Разнообразие внутренних вод России. Реки. 8 класс
учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему

Соколова Наталья Александровна

Урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vnutr.vody_.reki_8klass.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

8 класс

             

                                                                         

ЦЕЛИ:

                 Определять состав внутренних вод на территории страны. Определять реки, относящиеся к бассейнам разных океанов, по физической карте. Определять падение, уклон, особенности питания и режима крупных рек России по физической и тематическим картам. Выявлять зависимость между режимом, характером течения крупных рек, рельефом и климатом по тематическим картам с составлением характеристики одной из рек по типовому плану.

Оборудование: физическая карта России на доске , атласы и контурные карты, учебники, рисунки ( схемы ) , картины, видеофильм

« Наводнение », листочки. мультимедиа.

Тип урока: - Изучение нового материала.                          

Ход урока

                     Деятельность учителя

     Деят-ть

    учащихся

 I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала:

   Антуан де Сент-Экзюпери- фрацузский писатель, поэт, профессиональный летчик сказал:

Вода… «Нельзя сказать,

что ты необходима  для жизни: ты – сама жизнь…

Ты самое большое богатство

в мире»

Кто считает, что эти слова верны? Почему? Кто считает наоборот? Почему?

      - Как вы догадались, поговорим мы сегодня о воде, а конкретнее о внутренних водах. И тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки» Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны – рек.


– Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни.
Почему?... Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.
– В хозяйстве человек использует главным образом  

Какую воду ?...  пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия.

– Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.
Какие виды внутренних вод вы знаете? (После устного ответа показать СЛАЙД)
Какие из них созданы человеком? (Пруды, водохранилища, каналы)

– Внутренние воды связанны со всеми компонентами природы. (СЛАЙД)
Как вы считаете? Какие  компоненты, влияющие на воды, являются главными? …рельеф и климат.

- И, вот как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.
– Россия страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами километров, площадь бассейна – миллионами квадратных километров.

-А какая река протекает в нашей местности?...

( Медведица…)

А по Волгоградской области?... (Волга…)

  Многие великие художники изображали в своих картинах Волгу…

- Однако для хозяйственного использования рек важны не тольно их общее количество и длина, но и их полноводность. Она определяется показателем речного стока.

( найдите определение в учебнике § 23 стр.108)

- русло – углубление,по которому течет река.


 - Вспомните из 6 класса… Что же такое река?...

Река – естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

 

- Давайте вспомним какие части есть у реки…

- На схеме расставить части реки…

( ДЕМОНСТРАЦИЯ СХЕМЫ,.

   

  1. – исток
  2. - устье

3,4 – правые притоки

5. – левый приток.

  Речная система – река с её притоками.

- Проверьте …

– Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области. (СЛАЙД).

-Опеделить какие реки к какому бассейну относятся…(расставить цифры…)

1 - Енисей

2 – Амур

3 – Волга

4 – Дон

5 – Лена

-Проверьте…

– Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны.

Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном – Обь.
– Почему крупнейшие реки текут север? (Большая территория России имеет уклон к северу)
– К бассейну Тихого океана относится крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь.
Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.)
– К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал.

-К бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева.
Итак, что же влияет на направление течения ?...рельеф влияет на направление течения.

В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные. (СЛАЙД)   

  - Посмотрите на экран и сравните две фотографии и два профиля… ( они разные )

   - На партах у вас зелённые листочки с характерными признаками этих двух рек. Ваша задача работая в паре разложить на парте в две колонки хар-ку одной и второй реки.

      - течение быстрое          - течение медленное

      - большая разница в      - небольшая разница в

 высоте между истоком         высоте между истоком

и устье                                     и устьем

      - узкая, глубокая            - широкая, неглубокая

       речная долина                 речная долина

      - течёт почти прямо      - извивается

 

  - Так по какой местности может течь первая река? ( горной)

  - А вторая? ( равнинной)

  - Делаем вывод, что реки могут быть: горные и равнинные.

- приведите пример равнинной реки ( Волга),

   горная ( Терек )

  - Так что же влияет на направление и характер течения рек? 

  ( На направление и характер течения рек влияет рельеф местности.)

 

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.

Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

ПАДЕНИЕ – ( найдите определение в учебнике § 23 стр.110)

это разница высот между истоком и устьем в метрах. (СЛАЙД)

Н = Н1 – Н2, где
Н
1 – абсолютная высота истока
Н
2 – абсолютная высота устья.

– Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

-На какой карте мы можем определить абсолютную высату? …

( физической)

Решение задач на определение падения реки (СЛАЙДЫ)

Учащиеся используют для орпеделения раздаточный материал «Реки России». 

№ 1

 Определить падение реки Лены.
Исток –Байкальский хребет – 930 м
Устье – море Лаптевых – 0 м
930 – 0 = 930 м

№ 2

Определить падение реки Ангары.
Исток – озеро Байкал – 456 м
Устье – река Енисей – 76 м
456 – 76 = 380 м.

– Величина падения влияет на другую важную характеристику:

УКЛОН ( найдите определение в учебнике § 23 стр.111)

отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) ( СЛАЙДЫ)

I = Н : L, где

I – уклон;
H – падение;
L – длина.

( длина рек на 16 стр. атласа)

Решение задач на определение уклона рек. (СЛАЙДЫ)

№ 1

Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

– Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)
В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

-Значит не только рельеф но и климат влияет на реки…

Как климат влияет на реки? …

«реки-продукт климата» - Александр Иванович Воейков.

-… климат определяет тип патания рек… Почему?

                                           Типы питания

             

              Дождевое          Ледниковое        Подземные воды

           

                        Смешанное                   Снеговое

   ( большинство рек России)

           

-… от климата зависит режим рек… Почему?..

Все вы слышали такие слова, как половодье, паводки, межень. А что же это такое? – По рядам найдите ответ в учебнике…

Схема:                      

                                        Режим реки

 

 

                 

                    Половодье       Паводки        Межень

   Половодье – ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

    Паводки – внезапные кратковременные и нерегулярные подъёмы уровня воды в реках, возникающие в результате обильных дождей.

    Межень – период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

   

- половодье и паводки могут стать причиной опасного природного явления – наводнения

( найдите определение в учебнике § 23 стр.114)

- ВИДЕОФРАГМЕНТ

     -Вы видите какое это грозное, даже страшное явление и каждый человек должен знать…..

      Правила безопасного поведения

                              во время наводнения.

  1. Сохранять самообладание, порядок, дисциплину.
  2. При получении информации о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой:
  • пакет с документами и деньгами;
  • аптечку;
  • трёхдневный запас продуктов;
  • постельное бельё и туалетные принадлежности;
  • комплект верхней одежды и обуви.

       3. Если наводнение застало вас внезапно, то необходимо:

  • как можно быстрее занять возвышенное место;
  • быть готовым к эвакуации по воде при помощи различных плавсредств или пешком по неглубоким и с небыстрым течением воды бродом.

– А теперь поработаем с атласами и контурными картами.

Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны.

Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур.

   

   III. Закрепление.

   - Подписали листочки…

На доске слова ( не по порядку):

    а- исток            г- устье              

    б- горные         д- половодье

    в- межень         е- падение реки

                              ж- уклон реки

           

Определение:

1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

     2- место где река берёт начало.

     3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

     4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

     7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

   - Взаимопроверка…

                    Посмотрите на ответ:

                         А у вас такой иль нет?

Ответ: 1-в,2-а, 3-б, 4-г, 5-ж, 6-д, 7-е.                 

III. Итог урока.

    Итак, кто изменил свое мнение по поводу высказывания А. де Сент-Экзюпери???...

-Что больше всего понравилось на этом уроке?...

-Что было самым ценным из услышенного?...

-Какие умения и навыки вы приобрели на уроке?...

Пригодятся ли они вам в повседневной жизни, можно ли их использовать на других уроках?...

  А полученные знания вы закрепите с помощью домашнего задания ( § 23,  практическая работа….). По желанию: подготовить презентацию, буклет, рассказ о реке…

                  Оценки за урок.

( Кружки на край стола )

 И в заключение я хочу сказать…

Есть замечательные слова:

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

(Э. Огнецвет)

           БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА УРОК !!!

Задания учащимся для выполнения практической работы:

А) Дайте полную характеристику реки по плану:

  1. Название реки;
  2. В какой части страны находится;
  3. К бассейну какого океана принадлежит;
  4. Местоположение и географические координаты истока;
  5. Общее направление течения;
  6. Длина реки;
  7. Крупнейшие левые и правые притоки;
  8. Характер течения реки;
  9. Куда впадает река;
  10. Вид устья и его географические координаты;
  11. Использование реки человеком.

Дополнительные вопросы:

  1. Объясните зависимость характера течения от рельефа.
  2. Определите источники питания реки.
  3. Каков режим реки и как он зависит от климата?

Б) Опишите выбранную вами реку, дополните рассказ своим личным отношением к ней. Вспомните отрывки поэтического или художественного текста, которые могли бы украсить ваш рассказ.

слушают

отвечают на вопрос.

отвечают на вопрос.

отвечают на вопрос.

отвечают на вопрос работая с учебником

отвечают на вопрос.

слушают

отвечают на вопрос.

работают с картой

отвечают на вопрос.

работа в парах

отвечают на вопрос.

работают с картой

слушают

работают с картой

отвечают на вопрос.

работают с учебником

смотрят видеофрагмент

работают с атласом и к/к

отгадывают загадки

смотрят фр-т « Волга»

пишут тест

слушают


Определение:

1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

     2- место где река берёт начало.

     3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

     4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

     7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

Определение:

1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

     2- место где река берёт начало.

     3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

     4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

     7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

Определение:

1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

     2- место где река берёт начало.

     3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

     4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

     7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

Определение:

1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

     2- место где река берёт начало.

     3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

     4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

     7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

Определение:

1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

     2- место где река берёт начало.

     3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

     4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

     7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

Определение:

1- период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами.

     2- место где река берёт начало.

     3- быстрые реки, долины узкие, глубокие.

     4 - место это-финал, где река впадает в море или океан;

5- отношение падения реки (в см) к ее длине (в км).  

6- ежегодный продолжительный подъём уровня реки, возникающее в результате таяния снега.

     7- это разница высот между истоком и устьем в метрах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие внутренних вод России. реки.

Без воды нет жизни. Человек не может прожить  без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обва...

Презентация. Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Материал для урока в 8 классе. Включает практическую работу по описанию реки....

Конспект урока "Разнообразие внутренних вод России. Реки"

Цели урока: создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России Задачи: Образовательные: сформировать представление о разно...

Урок географии в 8 классе "Разнообразие внутренних вод России. Реки".

РЕКИ РОССИИРека – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.nУстье – место впадения реки в море, озеро, другую реку.Например: река Волга впадает в Каспийское море (смотрите карту...

Разработка урока на тему Разнообразие внутренних вод России. Реки

На данном уроке обучающиеся      изучают особенности рек России. Расширияют и углубляют знания о реках....