен оценить самостоятельно свою работу на уроке. Для этого у нас есть экран достижений. Прикрепите магнит напротив графы в экране.

    «Экран достижений»

    Понял, могу применить и объяснить

    Понял, могу применить, но объяснить другому не могу

    Понял, но не могу применить

    Приложение 1

                                                               http://www.afanas.ru/mapbase/imgtopo/image434.gif

                                                              http://www.4turista.ru/files/k18.gif


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: Разнообразие внутренних вод России. Реки.

    Слайд 2

    Падение реки - разница абсолютных высот ее истока и устья. Уклон реки - отношение величины ее падения к длине. Дайте определения терминам:

    Слайд 3

    Справочные сведения Длина реки река Лена 4400 км река Обь 3650 км

    Слайд 4

    1 вариант. Река Лена Падение: 930-0=930 м=93000см Уклон: 93000 : 4400= 21,1 см/км 2 вариант. Река Обь Падение: 1000-0=1000м=100000см Уклон: 100000:3650=27,39 см/км

    Слайд 5

    С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмёрке. Каждая траектория отличается от других цветом. Физкультминутка для глаз

    Слайд 6

    1. В нашей стране преобладают реки : А) с весенним половодьем Б) с летним половодьем В) с паводочным режимом 2. От климата зависит: А) режим реки Б) скорость течения В) направление течения 3. Наиболее низкий уровень воды в реке- это: А) половодье Б) межень В) паводок 4. Превышение истока над устьем это: А) уклон реки Б) падение реки В) годовой сток 5. Чем больше падение реки, тем: А) больше скорость течения реки Б) больше годовой сток В) больше площадь бассейна Тест

    Слайд 7

    1. А 2. А 3. Б 4. Б 5. А Ответы:

    Слайд 8

    §23. На контурной карте отметить реки России Домашнее задание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внутренние воды России.Реки

    Внутренние воды России.Падение реки,уклон реки, расход воды, годовой сток,режим реки...

    Внутренние воды России. Реки.

    Конспект урока по теме Внутренние воды России. Реки.  Презентация Общие особенности рек....

    Разнообразие внутренних вод России. реки.

    Без воды нет жизни. Человек не может прожить  без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обва...

    Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

    Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

    Внутренние воды России. Реки.

    Урок знакомит обучающихся с видами вод суши на территории страны, главными речными системами. А также учит самостоятельно определять по картам речные системы, водоразделы....