Урок географии в 7 классе "Внутренние воды Евразии"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Гудкова Анастасия Николаевна

 

 Урок  формирует представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. знакомит  с крупнейшими реками, озерами, болотами  материка, а так же с   современным оледенением и многолетней мерзлотой,  показывает  значение внутренних вод в хозяйственной жизни и в природе. Способствует  формированию  умений  работать с к/атл, к/к, описывать реки с опорой на знания о климате, определить причинно-следственные связи, значение охраны внутренних вод. Служит  воспитанием основ нравственной, экологической, коммуникативной культуры, учебного  трудолюбия , интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnutrennie_vody_evrazii_urok.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Белогорская основная общеобразовательная школа».

( открытый

урок – путешествие  

по географии в 7 классе)

                                                                 Учитель:

                                                                 Гудкова А.Н.

2012г.

Урок географии в 7 классе.

Тема: Внутренние воды Евразии.

Цели: Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. Познакомить с крупнейшими реками, озерами, болотами  материка. Показать наличие  современного оледенения и многолетней мерзлоты. Определить  значение внутренних вод в хозяйственной жизни

и в природе.

Умение работать с к/атл, к/к, описывать реки с опорой на знания о климате, определить причинно-следственные связи, значение охраны внутренних вод.

Воспитание основ нравственной, экологической, коммуникативной культуры, учебного  трудолюбия , интереса к предмету.

Оборудование: СД,  физическая карта  Евразии, таблицы, индивидуальные карты маршрута, знаки станций, хрестоматия,  к/атласа, к/карты.

 На доске таблица  результатов.

Помощники: старшеклассники в костюмах Кикиморы, Водяного.

Ход:

 Опрос:

1.«географическая пятиминутка» (номенклатура по предыдущей теме.):- 5 мин.

а) «географическая дуэль» у карты – 2 человека

б) «Кто такой? Что такое?» - 2 человека.

в)  Практика  на и/карте – 1 человек.

2. «фронтальная беседа» - 3 минуты

? – как изменяются климатические условия в Евразии? (с С-Ю, З-В)

?- от чего зависит климат п-в Индостана и Индокитая? (от муссонов)

? – почему Черапунджи- самое влажное место на материке? (ответ показать по карте)

?- как можно охарактеризовать климат высоких нагорий – Тибета и Памира? (высокогорный, сухой, с жарким летом и морозной зимой, суровый большую часть года).

?- в каких климатических поясах лежит материк? ( арктическом, субарктическом, умеренном, субтропическом, тропическом, субэкваториальном, экваториальном).

?- назовите типы климата в умеренном климатическом поясе? ( северный умеренный,  морской умеренный, умеренно- континентальный, континентально- умеренный)

?- назовите  типы климата в субтропическом климатическом поясе? ( субтропический,  средиземноморский, субтропический континентальный, субтропический муссонный).

?- назовите части материка, где климат особенно благоприятен для сельского хозяйства ? (на В, Ю-В, Ю).

Новый материал:

Учитель: тема  нашего урока: «Внутренние воды Евразии»

  1. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по материку Евразия с целью:

Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. Познакомиться с крупнейшими реками, озерами, болотами  материка. Показать наличие  современного оледенения и многолетней мерзлоты. Определить  значение внутренних вод в хозяйственной жизни

и в природе.

(Учитывая то, что ребята любят соревноваться, параллельно будем проводить турнир между учащимися …!».

 Новый материал:

Учитель:: Объявляю  станцию «Река».

Кикимора: А вот и я!  Что не ждали?

Учитель: Ой, кто это! Ой, что это?

Кикимора: Кикимора я, не узнали что-ли ? Собою пригожая, вся такая милая, нежная. Что это я здесь с вами разговариваю, всё равно  не поймете! А вы чего сюда явились?

Учитель: Мы  путешественники, изучаем внутренние воды Евразии.

Кикимора: Реки  и озёра такого громадного материка, как Евразия отличаются большим разнообразием, которое зависит от особенностей рельефа и климата. Это наверное очень интересно? А мне можно с вами?

Учитель: Возьмем её собой? Хорошо будешь следить, правильно ли мы ведём себя во время путешествия. Записывать очки на доске.

(Учащимся даются  индивидуальные маршруты с заданиями:

!? – найдите  задания   станции «Река»)

Карточки с заданиями:

Карточка №1: Какие реки относятся к бассейну СЛОкеана, покажите, опишите реку Лену по плану.

Карточка №2: Какие реки относятся к бассейну Атлантического океана, покажите, опишите реку Дунай по плану

Карточка №3:  Какие реки относятся к бассейну Тихого океана, покажите, опишите реку Янцзы по плану.

