Евразия
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему

Сурина Анна Даниловна

Разработки уроков, тесты, приложения к урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 7 классе по теме «Страны Восточной Азии. Япония»

(Тема «Япония изучается после темы «Китай»)

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать представление учащихся о Японии, её природных особенностях;  
  2. Продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации;
  3. Развивать навыки работы с картой, умение сравнивать;
  4. Развивать у учащихся познавательный интерес;
  5. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте и духовной культуре японского народа.

Оборудование: политическая карта Зарубежной Азии, физическая карта Евразии, «Строение земной коры», климатические карты, «Плотность населения и народы», компьютер, видеофильм о Японии, флаг и герб Японии, фотографии.

Учащимся было дано опережающее задание: используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о традициях Японии.

Ход урока

Учитель   (на фоне тихо звучащей японской мелодии):

Сегодня на уроке мы продолжим изучение стран Восточной Азии. Страна, с которой мы сегодня познакомимся, расположена на четырёх крупных и почти четырёх тысячах мелких островов. Эту страну можно назвать также и страной гор. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. И даже находясь посреди самой большой равнины, их всегда можно увидеть на горизонте. Здесь начинается новый день на планете, солнце поднимается  из-за моря, поэтому называют её Страной восходящего солнца. Красный солнечный круг на флаге и круглая хризантема  на государственном гербе также символизируют восходящее солнце. О какой стране идёт речь?

Итак, тема нашего урока: “Япония”

Сегодня мы  познакомимся с Японией, изучим её географическое положение, особенности природы, население, хозяйство, узнаем о некоторых традициях и обычаях японцев.

Географическое положение страны.

Рассказ учителя и учащихся сопровождается показом географических объектов на больших настенных картах.  

Давайте совершим путешествие вокруг Японии. Учащиеся  работают с физической картой Евразии.

Япония – островное государство, расположено на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, а также островах архипелага Рюкю и более чем тысяче мелких островов.  Столица  - Токио.

– Определите по карте, какой остров самый большой?                                                              – Какими морями и океанами омывается Япония? (На севере омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем).                                                                                                                            – С какими государствами граничит Япония? (На севере граничит с Россией – Сахалин, Курилы, на юге – с Филиппинами, на западе и северо-западе – с Китаем и Южной Кореей).                                                                                                                                                    – Сравните географическое положение Японии и Китая.

В Японии много различных традиций и обычаев. И один из них связан с географическим положением страны. Видимо потому, что Япония является островным государством, здесь сложился такой красивый обычай провожать корабли: трепещут на ветру длиннющие ленты из цветной бумаги, одни концы в руках отплывающих, другие – в руках остающихся на берегу. Всё дальше и дальше отходит от пристани корабль, и начинают рваться одна за другой яркие ленты…  

Работа с контурной картой. 

Задание. На контурной карте укажите:

  • Названия островов;
  • Столицу Японии;
  • Моря;
  • Проливы;
  • Течения.

Особенности природы

Природа Японии очень живописна. Особую привлекательность ей придают красивые берега с заливами и небольшими островками, покрытые лесом горы, которые занимают ¾ её площади. Низменные равнины расположены вдоль побережий. Самые высокие хребты находятся на острове Хонсю. Гористая поверхность островов очень разнообразна и по строению, и по высоте.  Здесь есть вулканические конусы и плато, массивы с пологими склонами, обработанные текучими водами. Здесь же находится самая высокая вершина страны, священная для её жителей – потухший вулкан Фудзияма, высотой 3 776 м. Каждый житель и каждый гость Японских островов стремится совершить восхождение на Фудзияму. Пеший подъём продолжается с трёх часов дня до трёх часов ночи, и поднявшиеся на вершину люди восхищаются удивительно красивым зрелищем – восходом солнца над Страной восходящего солнца.

Работа с картой  «Строение земной коры»

Учащиеся определяют, что граница литосферных плит находится в непосредственной близости от Японских островов,  следовательно,  для Японии характерны землетрясения и извержения вулканов.  На востоке от Японских островов находится глубоководный желоб.

Приложение 1

Работа с климатическими картами

Учащиеся работают с климатическими картами. Здесь можно провести игру-минутку «Волшебная шляпа». Учащийся, желающий быть волшебником, выходит к карте и надевает «волшебную шляпу». Другой учащийся даёт характеристику климата Японии, куда бы он хотел попасть.                                    

Ученик.   Я хочу попасть в такой климат, где средняя температура января от 0 до -10ºС, а средняя температура июля +16ºС.     Осадков должно выпадать 700 мм в год.                                                                                                                               Волшебник. Я отправляю тебя на остров Хоккайдо, там как раз умеренный муссонный климат.                                                                                                                

Ученик. Я хотел бы оказаться там,  где средняя температура января  +8ºС, а средняя температура июля +24ºС. Осадков должно выпадать 1200 мм в год.                                        Волшебник.      Я отправляю тебя на южное побережье островов Кюсю и Сикоку, там субтропический муссонный климат.                                                                                                                        

Большая протяжённость Японских островов с севера на юг определяет различия в климате северных и южных островов. На острове Хоккайдо холодная зима, часты обильные снегопады, метели. Холодные воздушные массы иногда проникают на юг до острова Кюсю. Снег на Фудзияме лежит до середины августа. Летом с Тихого океана приходят тёплые и влажные ветры. Тёплое течение Куросио также смягчает климат Японии.  Осадков выпадает много, в 2-3 раза больше, чем на соседних частях материка. В конце лета над островами часты тайфуны, прохождение которых сопровождается сильными ливнями и ураганными ветрами. Тайфуны вызывают наводнения на реках, порой губят посевы, принося жителям островов немалые убытки. В Японии много рек, но они короткие, с бурным течением, с порогами и водопадами, поэтому на них строят гидроэлектростанции и используют для орошения полей.  

Задание.  Сравните природные условия Японии и Китая.                                                                                                              

Работа с картой «Плотность населения и народы»

По карте «Плотность населения и народы» учащиеся определяют, что Япония – одна из наиболее плотно заселённых стран мира. Численность населения – 127,3 млн. человек, средняя плотность – 342 чел на 1км2.  99%  жителей – японцы, на острове Хоккайдо живёт малочисленный народ – айны.  

Задание. Проанализируйте данные карты и сделайте вывод о плотности и размещении населения Японии и Китая.

Работа с комплексной картой Евразии.  Просмотр  видеофильма о Японии.  

По комплексной карте и из видеофрагмента  учащиеся определяют основные черты хозяйства страны. Учащиеся узнают, что Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира. Страна известна ребятам своими автомобилями, роботами, электронно-вычислительной и бытовой техникой. Своих полезных ископаемых в стране мало, поэтому большую их часть приходится ввозить из-за границы, в том числе и из России. В стране выращивают рис, чай, сахарный тростник, разводят крупный рогатый скот, птицу, свиней. Кроме рыболовства, занимаются искусственным разведением рыб и жемчужных раковин.

Задание. Составьте сравнительную характеристику Китая и Японии, заполнив таблицу:

План сравнения

Страны

Китай

Япония

Географическое положение

Природные условия

Население

Хозяйство

Представьте, что вы совершили путешествие в Японию. Расскажите о своих впечатлениях.

Сообщения учащихся

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Учащиеся в ходе сообщений записывают  в тетрадь основные понятия: икебана, чайная церемония, бонсай, татами, сумо, ханами, кимоно, хаси, хасибукуро, аоймацури.

Закрепление

Домашнее задание: § 76, с. 288-291, разгадать головоломку: вписать в клеточки названия семи японских городов, которые оканчиваются на  - ЯМА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

