Мастерская « Экологическая оценка почв»
опыты и эксперименты по географии (8 класс) на тему

Почва – очень сложное природное тело, для характеристики свойств которого используются самые разнообразные виды анализа.

Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек.

Почва – это и рыхлый поверхностный слой Земли.

 

Цели работы: исследовать и дать характеристику поверхностным 

                          горизонтам почвы;

                          определить тип почвы, исследовать ее

                          гранулометрический состав;

                          дать экологическую оценку почвы.

Оборудование: лопата, рулетка, линейка, фарфоровая чашечка

                             для обработки почвы, 10% НСl.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_vypolnennoy_raboty_po_zadaniyam_masterskoy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                     Мастерская « Экологическая оценка почв»

                 Провела учитель географии МБОУ АСОШ №1

                           Сидорова Татьяна Николаевна

Почва – очень сложное природное тело, для характеристики свойств которого используются самые разнообразные виды анализа.

Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек.

Почва – это и рыхлый поверхностный слой Земли.

Цели работы: исследовать и дать характеристику поверхностным  

                          горизонтам почвы;

                          определить тип почвы, исследовать ее

                          гранулометрический состав;

                          дать экологическую оценку почвы.

Оборудование: лопата, рулетка, линейка, фарфоровая чашечка

                             для обработки почвы, 10% НСl.

Часть 1. Характеристика поверхностных горизонтов почвы.

                              Порядок выполнения работы

1.Выкопали шурф глубиной до 50 см, шириной 30-40 см и длиной 60 см.

2.Определили  в сделанном шурфе почвенные горизонты и составили  их

    описание по плану:

- глубина( см);

- окраска;

- сложение:  рыхлое, уплотненное, плотное;

- биотический компонент;

- наличие в почве карбонатных пород;

- название горизонта;

- символ горизонта.

3.Определили  тип почвы.

Часть 2. Определение гранулометрического ( механического ) состава

                почвы.

                                 Порядок выполнения работы  

1.Рассмотрели образец почвы в сухом состоянии, растерли  его пальцами или

   ножом, дали  название механического состава почвы ( таблица 1).

   

2.Образец сухой почвы растерли  в ступке и увлажнили  водой.  

   Увлажненный образец скатали  в шарик диаметром 1-2 см, шарик раскатали

    в шнур толщиной около 3 мм, шнур свернули  в кольцо диаметром 2-3 см.

    По результатам наблюдений сделали  повторное определение

    механического состава почвы( таблица 2).

3.Сопоставитли результаты определения в сухом и мокром образце,

    нашли  средний результат.

4.По результатам определения механического состава почвы сделали    

   выводы.

Таблица 1

Внешний вид образца

Ощущения при растирании

Название по механическому составу

1. Сыпучий материал, не скрепленный в комочки

Почти исключительно песок

Песок

2. Слабые комочки, но есть сыпучий материал

Комочки легко раздавливаются пальцами

Супесь

3. Вся почва в виде комочков

Комочки разрушаются руками при небольшом усилии

Суглинок легкий

4. Почва структурная, некоторые комочки чуть угловаты

С трудом и неполностью растирается пальцами

Суглинок средний

5. Структурные отдельности плотные, угловатые

Растереть в порошок в сухом состоянии можно с помощью ножа, но не пальцами

Суглинок тяжелый

6. Отдельности очень плотные, угловатые

С трудом растираются ножом до тонкого однородного порошка

Глина

Таблица 2

Скатывание шарика

Образование шнура

Деформация шнура при сворачивании в кольцо

Механический состав

1. Шарик не скатывается

Песок

2. Образуется непрочный шарик

Небольшие фрагменты шнура

Супесь

3. Образуется шарик

Дает шнур, но при раскатывании он дробится на отдельные кусочки

Суглинок легкий

4. Образуется шарик

Дает сплошной шнур

Разламывается на части при сворачивании в кольцо

Суглинок средний

5. Образуется шарик

Гладкий шнур

Кольцо с трещинами на внешней поверхности

Суглинок тяжелый

6. Образуется шарик

Гладкий шнур

Кольцо без трещин

Глина

  Отчет выполненной работы по заданиям мастерской  

                  « Экологическая оценка почв».  

За время работы были сделаны и исследованы почвенные шурфы в пяти контрольных точках в пределах рабочего поселка Ардатов.

Получены следующие результаты.

                                             Часть 1.

1 – й тип почв

Выделяются два горизонта.

Горизонт А    -  пахотный, 10 см, коричневого цвета, уплотненный, из  

                           новообразований встречаются корни березы, дикой яблони,

                           земляники и дождевой червь; отсутствуют карбонатные  

                           породы.

Горизонт АВ-   переходный, 50 см , коричневого цвета, уплотненный,

                           отсутствуют карбонатные породы и новообразования.  

