Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование логических умений учащихся
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему
Учебная задача направлена на формирование логических умений учащихся, как части универсальных учебных действий для достижения метапредметных результатов в обучении. Задача состоит из текста, составленного на материале разных школьных курсов географии и 8 заданий, направленных на обучение: выделения признаков понятий и их сравнение; выявления отношений соподчинения; делению с помощью выделения признаков; сравнению; составлению классификации понятия. Задания 1,2,4,6 – для слабых учеников класса. Учебная задача может выступать как самостоятельное задание для учащихся 8-9 классов на уроке или во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование логических умений учащихся:
Человечество – мозаика рас и народов.
Населением называется совокупность всех людей, живущих на Земле (человечество) или на определенной территории – материке, стране, области, населенном пункте [1, с.158].
Исторически складывались группы людей с общими наследственными физическими признаками – расовыми признаками: цветом кожи, глаз и волос, разрезом глаз и строением век, формой головы, скелета. В конце концов сформировались три основные человеческие расы – европеоидная, негроидная и монголоидная [1, с.156].
Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся устойчивую группу – этнос (от греческого ethnos - народ), который может быть представлен племенем, народностью или нацией [2, с.75].
В России проживает более 100 различных народов. Представители различных народов отличаются друг от друга рядом признаков, особенностей – языком, культурой, нормами поведения, хозяйственной деятельностью, бытом, но самое главное – самосознанием: кем себя ощущает человек (русским, татарином, эвенком и т.д.) [3, с.256]. Северный Кавказ – самый многонациональный район России. В его состав входят семь республик <…>. В двух из них проживают по два титульных народа (давших свои названия республикам) – это Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия; а в Дагестане насчитывается несколько десятков народов (только крупных – численностью более 200 тыс. человек каждый – четыре: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины) [4, с.175].
<…> главная особенность народа – это язык. Поэтому классификация народов чаще всего основана на языковом принципе. По степени родства (т.е. происхождения) языки объединяют в языковые группы, которые входят в состав языковых семей [5, с.45]. Больше всего языков там, где этническое развитие находится на уровне племен или народностей [5, с.46].
Задания:
Для слабых учеников – задания 1,2,4,6.
- Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор. Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение.
население | человечество | раса |
- Определите, какое понятие шире по объему. Объясните, почему.
Земля | материк |
расовые признаки | цвет кожи |
этнос | нация |
Северный Кавказ | Дагестан |
народ | лезгины |
- Назовите более широкое и более узкое по объему понятие. Объясните свой выбор.
языковая группа |
Вариант ответа:
язык | языковая группа | языковая семья |
Задания 2 и 3 направлены на выявление отношений соподчинения (субординации).
- Назовите обобщающее понятие (обучение обобщению):
европеоидная | монголоидная | негроидная |
Ответ: раса.
- Сравните республики – Кабардино-Балкарскую и Карачаево-Черкесскую.
Возможные варианты ответов:
- Оба региона – республики и имеют общую границу;
- Обе республики – субъекты РФ, входят в состав Северо-Кавказского федерального округа;
- Обе республики – пограничные субъекты РФ;
- Карачаево-Черкесская граничит с двумя зарубежными государствами – Абхазией и Грузией, а Кабардино-Балкарская с одним – Грузией;
- В каждой из республик проживают по два титульных народа, давших свои названия республикам;
- Карачаево-Черкесская республика находится севернее Кабардино-Балкарской;
- Обе республики расположены в горах Большого Кавказа, не имеют выхода к морю;
- Вершина Эльбрус объединяет республики, т.к. находится на границе между ними.
- Сравните определения и объясните, какое из них вы считаете верным и почему:
1.Население – это совокупность людей.
2.Население – это совокупность всех людей живущих на Земле.
3.Население – это совокупность всех людей живущих на Земле или на определенной территории.
Задания 5 и 6 направлены на обучение сравнению.
- Назовите народ, не проживающий на территории Дагестана:
аварцы | даргинцы | кумыки | лезгины | адыгейцы |
Ответ: адыгейцы.
Обучение делению с помощью выделения признаков, в данном случае – территориального.
- Сравните два суждения. Объясните, в каком из них нет логической ошибки.
1.Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя Ставропольский край и Республику Дагестан.
2.Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя Ставропольский край и 6 республик, одна из которых - Республика Дагестан.
Обучение составлению классификации понятия.
Использованная литература:
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., «География. Начальный курс. 6 класс». – М.: Дрофа, 2008.
- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 класс, М., Дрофа, 2009.
- «География России. Природа и население. 8 класс» под ред. А.И. Алексеева – М.: Дрофа, 2010.
- «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» под ред. А.И. Алексеева – М.: Дрофа, 2011.
- А.П. Кузнецов, Э.В. Ким «География. Базовый уровень. 10-11 классы» - М.: Дрофа, 2012.
- «География России 8 класс» под ред. А.И. Алексеева – М.: Просвещение, 2011.
- В.П. Максаковский «География. 10 класс» - М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-235661-1415888212.jpg)
Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся по географии в рамках внедрения ФГОС
Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся в рамках внедрения ФГОС. Все предложенные задания на формирования умений логического ...
Учебная задача на формирование логических умений учащихся по курсу географии 6 класс
Задача направлена на формирование у учащихся логических умений....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649247-1436977106.jpg)
Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.
Учебная задача направлена на формирование читательской грамотности как одного из условий достижения метапредметных результатов в обучении учащихся. Задача состоит из текста, составленного на материале...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/15/picture-905193-1489585062.jpg)
Формирование логических умений учащихся 7 класса на уроках географии
Формирование логических умений учащихся 7 класса на уроках географии. На примере темы "Строение земной коры"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/15/picture-905193-1489585062.jpg)
Формирование логических умений учащихся 9 класса на уроках географии
Формирование логических умений учащихся 9 класса на уроках географии. На примере темы "Межотраслевые комплексы"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/15/picture-905193-1489585062.jpg)
Формирование логических умений учащихся 6 класса на уроках географии
Формирование логических умений учащихся 6 класса на уроках географии. На примере темы "Реки"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/12/picture-1281040-1649748778.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Публикация посвящена вопросу формирования универсальных учебных действий у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В...