Использование современных информационных технологий на уроках географии
статья по географии на тему

В настоящее время для того, чтобы подготовить специалистов, отвечающих современным потребностям общества, преподаватели должны не только в совершенстве знать свой предмет, но и владеть новыми информационными технологиями. Сегодня нужны такие методы обучения, которые бы облегчали и ускоряли передачу знаний учащимся, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с учебным материалом, повышали эффективность работы учащегося и педагога.

Преподаватель является ключевой фигурой информационно-образовательной среды, он должен соответствовать современным требованиям, обеспечивая высокий научно-методический уровень проведения учебных занятий. Поэтому подготовка учителя к работе с информационными технологиями - важная задача реформы современного отечественного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23

г. Новочеркасска Ростовской области

Использование
современных информационных
технологий
на уроках географии

                                                                 Выполнила:

                                                                 учитель географии

                                                                 высшей квалификационной категории

                                                                 Федотчева Татьяна Андреевна

г. Новочеркасск
2015г.


В настоящее время для того, чтобы подготовить специалистов, отвечающих современным потребностям общества, преподаватели должны не только в совершенстве знать свой предмет, но и владеть новыми информационными технологиями. Сегодня нужны такие методы обучения, которые бы облегчали и ускоряли передачу знаний учащимся, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с учебным материалом, повышали эффективность работы учащегося и педагога.

Преподаватель является ключевой фигурой информационно-образовательной среды, он должен соответствовать современным требованиям, обеспечивая высокий научно-методический уровень проведения учебных занятий. Поэтому подготовка учителя к работе с информационными технологиями - важная задача реформы современного отечественного образования.

 Считаю, что на сегодняшний день актуальным является применение в учебном процессе презентаций, учебных проектов, видеофильмов.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (WhartonSchool) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Мультимедийные презентации  помогают педагогам повысить интерес учеников к предмету. А это повышает качество знаний у учеников! Презентация помогает изучить новый материал, закрепить и углубить знания.  На сегодняшний день,  урок с использованием ИКТ просто необходим и прочно вошёл в нашу педагогическую практику. 

Как учитель – предметник (география) и классный руководитель я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, при этом руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:

  1. Концепция проекта федерального закона "Об образовании в РФ". В этом документе говорится о том, что необходимо "создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование".
  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", в которой говорится следующее: "В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем", а также "восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего".
  3. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года". В этом документе говорится о том, что "в условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных".

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках географии текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

В течениепоследних лет, работая  в школе, я провожу уроки с использованием ИКТ разных типов.

  1. Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем в программе PowerPoint.

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Наиболее важную информацию на слайде можно анимировать. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание учащегося. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала. Презентация позволяет  иллюстрировать рассказ, сделать урок более организованным, наглядным, интересным, мобильным.

В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные: по многим темам географии России, изучаемой в 8-9 классах, географии материков – 7 класс. Работаю над созданием аналогичной коллекции  по экономической и социальной географии мира (10-11 класс).

Пример: к сожалению,  изучению географии Ростовской области отводится очень мало времени, а материал объемный и, как раз уроки-презентации, позволяют показать детям за короткий 40-минутный промежуток времени все, что запланировал учитель.

Кроссворды по географии России и Ростовской области

Викторина по теме: «Население Ростовской области»

  1. Уроки, на которых учащиеся представляют свои проекты в форме презентаций и  видеофильмов.

При подготовке презентации ученик проводит огромную работу, используя большое количество источников информации. Кроме того, что данный вид учебной деятельности  формирует общеучебные умения и навыки, он позволяет развивать у ученика логическое мышление, приобретается опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как  умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Часто такую работу предлагается выполнять группам, поэтому учащиеся учатся работать вместе, организовывать совместную деятельность, распределять время, учебные задания, наконец, постигают азы культуры общения в совместной работе.

Пример: Кругосветное путешествие на современном паруснике;

Видеофильм об одном из посещаемых уголков Земли

  1. Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий.

На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.

В своей работе использую множество CD-дисков: «География России: 8-9 классы»; «Экономическая и социальная география мира: 10-11 классы» и др.

  1. Уроки компьютерного тестирования

Такие занятия позволяют  быстро и эффективно проверить уровень усвоения материала по теме. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление.

Для подготовки учащихся 9-11 классов к сдаче экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ использую тесты по типам заданий

 Создаю банк тестов по географии 5-11 кл. Кроме этого, использую тестовые задания на сайтах образовательных ресурсов (например, www.school-collection.ru)

При подготовке к уроку обращаюсь к методическим сайтам: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/, сайт «Я иду на урок географии» http://his.1september.ru/urok/ и сайт http://www.proshkolu.ru/.На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, географических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения  учащиеся овладевают следующими навыками:

1) сбор и хранение информации;

2) поиск информации;

3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;

4) организация и представление информации;

5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;

6) планирование информации, коммуникация;

7) моделирование;

8) проектирование.

Владение всем перечисленным  составляет основу информационной компетентности учащегося.

Кроме этого, применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.

Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач:

  •  слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые надо записать;
  • наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;
  • цифровой материал по возможности лучше представить в виде графиков и диаграмм;
  • анимация не должна быть слишком активной.
  • звуковое сопровождение совершенно излишне. Исключением являются видеофрагменты, которые преподаватель не предполагает комментировать во время просмотра.

Таким образом, компьютерные презентации – один из приемов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным, но использовать данный прием можно далеко не для каждой темы и не на каждом занятии. Плюсы презентаций: урок становится наглядным, информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...