Интерактивный курс для детей с ОВЗ
опыты и эксперименты по географии на тему

СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnyy_kurs.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

    « СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КУРСА  ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

              

Знакомясь с различными подходами к определению целей и смыслов образования, мною поставлена задача выяснить, как педагогические и информационные технологии и их интеграция могут решить существующее в практике общеобразовательной школы противоречие между практическим осуществлением социального и личностного заказа на образование. Исходя из этого, мною был осуществлён выбор темы исследования, проблема которого заключается в выявлении организационно-педагогических условий, при которых возможно построение и реализация учащимися индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) в дистанционных формах обучения с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, связанных с необходимостью и возможностью индивидуализации и персонализации процесса обучения. Под ИОТ дистантного ученика мы понимаем интегрированный результат последовательно задаваемых целей, творчески реализованных в ходе личностной продуктивной и самоорганизуемой дистанционной деятельности, выстраиваемой в образовательной среде с помощью средств компьютерных телекоммуникаций. Считаю, что интеграция информационных и педагогических технологий является одним из необходимых условий для реализации индивидуальной траектории.

Цели педагогического эксперимента в дистанционной деятельности заключается в следующем: определить характеристики ИОТ, понять критерии ИОТ ученика в ДО, смоделировать педагогическую ситуацию, в которой бы создавались необходимые и достаточные условия для осуществления учеником его образовательной траектории, выделить проблемы, возникающие у ученика и учителя при реализации ИОТ, оценить специфику и возможности средств компьютерных телекоммуникаций в данной деятельности.  Таким образом, была выдвинута гипотеза эксперимента: если выделить основные элементы (показатели) ИОТ, а также сопоставить реальную деятельность ученика в ДО с выделенными критериями, то можно будет моделировать педагогические условия при проектировании дистанционных мероприятий, при которых будет происходить реализация личностного потенциала ученика; полученные выводы можно будет использовать для разработки методических рекомендаций по обеспечению, контролю и оценке реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий во время участия в дистанционных олимпиадах и курсах ЦДО.

Предметом  исследования является процесс реализации индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) ученика в ходе его дистанционного обучения.

ДО представляет собой целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия  ученика и учителя. В отличие от традиционного обучения, в котором образовательную деятельность осуществляет преподаватель, в системе дистанционного обучения, образовательную деятельность ведет преимущественно специально созданная структура, предоставляющая обучаемому разнообразные образовательные ресурсы и управляющая его самостоятельной работой при помощи обучающих средств, в том числе компьютерных обучающих программ, но с сохранением ведущей роли преподавателя. Такой специально созданной структурой является интерактивный курс «Австралия-страна наоборот» созданный для слабослышащего учащегося находящегося на индивидуальном обучении.

Мою деятельность как преподавателя дистанционного обучения организационно можно разделить на 2 этапа:

  1. Разработка дистанционного курса.

     2.  Реализация дистанционного курса.

В курсе  присутствуют 5 блоков:

  1. Блок содержания курса
  2. Блок контроля:
  • текущий (контрольная работа, веб-квест, резюме, статья, ситуационный анализ, тест, консультации on-line);
  • итоговый (круглый стол, проектная работа, дистанционный урок).
  1. Организационный блок (форум знакомств, документация учебного процесса, текущие объявления).
  2. Блок средств коммуникаций для индивидуального и группового обучения (форум, e-mail, ICQ, wiki-wiki, видеоконференции, голосовой чат, блоги, сайты сетевых сообществ, чат, список рассылки и др.).
  3. Блок подведения итогов (рефлексия после изучения каждого модуля и в конце курса).

Блоки 1 и 2 представляют собою методическую работу до проведения курса (подготовку), блоки 3 и 4 – проведение курса, и блок 5 – фиксирование результатов.

Реализация дистанционного курса происходит в несколько этапов. Для каждого этапа при подготовке курса разрабатывается методическое наполнение типовых блоков дистанционного курса, а также описываются особенности использования педагогических технологий ДО.
Особенности консультирования в условиях Интернет
Консультирование в Интернет носит преимущественно интерактивный характер  и может иметь несколько вариантов проведения в зависимости от поставленной преподавателем или учащимся проблемы:
1. Индивидуальное консультирование по переписке и в диалоговом режиме (чат или прямой контакт, если это необходимо).
2. Консультирование в режиме группового обсуждения («дискуссионный клуб») проводится по заявленной проблеме в любой из форм дистанционного обучения: телеконференция, чаты для минигрупп, конференции в режиме реального времени.
3. Тренинговые формы групповой работы, адаптированные к условиям взаимодействия в Интернет (помощь в самораскрытии, самопрезентации, выработка коммуникативных навыков) и опирающиеся на возможности современных компьютерных технологий.
Принципы, специфические для дистанционного обучения.

  1. Принцип системности.
  2. Принцип учёта специфики предметной области обучения и контингента обучаемых.
  3. Принцип интерактивности.
  4. Принцип гибкости, маневренности всего учебного процесса и учебно-методического обеспечения.
  5. Принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях.
  6. Принцип информационной и психологической безопасности.
  7. Кроме того, система дистанционного обучения строится на принципах:

- активности обучающихся в познавательной деятельности;

- систематичности применения получаемых знаний для решения конкретных практических задач;

-регулярного взаимодействия обучающихся с обучающими, а также друг с другом;

- модульности построения учебного материала;

- систематичности контроля успешности обучении.

Составляющие дистанционного обучения

ДО базируется на 3-х составляющих:

  • Технологическая (материальная база и программное обеспечение)
  • Содержательная (создание информационных ресурсов в виде курсов дистанционного обучения, сайтов, порталов, методическая поддержка)
  • Организационная (педагогическое сопровождение учащихся в процессе обучения, т.е. организация и проведение учебного процесса)

Организовывая дистанционное обучение, нужно помнить о многообразии средств коммуникаций в сети Интернет.

  1. Электронная почта
  2. Дискуссионные группы (списки рассылки, группы новостей)
  3. Аудио и видеоконференции (Skype www.skype.com, Video Port www.videoport.ru, Net Meeting, Messenger http://messenger.msn.com)
  4. Чат
  5. Форум
  6. Электронная доска объявлений
  7. Визитная карточка учителя/ученика
  8. Портфель ученика
  9. Блог
  10. Твиттер
  11. Вики-вики
  12. ICQ (или qip)
  13. Гостевая книга

Консультации в ДО условно можно разделить по способу организации и формам проведения:

Индивидуальные консультации:

On-line – видеоконференции, форум, чат, ICQ

Off-line – электронная почта, форум

Групповые консультации:

On-line – телеконференции, списки рассылки, форум, чат

Off-line – списки рассылки, форум

Итоговый контроль

Итоговый контроль знаний подразумевает:

  • оценку содержания портфеля (аттестация содержания материалов портфеля, проводимая преподавателем  в предпоследнюю неделю курса);
  • оценку активности обучаемого на интернет - конференции (оценка активности  в групповых дискуссиях, анализ участия  во всех web-форумах и чатах, проведенных в рамках курса в соответствии с учебным планом с учетом самооценки);
  • оценку общеучебных навыков (анализ всех выполненных  работ, оценка самостоятельности, уровня критического мышления, умения работать с различными источниками информации, в составе учебных групп, в сотрудничестве с другими участниками обучения).

Итоговая аттестация проводится по 100-балльной системе. Подсчет баллов осуществляется на основе итогового контроля знаний, при котором:

  • 60 % баллов набираются из оценки "портфеля";
  • 25 % – за участие в групповых дискуссиях на интернет - конференции;
  • 15 % – за общеучебные умения.

Учащийся курса информируется преподавателем о набранных баллах и итоговом результате обучения  не позднее, чем за неделю до окончания курса.

Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:

  1. эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;
  2. используемых при этом педагогических технологий;
  3. эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
  4. эффективности обратной связи.

Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от эффективной организации и педагогического качества используемых материалов и педагогического руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Сроки эксперимента 3 года.

 Список источников и литературы

  • Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Академия, 2006.
  • Педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  • Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориентированного и человеко - сообразного типов образования / / Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 16 октября. http://www.eidos.ru/journal/2006/1016.htm.
  •  Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-7.htm.
  • сайт моего курса http://cde.sipkro.ru/teacher/course/view.php?id=423   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Остров сокровищ» - интерактивная игра для детей 5-6-го класса, по теме "Координатная плоскость".

«Остров сокровищ» - интерактивная игра для детей 5-6-го класса, целью которой является нахождение точки на координатной плоскости по заданным координатам. Задание состоит из 5-ти этапов, на каждом из ...

Сценарий интерактивного спектакля для детей и родителей "Путешествие в Мир Книги"

Театральная интерактивная постановка для детей и родителей "Путешествие в Мир Книги"...

Урок с использованием интерактивного курса "Физикон " по теме "Теорема Пифагора"

Урок с использованием интерактивного курса "Физикон" по теме "Терема Пифагора"...

Викторина на проверку знаний в рамках интерактивного путешествия для детей и подростков "Ожерелье творческого самовыражения"

Викторина-презентация была создана для подготовки детей к участию в конкурсе "Уроки государственной мудрости", посвященному 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. ...

Интерактивная программа "Внимание дети!"

Интерактивная программа для детей младшего школьного возраста. Пропаганда безопасности дорожного движения....

Интерактивный курс/тренажер для подготовки к ОГЭ

ГИА-9 Информатика 2022: как сдать экзамен без репетитораhttps://stepik.org/107585...

сертификат участника "Внедрение ИКТ в образовательный процесс на примере интерактивного курса Учи.ру."

сертификат участника "Внедрение ИКТ в образовательный процесс на примере интерактивного курса Учи.ру."...