 

2 – й тип почв

Выделяются три горизонта.

Горизонт А  - пахотный, 7 см, темно-коричневого цвета, плотный, из

                        новообразований встречаются корни лютика,  

                        сныть обыкновенный  и дождевой червь; отсутствуют

                        карбонатные породы.

Горизонт АВ- переходный, 21 см, светло-коричневого цвета, однородный,

                         плотный, отсутствуют карбонатные породы и новообразования

Горизонт В – вмывания, 32 см, светло-коричневый, встречается песок,

                        уплотненный,  отсутствуют карбонатные породы и

                        новообразования.

3 – й тип почв

Выделяются два горизонта.

Горизонт А – пахотный, 15 см, темно-коричневого цвета, плотный, из

                        новообразований встречаются корни травянистой  

                        растительности – хвоща, клевера, ромашки, чины,  

                        тысячелистника, василька; отсутствуют карбонатные породы.

Горизонт АВ- переходный, 45 см, светло-коричневого цвета, уплотненный,

                         отсутствуют карбонатные породы и новообразования.

4 – й тип почв

Выделяются  два горизонта.  

Горизонт А – пахотный, 16 см, светло-коричневого цвета, рыхлый,

                        новообразований мало, встречаются только корни осоки,

                        отсутствуют карбонатные породы.

Горизонт А В- переходный, 44 см, темно-коричневого цвета, рыхлый ,

                          отсутствуют карбонатные породы и новообразования.

5 – й тип почв

Выделяются три горизонта.

Горизонт А – пахотный, 15 см, темно-коричневого цвета, рыхлый,  из

                        новообразований встречаются корни березы, земляники,

                        подорожника, ежи сборной; отсутствуют карбонатные  

                        породы.

Горизонт А В- переходный, 12 см, светло-коричневого цвета, уплотненный,

                          из новообразований встречаются корни березы; отсутствуют

                          карбонатные породы.

Горизонт В – вмывания, 33 см, светло-коричневого цвета, уплотненный,

                        из новообразований встречаются корни березы, отсутствуют

                        карбонатные породы.

Все эти виды почв относятся к типу почв – Серые лесные.

                                                  П/тип – Светло серые и темно серые лесные

                                                   

                                         

                                             

                         

                                         Часть 2.

1 -  й тип почв

1.В сухом состоянии при растирании пальцами образуется сыпучий

   материал, не скрепленный в комочки.

2. В увлажненном состоянии шарик не скатывается.

3. По механическому составу – это песок.

   

2- й тип почв

1.В сухом состоянии при растирании  образуются слабые комочки, но есть

   сыпучий материал.

2.В увлажненном состоянии образуется непрочный шарик.  

3. По механическому составу – это супесь.

3 – й тип почв

1. В сухом состоянии при растирании образуется сыпучий   материал, не

    скрепленный в комочки.

2.В увлажненном состоянии шарик не скатывается.    

3.По механическому составу – это песок.  

4 – й тип почв

1.В сухом состоянии вся почва в виде комочков, комочки  разрушаются

   при небольшом  надавливании.  

2.В увлажненном состоянии образуется шарик, который можно раскатать

   в шнур, но при раскатывании он дробится на отдельные кусочки.    

3.По механическому составу – это суглинок легкий.

5 – й  тип почв

1.В сухом состоянии при растирании образуются слабые комочки, но есть

   сыпучий материал.  

2.В увлажненном состоянии образуется непрочный шарик.    

3.По механическому составу это супесь.  

Вывод: по механическому составу преобладают песчаные почвы и супесь.

 

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская "Экологические проблемы в рассказе Е.Носова "Кукла"

Урок, на котором дети учатся думать над насущными вопросами  отношения к природе, к собственной жизни, беречь окружающую среду, быть человеком.               ...

Презентация «Исследование экологического состояния почв цветочно-декоративного отдела пришкольного участка».

Мы заинтересованны в том, чтобы вокруг нашей школы было чисто и красиво. Пришкольную территорию стараемся содержать в чистоте, выращиваем цветы на клумбах. В последнее время нами замеченно, что цветы ...

Открытое занятие Экспедиция «Экологический мониторинг почв села Веселое Красногвардейского района»

Цель: Познакомить учащихся с экологическим состоянием почв на территории с. Весёлое Красногвардейского района Белгородской области.Задачи: Знакомство с методикой исследования почв в полевых условиях;Р...

Тест по теме «Оценка экологического состояния почв»

Тестовый контроль по теме "Оценка экологического состояния почв"...

Анкета для участников педагогической мастерской для оценки стремления к саморазвитию

Анкета позволяет оценить способность педагога к самодиагностике, самоосознание необходимости саморазвития. А также позволяет оценить общее состояние работы по саморазвитию в педагогическом коллективе....

Оценка почв по полевым данным.

Дать оценку почвам по полевым данным....