РУП по географии основного образовательного уровня
рабочая программа по географии на тему

Потемкина Ольга Алексеевна

Рабочая учебная программа по географии  является локальным документом УКП «Верхний Чов» ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования». Рабочая программа является документом, обязательным для исполнения всеми учителями, преподающими географию  на уровне   основного общего образования. Рабочая учебная программа составлена в соответствии  со следующими документами:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География. (утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы, утверждены приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312, с изменениями (приказ  Минобразования и науки №1994 от 3 июня 2011 г).

и на основании     примерной   «Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6 - 11 классы»,   сост. С.В.Курчина, авторы  программы  Т.П.Герасимова, И.В.Душина,  И.И. Баринова, В.П.Дронов.  М:  Дрофа, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_sootvetstvii_s_fkgos_geografiya_rab.progr_._6-9kl.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН» ГОСУДАРСТВЕННÖЙ РЫТЪЯ (СМЕНАÖН) ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ»

Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Республиканский центр образования»

УКП «Верхний Чов»

Рекомендована    к утверждению                                                              Утверждаю:  Зав УКП

Методическим советом                                                                                           «Верхний Чов»

 Председатель МС______                                                                        _______А.М.Маличкина

 Протокол №1  от  30.08.2013 г.                                                                              30.08.2013     г.

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

ПО  ГЕОГРАФИИ

ОСНОВНОЙ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ  

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4  ГОДА

 Составлена на основе  примерной   «Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6 - 11 классы»,   сост. С.В.Курчина, авторы  программы  Т.П.Герасимова, И.В.Душина,  И.И. Баринова, В.П.Дронов.  М:  Дрофа, 2011.

Составила: учитель географии Потемкина О.А.

Сыктывкар

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по географии  является локальным документом УКП «Верхний Чов» ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования». Рабочая программа является документом, обязательным для исполнения всеми учителями, преподающими географию  на уровне   основного общего образования. Рабочая учебная программа составлена в соответствии  со следующими документами:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География. (утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы, утверждены приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312, с изменениями (приказ  Минобразования и науки №1994 от 3 июня 2011 г).

и на основании     примерной   «Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6 - 11 классы»,   сост. С.В.Курчина, авторы  программы  Т.П.Герасимова, И.В.Душина,  И.И. Баринова, В.П.Дронов.  М:  Дрофа, 2011.

               Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

-  ресоциализацию учащихся,  возвращение осужденного в общество, приобретение им необходимых возможностей и способностей к жизни с соблюдением норм права.

       Программа   разработана   на   основе   базисного   учебного   плана   для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса географии на уровне  основного общего образования выделено 245 часов, в том  числе в VI классе - 35 часов (1 час в неделю), VII - IX классах -  210 часов (по 2 часа в неделю). Учебным  планом  ГВ(с)ОУ «РЦО»  отводится 252 часа. Связано это с большей продолжительностью учебного года при обучении осужденных.     Дополнительные   часы    используются  на   нанационально-региональный компонент на примере географии  Республики Коми:   в 6 классе  при изучении раздела  «Население Земли», в 7 классе в теме «Взаимодействие природы и общества. Геоэкологические проблемы Республики Коми.»,  в 8 классе «Объекты мирового природного наследия в Коми», в 9 классе  на изучение экономической географии Республики Коми, а также на проведение зачётов по основным разделам.

         Рабочая программа обеспечивает изучение географии  по  концентрической системе. Курс географии рассчитан на четырёхлетнее обучение.                

          Выбор учебников для  реализации данной рабочей учебной программы сделан     на основании перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ.  Критерии оценивания устных ответов и письменных работ учащихся составлены на основании методических пособий. Тексты контрольных и практических работ составлены с учётом  выполнения всех требований к уровню подготовки  выпускников. В ходе обучения по данной учебной программе используется следующие формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения: практические работы, контрольные,   зачеты. Ввиду специфики учреждения отсутствуют  практические  работы  по ориентированию на местности.

    В содержание учебной дисциплины включён национально-региональный компонент и как элемент урока и как отдельные темы, федеральный компонент ГОС выделен курсивом.

            

Тематический план

  В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы по годам изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Тематический план представлен в виде таблицы.  

Наименование раздела

Количество часов

В том числе  зачеты

Год обучения – I (6 класс)

Введение. Источники географической информации

2

 

Виды изображений земной поверхности 

8

1

Строение Земли. Земные оболочки

22

1

4

Население Земли

4

итого

36

2

Год обучения – II (7 класс)

Введение. История изучения планеты

4

Главные особенности природы Земли

10

Океаны и материки:

54

1)Океаны

2)Южные материки

1

3)Северные материки

1

4.

Природопользование и геоэкология

4

итого

72

2

Год обучения – III (8 класс)

1.

Введение

3

2.

Особенности природы и природные ресурсы России

36

1

3.

Природные комплексы России

29

1

4.

Человек и природа

4

итого

72

2

Год обучения – IV  (9 класс)

1.

Общая часть курса

28

 

1)  Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение России

2) Население РФ

3) Географические особенности экономики РФ

4) Важнейшие межотраслевые комплексы

1

2.