Карточка №4:  Какие реки относятся к бассейну Индийского океана, покажите, опишите реку Ганг по плану

Карточка №5:  Какие реки относятся  к бассейну внутреннего стока, покажите, опишите реку Волга по плану.

Карточка №6: ( всем) Определите типы питания рек (каждая команда свои реки)

дождевое

снеговое

ледниковое

весной

летом

зимой

1. Лена

+

+

+

2. Дунай

+

+

3. Хуанхэ

+

+

+

4. Ганг

+

+

+

5. Амударья

+

+

Кикимора:- надо же справились, какие умные ребятишки. А я  же волшебница – у меня для вас сюрприз: посмотрите красоту рек Евразии.

( Слайды с фото рек материка)

Кикимора:- Теперь можно и отдохнуть.

Объявляю привал- викторину!

1.Назовите реку Оренбургской области.

2.Загадки:   Течет, течет                                 Между гор

                    Не вытечет-                                  Между дол

                    Бежит, бежит                               Бежит белый конь

                    Не выбежит                                        (ручей)

                                   (река).

- По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет

                                                                             ( волна).

-Назовите рыбу, которая спасла  Емелю от нищеты.

                                                                    ( щука).

Учитель: Станция «Озеро»: Озера Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размерам и водному режиму. Подобно рекам, по территории материка они размещаются неравномерно.

?- В какой части Евразии особенно велика численность озёр? ( на С-З)

Учитель: найдите в индивидуальных маршрутах задания станции «Озеро»

Карточки с заданиями:

Карточка№ 1:Опишите озера  Ладожское, Онежское

 Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? (Ладожское –самое крупное озеро Европы, Онежское – второе по величине в Европе, чистая вода; происхождение -ледник, опуск 3к)

Карточка№2: Опишите озера   Каспийское, Аральское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?  ( Каспий – самое большое бессточное море-озеро планеты,  Арал – бессточное, соленое исчезнувшее, происхождение- остатки древнего океана)

Карточка№3: Опишите озера  Байкал, Женевское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?  (тект, Байкал- самое глубокое и чистое, Женевское – самое большое, спокойное озеро в Европе  )

Карточка№4: Опишите озера Балхаш, Иссык-куль. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?  (Балхаш – бессточное, западная часть – пресная вода, восточная – соленая; Иссык-куль – одно из крупных горных озер Средней Азии)

Карточка№5: Опишите озера  Эльтон и Таймыр . Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?(Эльтон- озеро-впадина – соленое, добывают соль, бессточное, самосадочное; Таймыр- самое северное озеро в мире за Полярным кругом)

Кикимора: Молодцы, прямо умники и умницы. Ну что удивить вас? ( слайды – озера)

Кикимора:  Вот , я еще и не то знаю. А вот посмотрите: Болота Евразии.

Болото- (топь, трясина) – участки суши с избыточным увлажнением, где растительность разлагается и превращается в торф. Встречаются  в Евразии на севере, В Западной Сибири, на Камчатке, Полесье – это территории Белоруссии и Украины. Бывают  низинные – в поймах рек,  образуются за счет грунтовых вод. Верховые – на плоских водоразделах ( за счет атмосферных осадков) и переходные – определяются по характеру растительности. ( сопровождается показом слайдов)

Водяной:- Это кто сюда забрёл? Покой нарушил? А, это школьники?! Ненавижу школьников- они мне всегда пакости делают!

Учитель:- Мы, дедушка, не просто ходим, мы внутренние воды Евразии изучаем.

Водяной:- Изучаете? Сейчас посмотрю, что вы изучили?

Даю задачу: Сопоставьте глубины озера Байкал с глубинами других озёр.

 

Озеро

S бас т. км

Наибольшая глубина, м.

Каспийское море

371000

1025

Женевское

582

310

Ладожское

17700

215

Онежское

9720

100

Байкал

31500

1620

Иссык-Куль

6280

702

Водяной:- Хорошо отвечаете. Много знаете. Не зря ходите. А вот где я живу? Загадка: Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя? (болото) (ставит оценку на доске)

Учитель:-  Привал №2. Современное оледенение –

Значительная часть Евразии покрыта современными ледниками. Они имеются на многих северных островах в Исландии, Шпицбергене, на Новой Земле, а также в самых высоких горах- в Альпах, Гималаях, на Тянь-Шане, Памире. Сползая вниз, горные ледники дают начало многочисленным рекам. В жарких странах -вода идет на орошение. Особенно широко используется воды рек Хуанхэ, Янцзы, Инда, Ганга, Амударья.

Многолетняя мерзлота-

На большой территории  Северной Евразии распространена многолетняя мерзлота. Она охватывает почти одну треть территории азиатской части материка. Мерзлый слой горных пород содержит лёд и имеет толщину от нескольких метров на Кольском полуострове Таймыр. Летом мёрзлый слой оттаивает на глубину 40-150 см.

Реки, текущие по слою мерзлого грунта, широко разливаются весной, образуя болота. Она затрудняет строительство дорог, жилищ.

-Проблема: Чем объяснить наличие многолетней мерзлоты?

На причины возникновения многолетней мерзлоты существует несколько точек зрения. Одни считают, что причиной многолетней мерзлоты являются зимние низкие температуры, тонкий снеговой покров. Другие утверждают, это древнее оледенение, ведь многолетняя мерзлота существует с давних пор. Находки останков мамонтов подтверждают это. Поднимите руки, кто присоединился к первой точке зрения. Есть ли у кого другая точка зрения?  (Ответ: Причин образования многолетней мерзлоты две. Низкие температуры и древнее оледенение. Поэтому,  многолетнюю мерзлоту называют «вечной»)

Учитель: Следующая станция «Наш дом»

Водяной:

- Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы? (Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые отходы, тепловые  загрязнения, радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы)

- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его  в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

- Вопрос №3.  После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия: а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху

в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

г) поступите как-то иначе.

- Вопрос №4.   Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

- Вопрос №5. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой  реке- на моторной или вёсельной? Почему?

Кикимора:- Ну всё, притомили, уморили, объявляю  привал «К/карта»

  1. кто быстрее и красивее нанесёт на к/ карту реки и озёра, выделенные в тексте учебника

(Учитель, Кикимора, Водяной считают очки на доске

Кикимора:- Водяной, идем посмотрим, оценим работу путешественников. (смотрят к/карты)

Учитель: Подведение итогов ( беседа по  целям урока

1) в чем особенности внутренних вод материка?

2) чем вызвано неравномерное их распределение?

3) почему на этом материке много длинных рек?

4) чем уникальны озера Евразии?

5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты.)

- оценки активным ученикам.

Домашнее задание:  §       к/карта:

-Пусть на земле не умирают реки

пусть стороной обходит их беда,

пусть чистой остается в них навеки

студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою...

Большие дяди, взрослые мужчины,

 храните речку светлую мою.

                       Э.Огнецвет.

-Ребята дома в тетради предложите основные направления по охране внутренних вод.

Оценка деятельности учащихся.

 Оценка «5» ставится  учащимся, которые самостоятельно получали необходимую информацию для решения географических задач, в работе по карточкам, правильно и живо отвечали на вопросы Кикиморы и Водяного.

Оценка «4» ставится  учащимся, которые активно работали в группах, свободно ориентировались по картам и учебнику, обладали коммуникативной компетенцией, но допускали неточности в выводах и определениях.

В виде призов им вручались открытки с изображением природы.

Оценки «3» и «2» на этом уроке не ставятся

Индивидуальный маршрут путешествия  по Евразии.

Цель: изучение внутренних вод материка:

1) выявить особенности внутренних вод материка;

2) чем вызвано неравномерное их распределение?

3) почему на этом материке много длинных рек?

4) чем уникальны озера Евразии?

5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты.

Станция «Река»:

Карточка №1: Какие реки относятся к бассейну СЛОкеана, покажите, опишите реку Лену по плану.

Крупнейшие реки

название

Длина (км)

притоки

Янцзы

5800

Ялундзян

Обь

5410

Иртыш, Чулым, Кеть

Хуанхэ

4845

Хуанхэ

Меконг

4500

Мун, Конго, Тонле-Сап

Амур

4440

Шилка, Аргунь, Сунгари

Лена

4400

Вилюй, Алдан, Витим

Енисей

4102

Нижняя Тунгуска, Ангара

Волга

3531

Ока, Кама

Салуин

3200

Намнха

Инд

3180

Сатледж, Кабул

Евфрат

3065

Хабур

Брахмапутра

2900

…….

Дунай

2850

Тиса, Морава, Прут

Ганг

2700

Джамна, Гхагхра

Амударья

2540

Пяндж, Зеравшан

Карточка №6: ( всем) Определите типы питания рек (каждая команда свои реки)

дождевое

снеговое

ледниковое

весной

летом

зимой

1. Лена

+

+

+

2. Дунай

+

+

3. Хуанхэ

+

+

+

4. Ганг

+

+

+

5. Амударья

+

+

Станция «Озеро»:

Карточка № 1:Опишите озера  Ладожское, Онежское

 Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?

Задача !?- Сопоставьте глубины озера Байкал с глубинами других озёр.

 

Озеро

S бас т. км

Наибольшая глубина, м.

Каспийское море

371000

1025

Женевское

582

310

Ладожское

17700

215

Онежское

9720

100

Байкал

31500

1620

Иссык-Куль

6280

702

Проблема: Чем объяснить наличие многолетней мерзлоты?

На причины возникновения многолетней мерзлоты существует несколько точек зрения. Одни считают, что причиной многолетней мерзлоты являются зимние низкие температуры, тонкий снеговой покров. Другие утверждают, это древнее оледенение, ведь многолетняя мерзлота существует с давних пор. Находки останков мамонтов подтверждают это. Поднимите руки, кто присоединился к первой точке зрения. Есть ли у кого другая точка зрения?

Станция «Наш дом»:

Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы?

 Вопрос №2. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его  в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

Вопрос №3.  После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху

в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

г) поступите как-то иначе.

Вопрос №4.   Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

Вопрос №5. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой  реке- на моторной или вёсельной? Почему?

Домашнее задание:  §

Творческое задание: В тетрадях предложите основные направления по

 охране внутренних вод

Индивидуальный маршрут путешествия  по Евразии.

Цель: изучение внутренних вод материка:

1) выявить особенности внутренних вод материка;

2) чем вызвано неравномерное их распределение?

3) почему на этом материке много длинных рек?

4) чем уникальны озера Евразии?

5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты.

Станция «Река»:

Карточка №2: Какие реки относятся к бассейну Атлантического океана, покажите, опишите реку Дунай по плану

Крупнейшие реки

название

Длина (км)

притоки

Янцзы

5800

Ялундзян

Обь

5410

Иртыш, Чулым, Кеть

Хуанхэ

4845

Хуанхэ

Меконг

4500

Мун, Конго, Тонле-Сап

Амур

4440

Шилка, Аргунь, Сунгари

Лена

4400

Вилюй, Алдан, Витим

Енисей

4102

Нижняя Тунгуска, Ангара

Волга

3531

Ока, Кама

Салуин

3200

Намнха

Инд

3180

Сатледж, Кабул

Евфрат

3065

Хабур

Брахмапутра

2900

…….

Дунай

2850

Тиса, Морава, Прут

Ганг

2700

Джамна, Гхагхра

Амударья

2540

Пяндж, Зеравшан

Карточка №6: ( всем) Определите типы питания рек (каждая команда свои реки)

дождевое

снеговое

ледниковое

весной

летом

зимой

1. Лена

+

+

+

2. Дунай

+

+

3. Хуанхэ

+

+

+

4. Ганг

+

+

+

5. Амударья

+

+

Станция «Озеро»:

Карточка№2: Опишите озера   Каспийское, Аральское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?  

Задача!?- Сопоставьте глубины озера Байкал с глубинами других озёр.

 

Озеро

S бас т. км

Наибольшая глубина, м.

Каспийское море

371000

1025

Женевское

582

310

Ладожское

17700

215

Онежское

9720

100

Байкал

31500

1620

Иссык-Куль

6280

702

Проблема: Чем объяснить наличие многолетней мерзлоты?

На причины возникновения многолетней мерзлоты существует несколько точек зрения. Одни считают, что причиной многолетней мерзлоты являются зимние низкие температуры, тонкий снеговой покров. Другие утверждают, это древнее оледенение, ведь многолетняя мерзлота существует с давних пор. Находки останков мамонтов подтверждают это. Поднимите руки, кто присоединился к первой точке зрения. Есть ли у кого другая точка зрения?  

Станция «Наш дом»:

Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы?

 Вопрос №2. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его  в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

Вопрос №3.  После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху

в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

г) поступите как-то иначе.

Вопрос №4.   Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

Вопрос №5. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой  реке- на моторной или вёсельной? Почему?

Домашнее задание:  §

Творческое задание: В тетрадях предложите основные направления по

 охране внутренних вод

Индивидуальный маршрут путешествия  по Евразии.

Цель: изучение внутренних вод материка:

1) выявить особенности внутренних вод материка;

2) чем вызвано неравномерное их распределение?

3) почему на этом материке много длинных рек?

4) чем уникальны озера Евразии?

5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты.

Станция «Река»:

Карточка №3:  Какие реки относятся к бассейну Тихого океана, покажите, опишите реку Янцзы по плану.

Крупнейшие реки

название

Длина (км)

притоки

Янцзы

5800

Ялундзян

Обь

5410

Иртыш, Чулым, Кеть

Хуанхэ

4845

Хуанхэ

Меконг

4500

Мун, Конго, Тонле-Сап

Амур

4440

Шилка, Аргунь, