Рабочая программа по учебному курсу «География России. Природа России»
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа). Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в 8 классе.

     В рабочей программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные особенности школьного возраста восьмиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Тюменская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ГИМНАЗИЯ»

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1

от. __ .08.2015г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_______________________

       Тарасенко Е.И.

Приложение

к Образовательной программе

приказ №

от. __.08.2015г..

Рабочая программа

по учебному курсу

«География России. Природа России»

на 2015-2016 учебный год

Разработал: А.В. Кирюшина

учитель географии.

1.   Пояснительная записка.

     Программа подготовлена в соответствие с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие ФГОС  ООО» от 17.12.2010 г. № 1897.
  • Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», с изменениями и дополнениями.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом по географии в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
  • Основной образовательной программой основного общего образования ФГОС ООО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Администрации г. Нягани  "Гимназия".

      Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5—7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны.

    Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

    Программа  эффективно реализует Федеральный компонент по географии на ступени основного общего образования.

    Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.

     В образовательной программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные особенности школьного возраста шестиклассников.

   

2. Общая характеристика учебного  курса.

     Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию ребенка на основе приобретенного им компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей способы реализации выбранного пути.

      Курс решает задачи формирования системы комплексных социально ориентированных знаний о природе России, дает представление о закономерностях ее развития,  динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания.

       За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа). Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в 8 классе.

     В рабочей программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные особенности школьного возраста семиклассников.

    Цель сформировать целостный географический образ своей Родины.

Задачи:

  • дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
  • сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
  • сформировать необходимые географические умения и навыки;
  • воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
  • воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

      Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию ребенка на основе приобретенного им компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей способы реализации выбранного пути.

     Особая роль данного курса определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление личностных качеств учащихся, развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания -  в центре находится человек.

3.  Описание места учебного курса в учебном плане.

     На изучение предмета "география" отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе — ее населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.

     Курс  завершает базовое естественно-географическое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география России».

     

4. Метапредметные, личностные,  и предметные результаты освоения учебного курса.

      Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться».

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.

УУД обеспечивают:

  • возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации
  • дают возможность сотрудничать со взрослыми и сверстниками обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную мобильность;
  • успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в географической области познания.

    Особое внимание уделено формированию следующих форм  метапредметных умений: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные (учебно-организационные):

  • Ставить учебные задачи,
  • Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями
  • Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные   учебно-логические:

  • Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
  • Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
  • Систематизировать информацию;
  • Структурировать информацию
  • Определять проблему и способы ее решения;
  • Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
  • Владеть навыками анализа и синтеза;
  • Поиск и отбор необходимых источников информации;
  • Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
  • Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
  • Перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу,    карту в текст и т.п.); 
  • Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
  • Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
  • Составление рецензии, аннотации.

Коммуникативные:

  • Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
  • Уметь вести дискуссию, диалог;
  • Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

      Важнейшими личностными результатами обучения географии в 8 классе являются ценностные ориентации, отражающие и индивидуально-личностные позиции ученика; гармонично развитые социальные чувства и качества.

     Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств.

Обобщённая форма планируемых метапредметных результатов:

Образовательный результат

Количество лет на освоение

Классы

Подлежит ли промежуточной аттестации

Метапредметные результаты:

Регулятивные

1.

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3

5-8

Да

2.

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

5

5-9

Да

3.

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

5

5-9

Да

4.

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

3

5-8

Да

Познавательные

1.

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

5

5-9

Да

2.

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе отрицания;

4

5-8

Да

3.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

5

5-9

Да

Коммуникативные

1.

определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом

2

5-8

Да

2.

обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

2

5-8

Да

Личностные

1.

готовность осознания себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

5

5-9

Нет

2.

осознание целостности природы, населения Земли;

4

5-8

Да

3.

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

5

5-9

Нет

4.

осознание единства географического пространства как единой среды обитания всех населяющих ее народов.

5

5-9

Да  

5.