Региональная часть курса

34

1

1) Районирование России. Западный макрорегион

2) Восточный макрорегион

3.

Роль и место России в  МГРТ. География стран СНГ

6

1

4.

География Республики Коми

4

итого

72

3

Содержание учебного материала

Учебное содержание курса географии  сконцентрировано по блокам: с 6 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.

6 класс

Введение

Источники географической информации. Земля-планета Солнечной системы.

География как наука. География – наука о природе Земли, её населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса географии. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.  Современные географические исследования: формы их организации и методы. Земля как планета Развитие географических знаний о Земле. Земля – планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли.  Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

      Практические работы:

  1. Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями, изменение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу.
  2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород,  по изучению водоёмов (их использование, изменения, охрана).
  3. На контурной карте: нанести маршруты путешествий Ф.Магеллана, Х. Колумба. Подписать названия материков и океанов.

   

Виды изображений земной поверхности

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). Понятие о плане. Условные знаки. Масштабы. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане.  Способы съёмки местности. Общие приёмы работы при глазомерной съёмке местности. Составление простейших планов местности. Особенности изображения населённого пункта. Определение места нахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности.  Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов. Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира. Географические координаты своего населённого пункта и его высота над уровнем моря. Значение планов местности и географических карт. Использование географических карт в практической деятельности.

     Практические работы:

  1. Глазомерная съёмка небольшого участка местности (одним из способов).
  2. Определение объектов местности по плану, а также направлений и расстояний между ними.  
  3. Обучение приёмам: показ объектов на карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.
  4. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе своей местности).
  5. Определение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность.
  6. Характеристика карты своей местности.

Строение Земли. Земные оболочки

Природа Земли и человек.. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний о Земле. Земля – планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли.  Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

     Практические работы:

  1. Обучение  простейшим  приёмам работы с источниками географической информации  (картами, справочниками, словарями и т.д.); составление по ним летописей наиболее важных путешествий в разные исторические эпохи.
  2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек.

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. Внутреннее строение Земли (ядро мантия). Земная кора – внешняя оболочка. Её строение, свойства, современные исследования.    Основные виды движения земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения. Извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые, вогнутые.  Картографическое изображение форм рельефа.  Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые) различие гор по высоте. Изменение гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Значение гор. Равнины суши: их рельеф, различие по высоте. Изменение равнин во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Значение равнин.  Рельеф дна Мирового океана.  Подводная окраина материков, ложе океана, переходные области. Изучение рельефа дна  Мирового океана. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых.    Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.  Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Гидросфера, ее состав и строение. Что такое гидросфера? Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере.  Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот,  его значение в связи всех оболочек  Земли. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объёма при нагревании и охлаждении, вода – растворитель. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Участки суши: материки, острова, полуострова.  Деление Мирового океана на океаны. Моря (окраинные, внутренние), заливы, проливы. Свойства вод мирового океана: солёность, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами,  приливы и отливы, океанские течения). Изучение Мирового океана.

Поверхностные и подземные воды суши:  подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки: элементы речной долины. Речная система, бассейн реки, и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Озёра. Озёрные котловины и их образование. Озёра сточные и бессточные. Озёрные воды (пресные и солёные).  Ледники (горные и покровные) и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.      Искусственные водоёмы: каналы, водохранилища, пруды.  Использование и охрана поверхностных вод. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против её загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, туман и облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Погода, её характеристика, причины её изменений. Взаимосвязи между элементами погоды. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Климат,  его характеристика. Распределение солнечного света и тепла по Земле.  Тропики, полярные круги, пояса освещённости. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность,  преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.  Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Адаптация человека к разным климатическим условиям.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, её плодородие. Растения, животные, почвы своей местности. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой географической оболочки, её границы. Биосфера – часть географической оболочки.  Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды. Почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Природные комплексы своей местности. Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения. 

Практические работы:

  1. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам)
  2. Определение по картам географического положения и высоты гор, равнин.
  3. Изучение рельефа своей местности.
  4. Обозначение на контурной карте объектов рельефа. Составление описания формы рельефа.
  5. Характеристика карты океанов.
  6. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.
  7. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населённого пункта до ближайшего моря
  8. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.
  9. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).
  10. Описание климата своей местности. Описание атмосферы.
  11. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.
  12. Наблюдение за природой: установление сроков начала времён года.
  13. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.


Население Земли

     Численность населения Земли. Человеческие   расы.  Общая численность населения Земли. Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы; равенство рас. Основные типы населённых пунктов.  Городские и сельские.  Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в Сыктывкаре.  Человек как часть природы: его хозяйственная деятельность. Воздействие человека на биосферу.

Практическая работа:

  1. Составление  описания географического комплекса своей местности.

7 класс.

Материки, океаны, народы и страны

Введение

Современный облик планеты Земля. Возрастающая зависимость состояния природы Земли от деятельности человека. Практическое значение географических знаний.   Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении. Современные географические исследования.  Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию.

Главные особенности природы Земли.

 Происхождение материков и впадин океанов. Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Карта строения земной коры, способы её чтения. Сейсмические пояса Земли.

 Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.     Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Климатические пояса Земли.

 Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы.  Схема поверхностных течений в океане. Льды.  Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Практические работы:

  1. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории  тектонических плит)
  2. Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).
  3. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.
  4. Анализ схем круговорота веществ и энергии.

Океаны и материки

Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.

 Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый..  Географическое положение. Краткая история исследования одного из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу океанов.

Население Земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Основные типы населённых пунктов.  Городские и сельские.  Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своём населённом пункте.

География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия.

Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.

       Южные материки. Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата и внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира.

      Африка.  Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка. История исследования.  Особенности  природы.  Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов.  Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды.Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озёра. Значение рек и озёр в жизни населения. Природные зоны. Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного мира зон. Заповедники и национальные парки.  Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

     Народы   и  страны.  Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Западная и Центральная Африка(Нигерия), Восточная Африка (Эфиопия), Южная Африка (ЮАР).

      Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства. Различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов), религия.

      Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности.

      Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

      Австралия и Океания.  Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка. История  открытия.

     Особенности компонентов природы континента (рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, своеобразие органического мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата.  Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране природы.

     Население Австралии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо-австралийцев.

     Австралийский союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии.

     О к е а н и я.  Географическое положение. Из истории открытия и исследования.  Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

      Южная Америка.   Географическое положение, размеры, очертания материка. Влияние океанов на природу материка. История  открытия и исследования материка.

     Особенности природы. Строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов в настоящее время.

     Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды. Характер течения  и режима рек. Амазонка – величайшая река планеты.

    Своеобразие органического мира. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почве природных зон. Высотная поясность в Андах. Степень изменения природы человеком. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности. Заповедники материка. Стихийные природные явления. Проблемы Амазонии.

    Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения. Особенности размещения. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта.

    Деление континента на крупные части: Восточная и Андская область. Крупные страны каждого из регионов. Особенности географического положения (Бразилии, Аргентины, Перу), их природы и природных богатств. Население этих стран, основные виды хозяйственной деятельности.

        Антарктида. Географическое положение. Арктика и Антарктика. Открытие и исследование Антарктиды. Особенности природы: ледниковый покров, подлёдный рельеф, климат, органический мир. Современные исследования Антарктики.

       Северные  материки. Общие особенности географического положения и природы материков (общие черты рельефа, древнее оледенение, общее в климате и  природных зонах).

      Северная Америка.  Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны, их влияние на природу материка. Открытие и исследование Северной Америки.

      Особенности природы.  Строение поверхности континента в связи с историей его формирования, роль оледенения в формировании рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых.

      Факторы формирования климата. Влияние на климат состояния подстилающей поверхности. Климатические пояса и типичные для них погоды.

      Основные речные и озёрные системы. Характер течения и режим рек. Особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах. Заповедники и национальные парки.

      Природные богатства  материка и их использование.  Степень изменения природы человеком.

      Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные народы. Особенности размещения населения. Формирование политической карты.  Краткая характеристика Канады и США.

Евразия.  Географическое положение, размеры, очертания, океаны, омывающие величайший континент  планеты, их влияние на природу материка. Отечественные имена на карте Евразии. Особенности природы.  Рельеф Евразии и его отличие от рельефа других материков. Этапы формирования рельефа.  Основные формы рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки. Климатообразующие факторы и их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Разнообразие климатов, климатические пояса и типичные для них погоды. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.   Внутренние воды. Распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата. Крупнейшие речные и озёрные системы. Современное оледенение, многолетняя мерзлота. Изменение состояния водоёмов под влиянием хозяйственной деятельности.  Проявление на материке широтной зональности и высотной поясности. Природные зоны Евразии в сравнении с природными зонами Северной Америки.  Высотные пояса в Альпах и Гималаях. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности. Современные антропогенные территориальные комплексы. Крупнейшие заповедники.  Народы и страны. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие народы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, её обуславливающие. Этапы формирования политической карты континента. Современная политическая карта Евразии. Крупные регионы Евразии и входящие в их состав страны. Общие черты природы и природных богатств  всего региона и отдельных стран. Главные особенности населения (язык, быт, традиции). Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств  суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической обстановкой. Зарубежная Европа. Страны Северной Европы. Страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия). Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы (Италия). Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии, Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии (Китай, Япония). Страны Южной Азии (Индия). Страны Юго-Восточной Азии (Индонезия).

Практические работы:

  1. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов экспедиций по  акватории одного из океанов (по выбору).
  2. Сравнительная характеристика природы двух океанов  (по выбору).
  3. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка.
  4. Обозначение на контурных картах крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
  5. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата  этого района.
  6. Определение причин разнообразия  природных зон материка.
  7. Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
  8. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.
  9. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения  природных условий и хозяйственной деятельности населения.
  10. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
  11. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.
  12. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана  в различных областях человеческой деятельности.
  13. Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
  14. Составление проекта возможного путешествия по одной из стран Северной Америки. С обоснованием целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.
  15. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение климатов Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.
  16. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени антропогенного изменения.
  17. Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам.
  18. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

Природопользование и геоэкология

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и в настоящем.. Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв. Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью людей. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охране. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

Практические работы:

  1. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

8 класс.

