Дифференцированное обучения при групповой форме работы на уроке географии.
статья по географии на тему

Шкутова Наталья Михайловна

В статье, автор рассказывает  об использовании им  дифференцированного подхода при групповой форме работы на уроке географии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       

Шкутова Наталья Михайловна

учитель географии высшей категории, МОУ Лицей 20 г.Междуреченска.

Дифференцированное обучения при групповой форме работы на уроке географии.

В основе моей системы работы лежит принцип дифференцированного обучения, который я для себя сформулировала следующим образом: « Все дети разные и учить их нужно по-разному». Внутренняя дифференциация, которую я провожу, основана на знании индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития ученика. Каждый ученик индивидуален, и поэтому  нельзя, да и не получается «…ко всем одинаково…».

При планировании своей работы я обязательно учитываю особенности психолого-педагогического развития моих учеников, а также социометрические данные, которые я получаю в результате совместной работы с психологической службой нашего лицея.

                              Диагностика учащихся 9 «в» класса.

                             (фрагмент психолого-педагогической карты)

                                                                                                         

     Ф.И.  

          учащихся

Пол

Право/Лево

Ассиметрия полушарий головного мозга

(право - лево полушарные или

смешанный тип).

Ведущий       канал восприятия

информации

Темпе-

рамент

Социально-

психологические

характеристики:

роль в коллективе от  лидера

до аутсайдера,

предпочтения от  

 0 до 24

Состояние здоровья

1. Лиза К

Ж

Смешанный

Визуал

Сангвиник

Лидер,  24.

Аллергик

2. Маша К

Ж

Левополушарный

Аудиал

 Холерик

Лидер,  22.

Близорукость

Учитывая эти данные,  я выбираю оптимальные средства педагогического воздействия, которые делают мою работу с классом  более эффективной и результативной.

Эти данные очень важны для меня и как для классного руководителя, так как характеризуют самочувствие ученика в классе, так и как для учителя предметника, так как помогают выбрать эффективные приёмы и методы в процессе обучения.

Подробнее остановлюсь на том, как я учитываю при организации групповой формы работы на уроке, дифференциацию учащихся по ведущему каналу восприятия информации.

Так, например, я организую, группы не только с распространенным делением ребят по уровню обученности и интересам, но и по ведущему каналу восприятия информации, что делает мою работу более эффективной, повышая  результат выполнения поставленной задачи.

Главное условие подобной дифференциации обязательное тестирование учащихся на определение ведущей репрезентативной системы, т.е. определение ведущего канала восприятия информации. Следует отметить, что такое тестирование под силу провести не только школьному психологу, (существует большое количество апробированных методик для подобного  тестирования) но и самому учителю предметнику. «Вооружившись» такой информацией об  учащихся я выстраиваю свой урок, подбирая методы и приёмы, которые будут эффективными для каждого ученика на уроке.

          Дифференциация учащихся по ведущему каналу восприятия информации.

Название ведущего канала восприятия у ребёнка

Особенности педагогической деятельности в обучении,             использование методов обучения.

Словесный (яркие, эмоциональные повествования)

Иллюстративный (сложные схемы, опорные конспекты, фотографии, графики)

Практический (работа с  объёмными макетами, схемами, приборами, нструментами )

Зрительный

   (визуал)

Малоэффективный

Оптимальный

Малоэффективный

Слуховой

   (аудиал)

Оптимальный

Малоэффективный

Малоэффективный

Осязательный

 (кинестетик)

Малоэффективный

Малоэффективный

Оптимальный

Учитывая такую дифференциацию учащихся, я предлагаю выполнить каждой группе своё задание «удобное» для них. География, в этом плане уникальный школьный предмет, можно предложить массу различных вариантов заданий, где аудиалы прослушают и запишут, визуалы рассмотрят и выполнят, кинестетики измерят, разберут и ответят.

С такими подобранными заданиями, группы достаточно легко и быстро справляются

Хочу заметить, что появление в моём учебно-методическом комплексе интерактивной доски и интерактивных наглядных пособий к ней, намного расширили  образовательные возможности учебного процесса.

Но учителю всегда следует помнить, что ведущий канал восприятия информации не является единственным. И по образному выражению Л.С. Выготского « …..нельзя постоянно развивать только один канал восприятия информации, забывая о существовании других….».  Психологи заметили, что дети успешные в учёбе, обладают сенсорным восприятием, когда ведущий канал восприятия подкреплён «хорошей» работой и других каналов. И у взрослого человека, в отличие от ребёнка, все каналы восприятия  задействованы более активно.

Поэтому при групповой форме работы я предлагаю группам и  не своё «неудобное» задание. Предложите, например, группам поменяться заданием, где  аудиалы должны рассмотреть и записать, визуалы определить и выполнить, а кинестетики прослушать и ответить.

С этим заданием группы, как правило, не так легко и быстро справляются, и пускай этот момент на уроке не расстраивает Вас, не считайте его неудачным. Напротив, я провожу рефлексию, прошу ответить на вопрос, какое задание оказалось для ребят более простым при выполнении, а какое вызвало затруднение, и в чём именно оно заключалось.  

Обращаю внимание на то, что групповая форма работы, при выполнении таких «неудобных» заданий, является более эффективной, так как группа всегда справиться с  заданием.  Казалось бы, все ученики в группе аудиалы или визуалы, но уровень развития основных общеучебных умений и навыков у ребят разный, и в группе обязательно будет тот, кто «вытянет» всю работу группы.

Каков же результат от использования такой дифференциации.

Главный результат состоит, во-первых, в том, что она позволяет мне достигнуть поставленного результата (то есть научить ученика, объяснить ему, сформировать  у него) оптимальным для учащегося способом. А оптимальный способ для меня - это прежде всего  «удобный» способ для ребёнка, так как он может научиться благодаря тому что он умеет делать хорошо, что получается у него лучше всего.

Не ребёнок должен подстраивается  под особенности учебных программ, а методы и приёмы, должны быть верно, подобраны педагогом с учётом индивидуальных особенностей ученика.

Во-вторых, такой подход, развивая работу других каналов восприятия информации, предусматривает развитие индивидуальности ученика, способствует непрерывному его развитию, расширяя при этом, его учебные возможности.                                                                                                     

Это и здоровьесберегающая технология, так как снижает уровень тревожности у моих учеников, а значить и уровень невротизации всего учебно-воспитательного процесса, делает процесс воспитания и обучения радостным для ученика, его родителей и учителя.

Все те кто, всё ещё считают информацию о психолого-педагогических особенностях  развития ребёнка необязательной излишней, при проведении и подготовке уроков, должны понять, что хотят они того или нет, они признаются в том, что работают в режиме внеличностной (личностно отчуждённой) парадигмы образования. Они идут не от возможностей ребёнка к программе, а наоборот – от программы к ребёнку, то есть считают всех детей одинаковыми, что является грубейшей ошибкой.

Хотелось лишний раз напомнить, что в силах любого учителя дать ещё один шанс на успех своим ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповых форм работы на уроках географии

Представляю формы групповых работ по географии, предназначенных для использования учителями предметниками на уроках....

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Методические рекомендации. Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии

Методические рекомендации по применению групповой формы работы на уроках теоретического обучения как средство повывшения результативности обучения на уроках технологии...

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Групповая форма работы на уроках географии

Методическая разработка по географии...

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка...

Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики

С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...