Географическая гостиная "Чудеса природы".
методическая разработка по географии по теме
СТРАНИЦА ПЕРВАЯ: «КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА», СТРАНИЦА ВТОРАЯ: «ЧУДЕСА НА ЗЕМЛЕ», СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ: «ЧУДЕСА НА ВОДЕ», СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ: «ЧУДЕСА В ВОЗДУХЕ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_prirody.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ МОУ БОГОРОДСКОЙ СОШ НЕСТИАРСКАЯ ООШ
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
«ЧУДЕСА ПРИРОДЫ»
СТРАНИЦА ПЕРВАЯ: «КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА»
СТРАНИЦА ВТОРАЯ: «ЧУДЕСА НА ЗЕМЛЕ»
СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ: «ЧУДЕСА НА ВОДЕ»
СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ: «ЧУДЕСА В ВОЗДУХЕ»
ЦЕЛЬ:
Сформировать и углубить знания и представления о стихийных явлениях и стихийных бедствиях. Рассмотреть причины, вызывающие стихийные явления.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- выставка литературы;
- физическая карта России;
- картины: «Извержение вулкана», «Смерч», «Землетрясения»,
«Сталактитовая пещера», «Обвал», «Лавина», «Сель», «Ураган»,
«Наводнение», «Оползни»;
- на доске прикреплены названия стихийных явлений и их проявлениями.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
СТРАНИЦА 1. Выставка литературы.
- Школьный библиотекарь знакомит учащихся с литературой о природных явлениях и стихийных бедствиях.
СТРАНИЦА 2. «ЧУДЕСА НА ЗЕМЛЕ».
- Доклады учащихся.
- Рассказ учителя о природных явлениях, связанных с литосферой.
СТРАНИЦА 3. «ЧУДЕСА НА ВОДЕ».
- Доклады учащихся.
- Рассказ учителя о природных явлениях, связанных с гидросферой.
СТРАНИЦА 4. «ЧУДЕСА В ВОЗДУХЕ».
- Доклады учащихся.
- Рассказ учителя о природных явлениях, связанных с атмосферой.
Обсуждение данной темы.
Чтение стихов о природных явлениях /домашнее задание/.
Просмотр презентации: «Чудеса природы».
...Несколько лет тому назад в деревне Клетья в Башкирии во многих домах
стали раздаваться звуки, идущие из-под земли, особенно ясно они слышались
зимой в ночное время. Казалось, что подземные духи, пришедшие из сказки,
ворочались в недрах, и они то - глухо ворчали, то отвечали резкими звуками,
похожими на пушечные выстрелы. Порой подземные звуки напоминали
грохот ссыпаемого в подвал картофеля.
Временами из-под земли шел сильный гул. Сразу же среди жителей деревни
нашлись люди, которые вспомнили о духах грешников и стали говорить, что
те не могут найти себе покоя, что это напоминает о себе «нечистая сила» и
тому подобное.
Но вот пришли геологи. Изучив подземную географию, они обнаружили,
что под деревней протекает река Сонь, которая уходит под землю в двух
километрах от деревни. Стало очевидно, что здесь под деревней на глубине
70-100 метров в песочном слое образовалась большая пустота, так как вода
вымыла песок и продолжала вымывать и углублять пещеру.
В пещере, образовавшейся под деревней, периодически происходили
обвалы пород, которые, попадая в воду, с грохотом неслись дальше.
Вот так наука география объяснила людям, почему происходили
подобные «чудеса».
Вот такая необычная история произошла в городе Ельце.
На похороны купца Талдыгина (было это еще в начале прошлого века)
собралась толпа народа. Гроб с телом умершего медленно опустили в могилу.
Но вот тут-то и случилось невероятное!
В какое-то мгновение гроб исчез, провалился. Потрясенные люди увидели
пустую темную яму. Религиозные люди сразу же объявили: купец был большим
грешником, отчего земля, якобы, и не приняла его тело.
А что произошло в действительности? В этом нет ничего сверхъестественного!
Под землей есть грунтовые воды, они то и размывают некоторые породы,
например, известняк. Вот и образуются под землей пустоты и пещеры.
В такую пещеру и провалился, неожиданно, земля. Такие пещеры называют
карстовыми. Они, иногда, вызывают большие провалы. Так в 1921 году
в Горках, под Москвой, у одной из жителей провалились дом и сад, и на их месте осталась лишь огромная яма.
Слабые землетрясения возможны и на платформах, когда до них докатываются
отзвуки тектонических подвижек в активных зонах. Так, например, до Москвы
не раз доходили сейсмические волны от беспокойного соседа Русской
платформы – Карпатской горной дуги. Разрушительные землетрясения в
Карпатах вызывают колебания земной поверхности силой до 3-5 баллов во
внутренних районах Русской равнины. Карпатское землетрясение 1820 года
ощущалось в Москве,
Санкт-Петербурге, Калуге, Брянске, Туле и других местах. В Калуге, например,
по словам очевидцев «колокола сами звонили». Эхо румынских катастроф
1940 года и 1977 года также достигло Москвы. В московских квартирах
качались люстры, звенела посуда, дребезжали стекла, потрескались стены
некоторых зданий, а испуганные жители в страхе выбегали на улицу.
А эта история произошла на крутом правом берегу реки Волги.
В среднем ее течении стояло село Федоровка. Однажды летней ночью
его жители были разбужены глухим гулом. То там, то здесь вспучивалась и
колебалась земля. Тут и там появлялись и исчезали трещины, отчаянно
скрипели разрушающиеся деревянные дома. Весь косогор, на котором
приютилась деревня, медленно пополз к Волге. Три дня продолжалось
сползание склона. 70 домов было уничтожено. Образовались новые
поднятия, провалы. Косогор избороздили трещины. Разрушенное село
на несколько десятков метров приблизилось к Волге.
Жители покинули опасное место.
Суеверные люди были убеждены, что тут вмешались потусторонние силы.
Между тем силой, которая потащила село в реку, была обыкновенная вода.
Незадолго перед катастрофой прошли сильные дожди.
Под Федоровкой находился водоупорный глинистый пласт, по которому
в Волгу стекали подземные воды. После ливней почва, расположенная
на водоупорном слое, напиталась водой, стала тяжелой и, словно по маслу,
начала сползать по глинистому слою вниз.
Так начался оползень – явление земное и вполне
естественное и, кстати, не столь редко встречающееся.
Так, летом 1966 года подземные воды принесли несчастье тысячам
жителей небольшого сицилийского города – Агриженто.
Первым заметил неладное смотритель местного музея,
расположенного в здании собора. На глазах у него почва под
зданием стала сползать «как кожа перезрелых абрикосов».
Затем началось страшное: рухнуло одно здание, второе, третье…
Огромный участок земли сползал по склону к морю.
Жители города в панике покидали свои дома.
Когда ученые стали выяснять причины катастрофы,
выяснилось, что силам природы тут помогли предприниматели
из делового мира. Они за бесценок скупили оползневые земли
на окраине города у моря, стали там строить многоэтажные дома.
И земля под тяжестью домов стала сползать к морю.
Мы вам рассказали несколько историй, связанных с подземными водами,
вызывающих у людей веру в чудеса.
Но, как видите все эти чудеса, творит природа, а не бог и потусторонние силы.
А наука ГЕОГРАФИЯ объясняет их.
В 1954 году в американском городе Давенпорт,
всех удивил дождь, который окрасил все в голубой цвет.
В 1933 году в селе Кавалерово на Дальнем Востоке, ливень принес
с собой кровь, то есть прошел «кровавый» дождь.
Эти безобидные дожди вызвали у верующих людей немало
разговоров о чудесном, а «кровавый» дождь произвел на них сильное
впечатление, вызвал чувство страха. Суеверные люди приняли этот
дождь за предупреждение бога о том, что людей скоро ждет несчастье,
гибель за их грехи.
Как же объяснить эти необычные дожди?
В них повинен все тот-же смерч.
Голубой дождь образовался таким образом: несозревшая пыльца
американского тополя и вяза содержит вещество, которое окрашивает
воду в голубой цвет. Сильный ветер поднял в воздух много пыльцы и,
когда пошел дождь, она окрасила его в голубой цвет.
А «кровавый» дождь бывает тогда, когда в воздухе
оказывается много минеральных частичек красного цвета,
они-то и окрашивают дождевые капли в красный цвет.
Что может упасть на землю с голубого небосклона?