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

4

5-8

Да

Предметными результатами изучения курса в  8 классе являются следующие:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами отдельных регионов страны;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
  2. меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Предметные результаты курса "Природа России"

№ модуля

Предметный результат

Подлежит ли промежуточной аттестации

Учащийся научится:

1

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

да

2

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

да

3

находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

да

4

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

да

5

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

да

6

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

да

7

оценивать воздействие географического положения России, её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

нет

8

использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни;

да

9

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

да

10

сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

да

11

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

нет

12

описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

нет

13

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

да

14

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

нет

15

создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

да

Учащийся получит возможность научиться:

1

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

нет

2

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

да

3

сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

да

4

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

нет

5

описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

да

6

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

да

7

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

нет

8

создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

да

9

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

нет

10

оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

да

11

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

да

5.  Содержание тем курса "Природа России"

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации.

Содержание темы:

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Основные образовательные идеи:

Географическая карта, ГИСы, космические и аэрофотоснимки – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:

  • компактно  и ёмко представлять земную поверхность;
  • ориентироваться в пространстве;
  • открывать взаимосвязи между объектами (процессами), закономерности их развития и на этой основе делать прогнозы развития географических объектов и процессов.

Тема 2. Россия на карте мира

Содержание темы:

Географическое положение России.  Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы.  Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.

Основные образовательные идеи:

  • Разнообразие природных условий и богатство природных ресурсов — следствие географического положения России.
  • Россия — страна с не только разнообразными, но и суровыми природными условиями.
  • Россия — огромная страна, лежащая в 10 часовых зонах.

Тема 3. История изучения территории России

Содержание темы:

Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции  XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение территории России — длительный исторический процесс, потребовавший огромных усилий.
  • География — современная наука, основная задача которой прогнозирование изменений в природе, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Тема 4.  Геологическое строение и рельеф (6 часов)

Содержание темы:

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Основные образовательные идеи:

  • Устройство рельефа определяется строением земной коры.
  • Разнообразие  - важнейшая особенность  рельефа России, создающая разнообразие условий жизни и деятельности людей.
  • Современный рельеф- результат деятельности внешних и внутренних сил.

Тема 5. Климат России

Содержание темы:

Факторы, определяющие климат России.  Солнечная радиация.  Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Основные образовательные идеи:

  • Разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его  северным  географическим положением, огромной величиной территории.
  • Протяженность с севера на юг и с запада на восток - разнообразие типов и подтипов климата – разнообразие условий жизни и деятельности людей.
  • Влияние климатических особенностей на комфортность жизни и деятельность  людей.

Тема 6. Гидрография России

Содержание темы:

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек.  Озёра. Виды озер и их распространение по территории России.  Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды.  Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.

Основные образовательные идеи:

  • Россия окружена морями трех океанов, отличающихся разнообразными и богатыми природными ресурсами.
  • Река – сложная природная система. Знание важнейших характеристик реки – важнейшее условие правильности ее использования.
  • Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники – это богатство водных ресурсов, разнообразие ландшафтов.
  • Вода – источник всего живого на Земле. Необходимость рационального использования и охраны внутренних вод России.

Тема 7. Почвы России

Содержание темы:

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их  свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные образовательные идеи:

  • Почвы – особое природное тело, свойства которых зависят от факторов почвообразования различающихся от места к месту, чем и определяется их огромное разнообразие.
  • Главное свойство почв – плодородие, которое   может истощаться, вследствие чего необходимая мера – рациональное использование  и охрана.

Тема 8. Растительный и животный мир России

Содержание темы:

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.  

Основные образовательные идеи: Растительность и животный мир — важный компонент природного комплекса, особенно хрупкий и потому нуждающийся в заботе и охране.

Тема 9. Природные зоны России

Содержание темы:

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.

Основные образовательные идеи:

  • Природные компоненты как живой, так и неживой  природы  образуют природные комплексы разных видов.
  • Главными компонентами природного комплекса являются климат и рельеф.
  • Выделяют зональные и азональные природные комплексы.
  • Любая природная зоны – это поле для хозяйственной деятельности людей, поэтому правильнее говорить о природно-хозяйственных зонах.

Тема 10. Крупные природные районы России

Содержание темы:

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др. Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные образовательные идеи:

  • Каждый крупный природный район России — край с уникальной природой.
  • Природные условия и ресурсы крупных природных районов — основа для определенных видов хозяйственной деятельности.

Заключение. Природа и человек.

Содержание темы:

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Основные образовательные идеи:

  • Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности хозяйственной деятельности людей.
  • Воздействие на природные комплексы со стороны промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Основные разделы

Основные виды учебной деятельности

Кол-во часов

Практ работы

1.

