рабочая программа География 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 2014-15
рабочая программа по географии на тему

Ахломова Светлана Александровна

Рабочая программа по дисциплине География

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса  №  4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины         География

код, специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)    

                                               

Москва

2014 год


ОДОБРЕНА        

Предметной цикловой комиссией _____________________________________________________________________________________________________________________

(наименование комиссии)

Протокол № ____ от «___»______ 20___ г.        

Председатель предметной   (цикловой) комиссии

______________ / _______________________

                   подпись                                       Ф.И.О.

Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
по дисциплине География, примерной программы учебной дисциплины География    

автора: Петровой Н.Н., доктора педагогических наук, профессора, одобренной ФГУ  «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям)            

Заместитель директора по учебной  работе

_____________/ _________________________

             подпись                                         Ф.И.О.

Составитель (автор): Ахломова Светлана Александровна, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4 _________________
                                             
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

_______________________________________________________________________________

Рецензенты:___________________________________________________________________

                            Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

______________________________________________________________________________

                        

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

      УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                  4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

       УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                 8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

      ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ                                               13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ     ДИСЦИПЛИНЫ                                           15

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

1.1. Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), в соответствии с примерной программой дисциплины География, с учетом социально-экономического профиля получаемого образования

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.

Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих общих и общеучебных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.3.        Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

По содержанию курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Рабочая программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.

Содержание рабочей  программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.

Программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.

Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка сообщений является неотъемлемой частью учебного процесса.

В результате изучения учебной дисциплины География обучающийся должен:

знать/понимать:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

 сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть   общеучебными компетенциями:

1) самоорганизация;

2) самообучение;

3) информационные;

4) коммуникативные.

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины: Профильное изучение дисциплины осуществляется:

  1. Перераспределением часов с одной темы на другую без изменения общего количества часов (в рамках 15%).
  2. Путем отбора дидактических единиц программы по географии, знание которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
  3. Осуществлением  межпредметных  связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.
  4. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).

 

1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:

максимальная учебная нагрузка – 58 часов,

обязательная аудиторная учебная нагрузка – 39 часов;

самостоятельная (внеаудиторная) работа – 19 часов.

1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине: Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной  дисциплине  География:                          

- в теме  № 5 «География мирового хозяйства» количество часов уменьшено на  4 часа,

- в теме № 6 «Регионы и страны мира» количество часов уменьшено на 4 часа.

Добавлены часы на «Введение», темы № 1 «Источники географической информации», № 3 «География населения мира», № 4 «География мировых природных ресурсов», № 8 «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества».

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

практические занятия

контрольные работы

39

12

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа:

 № 1: Составление кроссворда «Страны мира»

№ 2: Написание мини-сочинения   «Демографический взрыв и его последствия»

№ 3: Составление таблицы «Воздействие факторов на размещение производства»

№ 4: Составление презентации «География в моей будущей профессии»

№ 5: Составление презентации «Внешнеэкономические связи России»

2. Подготовка к учебным занятиям.

 19

13

2

3

2

3

3

6

Итоговая аттестация в форме                                                       зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

География

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная

работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение.

            География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований, Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

2

1

Тема 1.  Источники географической информации.

Содержание учебного материала.

4

           Географическая карта – особый источник информации о действительности.

           Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.

2

2

Практические работы

2

Практическое занятие № 1 «Анализ и представление географической информации в графической и картографической форме».

 3

Тема 2. Политическая карта мира.

Содержание учебного материала.

4

            Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран.

           Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.

           Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран.

           Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

2

№ 1: Составление кроссворда «Страны мира»

2

Тема 3. География населения мира.

Содержание учебного материала.

7

Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.

Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.

2

2

Практические работы

2

Практическое занятие № 2 «Определение особенностей расселения, демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира».

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

3

№ 2: Мини-сочинение   «Демографический взрыв и его последствия»

3

Тема 4. География мировых природных ресурсов.

Содержание учебного материала.

5

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.

Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

3

3

Практические работы

2

Практическое занятие № 3 «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

3

Тема 5. География мирового хозяйства.

Содержание учебного материала.

8

           Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

4

3

Практические работы

2

Практическое занятие № 4 «Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства».

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

2

№ 3: Составление таблицы «Воздействие факторов на размещение производства»

2

Тема 6. Регионы и страны мира.