            На Японских островах ежегодно бывает около 1,5 тысяч землетрясений, насчитывается более 150 вулканов, около 40 из них –  действующие. С давних времён жители Японии стремятся приспособить свою жизнь к грозящим землетрясениям. Поэтому конструкция традиционного японского дома отличается простотой и лёгкостью. Так, до сих пор жилищем крестьян и рыбаков на острове Рюкю служат когда-то широко распространённые по всей стране прямоугольные хижины, напоминающие игрушечные домики, крытые соломой, листьями саговой пальмы, камышом, черепицей. Три стены дома из деревянных каркасов, заплетённых бамбуком, делаются постоянными. Четвёртая стена открыта и задвигается при необходимости рамой, оклеенной провощенной белой рисовой бумагой. Такие же рамы внутри дома создают возможность отгораживать комнаты, меняя в них по желанию планировку. В таком доме нет ни окон ни дверей – в каждой комнате три стены из четырёх можно раздвинуть или вовсе снять. При подземных толчках деревянный каркас дома ходит ходуном, но оказывается прочнее кирпичных стен. Если же крыша всё-таки обрушится, то дом без труда можно собрать заново. Мебели в доме почти нет, а та, которая есть, должна находиться ниже головы сидящего человека. Высотные здания в городах имеют особую конструкцию и способны выдержать 9-балльные землетрясения. Ежегодно здесь фиксируется до 1,5 тысяч землетрясений, в среднем по четыре толчка в день. Японцы образно говорят, что живут, словно на вздрагивающей спине дракона, которую он выставил из пучины океана. Вулканические извержения и подземные толчки для японцев стали такими же привычными и неизбежными, как летняя жара  и зимний холод.



Предварительный просмотр:

Урок географии по теме "Рельеф Евразии и полезные ископаемые"

Цели:

  1. образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;
  2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
  3. развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, компьютерами.

Уметь:

  • сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний,
  • по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
  • составлять  листы опорных сигналов (ЛОС), делать выводы.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Проверка знаний и умений

А)  тест по проверке ГП Евразии -1 чел.

Б) История исследования  Евразии

В древние века:

Чжан Цинь – путешествие в Ср. Азии и слышал об Инде

Китайские мореплаватели – достигли  восточных  берегов Африки, огибая Ю.Азию

Геродот – посетил Вавилон, слышал об Инде

В средние века:

Арабы – изучили Аравийский п-в, Иранское нагорье, знали о Тибете и Северном Китае

Марко Поло – изучил ю-в Азию

Афанасий Никитин – рус. купец  - изучил природу и быт Индии

Бартоломеу Диаш и Васко да Гама – открыли  морской  путь в Индию с запада

Фернан Магеллан – кругосветное путешествие , с востока  путь в Индию

Семёнов – Тян-Шанский – путеш. По Тань-Шаню, открыл вершину Хан-Тенгри, исследовал Иссык – Куль

Н.М. Пржевальский – исследовал Центральную Азию: истоки реки Хуанхе и Яндзы, местонахождение блуждающего озера Лобнор, описал виды животных(лошадь Пржевальского, дикий азиатский верблюд)

П.К. Козлов – пустыня Гоби, нагорье Тибет, отыскал засыпанный древний  город Хара-Хото

В.И. Роборовский,М.В. Певцов  - Центральную  Азию

Г. Н. Потанин – природу , жизнь и быт народов  С. Китая и восточной части Тибета

3. Актуализация знаний и умений

  Сегодня нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии.  

    - Что вы можете сказать о рельефе материка  Евразия?

      Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря (400м) и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9км. 

Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата ПИ?

На эти вопросы мы будем искать ответы в течение урока, используя знания, полученные на уроках географии, истории.

4. Изучение нового материала

Ребята, вспомните как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея, 135млн.л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков).

Работа с атласом стр. 6

Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии?   Атлас с. 5

       В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский.

В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.

Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. атлас с. 39

  Как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Сопоставляя карты атласа заполнить таблицу .

Задание №1

Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры

Строение земной коры

Соответствующие формы рельефа (заполнить)

Древние платформы

Восточно-Европейская

Восточно-Европейская (Русская) равнина

Сибирская

Среднесибирское плоскогорье

Индийская

Декан плоскогорье

Китайско-Корейская

Великая китайская равнина

Области складчатости

Древняя  

Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина
Гоби, Скандинавские

Средняя 

Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь.

Новая  

Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи.
Апеннины, Карпаты
Иранское нагорье Пиренеи, Альпы

Вывод:  Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем.

      Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам?(Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья).

– фото – Западно-Сибирская равнина

     До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равнины плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды.

        Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту.

 Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка.

 Альпийско-Гималайский пояспротянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.

Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы.

         Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае.

 На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие е горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры.

Равнины и горы Евразии имеют самую разную высоту.

Задание №2.  Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот:

Форма рельефа

Высота,  м

Западно-Сибирская равнина

0-200 м

6

Среднесибирское плоскогорье

свыше 1000 м  
г. Камень-1664 м

4

Восточно-Европейская равнина

200-1000 м
Хибины 1191 м

5

Прикаспийская низменность

ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря)

7

Уральские горы

г. Народная1895 м

3

Нагорье Тибет

Свыше 5000 м

1

Иранское нагорье

 4547 м

2

 

         Вывод: Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м).

 На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса    ара, происходит большая часть землетрясений на Земле. 

Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения.

Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. 

К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие:

1. Везувий

А. Пол – в Камчатка

2. Этна

Б. Зондские о-ва

3. Кракатау

В. Остров Сицилия

4. Ключевская Сопка

Г. Японские о-ва

5. Фудзияма

Д. Аппенинский  пол-в

Ответ: 1.Д,  2.В,  3.Б, 4.А,  5.Г.

Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строение земной коры.  

Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Работа с атласом стр. 38.

Задание № 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

1. Район Персидского залива

А. Драгоценные камни

2. Пол-в Малакка

Б. Железная руда

3. О-в Шри-Ланка

В. Нефть, газ

4. Горы Скандинавские

Г. Оловянные р., Д. Медные р.

5. Север Великой Китайской равнины

 Е. Кам. уголь

Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В.

Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии.

(Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)

5. Закрепление

Тестовый контроль

  1. Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
    1. одна крупная древняя платформа,
    2. несколько относительно мелких древних платформ.
  2. К древним платформам на территории Евразии относятся:
    1. Южно-Американская и Сибирская
    2. Сибирская и Восточно-Европейская
    3. Восточно-Европейская и Австралийская
  3. Установите соответствие:

Платформа

Равнина

1.Сибирская

А) Западно-Сибирская

2. Индийская

Б) Великая Китайская

3.Китайско-Корейская

В) Декан (плоског.) 
Г) Среднесибирское плоског.)

  1. Установите соответствие:

Горы

Возраст складчатости

1. Карпаты

 А) Древний (Pz)

2.Скандинавские

  Б) Средний (Mz) 

3. Верхоянский хребет

   В) Новый (Kz)

 

Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? (причина:  история развития материка, разнообразие форм рельефа).

 

6. Домашнее задание

§50,

Отметить на контурных картах изученные географические объекты;

Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков?

С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе?

Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?




Предварительный просмотр:

Тема урока: Физико-географическое положение Евразии. История исследования.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

  • Закрепить понятие географическое положение материка и умение составлять характеристику географического положения.
  • Изучить очертание Евразии, размеры и историю освоения материка.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: физическая карта Евразии. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Новая тема

      Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.

      Тема нашего урока «Географическое положение и история исследования Евразии».

     Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение будет влиять на природу Евразии. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.

      Евразия – материк, на котором мы живем. Это величайший материк земного шара. Он занимает одну треть всей суши планеты.

      По площади Евразия равна Африке и Северной Америке, вместе взятыми. 
– С запада на восток материк протянулся на  
16 тыс.км, 
а с севера на юг – на
8 тыс. км.

– Из каких двух частей состоит Евразия? (Европа и Азия)

   Европа – настолько древнее слово, что проследить его истоки крайне сложно. Название могло произойти от семитского «эреб» или «ириб», что означает «запад» или от финикийского «Ереп» – заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции слово «Эребос» обозначает мрак, темноту, подземное царство мертвых. Европа – часть света, западная часть материка Евразия.
      Азия – в переводе с арабского «асу» – восток, часть света, входящая в состав континента Евразия. Занимает наибольший участок Евразии, лежит на восток от Европы. Еще 500 лет назад Азия манила европейцев. Именно из Азии торговцы привозили драгоценные камни, тропические фрукты, тончайшие ткани и пряности (перец, корицу, орех). Европейцы долго мечтали об азиатских богатствах.