Географическая карта и источники географической информации

Определять картографические проекции физической карты России и различных тематических карт. Сравнивать масштаб различных карт, переводить виды масштаба. работать с системой географических координат. Описывать космические и аэрофотоснимки. Ориентироваться в пространстве. Отрабатывать навыки работы с топографической картой. определять истинный, магнитный азимут, магнитное склонение. Проводить мониторинг земной поверхности методом дистанционного зондирования. Иметь представление о компьютерной картографии. Знакомиться с цифровыми источниками методами хранения информации для поиска необходимых данных.

3

2.

Россия на карте мира

Выявлять особенности разных видов географического положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России. Сравнивать географическое положение и размеры государственной территории России и других стран (Канады, США и т. п.). Выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны. Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам. Наносить эти объекты на контурную карту. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. Определять положение РФ на карте часовых поясов. Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.

4

1

3.

Геологическое строение, рельеф

Определять основные этапы формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице. Определять основные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте России. Определять особенности рельефа России по физической карте Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны Выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сравнения и сопоставления физической карты и карты строения земной коры. Выявлять внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны. Определять территории распро- странения стихийных природных явлений по физической и тематическим картам. Подготавливать и обсуждать презентации о видах стихийных природных явлений в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями. Объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России. Определять и объяснять особенности рельефа своего региона проживания

6

1

4.

Климат и погода

Выявлять факторы, определяющие климат России. Определять климатические показатели для различных пунктов по климатическим картам (карты суммарной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков и испаряемости). Выявлять закономерности в распределении климатических показателей на территории России. Определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Определять районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и типов климата. Подготавливать и обсуждать презентации о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям. Определять основные климатические показатели одной из территорий страны и оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности населения на данной территории. Определять особенности климата своего региона проживания. Выявлять особенности опасных и неблагоприятных климатических явлений. Определять районы их распространения на территории страны по тематическим картам. Подготавливать и обсуждать презентации о роли методов изучения и прогнозирования климатических явлений в жизни и хозяйственной деятельности человека. Обсуждать проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов

9

1

5.

Гидрография России

Определять состав внутренних вод на территории страны. Определять реки, относящиеся к бассейнам разных океанов, по физической карте. Наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов. Определять падение, уклон, особенности питания и режима крупных рек России по физической и тематическим картам. Выявлять зависимость между режимом, характером течения крупнейших рек, рельефом и климатом по тематическим картам и климатограммам с составлением характеристики одной из рек по типовому плану. Подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни населения и развитии хозяйства России, региона своего проживания. Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам. Наносить на контурную карту разные виды озер России. Определять основные районы распространения болот, горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты по физической и климатическим картам. Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и ее отдельных территорий. Обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, и определять пути их охраны и рационального использования Подготавливать и обсуждать презентации о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений, связанных с водами (наводнения, снежные лавины), на жизнь населения и особенности развития хозяйства России. Определять особенности внутренних вод своего региона проживания

8

1

6.

Почвы России

Выявлять основные факторы почвообразования. Определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте почв. Определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам. Определять структуру земельного фонда России. Оценивать почвенные ресурсы страны. Подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных из- менениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования

4

1

7.

Растительный и животный мир России

Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие органического мира России. Прогнозировать последствия изменения растительного и животного мира территории при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

1

8.

Природные зоны

Приводить примеры природных комплексов различных рангов. Устанавливать взаимосвязи в ПК. Оценивать степень влияния человека на природу. Определять состав биологических ресурсов. Выявлять особенности использования человеком разных видов биологических ресурсов. Подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях растительного и животного мира России и региона своего проживания в результате хозяйственной деятельности. Определять основные мероприятия по рациональному использованию и охране растительного и животного мира России, своей местности.

6

1

9.

Крупные природные районы России

Определять особенности размещения природно- хозяйственных зон и районов распространения высотной поясности на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану. Определять особенности распространения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности. Выявлять причинно-следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности территории. Выявлять особенности проявления высотной поясности различных горных систем России.

24

1

10.

Исследование территории России

Выявлять особенности формирования государственной территории России, ее заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Подготавливать и обсуждать презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий

4

1

11.

Природа и человек

Определять виды ООПТ и особенности их распространения на территории страны по карте особо охраняемых природных территорий. Подготавливать и обсуждать презентации о важнейших ООПТ и памятниках Всемирного природного наследия.