Содержание учебного материала.

9

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.

4

3

Практические работы

2

Практическое занятие № 5 «Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий».

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

3

№ 4: Составление презентации «География в моей будущей профессии»

3

Тема 7. Россия в современном мире.

Содержание учебного материала.

7

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

           Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.

           Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России

4

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

3

№ 5: Составление презентации «Внешнеэкономические связи России»

3

Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Содержание учебного материала.

6

Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

4

3

Практические работы

2

Практическое занятие № 6 «Выявление по картам регионов географических аспектов глобальных проблем человечества».

3

Всего:

52

Внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка домашних заданий к учебным занятиям)

6

Итого:

58

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины

Реализация программы дисциплины География требует наличия учебного кабинета «География».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-наглядные пособия по географии.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и

мультимедиапроектор

3.2.Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.

УМК включает следующие блоки: нормативно-методические материалы, учебно-информационные, учебно-методические, в том числе, учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов, учебно-методические материалы по контролю.

  • ГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
  • Государственные стандарты общего образования по дисциплине География.
  • Методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных дисциплин по составлению рабочей учебно-программной документации в соответствии с требованиями ФГОС СПО – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
  • Примерная программа учебной дисциплины География,       Петровой Н.Н., одобренная ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.
  • Рабочая программа учебной дисциплины География для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
  • Календарно-тематический план по дисциплине География  для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
  • Особенности изучения дисциплины География в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Социально

экономический профиль: метод. рекомендации. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.

  •   Комплексные методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ.
  • Формирование общеучебных компетенций обучающихся в процессе изучения общеобразовательных дисциплин: Методические рекомендации. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
  • Разработка требований к минимуму знаний по общеобразовательным дисциплинам, необходимых для освоения основных профессиональных образовательных программ ФГО НПО и СПО. Социально-экономический профиль: метод. рекомендации. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.

  1. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10кл. – М.: Просвещение, 2010

Дополнительные источники:

Учебники

2. Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений нач. и сред. проф. образования.  М: Издательский центр «Академия», 2010

3 Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования/ О. А. Петрусюк, Е. В. Баранчиков. _ М. : Издательский центр «Академия», 2010

4. Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М.: Дрофа, 2000

5. Петрова Н. Н. География. (современный мир) : учебник / Н. Н. Петрова. – 3-е изд., перераб и доп. – М. : ФОРУМ, 2008

6. Кузнецов А. П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М.: Дрофа, 2000.

7. Кузнецов А. П. Экономическая и социальная география мира. Кн. для учащихся 10 кл. / Сост. А. П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000

8. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Глобальная география. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007.

Пособия

9. Атлас «География 10 класс. Современный мир», Изд-во «Просвещение», 2010 г.

10. Барабанов, В. В. ЕГЭ 2011. География. Типовые тестовые задания / В. В. Барабанов, Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова, О. В. Чичерина. М.: Издательство «Экзамен», 2011

11. Контурные карты «География 10 класс. Современный мир», Изд-во «Просвещение», 2010 г.

12. Симагин Ю. А., Сиротин В. И. Экономическая и социальная география мира. Тестовые работы для проведения текущего контроля по географии. 10 кл. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.

 Интернет-ресурсы:

- http://interneturok.ru/video/geografiya/10_klass/

- ttp://files.school-collection.edu.ru 

- http://univertv.ru/ 

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формируемые общеучебные и общие  компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Общеучебные компетенции: самоорганизация, самообучение, информационные, коммуникативные.

Текущий контроль знаний:

- тестирование,

- устный опрос,

- творческие индивидуальные задания,

- проверочные работы по темам,

- домашняя работа;

внеаудиторная самостоятельная работа;

контрольная работа.

Итоговая аттестация в форме зачета.

 

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Умения:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационныесистемы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа промежуточной аттестации учебной дисциплины "Английский язык" по специальности 100701 Коммерция (по отраслям),2014 год.

Программа описывает виды и формы промежуточной аттестации студентов, критерии выставления оценок....

Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 2014

Федеральный государственный образовательный стандарт СПО Коммерция, 2014...

рабочая программа География 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010

Рабочая программа по дисциплине География...

рабочая программа География 100701 Коммерция (по отраслям) 2011

Рабочая программа по дисциплине География...