Разнообразие внутренних вод России. реки.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

 

Без воды нет жизни. Человек не может прожить  без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна  чистая и пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами,  которые находятся на суше- это внутренние воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspek_uroka_po_geografii.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по географии

 «Разнообразие внутренних вод России. Реки».

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Задовская Альбина Аркадьевна

Место работы

МОУ Нармонская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

Должность

учитель

Предмет

география

Класс

8

Тема и номер урока в теме

  «Разнообразие внутренних вод России. Реки». Урок №19

Базовый учебник

И.И.Баринова «География России и природа», Дрофа, 2009 год.

Цель  урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках.

9. Задачи:

- обучающие:

1. сформировать понятия уклон, падение реки;

2. показать влияние климата и рельефа на реки;

3. формировать умение определения уклона и падения реки.

-развивающие:

развитие мышления и предметной речи, владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

расширение кругозора, формирование целостного представления о природе России;

повышение мотивации учащихся;

развитие логического  и творческого мышления учащихся;

-воспитательные:

воспитание любви к Родине,  бережное отношение к природе;

Тип урока- изучение нового материала.

Формы работы учащихся – фронтальная беседа,  практическая работа с картой, атласом, ЦОР.

  12.    Необходимое техническое оборудование : физическая карта России, раздаточный справочный материал «Реки России»,  компьютер, проектор, атласы,  контурные карты, тетради, учебник, презентация Power-point, ЭОР.

Структура и ход  урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель:  Без воды нет жизни. Человек не может прожить  без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна  чистая и пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами,  которые находятся на суше- это внутренние воды.

- Вспомните, ребята, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6-7-х классах? Учащиеся отвечают (Реки, озера, болота, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, снега, пруды, каналы).

Учитель: Как вы догадались,  мы сегодня будем разговаривать о реках. Тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки.  Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны – рек. (Сток рек)

http://fcior.edu.ru/card/22511/vidy-vod-sushi-na-territorii-rossii.html  ( № 1. Реки).

Учащиеся работают с учебником на стр. 78 рис. 40. Взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

Учитель:

- Вспомним части реки. Учитель на доске рисует схему, а учащиеся в тетрадях.

Учитель: - Что такое исток? Покажите истоки рек на схеме, найдите исток Волги на карте.

Учащиеся работают по карте, атласу.

Учитель:- Что такое устье реки?

Учащиеся отвечают, делают запись в тетрадь. (Устье – конец реки, место впадения реки в море, озеро, другую реку)

- Что такое речная система? (Главная река с притоками- речная система). Покажите на карте речную систему Волги.

- Что такое речная долина? Расскажите по схеме о строении речной долины.

- Вспомните, что такое бассейн реки?  (Местность, с которой река получает питание, называется бассейном).

Учитель: Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны.

Работа по карте, атласу:

- Найдите и покажите реки, несущие свои воды в Северный Ледовитый океан (реки бассейна Северного Ледовитого океана текут на север): Онега, Сев.Двина, Печора, Объ с Иртышом, Енисей, Лена, Яна, Индигарка, Колыма. Истоки Лены, Енисея, Оби – в горах поэтому в верховьях течение рек быстрее.  (Учащиеся слушают сообщение  о реках России:  Лене, Енисее, Волге). 

http://fcior.edu.ru/card/22511/vidy-vod-sushi-na-territorii-rossii.html 

- Почему крупнейшие реки России текут на север? (большая территория России имеет уклон на север).

- Найдите и покажите на карте реки бассейна Тихого океана: Амур с Шилкой, Аргунью, Анадырь. Почему крупных рек на востоке России не так уж много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты,  реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов).

- Рельеф влияет на падение и уклон реки.

III. Изучение нового материала.  

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах. (Н = Н1 – Н2), где
Н
1 – абсолютная высота истока
Н
2 – абсолютная высота устья.

– Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

Решение задач на определение падения реки. Учащиеся решают задачи в тетради, один ученик у доски.

Задание № 1

Определить падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
300 – (– 28) = 328 м.

Задание № 2

Определить падение реки Ангары.
Исток – озеро Байкал – 456 м
Устье – река Енисей – 76 м
456 – 76 = 380 м.

– Величина падения влияет на другую важную характеристику:

УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) )(I = Н : L) , где

I – уклон;
H – падение;
L – длина.

Решение задач на определение уклона рек.

Задание № 1

Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

Задание № 2

Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

Учитель: Внутренние воды зависят от многих компонентов природы, являясь частью природного комплекса, и сами оказывают огромное влияние на почвы, растительность, рельеф, климат, жизнь и деятельность человека. Но, главным компонентом, влияющим на воды, является климат и рельеф.

Климат влияет на замерзаемость рек. В условиях длительной холодной зимы на реках длительный ледостав, более мощный лед. В засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и даже могут пересыхать. В России, где зимой выпадает снег, реки имеют весеннее половодье, связанное со снеговым питанием. Реки, текущие в муссонном климат, где зимой снега выпадает мало (вспомните почему? – зимой ветры дуют с суши  и не несут влаги), не разливаются весной, а разливаются летом, когда идут муссонные дожди. Реки России делятся по режиму на три группы:

Реки с весенним половодьем ( реки имеющие смешанное питание. На этих реках весной бывает ожидаемый подъем уровня воды – половодье. (Волга, Объ, Печора).

Реки с летним половодьем. Это реки текущие в муссоном климате, разливающиеся во время сезона муссонных дождей. (Амур и его притоки).

Реки с паводковым режимом. Разливаются после дождей. (Паводок – внезапный непредсказуемый подъем уровня воды).

Зимой на реках России бывает низкий уровень воды – межень, так как остается только один источник питания – грунтовые воды.

На реки влияет и рельеф: на равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях.

В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.
– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении
Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».

Учитель: Практическая работа  «Расположение крупных рек России на карте»

Задание: Определить географическое положение рек России, которые представлены в перечне, и перенесите  на   карту (один учащийся работает  за компьютером, остальные на местах).

http://fcior.edu.ru/card/3753/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-raznoobrazie-vnutrennih-vod-rossii-reki-p1.html ( № 1 ).

Учитель: Реки играли очень важную роль в жизни русского человека. На Руси всегда любили реки. Они были дорогами. На берегах рек люди ставили дома. В реках ловили рыбу. По рекам сплавляли лес во время половодья. Кроме пользы реки могут приносить и бедствия. Половодье может обернуться паводком. Тогда могут возникнуть наводнения.  Наводнения – затопление обширных участков  территории вместе населенными пунктами, промышленными и с/х  предприятиями.

- Ребята, как защититься от наводнения? Учащиеся отвечают, учитель дополняет (самым надежным способом является регулирование стока рек с помощью создания водохранилищ, задерживающих избыток воды в половодье).

IV. Подведение итогов:

- В чем различие паводка от половодья? (Половодье ожидаемый, закономерный подъем уровня  воды в реке, а паводок- внезапный подъем воды)

- Почему Волга разливается весной а Амур летом? (Волга имеет смешанное питание с преобладанием снегового, а Амур – дождевое питание муссонными дождями).

-  Как реки делятся в зависимости от рельефа? ( горные и равнинные).

Контрольный тест « Внутренние воды и водные ресурсы России.ч.2 «(упрощенный вариант). 

http://fcior.edu.ru/card/3065/kontrol-vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-ch-2-uproshennyy-variant.html

V. Домашнее задание: § 12.

Озеро

Горы

исток

Главное русло

приток

устье

море

реки

озера

болота

ледники

Подземные воды

Искусственные водоемы

климат

рельеф

Деятельность человека

почвы

Раститель-ность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Материал для урока в 8 классе. Включает практическую работу по описанию реки....

Конспект урока "Разнообразие внутренних вод России. Реки"

Цели урока: создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России Задачи: Образовательные: сформировать представление о разно...

Урок географии в 8 классе "Разнообразие внутренних вод России. Реки".

РЕКИ РОССИИРека – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.nУстье – место впадения реки в море, озеро, другую реку.Например: река Волга впадает в Каспийское море (смотрите карту...

Разработка урока на тему Разнообразие внутренних вод России. Реки

На данном уроке обучающиеся      изучают особенности рек России. Расширияют и углубляют знания о реках....