1

ВСЕГО

70

8

7. Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

     Для реализации поставленных задач выбран учебно-методический комплекс авторов Е.М. Домогацких – учителя-практика с большим опытом работы в школе и  Н.И. Алексеевского – доктора географических наук, профессора МГУ. Учебники изданы в  издательстве «Русское слово».

     Учебники представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета. Отличительная особенность -  преемственность материала, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата, доступность подачи учебного материала, а также целостностью и научностью. Весь материал имеет достоверный характер и формирует у учащихся объективные представления о реальности.

      УМК имеет хорошее полиграфическое исполнение: дизайн текста и иллюстраций, хорошо читаемый шрифт, качественная  бумага и печать.

     Методический аппарат учебников помогает формировать и совершенствовать навыки теоретического мышления, научного исследования и экспериментальной деятельности, т.е. реализовывать системно-деятельностный подход в преподавании географии.

    Учебник географии издательства «Русское слово» прошел экспертизу РАН и РАО, апробацию в школах 26 регионов России и входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. 

Учебно-методическое обеспечение

Название

Авторы

Издательство и год издания

Классы

Наличие электронного приложения

Учебники

1.

География

Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский,

Москва

«Русское слово» 2010 год

8

нет

Учебное оборудование и компьютерная техника

Наименование учебного оборудования

Темы, в изучении которых применяется данное оборудование

Классы

  1. Учебное оборудование

1.

Интерактивные карты

все

6-9

2.

Выставка горных пород и минералов, промышленного сырья

Литосфера

Полезные ископаемые

6 - 9

  1. Компьютерная техника и интерактивное оборудование

1.

   Интерактивная доска SMART

все

6-9

2.

Компьютер, мультимедиапроектор SMART

все

6-9

3.

Мобильная база для ноутбуков -

24 штуки

Природные зоны

все

8

9

4.

Звуковая система EDIFIER

все

6-9

5.

Документ-камера Aver Vision CP135

все

6-9

8. Планируемые результаты изучения учебного курса.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать/ понимать:

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;
  • основные области современного оледенения и крупные ледники;
  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  • основные виды растительности и животного мира.

Уметь:

● называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии;
  • основные средства и методы получения географической информации;
  • пограничные государства;
  • особенности географического положения, размеры территории, морские и сухопутные границы России;
  • субъекты Российской Федерации;
  • границы часовых поясов;
  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.

● объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
  • влияние географического положения на природу, хозяйство;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • почвообразовательные процессы;
  • особенности растительного и животного мира природных зон;
  • разнообразие природных комплексов на территории страны.

определять:

  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени на территории;
  • погоду по синоптическим картам.

● описывать:

  • физико - географическое положение страны;
  • особенности быта и религий отдельных народов.

оценивать:

  • изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
  • природно-ресурсный потенциал страны, региона.

9.   Оценочные материалы.

     Программой не предусмотрено проведение контрольных работ по предмету. Основной формой контроля являются практические итоговые работы, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Перечень работ соответствует программе.

Перечень обязательных практических работ:

Название

1

Определение местного времени для разных пунктов России

2

Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.

3

Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

4

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

5

Составление характеристики зональных типов почв и вы-

явление условий их почвообразования.

6

Составление  описания одной из природных зон России по плану.

7

Составление описания природного района по плану.

8

Анализ источников информации об истории освоения территории России

Географическая номенклатура:

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).  

      В Приложении представлены контрольно-измерительные материалы, которые используются для измерения достижений обучающимися планируемых предметных результатов. Данные контрольно-измерительные материалы используются для проведения промежуточной аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класс

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класс к учебнику В. П. Дронов и др. Планирование рассчитана на 2 часа в неделю и 68 часов...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Рабочая программа по учебному курсу «География. Начальный курс» 6 класс

  Программа  полностью реализует Федеральный компонент по географии на ступени основного общего образования. За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель про...

Рабочая программа по учебному курсу "География России. Население и хозяйство. 9 класс." Базовый уровень.

Рабочая программа рассчитана на 70 ч из расчета 2-х учебных часов в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «География России. 8 класс» базовый уровень

Данная программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".Федерального государственного стандарта основного общег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «География России. Население и хозяйство. 9 класс» базовый уровень

Данная программа разработана на основе1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"2. Федерального государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Физическая география России" 8 класс

Рабочая программа по географии составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования...