Групповая форма работы на уроках географии
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Мулихова Наталья Михайловна

Методическая разработка по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_2014g.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

    Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Нижегородский техникум отраслевых технологий»

Методическая разработка по географии на тему:

«Групповая форма работы на уроках географии».

Выполнила:

преподаватель географии

Мулихова Н.М.

Нижний Новгород

2014г.

  Проблема управления учебной деятельностью студентов относится к актуальным проблемам психологических исследований. Управляемым можно считать такое обучение, при котором контролируется каждый шаг обучения студента, когда учитель непрерывно получает информацию о том, как каждый студент на каждом этапе работы усваивает определенные знания или овладевает определенными умениями. Отсюда следует, что организация учебной деятельности студентов с учетом их индивидуальных особенностей является важным и необходимым условием повышения эффективности управления процессом обучения. Учет же индивидуальных особенностей каждого студента осуществляется в ходе дифференцированного подхода к студентам.

             Ведущими условиями осуществления дифференцированного подхода к студентам на уроках географии, обеспечивающими наиболее эффективное управление процессом обучения, выделены следующие:

  1. изучение типичных индивидуальных различий студентов  и выделение временных типологических групп;
  2. организация учебной деятельности типологических групп студентов с  помощью специально разработанных средств обучения географии и приемов дифференцированной учебной работы.

              Для изучения индивидуальных особенностей студентов в качестве критерия дифференциации принимаются реальные учебные возможности, определяемые несколькими особенностями студентов (обучаемостью, обученностью, познавательным интересом к географии) и характеризующие студента как целостную личность. Такой подход к изучению типичных индивидуальных различий студентов наиболее соответствует современным психолого-педагогическим взглядам и задачам обучения.

               Современный уровень начального и среднего профессионального  образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы можно широко применять формы организации коллективной познавательной деятельности, например, внутриклассную групповую, внеклассную.

               Традиционно  используются  два уровня коллективной учебно-познавательной деятельности:

  1. Групповая работа (на принципах дифференциации)
  2. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели)

                Такая форма работы позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Главными особенностями организации групповой работы студентов  на уроке являются следующие:

  • Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под  руководством лидера;
  • Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности в зависимости от сложности задания

                Руководители группы подбираются каждый раз новые (из хорошо подготовленных ребят). В группе могут быть ребята одного уровня обученности или разного уровня, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.  

                Однотипная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами (4-5 человек) одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий (если материал очень сложен). В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за помощью друг к другу.

                При групповой форме работы  студентов на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней студенту, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем, помогающий оказывает не меньшую помощь, чем учитель, поскольку его знания активизируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему одногруппнику.

                Такая организация учебного процесса не на словах, а на деле превращает студента из объекта процесса в субъект. Студенты  активно и постоянно соучаствуют в нем. Его течение и результативность становятся их делом. Такая организация способствует формированию таких нравственных качеств, как коллективизм, соучастие, сопереживание,  ответственность, самооценку и самоконтроль. И что еще очень важно, в таком процессе формируется чрезвычайно необходимый навык и умение руководить коллективом.

                Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.Подготовка к выполнению группового задания:

                1) определение группы;

                2) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

                3) инструктаж о последовательности работы;

                4) раздача дидактического материала по группам.

2.Групповая работа:

               1) знакомство с материалом;                                                                        

               2) распределение заданий внутри группы;                                                                        3) индивидуальное выполнение задания;                                                          

               4)обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;                      

               5) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,

                   уточнения, обобщения);                                                                                 

               6) подведение итогов группового задания.

3.Заключительная часть:

              1) сообщение о результатах работы в группах;

              2) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной  

                     задачи. Выставление оценок.

            Групповая работа наиболее приемлема и целесообразна при изучении темы, повторении материала уроков, закреплении знаний во всех типах и на всех этапах урока, а также при проведении познавательных игр, при дифференцированном подходе к обучению.

Групповая работа позволяет каждому студенту считать себя полноправным участником учебного процесса, раскрывая в нем такие качества, как уверенность в себе, формирует мотивацию и создает высокую степень обученности.

Разновидности групповых технологий.

I.  Опрос студентов.

Тестовая проверка: данная форма проверки позволяет более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь со студентом и определить результаты усвоения. Тестовая проверка дает возможность систематически контролировать знания большого числа студентов на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. В процессе тематической и шаговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех студентов. Кроме того ребята сами могут проверить тесты (из числа хорошо подготовленных студентов), дополнительно заработав оценку. Несколько студентов получают тесты разного уровня сложности. “Учителя” из числа хорошо подготовленных ребят сами проверяют тесты и по определенным критериям выставляют оценки. Виды тестов самые различные: с выбором одного или нескольких правильных ответов, вставкой пропущенных слов, работа с рисунками.

II.  Блочная технология. Изучение нового материала в группах.

      Если новая тема включает в себя большой объем, трудно усваиваемый для всех студентов, ее лучше разделить на блоки и каждому уровню дать свое задание.

     Блочная технология способствует совершенствованию и ускорению учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов. Подготовка учителя к объяснению темы состоит в том, что он анализирует программу, определяет содержание блоков, формулирует их задачи, обращает внимание на требования к знаниям и умениям, которыми должны владеть студенты во время урока.

    Модульно-блочная технология – довольно гибкая система: она позволяет учитывать специфику конкретного класса, особенности учебного материала, глубину его изученности и степень усвоения студентов.

       В блоке объединено определенное количество видов работы, суть и назначение которых ясны и понятны студенту; каждый из видов работы позволяет выработать одно из умений, являющихся объектами проверки.

     Модульно-блочная технология имеет ряд преимуществ: умственная работа студента четко организованна; из огромного блока материала выделено главное и второстепенное, усиливается мотивация познавательной деятельности учащихся, стимулируется самоконтроль и контроль со стороны учителя.

       При этой форме используются самые разнообразные виды работы на уроке: работа с учебником, составление опорного конспекта, заполнение таблиц, работа с рисунками и схемами, самопроверка, формулировка выводов, повторение и т. д.

III.        Изучение нового материала с разными групповыми формами работы.

Эта форма работы дает возможность привлечь студентов с разной успеваемостью. Порой, студенты, имеющие только удовлетворительную оценку, подготавливают сообщения гораздо интереснее и важнее.

На уроке студенты, объединенные в группы, рассказывают свою часть заданной темы. В итоге все ребята выступают на уроке, оцениваются их знания, развивается речь и интерес к материалу.

IV.      Закрепление материала в группах.    

а) работа в парах.

Работа в парах любого типа предусматривает активную деятельность каждого члена (один студент говорит, а второй контролирует и наоборот; или обсуждают конкретный вопрос). Студенты объединяются для:

  1. взаимоконтроля
  2. взаимообучения

Студенты  опрашивают друг друга и вместе обсуждают предложенные вопросы. Возникает ситуация коллективного взаимодействия. Если пара разноуровневая - один студент выступает в роли “учителя”, другой отвечает на его заранее подготовленные вопросы по домашнему заданию, а также помогает закрепить ранее изученный материал. Такая пара работает не постоянно, так как “учителю” быстро надоедает. В парах могут работать и ребята III уровня. Контроль над их работой осуществляет учитель.

б) работа в группах постоянного состава.

   Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится с целью повторения и закрепления материала после завершения определенной темы программы. Во время опроса помощник учителя в соответствии с перечнем вопросов работает с каждым членом своей группы. Перечень вопросов составляет учитель, предварительно опросив по ним самих консультантов. Вопросы готовятся дифференцированно для каждой группы согласно их уровню.

   При закреплении темы можно использовать и самостоятельный зачет. У всех экзаменуемых есть зачетная карточка. Экзаменатор выставляет оценку за свой блок вопросов. За спаренный урок ребята успевают поработать по 4-5 блокам вопросов. Учитель на основе оценок в “зачетной книжке” выставляет итоговую. Если он сомневается, то опрашивает студента сам и в случае завышения оценки ответственность несет “экзаменатор”. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех студентов, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у студентов  чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

 

в) групповая игра на уроке.

    Игру целесообразно проводить при закреплении теоретического материала.

    С помощью этой игры можно проверить уровень усвоения учащимися основных законов и понятий, развить интерес и их познавательную активность.

V.        Нестандартная форма урока 

  После завершения большой темы  можно провести научную конференцию. Предварительно проводится большая подготовительная работа. Студенты  по группам готовят теоретические вопросы, наглядные пособия, вопросы для пресс-конференции, выпускают газету. Такая работа хорошо проходит в группах, где ребята уже умеют работать с научной литературой, составлять конспект, писать реферат.

VI.         Групповая внеклассная работа.

Примером внеклассной групповой работы являются развлекательно-познавательные мероприятия. Ежегодно в техникуме проходит “Неделя биологии и географии ”. Ежегодно студенты  принимают участие в техникумовских олимпиадах.

Таким образом, используемые приемы дифференцированной учебной деятельности на уроке и во внеклассной работе по географии достигают целей, изложенных выше. А именно: обучить студентов географии создать у них мировоззрение по предмету, сформировать познавательный интерес. При этом широко использованные приемы групповой технологии позволяют достичь желаемых результатов, поставленных целей.

 В результате использования на уроках групповых технологий у студентов:
•    возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность студентов;
•    меняется характер взаимоотношений между студентами

•    сплоченность группы резко возрастает, студенты  начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
•    растет самокритичность, студенты  более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
•    студенты  приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
Эти технологии позволяют отрабатывать коммуникативные умения студентов, формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповых форм работы на уроках географии

Представляю формы групповых работ по географии, предназначенных для использования учителями предметниками на уроках....

ТХНОЛОГИЯ УРОКА - Групповые формы работы на уроках

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспече...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Дифференцированное обучения при групповой форме работы на уроке географии.

В статье, автор рассказывает  об использовании им  дифференцированного подхода при групповой форме работы на уроке географии.  ...

Методические рекомендации. Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии

Методические рекомендации по применению групповой формы работы на уроках теоретического обучения как средство повывшения результативности обучения на уроках технологии...

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики

С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...