     I.  ГП Евразии.

        А теперь попробуем определить географическое положение материка.  С. 344

1 задание. Как расположен материк по отношению экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана?

2 задание.Определите название крайних точек Евразии. Найдите, в каких странах находятся крайние точки материка (используйте атлас).

Северная точка: мыс Челюскин  77° с. ш.  104° в. д.

Южная точка: мыс Пиай 1°  с. ш.   103° в. д.

Западная точка: мыс Рока   38° с. ш.  9°  з. д.

Восточная точка: мыс Дежнёва 66° с. ш.   169° в. д. 

3 задание. В каких климатических  поясах  расположен материк?

    4 задание.  Какие океаны омывают Евразию?

    5 задание.  Какие моря омывают? Назовите внутренние моря.

    6 задание.  Какими проливами Евразия отделена от Африки, от Северной Америки, –  от Океании ?  Заливы: Бенгальский, Персидский, Бискайский

1) Найдите и покажите на карте Суэцкий канал.
2) Объясните разницу между понятиями пролив и канал.

Суэцкий канал – был открыт в 1869 году. Длинна 161 км, глубина 13 метров, ширина 120–150 метров, без шлюзов. Является основным каналом транспортировки нефти из Азии в Европу.

7 задание.  В каких полушариях расположена Евразия?

 К какому материку Евразия расположена ближе всех?
8 задание. Показать на карте острова: Исландия, Ирландия, Великобритания, Сицилия, Шри-Ланка, Сахалин, Врангеля.

9 задание. Показать на карте: Шпицберген, Новая Земля, Северная Земля, Курильские острова, Японские острова, Филиппинские острова.

9 задание.  Покажите полуострова: Пиренейский, Скандинавский, Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Индостан, Малакка Аравийский, Малая Азия, Балканский.

Интересные факты:

  • Самый большой остров у берегов Евразии - Великобритания.
  • Самый большой полуостров – Аравийский.
  • Самое большое по площади море – Средиземное.
  • Самое мелкое море – Азовское.
  • Самый большой залив – Бенгальский.
  • «Цветные моря» – Черное, Красное, Желтое, Белое.

II. История открытия и исследования материка.

   Говорить об открытии Евразии можно лишь условно – ведь именно из Европы отправлялись в путь первооткрыватели Америки, Австралии и Антарктиды. Не удивительно, что большая часть исследований пришлась на азиатскую часть материка. Наиболее известны путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина, исследования Н.М. Пржевальского и П.П. Семенова - Тян-Шанского.

        Более подробную информацию об этих исследованиях вы прочтёте в учебнике   с. 246-249. Вашей задачей будет внимательно  прочесть и заполнять таблицу.

Имя исследователя

Время исследования

Заслуги и достижения

 

 

 

III. Заключение.

В заключении давайте сделаем вывод, доказав положение «Евразия – величайший массив суши».

http://festival.1september.ru/articles/522656/img1.gif

IV. Домашнее задание. параграф 49, заполнить таблицу

 

 

 



Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии в 7 классе по теме:

 «Население и политическая карта Евразии»

Цели:

-организовать работу по изучению населения и политической карты Евразии; -способствовать развитию умений и навыков в работе с политической картой, картой плотности населения;

-развивать интеллектуальные умения учащихся: сравнивать, анализировать, делать выводы; -воспитывать у учащихся чувство патриотизма, интерес к предмету.

Оборудование:

Политическая карта мира, физическая карта мира, атласы, контурные карты,  Тип урока:

урок изучения нового материала.

Ход урока

1. Организационный этап

Добрый день, друзья! Я рада вас всех видеть сегодня и очень хочу поскорее начать работу с вами! Хорошего вам настроения!

2. Этап повторения пройденного материала.

     А)  Еще совсем недавно этот материк для нас был полным неизведанного, полным загадок.

 - А как же называется материк, который мы изучаем? Правильно Евразия. 

 - А вы можете мне сказать какой же это материк.

