Главные вкладки

    Разнообразие внутренних вод России. Реки. 8 класс
    учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему

    Соколова Наталья Александровна

    Урок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_vnutr.vody_.reki_8klass.docx35.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разнообразие внутренних вод России. Реки.

    8 класс

                 

                                                                             

    ЦЕЛИ:

                     Определять состав внутренних вод на территории страны. Определять реки, относящиеся к бассейнам разных океанов, по физической карте. Определять падение, уклон, особенности питания и режима крупных рек России по физической и тематическим картам. Выявлять зависимость между режимом, характером течения крупных рек, рельефом и климатом по тематическим картам с составлением характеристики одной из рек по типовому плану.

    Оборудование: физическая карта России на доске , атласы и контурные карты, учебники, рисунки ( схемы ) , картины, видеофильм

    « Наводнение », листочки. мультимедиа.

    Тип урока: - Изучение нового материала.                          

    Ход урока

                         Деятельность учителя

         Деят-ть

        учащихся

     I. Организационный момент.

    II. Изучение нового материала:

       Антуан де Сент-Экзюпери- фрацузский писатель, поэт, профессиональный летчик сказал:

    Вода… «Нельзя сказать,

    что ты необходима  для жизни: ты – сама жизнь…

    Ты самое большое богатство

    в мире»

    Кто считает, что эти слова верны? Почему? Кто считает наоборот? Почему?

          - Как вы догадались, поговорим мы сегодня о воде, а конкретнее о внутренних водах. И тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки» Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны – рек.


    – Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни.
    Почему?... Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.
    – В хозяйстве человек использует главным образом  

    Какую воду ?...  пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия.

    – Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.
    Какие виды внутренних вод вы знаете? (После устного ответа показать СЛАЙД)
    Какие из них созданы человеком? (Пруды, водохранилища, каналы)

    – Внутренние воды связанны со всеми компонентами природы. (СЛАЙД)
    Как вы считаете? Какие  компоненты, влияющие на воды, являются главными? …рельеф и климат.

    - И, вот как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.
    – Россия страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами километров, площадь бассейна – миллионами квадратных километров.

    -А какая река протекает в нашей местности?...

    ( Медведица…)

    А по Волгоградской области?... (Волга…)

      Многие великие художники изображали в своих картинах Волгу…

    - Однако для хозяйственного использования рек важны не тольно их общее количество и длина, но и их полноводность. Она определяется показателем речного стока.

    ( найдите определение в учебнике § 23 стр.108)

    - русло – углубление,по которому течет река.


     - Вспомните из 6 класса… Что же такое река?...

    Река – естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

     

    - Давайте вспомним какие части есть у реки…

    - На схеме расставить части реки…

    ( ДЕМОНСТРАЦИЯ СХЕМЫ,.

       

    1. – исток
    2. - устье

    3,4 – правые притоки

    5. – левый приток.

      Речная система – река с её притоками.

    - Проверьте …

    – Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области. (СЛАЙД).

    -Опеделить какие реки к какому бассейну относятся…(расставить цифры…)

    1 - Енисей

    2 – Амур

    3 – Волга

    4 – Дон

    5 – Лена

    -Проверьте…

    – Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны.

    Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном – Обь.
    – Почему крупнейшие реки текут север? (Большая территория России имеет уклон к северу)
    – К бассейну Тихого океана относится крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь.
    Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.)
    – К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал.

    -К бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева.
    Итак, что же влияет на направление течения ?...рельеф влияет на направление течения.

    В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные. (СЛАЙД)   

      - Посмотрите на экран и сравните две фотографии и два профиля… ( они разные )

       - На партах у вас зелённые листочки с характерными признаками этих двух рек. Ваша задача работая в паре разложить на парте в две колонки хар-ку одной и второй реки.

          - течение быстрое          - течение медленное

          - большая разница в      - небольшая разница в

     высоте между истоком         высоте между истоком

    и устье                                     и устьем

          - узкая, глубокая            - широкая, неглубокая

           речная долина                 речная долина

          - течёт почти прямо      - извивается

     

      - Так по какой местности может течь первая река? ( горной)

      - А вторая? ( равнинной)

      - Делаем вывод, что реки могут быть: горные и равнинные.

    - приведите пример равнинной реки ( Волга),

       горная ( Терек )

      - Так что же влияет на направление и характер течения рек? 

      ( На направление и характер течения рек влияет рельеф местности.)

     

    – Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
    – Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.

    Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

    ПАДЕНИЕ – ( найдите определение в учебнике § 23 стр.110)

    это разница высот между истоком и устьем в метрах. (СЛАЙД)

    Н = Н1 – Н2, где
    Н
    1 – абсолютная высота истока
    Н
    2 – абсолютная высота устья.

    – Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

    -На какой карте мы можем определить абсолютную высату? …

    ( физической)

    Решение задач на определение падения реки (СЛАЙДЫ)

    Учащиеся используют для орпеделения раздаточный материал «Реки России». 

    № 1

     Определить падение реки Лены.
    Исток –Байкальский хребет – 930 м
    Устье – море Лаптевых – 0 м
    930 – 0 = 930 м

    № 2

    Определить падение реки Ангары.
    Исток – озеро Байкал – 456 м
    Устье – река Енисей – 76 м
    456 – 76 = 380 м.

    – Величина падения влияет на другую важную характеристику:

    УКЛОН ( найдите определение в учебнике § 23 стр.111)

    отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) ( СЛАЙДЫ)

    I = Н : L, где

    I – уклон;
    H – падение;
    L – длина.

    ( длина рек на 16 стр. атласа)

    Решение задач на определение уклона рек. (СЛАЙДЫ)

    № 1

    Определить уклон реки Ангары.
    Падение = 380 м = 38000 см
    Длина реки 1826 км
    Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

    – Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

    – Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)
    В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
    Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

    -Значит не только рельеф но и климат влияет на реки…

    Как климат влияет на реки? …

    «реки-продукт климата» - Александр Иванович Воейков.

    -… климат определяет тип патания рек… Почему?

                                               Типы питания

                 

                  Дождевое          Ледниковое        Подземные воды

               

                            Смешанное                   Снеговое

       ( большинство рек России)

               

    -… от климата зависит режим рек… Почему?..

    Все вы слышали такие слова, как половодье, паводки, межень. А что же это такое? – По рядам найдите ответ в учебнике…

    Схема:                      

                                            Режим реки

     

     

                     

                        Половодье       Паводки        Межень

       Половодье – ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

        Паводки – внезапные кратковременные и нерегулярные подъёмы уровня воды в реках, возникающие в результате обильных дождей.

        Межень – период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

       

    - половодье и паводки могут стать причиной опасного природного явления – наводнения

    ( найдите определение в учебнике § 23 стр.114)

    - ВИДЕОФРАГМЕНТ

         -Вы видите какое это грозное, даже страшное явление и каждый человек должен знать…..

          Правила безопасного поведения

                                  во время наводнения.

    1. Сохранять самообладание, порядок, дисциплину.
    2. При получении информации о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой:
    • пакет с документами и деньгами;
    • аптечку;
    • трёхдневный запас продуктов;
    • постельное бельё и туалетные принадлежности;
    • комплект верхней одежды и обуви.

           3. Если наводнение застало вас внезапно, то необходимо:

    • как можно быстрее занять возвышенное место;
    • быть готовым к эвакуации по воде при помощи различных плавсредств или пешком по неглубоким и с небыстрым течением воды бродом.

    – А теперь поработаем с атласами и контурными картами.

    Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны.

    Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур.

       

       III. Закрепление.

       - Подписали листочки…

    На доске слова ( не по порядку):

        а- исток            г- устье              

        б- горные         д- половодье

        в- межень         е- падение реки

                                  ж- уклон реки

               

    Определение:

    1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

         2- место где река берёт начало.

         3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

         4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

    5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

    6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

         7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

       - Взаимопроверка…

                        Посмотрите на ответ:

                             А у вас такой иль нет?

    Ответ: 1-в,2-а, 3-б, 4-г, 5-ж, 6-д, 7-е.                 

    III. Итог урока.

        Итак, кто изменил свое мнение по поводу высказывания А. де Сент-Экзюпери???...

    -Что больше всего понравилось на этом уроке?...

    -Что было самым ценным из услышенного?...

    -Какие умения и навыки вы приобрели на уроке?...

    Пригодятся ли они вам в повседневной жизни, можно ли их использовать на других уроках?...

      А полученные знания вы закрепите с помощью домашнего задания ( § 23,  практическая работа….). По желанию: подготовить презентацию, буклет, рассказ о реке…

                      Оценки за урок.

    ( Кружки на край стола )

     И в заключение я хочу сказать…

    Есть замечательные слова:

    Пусть на Земле не умирают реки,

    Пусть стороной обходит их беда.

    Пусть чистой остается в них навеки

    Студеная и вкусная вода.

    (Э. Огнецвет)

               БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА УРОК !!!

    Задания учащимся для выполнения практической работы:

    А) Дайте полную характеристику реки по плану:

    1. Название реки;
    2. В какой части страны находится;
    3. К бассейну какого океана принадлежит;
    4. Местоположение и географические координаты истока;
    5. Общее направление течения;
    6. Длина реки;
    7. Крупнейшие левые и правые притоки;
    8. Характер течения реки;
    9. Куда впадает река;
    10. Вид устья и его географические координаты;
    11. Использование реки человеком.

    Дополнительные вопросы:

    1. Объясните зависимость характера течения от рельефа.
    2. Определите источники питания реки.
    3. Каков режим реки и как он зависит от климата?

    Б) Опишите выбранную вами реку, дополните рассказ своим личным отношением к ней. Вспомните отрывки поэтического или художественного текста, которые могли бы украсить ваш рассказ.

    слушают

    отвечают на вопрос.

    отвечают на вопрос.

    отвечают на вопрос.

    отвечают на вопрос работая с учебником

    отвечают на вопрос.

    слушают

    отвечают на вопрос.

    работают с картой

    отвечают на вопрос.

    работа в парах

    отвечают на вопрос.

    работают с картой

    слушают

    работают с картой

    отвечают на вопрос.

    работают с учебником

    смотрят видеофрагмент

    работают с атласом и к/к

    отгадывают загадки

    смотрят фр-т « Волга»

    пишут тест

    слушают


    Определение:

    1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

         2- место где река берёт начало.

         3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

         4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

    5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

    6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

         7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

    Определение:

    1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

         2- место где река берёт начало.

         3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

         4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

    5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

    6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

         7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

    Определение:

    1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

         2- место где река берёт начало.

         3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

         4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

    5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

    6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

         7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

    Определение:

    1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

         2- место где река берёт начало.

         3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

         4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

    5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

    6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

         7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

    Определение:

    1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

         2- место где река берёт начало.

         3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

         4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

    5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

    6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

         7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

    Определение:

    1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

         2- место где река берёт начало.

         3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

         4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

    5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

    6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

         7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разнообразие внутренних вод России. реки.

    Без воды нет жизни. Человек не может прожить  без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обва...

    Презентация. Разнообразие внутренних вод России. Реки.

    Материал для урока в 8 классе. Включает практическую работу по описанию реки....

    Конспект урока "Разнообразие внутренних вод России. Реки"

    Цели урока: создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России Задачи: Образовательные: сформировать представление о разно...

    Урок географии в 8 классе "Разнообразие внутренних вод России. Реки".

    РЕКИ РОССИИРека – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.nУстье – место впадения реки в море, озеро, другую реку.Например: река Волга впадает в Каспийское море (смотрите карту...

    Разработка урока на тему Разнообразие внутренних вод России. Реки

    На данном уроке обучающиеся      изучают особенности рек России. Расширияют и углубляют знания о реках....