География России. Природа

Введение

Особенности географического положения России. Часовые пояса. Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

        Географическое положение России. Россия на карте мира. Оценка: размеров территории, географического, экономико-географического и геополитического положения России; сухопутных и морских границ. Размеры территории. Сравнение географического положения России с положением других государств. Сухопутные и морские границы.

        Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Практические работы:

1.Обозначение на контурных картах границ и крайних точек Российской Федерации.

2.Решение задач по определению поясного времени.

Особенности природы и природные ресурсы России 

Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

        Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенение. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

        Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере Республики Коми.

 Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.  Климатообразующие факторы на территории страны. Солнечная радиация и радиационный баланс, типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Синоптическая карта, прогноз погоды, их значение. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

        Закономерности определения тепла и влаги (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

        Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

        Климат и человек. влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

        Агроклиматические ресурсы Республики Коми.

 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход воды. Годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

        Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

        Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов. Необходимость мелиорации. Искусственные водоёмы.

        Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), предупреждение их действий.

        Водные ресурсы, внутренние воды Республики Коми. Использование вод и пути сохранения их качества и объёма.

 Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв Почва – особый компонент природы и национальное богатство. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.

        Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе хозяйственного их использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв Республики Коми.

. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биота. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир Республики Коми.

 Особо охраняемые природные территории. Заповедники, заказники на территории России и Республики Коми.

Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы. .        

        

Практические работы:

3.Установление зависимости рельефа от строения земной коры.

4.Определение закономерностей размещения полезных ископаемых России.

5.Выявление по картам закономерностей распределения суммарной и поглощённой

  солнечной радиации, радиационного баланса и особенностей распределения средних  

  температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

6.Оценивание основных климатических показателей территории Республики Коми с позиции характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности её населения (при изучении Республики Коми).

7.Характеристика рек с разным режимом питания.

8.Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия.

Природные комплексы России

        Природные зоны и крупные природные районы. Формирование природных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли. Природные комплексы (природно-территориальные комплексы): их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека.

            Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь, взаимообусловленность её компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах.

        Характеристика арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесов, лесостепей, степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон. Пути рационального использования. Экологические проблемы. Заповедники.

        Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах.

        Природные зоны Республики Коми, их экологические проблемы.

        Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, горы Южной Сибири, Дальний Восток.

    Р у с с к а я (Восточно-Европейская)  р а в н и н а.  Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального природопользования.  Памятники природы.

    С е в е р н ы й  К а в к а з. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые, природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

    У р а л.  Особенности географического положения и влияние его на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.

    З а п а д н о – С и б и р с к а я    р а в н и н а.  Особенности географического положения.  Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные зоны. Природные ресурсы и условия их освоения.

   В о с т о ч н а я  С и б и р ь.   История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств.    Природные уникумы.

   Д а л ь н и й   В о с т о к.  Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Горы Камчатки и Курильских островов – самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озёра. Причины своеобразия природных зон.  Стихийные природные явления. Природно-ресурсный потенциал. Природные уникумы.                        

Практические работы:

9.Сравнительная характеристика природных зон: тайги и степей.

10.Сравнение ПТК тундры и средней тайги (на примере ПТК Республики Коми) – при изучении Республики Коми.

11.Составление картограммы охраняемых территорий Республики Коми.

Человек и природа

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование Географический прогноз. Мониторинг. Геоэкологический потенциал России. Экологическая ситуация в Республике Коми.

9 класс

География России. Население и хозяйство.

Общая часть курса.

Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение России.

Российская федерация. Административно-территориальное устройство. Государственная территория России. Географическое положение и границы России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Практическая работа:

  1. Характеристика экономико-географического положения России.

Население

  Население России. Исторические особенности заселения и освоения территории России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения.       Численность населения России и причины её определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России.  Направления и типы миграции. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Национальный состав населения России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. География религий Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.       Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения. Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.       Трудовые ресурсы. Экономически активное население, его роль в развитии и размещении хозяйства.

Практические работы:

  1. Определение тенденций естественного движения населения.
  2. Определение доли лиц, занятых в различных отраслях производства.
  3. Определение закономерностей размещения населения России.

Географические особенности экономики РФ

Хозяйство России. Географические особенности экономики Российской Федерации. Экономические системы в историческом развитии России: географические особенности традиционной и командной систем. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России: разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Структурные особенности экономики России. Экономический кризис и его географические следствия.  Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.

 Важнейшие  межотраслевые  комплексы.

 Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.

  Машиностроительный комплекс, его значение, отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса.

   Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве,  связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК, Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.  

   Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи нефти, крупнейшие месторождения и проблемы их освоения. География основных районов переработки нефти. Проблемы нефтяной промышленности.

   Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения и проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны.

    Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны страны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих районов страны.

   Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем.

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение этих комплексов. Классификация конструкционных материалов.

     Металлургия: состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Чёрная и цветная металлургия. Технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Металлургические базы. Крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химико-лесной комплекс, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Ведущая роль  химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий, их изменения под влиянием НТР. Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Агропромышленный комплекс.  Место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура. Основные направления использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство. Лёгкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс.  Значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Классификация услуг. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Транспорт. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути. Транспортные узлы. Связь .Сфера обслуживания, её состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе. Жилищно-коммунальное хозяйство. Жильё – одна из главных потребностей человека. Обеспеченность жильём. Рекреационное хозяйство Значение. География. Перспективы развития.

Практические работы:

  1. Структурные особенности экономики России.
  2. Характеристика природно-ресурсного потенциала России.
  3. Определение главных районов трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.
  4. Характеристика одного из угольных бассейнов страны.
  5. Характеристика одной из металлургических баз.
  6. Определение факторов размещения чёрной и цветной металлургии
  7. Характеристика одной из химико-лесных баз.
  8. Определение основных районов размещения растениеводства и животноводства.  

 

Регионы России

Природно-хозяйственное районирование России.   Районирование - важнейший метод географической науки. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная специализация территорий. Географическое разделение труда. Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Федеральные округа. Проблемы районирования России.

 Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

   Западный макрорегион – Европейская Россия.  Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве страны. Особенности истории и географии хозяйства. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселённая часть страны. Проблемы социально-экономического развития.

   Ц е н т р а л ь н а я  Россия. Состав района. Преимущества географического положения – важнейший фактор для развития. Очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части района. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Высокая численность и плотность населения. Современный характер и проблемы расселения. Городские агломерации. Количество и качество трудовых ресурсов. Высокий уровень концентрации науки и обрабатывающей промышленности. Города науки. Высокий уровень развития сферы услуг. Специализация на наукоёмких и трудоёмких отраслях. Машиностроение, чёрная металлургия, химическая и текстильная промышленность. Роль конверсии ВПК в хозяйстве. АПК, роль пригородного сельского хозяйства. Топливно-энергетические и экологические проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные проблемы района.

   Возникновение и развитие Москвы. Москва – столица. Московский столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы. Географические особенности областей Центрального района. Нижний Новгород: географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Старинные промыслы, Современность и проблемы древних русских городов.  Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы.

   С е в е р о – З а п а д н а я  Россия. Состав. Географическое положение на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Район древнего заселения, «Господин Великий Новгород». Роль Санкт – Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Наука. Отрасли ВПК. Специализация на судостроении, станкостроении, приборостроении. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт – Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».

   Е в р о п е й с к и й  С е в е р. Состав. Географическое и геополитическое положение Влияние ГП и природных условий на освоение территории, жизнь людей и специализацию. Различие в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Тимано-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат.. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны. Население, состав, традиции, культура.Отток населения с Севера и его причины. Хозяйство: развитие ТЭК, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия подрайонов. Роль морского транспорта. Северный морской путь. Предпосылки развития туризма. Современные проблемы. Проблемы охраны природы Севера.

   Е в р о п е й с к и й   Ю г – Северный Кавказ. Состав. Географическое и геополитическое положение Природный амфитеатр. Ресурсы района. Население: национальный и религиозный состав. Особенности расселения. Традиции и культура. Хозяйство. АПК: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль в производстве многих видов с/х продукции. Морское рыбное хозяйство. Необходимость интенсификации АПК. Сельскохозяйственное, транспортное, энергетическое машиностроение. ТПК. Цветная металлургия. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Проблемы района.

   П о в о л ж ь е.   Состав. географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье – место исторического взаимоотношения этносов. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Хозяйство: развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика.  АПК – ведущие позиции в производстве многих видов с/х продукции. Мощная пищевая промышленность. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства  Волго – Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.

   У р а л.  Состав и границы Урала при разных видах районирования. Роль пограничного положения Урала в природе и хозяйстве. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы и проблемы их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности Урала. Заселение Урала. Этнический состав. Две меридиональные полосы расселения. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупнейшие города Урала. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная, разнообразное машиностроение и их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Реконструкция уральской промышленности. Развитие сельского хозяйства. Отставание развития социальной сферы. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.  Кыштымская трагедия.

   Восточный  макрорегион – Азиатская Россия.  Географическое положение. Большая площадь территории, малая степень изученности и освоенности. Концентрация населения на юге.  Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Очаговый характер размещения производства, добывающая направленность его. Экстремальные условия организации производства. Основные проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона.

   З а п а д н а я  С и б и р ь. Географическое положение. Оценка природных условий для жизни и быта человека.  Богатство и разнообразие природных ресурсов. Коренные народы. Диспропорция в площади региона и численности населения. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс – основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и её проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства. Хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные проблемы Западной Сибири.

   В о с т о ч н а я  С и б и р ь.  Состав. Географическое положение. Минеральные ресурсы. Население: заселение, национальный состав, размещение. Проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы.  Экономика Восточной Сибири. Великие  сибирские реки: водные ресурсы и условия для строительства ГЭС. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его преодоления. ТЭК – основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа.  Развитие энергоёмких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве района. Перспективы развития горнодобывающей, лесной, химической  промышленности, металлургии, машиностроения. Транссиб – главная транспортная артерия района. БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры. Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Средне-Сибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский район. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.

    Д а л ь н и й  В о с т о к.  состав района. Особенности геополитического положения. ЭГП разных частей района.  Этапы освоения территории: русские землепроходцы в ХУ11 в., установление русско-китайской и русско-японской границ. Диспропорция в площади региона и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специализации района - добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС. Лесозаготовка и целлюлозно – бумажная промышленность. Характер международных связей, исключающий их одновременное использование. Биоресурсы Тихого океана. Рыбоперерабатывающий комплекс.  Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке  региона.  Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. АПК, Дальний Восток в системе Азиатско – Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия. Владивосток – торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.

Практические работы:

  1. Определение особенностей ЭГП и состава территории Центрального района.
  2. Составление схемы производственных связей экономических районов центральной России.
  3. Оценка природно-ресурсного потенциала  Европейского Севера.
  4. Характеристика Самарского промышленного узла.
  5. Определение отраслевой специализации промышленных центров Урала.
  6. Выявление внутренних различий Западной Сибири.

Роль и место России в международном географическом разделении труда. География стран СНГ

Россия в современном мире. Пограничные государства: соседи первого порядка, соседи второго порядка. Изменение границ России в ХХ в. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Современные проблемы российских границ. Общность исторических судеб стран – членов Содружества Независимых Государств Объекты мирового культурного наследия России.. Природа, население, хозяйство государств СНГ: стран Прибалтики,Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана,  Киргизии.  Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Экономические, культурные, транспортные связи России со странами СНГ и Дальнего зарубежья. Проблемы международных взаимоотношений. Роль и место России в МГРТ.

Практическая  работа:

  1. Особенности экономических связей России со странами СНГ и Дальнего Зарубежья.

География Республики Коми

 Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Природно-ресурсный потенциал Республики и его связь с геотектоническим строением территории республики. Административно-территориальное деление РК Отрасли специализации и внешние экономические связи. .Характеристика внутренних различий районов и городов. Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.

Практические  работы:

  1. Геотектоническое строение и полезные ископаемые РК
  2. Национальный состав населения Коми.
  3. География горно-добывающей промышленности  РК
  4. Оценка географического положения  национального парка «Югыд Ва»

Перечень обязательных практических работ.

6 класс.

  1. Глазомерная съёмка небольшого участка местности
  2. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.                                                                  
  3. Составление плана местности методом маршрутной съёмки
  4. Определение направлений по карте, определение географических координат по глобусу и карте.
  5. Изучение свойств горных пород и минералов
  6. Определение по карте географического положения и высоты гор.
  7. Обозначение на контурной карте объектов рельефа.
  8. Характеристика карты океанов.
  9. Определение  по карте расстояния от своего населённого пункта  до ближайшего моря.
  10. Определение географического положения объектов (океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища).
  11. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов.
  12. Описание климата своей местности.
  13. Наблюдение за природой, установление сроков начала времён года.
  14. Работа по плану – найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

7 класс.

  1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.  
  2. Определение направлений передвижения литосферных  плит.
  3. Сравнительное описание основных показателей климата двух климатических поясов.
  4. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных  природных комплексов.
  5. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.
  6.  Сравнительная характеристика природы двух океанов.
  7. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка.
  8. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
  9. Определение причин разнообразия природных зон материка.
  10. Сравнение географического положения Австралии и Африки.
  11. Сравнение рельефа Африки и Южной Америки.
  12. Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.
  13. Описание природы, населения и хозяйственной деятельности одной из стран материка.
  14. Сравнение  климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
  15. Сравнение климата Евразии и Северной Америки.
  16. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной  Америке.
  17. Составление описания одной из стран Зарубежной Европы или Азии по разным источникам

8 класс.

1.Обозначение на контурных картах границ и крайних точек Российской Федерации.

2.Решение задач по определению поясного времени.

3.Установление зависимости рельефа от строения земной коры.

4.Определение закономерностей размещения полезных ископаемых России.

5.Выявление по картам закономерностей распределения суммарной и поглощённой

  солнечной радиации, радиационного баланса и особенностей распределения средних  

  температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

6.Оценивание основных климатических показателей территории Республики Коми с позиции характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности её населения (при изучении Республики Коми).

7.Характеристика рек с разным режимом питания.

8.Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия.

9.Сравнительная характеристика природных зон: тайги и степей.

10.Сравнение ПТК тундры и средней тайги (на примере ПТК Республики Коми) – при изучении Республики Коми.

11.Составление картограммы охраняемых территорий Республики Коми.

9 класс.

1. Характеристика экономико-географического положения России.

2. Определение тенденций естественного движения населения.

3. Определение доли лиц, занятых в различных отраслях производства.

4. Определение закономерностей размещения населения России.

 5. Структурные особенности экономики России.

6. Характеристика природно-ресурсного потенциала России.

7. Определение главных районов трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.

8. Характеристика одного из угольных бассейнов страны.

9. Характеристика одной из металлургических баз.

10. Определение факторов размещения чёрной и цветной металлургии

11. Характеристика одной из химико-лесных баз.

12. Определение основных районов размещения растениеводства и животноводства.  

13. Определение особенностей ЭГП и состава территории Центрального района.

14. Составление схемы производственных связей экономических районов центральной  

       России.

15. Оценка природно-ресурсного потенциала  Европейского Севера.

16. Характеристика Самарского промышленного узла.

17. Определение отраслевой специализации промышленных центров Урала.

18. Выявление внутренних различий Западной Сибири.

 19. Особенности экономических связей России со странами СНГ и Дальнего

 Зарубежья.

Перечень обязательных зачётных  работ.

6 класс.

     Зачёт №1  «Виды изображений поверхности Земли». 

     Зачёт № 2   «Строение Земли. Земные оболочки».

7 класс.

     Зачёт № 1  «Главные особенности природы Земли». 

     Зачёт № 2   «Особенности Южных материков».

     Зачёт № 3   «Особенности   Северных  материков»

8 класс.

     Зачёт №1. «Общая характеристика природы России».

     Зачёт № 2. «Природные комплексы России».

9 класс.

     Зачёт №1.  «География межотраслевых комплексов».

     Зачёт № 2. «Регионы (хозяйственные районы) России».

     Зачёт № 3. «География стран СНГ».

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Критерии оценки знаний и умений по географии.

Оценка устного ответа.

Отметка «5» («отлично»):

- ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса, уровень теоретических знаний значительно выше минимальных образовательных требований федерального компонента государственного стандарта;

- правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

- правильно используются карты и другие источники знаний;

- ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Отметка «4» («хорошо»):

- ответ полный, правильный, уровень теоретических знаний выше минимальных образовательных требований федерального компонента государственного стандарта;

- правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

- правильно используются карты и другие источники знаний;

- есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, допущенные неточности легко исправляются по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3» («удовлетворительно»):

- ответ правильный, демонстрирующий понимание материала в соответствии с минимумом обязательного уровня требований  федерального компонента государственного  стандарта;

- нечёткое определение понятий и закономерностей;

- затруднения вызывает объяснение взаимосвязей;

- материал излагается непоследовательно;

- допускаются ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2» («неудовлетворительно»):

- ответ неправильный, уровень теоретических знаний ниже минимального образовательного уровня требований  федерального компонента  государственного стандарта;

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- грубые ошибки в определении понятий;

- при ответе не используется карта.

Отметка «1» («неудовлетворительно»):

- ответ отсутствует.

Критерии оценки знаний и умений по географии

Оценка выполнения практических работ

Отметка «5» («отлично»):

Уровень выполнения значительно выше минимальных обязательных требований  федерального компонента государственного стандарта; правильный и полный отбор источников знаний. Рациональное их использование в определённой последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике объекта; самостоятельное выполнение и формулировка выводов; актуальное и рациональное оформление результатов работы; отсутствие ошибок как по текущему учебному материалу, так и по предыдущему; не более одного недочёта.

Отметка «4» («хорошо»):

Уровень выполнения выше минимальных обязательных требований  федерального компонента государственного стандарта; правильный и полный отбор источников знаний. Полнота и точность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений; есть небольшие недочёты по оформлению и не существенные по содержанию (до 2-3х).

Отметка «3» («удовлетворительно»):

Уровень выполнения соответствует обязательным  требованиям федерального компонента государственного стандарта; правильное использование основных  источников знаний; допускаются несущественные ошибки (1-2) и недочёты (2-3) по сути раскрываемых вопросов, небрежное оформление.

Отметка «2» («неудовлетворительно»):

Уровень выполнения ниже обязательных требований федерального компонента государственного стандарта; неумение отбирать и использовать основные источники знаний, есть серьёзные ошибки (более 3х) по содержанию и недочёты (более 3х); отсутствие навыков оформления.

Отметка «1» («неудовлетворительно»):

Полное неумение использовать карту и другие источники знаний.

Оценка  тестовых работ учащихся.

 «5» ставится,  если  90 - 100%  от максимального количества баллов

«4» ставится,  если  77-89% баллов  

«3» ставится,  если  60-76% баллов

«2» ставится,  если  менее 60% баллов

Критерии оценки знаний и умений

по  географии (зачёт)

Отметка «5» («отлично»):

- уровень теоретических знаний по данной теме значительно выше минимальных обязательных требований  федерального компонента государственного стандарта;

- соблюдается логика в описании или характеристике географических объектов;

- правильный и полный отбор источника знаний;

- самостоятельно формулируются выводы на основе практической деятельности и теоретических знаний;

- самостоятельно выполнена практическая часть по теме в полном объёме;

- отсутствуют неудовлетворительные оценки за усвоение теоретического материала и выполнения практических работ по теме.

Отметка «4» («хорошо»):

- уровень теоретических знаний по данной теме выше минимальных образовательных требований федерального компонента государственного стандарта;

- полно и точно раскрывается вопрос;

- правильно и точно отбираются источники знаний;

- суждения самостоятельны;

- допускаются небольшие недочёты по содержанию (два-три);

- самостоятельно выполнена практическая часть по теме в полном объёме;

- отсутствуют неудовлетворительные отметки за усвоение теоретического материала и выполнение практических работ.

Отметка «3» («удовлетворительно»):

- уровень теоретических знаний по данной теме соответствует минимальному обязательному уровню требований  федерального компонента государственного стандарта;

- правильно используются основные источники знаний;

- допускаются несущественные ошибки (одна-две) и недочёты (два-три) по сути раскрываемых вопросов;

- практическая часть по теме выполнена в полном объёме.

Отметка «2» («неудовлетворительно»):

- уровень теоретических знаний по данной теме ниже минимального обязательного уровня требований  федерального компонента государственного стандарта;

- отсутствует умение отбирать и использовать основные источники знаний;

- отсутствуют навыки выполнения и оформления практических работ.

Отметка «1» («неудовлетворительно»):

- полное отсутствие теоретических знаний по теме;

- полное неумение использовать географическую карту и другие источники знаний;

- не выполнены практические работы по теме.

Перечень учебников и учебных пособий по географии

(учебно – методический комплект)

Класс

Учебники и учебные пособия (УМК)

6

Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова «География. Начальный курс. 6класс» М.:Дрофа,    2013.

География. 6 класс.: атлас –М.:Дрофа ; издательство ДИК, 2011

География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие/ автор – составитель   А.П.Кузнецов, - М.: Дрофа, 2010

ГВ.И.Сиротин, «Тетрадь для оценки качества знаний по географии 6 кл».- М.: Дрофа, 2010

Р.Х.Хабибуллин «Геогафия 6-7 кл.: Дидактические карточки-задания». – М.: Дрофа, 2009

Е.А.Жижина  «КИМ География 6 класс». – М.: ВАКО, 2011

А.Ю.Кузнецов, Д.Э.Шноль и др. «Тестовые задания для проведения итоговой

   аттестации. Подготовка к ГИА. 6 кл.» - М.: АСТ, 2011

И.А.Крут, Л.И.Елисеева и др. «Уроки географии с использованием информационных    технологий. 6-9 классы.» Методическое пособие с электронным приложением. – М.:    Глобус, 2009  

7

 В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев «География материков и океанов. 7 класс» -    М.:Дрофа, 2012.

 География. 7 класс.: атлас –М.:Дрофа ; издательство ДИК, 2011

Н.А. Никитина «Универсальные поурочные разработки по географии. 7 класс» - М.:   ВАКО, 2009

И.А.Крут, Л.И.Елисеева и др. «Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы.» Методическое пособие с электронным приложением. – М.:    Глобус, 2009  

В.И.Сиротин, «Тетрадь для оценки качества знаний по географии 7 кл».- М.: Дрофа,   2008

М.С.Смирнова «Тесты по географии к учебнику В.А.Коринской и др. 7 класс» - М.:   Издательство «Экзамен», 2011

Е.А.Жижина « КИМ География 7 класс».  – М.: ВАКО, 2011   

8

И.И.Баринова «География России. Природа 8 класс» -   М.:Дрофа, 2012.

География. 8 класс.: атлас –М.:Дрофа ; издательство ДИК, 2011

И.А.Крут, Л.И.Елисеева и др. «Уроки географии с использованием информационных    технологий. 6-9 классы.» Методическое пособие с электронным приложением. – М.:    Глобус, 2009  

Е.А.Жижина  «Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России    8 класс» - М.:  ВАКО, 2009

Т.М.Бнькович, Д.Л.Бенькович «Опорные конспекты в обучении географии России:    8 класс. Книга для учителя (из опыта работы)» - М.: Просвещение, 2007

В.И.Сиротин, «Тетрадь для оценки качества знаний по географии 8 кл».- М.: Дрофа,   2008

И.И. Баринова «Дидактические карточки – задания по географии. 8 класс» -

  М.: Издательство «Экзамен», 2007

 Е.А.Жижина « КИМ География 8 класс».  – М.: ВАКО, 2012

И.Ф. Яценко «Реки, моря, озёра, горы России. Школьный словарик» - М.: ВАКО, 2011

 К.П.Сергеева «За страницами учебника географии: 8-9 кл. Книга для чтения». –

   М.: Просвещение, 2007

В.В.Барабанов «География. Диагностические тесты. 8 класс» - М.: Национальное   образование, 2012 

9

В.П.Дронов, В.Я.Ром «География России. Население и хозяйство. 9 класс» -   М.:Дрофа,    2012.  

 География. 9 класс.: атлас – М.:Дрофа ; издательство ДИК, 2011

Е.А.Жижина «Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России.  9 класс».  – М.: ВАКО, 2012

В.И.Сиротин, «Тетрадь для оценки качества знаний по географии 9 кл».- М.: Дрофа,   2008

 Т.С. Кузнецова «ЕГЭ. География. КИМ. 2009» - М.: Просвещение, 2009

В.В.Баранов, А.П.Кузнецов, И.Б.Шилина «ГИА выпускников 9 классов в новой форме.   География.2011» - М.: «Интеллект-Центр»,2011

Е.А.Жижина « КИМ География 9 класс».  – М.: ВАКО, 2012

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие требования к результатам основной образовательной программы на трех уровнях.

Здесь представлены общие требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу на трех уровнях- личностном, предметном и метапредметном....

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Образовательная программа по географии основного общего образования.

Образовательная программа по географии основного общего образования....

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

"Примерная основная образовательная программа основного общего образования"География

quot;Примерная основная образовательная программа основного общего образования"...

Общая характеристика основной образовательной программы базового уровня предмета "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия"

Рабочая программа по предмету «Математика» для базового уровня преподавания в 10-11 классах составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО к структуре и результатам освоения основных пр...