-  Давайте попробуем определить самое – самое в природе Евразии.

Какой это материк по площади - самый большой.

Единственный материк, который омывает все четыре океана.

Находятся самые высокие горы – Гималаи.

Самое глубокое озеро – Байкал. (1620 м)

Самое большое море- озеро – Каспийское

самое низкое место земного шара – Мертвое море и самое соленое.

Самый большой полуостров – Аравийский.

На этом материке встречаются все климатические пояса и природные зоны северного полушария.

Б) Проведем альтернативный диктант. ( отвечаем да – нет).

 Согласны ли вы с утверждением

- Расположение природных зон тесно связано с климатом и климатическими поясами. (да) 

- В зоне арктических пустынь лето жаркое, продолжительное, температура достигает + 40° (нет) 

- Природные зоны простираются в широтном направлении, начиная с арктических островов на север до зоны тайги, а на к югу располагаются с запада на восток в виде узких полос. (да) 

- Во внутренних районах, где влаги много формируются зоны пустынь и полупустынь. (нет)

- Тундра – природная зона с суровым климатом, на болотистых почвах произрастают мхи, лишайники и древовидная растительность. (да)

- Тайга является зоной, где растут только широколиственные деревья (нет) 

- В природных зонах лесостепей и степей распространены очень плодородные черноземные почвы, названные «царем почв», здесь выращивают зерновые культуры ( пшеницу, рожь, гречиху, ячмень, овес). (да) 

- В зоне переменно- влажных лесов растут вечно зеленные деревья – магнолия, камелия, лавр, бамбук. Из животных обитают белые медведи и полярные лисицы. (нет) 

- Тропические пустыни занимают Аравийский п- ов и пустыню Тар в Индии. (да) 

- Во влажных экваториальных лесах произрастает более 40 тысяч видов растений, только пальм имеется около 300 видов. (да)

 З. Этап усвоения новых знаний 

        Мы продолжаем играть в самый, самый. Оказывается это самый большой по численности населения и по количеству государств материк. И мы переходим к теме нашего сегодняшнего урока «Население и политическая карта Евразии».  (записать в тетрадь тему  урока)

Будем исследовать материк дальше.

Мы продолжаем играть в самый, самый.

 Оказывается это самый большой по численности населения и по количеству государств материк. И мы переходим к теме нашего сегодняшнего урока « Население и политическая карта Евразии» .

Будем исследовать материк дальше.

            Человек на материке Евразия живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.

            В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли (где?) 

в Индии, Китае, Месопотамии, на побережье Средиземного моря.

        На материке Евразия проживает более 4,5 млрд. человек, ¾ населения земного шара.

    Население Евразии многообразно по расовому и национальному составу.

-Как вы думаете, какие расы населеляют Евразию?

Большую часть составляют народы европейской расы.

-А кто из вас помнит, что такое раса? - Раса ~ это исторически сложившаяся группа людей, выделяемая на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и др.)

- Существует легенда о происхождении рас.  

     Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели золотистый оттенок — это были монголоиды. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

-Да, интересная легенда. Но что же всё-таки способствовало образованию рас на самом деле?

Расы начали формироваться в период позднего палеолита (30-40 тыс. лет назад). К этому времени человек жил уже во всех частях света. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.

- Охарактеризуйте негроидную расу.

Отличительные признаки негроидной расы являются курчавые чёрные волосы, тёмно-коричневая кожа и карие глаза. Темнокожесть представителей негроидной расы обусловила и её название (от лат. Нигер-чёрный). Кроме того, для негроидов характерны очень широкий, но слабо выступающий нос, очень толстые губы, крепкие зубы, умеренно
выступающие скулы, слабый или средний рост волос на лице и теле. Нижние и верхние челюсти выдвинуты вперёд.

-Что вы знаете о европеоидной расе?

    Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожие, у них

прямые, иногда волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза

-        светло-карие, жёлтые, зелёные, серые или голубые. Конечно, встречаются
черноволосые, темноглазые и довольно смуглые представители европеоидов,
особенно на юге. Для этой расы характерны широко открытые, ровно
поставленные глаза. Тонкий прямой, сильно выступающий нос, иногда с
горбинкой. Губы у европеоидов тонкие или средней толщины. Типичные
черты у мужчин - густые усы и борода. Европеоидов можно разделить на
две главные группы: южную
- со смуглой кожей, тёмными волосами и
карими глазами и северную
- со светлой кожей, серыми и голубыми глазами,
русыми и белокурыми волосами.

-Расскажите о монголоидной расе.

Волосы у них прямые, иссиня-чёрные, толстые и жёсткие. Широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими, чаще всего расплющенными носами, чёрные или тёмно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах -редкие усы и борода. Особенно необычно и своеобразно строение глаз монголоидов: они узкие, и внутренние углы их расположены ниже внешних, что создаёт впечатление раскосости. Верхнее веко тяжёлое и набухшее. Не менее своеобразны у монголоидов зубы. Передние резцы - широкие.

 - Какие карты нужны для изучения  темы нашего урока? (политическая карта с.17,44,47 и плотность населения и народы с. 18-19)

-Как показываются страны на политической карте мира? (цветом)

-А что вы можете сказать о политической карте Евразии?  атлас с.17

  Да, она необычайно пестра.

 О чём этот говорит?

  Это говорит  о разнообразии стран и народов Евразии.  В Евразии есть карликовые государства. Ведь, изучая предыдущие материки,   мы   не   упоминали   ничего   об   этой   группе   стран.    

Сообщения учащихся

Ватикан 

Площадь - 0,44 кв.км. население -2,5 тыс. человек. Официальные языки -латинский и итальянский. Ватикан - это крошечное, но могущественное государство в пределах Рима, столицы Италии. Руководит этим государством Папа Римский - духовный глава всех католиков мира. Кроме папского дворца здесь находится главный католический собор мира - собор Святого Петра. На службе одновременно в нём могут присутствовать несколько тысяч человек. А первое, что видят приезжающие в Ватикан -великолепный фонтан на площади перед собором святого Петра .Однако государство славится не только своими культовыми сооружениями. Здесь со времён эпохи возрождения собирались произведения древнего и античного искусства и создан крупнейший в мире Ватиканский музей. 

Монако

Площадь около 2 кв.км. население — 32 тыс. человек. Официальный язык — французский. По площади государство Монако самое крошечное после Ватикана. Теснота - главный стимул развития страны. Одно время эту проблему пытались решить, осушая морское мелководье. Так получили 40 гектар искусственной суши, пригодной для строительства домов на сваях. Однако дальнейшее наступление на море пришлось прекратить — слишком близко к берегу подходят 30-40 метровые глубины. Тогда появился проект подводного поселения. Другой путь - строительство небоскрёбов. Дома-башни высотой 50-110 метров совершенно изменили облик княжества, заслонив его поданным и многочисленным туристам вид на море и горы. Одна из достопримечательностей Монако Океанографический музей. Он был основан в 1899 году. Сейчас это страна туризма, фестивалей, научных конференций.

- Найдите и покажите самые большие страны по площади

(записать в тетрадь)

Россия, Китай, Индия

-Покажите «карликовые» государства;

Ватикан, Сингапур, Андорра, Мальта, Сан-Марино, Монако 

- Перечислите развитые государства;

Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания

-покажите страны наименее развитые:

Афганистан, Бангладеш, Бутан, Лаос, Мьянма

Ребята,   а   теперь   давайте   обозначим   названные   нами   страны   на контурных картах. с. 57

  - А как же размещены народы по территории материка?

- Что поможет нам ответить на этот вопрос?

Это карта народов из нашего атласа.  с.19 

Давайте откроем её и проанализируем.

 -  Скажите, какие народы населяют центральные части материка?

- Северные окраины?

- Юг континента?

- Скажите, а где на материке самая высокая плотность населения?

- Где находятся районы с низкой плотностью населения?

- Какой вывод вы можете сделать о размещении  населения на материке

Евразия?

- Предположите, что повлияло на такое размещение населения?

         Действительно, на огромной и разнообразной территории материка население размещено крайне неравномерно. В Евразии есть места с самой высокой плотностью населения в мире - на острове Ява, в долине реки Ганг. Одна из причин высокой плотности населения - давность заселения. Так, в далёком прошлом интенсивно заселялись Восточная и Южная Азия. Плотность сельского населения здесь порой достигает 1,5 тыс. человек на 1 кв.км.

 В Западной Европе наиболее заселена прибрежная часть Атлантического океана. Важная особенность этой части Евразии - большое количество городского населения. 

          В то же время значительная часть материка заселена очень редко. Почти совсем безлюдны Тибет и Гоби в Центральной Азии, выжженные солнцем пустыни Аравийского полуострова.

         Невелика численность населения на севере Азии.

     Давайте обратимся с вами к политической карте Евразии. Из презентации вы узнали, что она очень пестра. Это говорит о большом количестве стран на материке. Скажите, а какие древние государства Евразии из уроков истории вы знаете? Да, это такие страны, как: Древняя Греция, Древний Рим, Вавилон. В Средневековье государств становилось всё больше, так как велись междоусобные войны, которые заканчивались переделом территории. Но новые государства создаются и в наши дни. Так на месте СССР образовалось 15 независимых государств - Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Армения, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан и Россия.

 Вопросы:  

-Россия - какое государство по количеству наций?

-Назовите запомнившиеся вам народы России.

-А сколько всего народов проживает в нашей стране?

Ребята, давайте теперь вернёмся к политической карте Евразии.

 Страны отличаются между собой культурой, географическим положением.

Мы будем изучать в дальнейшем страны Европы и страны Азии.

Откройте учебник на с.272 - карта Европы.

- На какие регионы принято делить Европу?

На с.274 - карта Азии.

-Назовите регионы зарубежной Азии.

Из   этих   карт   видно,   что   все   страны   отличаются   по   географическому положению. Они делятся на островные, материковые, полуостровные.

 Давайте в тетрадях   в которой приведём примеры таких государств.

Первая группа запишет материковые страны,

вторая - островные,

- полуостровные (по 6 примеров)

 

4.Этап первичной проверки изученного

-На какие части света делят страны Евразии?

-Назовите и покажите самые большие по площади страны материка.

-Вспомните самые маленькие страны по площади.

-Какое государство имеет самую большую численность населения?

5.Этап информации о домашнем задании

Параграф  54,  на контурной карте обозначить страны,  названия которых встречаются в тексте параграфа.

6.Этап подведения итогов занятия

      Ребята, я хочу прокомментировать нашу работу во время урока. Вы сегодня были очень собраны, внимательны. Поэтому мы многое успели сделать во время занятия. Мне хотелось бы отметить вашу добросовестную и серьёзную подготовку к уроку. И сегодня я ставлю следующие оценки:

 Молодцы!

Мне очень приятно было работать сегодня с вами!

7.Этап рефлексии

 1.На уроке я узнал , что Евразия…

 2.Урок мне понравился потому что…

 3.Хотелось бы ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме климат, внутренние воды, природные зоны Евразии.

Проверка знаний " Климат, внутренние воды, природные зоны Евразии."...

"Евразия: географическое положение и история исследования материка"

Презентация по географии для 7 класса. Тема "Евразия: географическое положение и история исследования материка"...

Обобщающий урок по теме: "Природа Евразии"

Этот урок помогает развивать у учащихся познавательный интерес к географии, научить школьников мыслить логически, принимать правильные решения....

Задание для учащихся в виде презентации по теме "Евразия". География. 7 класс

География. 7 класс по теме "Евразия". Задание для учащихся выполнено в виде презентации . В режиме работы с программой учащиея выполняют задания: Перетащить на карту столицу государсв Евразии...

Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география

Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география....

Презентация для проведения урока-обобщения по теме "Евразия", география, 7 класс

Презентация для проведения урока-обобщения по теме "Евразия", география, 7 класс...

Урок географии в 7 классе "Внутренние воды Евразии"

Урок  формирует представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. знакомит  с крупнейшими реками, озерами, болотами  материка, а так же с   современным оледен...