Вот однажды при ясной погоде с безоблачного неба вдруг посыпались
апельсины!
Монеты, отчеканенные при Иване 4, живые лягушки и рыбы – все это тоже,
бывает, падает с неба. Например, денежный дождь пролился с неба летом
1940 года над деревней Мещеры, Павловского района, Нижегородской
области.
Стояли очень жаркие дни, было душно. По вечерам на горизонте появлялись
грозовые облака. А потом разразилась сильная гроза. И с первыми же каплями
посыпались серебряные деньги. Откуда же они взялись? Неужели, как это
думали суеверные люди, бог решил наградить жителей деревни за праведную жизнь? Но почему – же тогда деньгами Ивана Грозного?
Разгадка этого серебряного дождя такова: прошедшие до этого события ливни
размыли грунт в одном месте, и на поверхности оказался зарытый в землю
сосуд с монетами, а упрятали его здесь еще в 16 веке. Началась гроза и
воздушный вихрь, проходя над этим местом, поднял кувшин с монетами высоко в воздух и понес его. А немного позднее воздушный вихрь потерял
свою силу (над деревней) и монеты упали вместе с каплями дождя. Значит в
этом «чуде» опять повинна природа, а в данном случае – воздушный вихрь.
Вспомните, как в жаркие летние дни, над перегретой землей часто возникают небольшие теплые вихри. Маленькие смерчи. Наблюдая за ними, можно заметить, что вращающийся столб воздуха втягивает в себя с земли различные предметы, щепки, бумагу и т.д. Такие вихри могут поднять в воздух очень тяжелые предметы и переносить их на далекие расстояния. Так в 1904 году ураган разрушил в Марокко (Северная Америка) большие склады с пшеницей. Воздушные потоки подхватили зерно и понесли его через Средиземное море к берегам Испании. И там, к великому изумлению жителей одного местечка, с неба вдруг посыпалось зерно.
ЛИТЕРАТУРА:
- Барабанов В.А. - «Как собирать минералы и горные породы».
Госгеологоиздат, 1980 год.
- Кузнецов С.С. – «По горам и равнинам». Лениздат, 1987 год.
3. Музафаров В.Г. «Природные явления на суше и в океане». Москва,1998 год.
4. Соболевский В.И. – «Стихийные бедствия и их последствия».
Москва. Просвещение,1995 год.
5. Ставровский А.Е. – «Зарождение и развитие загадочных явлений в
атмосфере». Москва. Просвещение,1998 год.
6. Танасийчук В.Н. – «Подземные дворцы». Детская литература, 1988 год.
7.Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия». Госгеологоиздат, 1989 год.
8. Ферсман А.Е. Занимательная геохимия». Госгеологоиздат, 1985 год.
9. Ферсман А.Е. «Воспоминание о камне». Академия наук, 1989 год.
10. Яковлев А.А. « В мире интересных явлений». Академия наук, 1989 год.
11. Коломыц Э.Г. – «География Нижегородской области»
Волго-Вятское книжное издательство, 1991 год.
12. Раковская Э.М., Баринова И.И. «Природа России».
Москва. Просвещение, 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"" Китайская Народная республика. Географическое положение, природа и ресурсы. Население."
2013 год.. Цель: - сформировать у учащихся представление о роли Китая в современном мире;- определить географическое положение , ресурсы и население страны, выявить насущные проблемы...
Географический марафон "Природа Азии"
Задания можно использовать, как для индивидуально, так и группового опроса. Задания содержат как базовый, так и дополнительный материал, поэтому могут применять в урочной и внеурочной деятельности в п...
Конспект открытого урока "Литовская республика: географическое положение, природа, население, города".
Конспект открытого урока по географии в 9 классе.http://magistr-r.ru/index.htm...
Конспект открытого урока по географии "Эстонская Республика: географическое положение, природа, население, города"
Конспект открытого урока по географии в 9 классе...
Конспект открытого урока по географии "Латвийская республика: географическое положение, природа, население, города"
Конспект открытого урока по географии в 9 классе...
Проект по географическому краеведению "Природа Мишкинского района"
Краткосрочный проект по географическому краеведению для учеников 7 класса....
ОГЭ Зад№1 Географические особенности природы Карточки
Подготовка к ОГЭ...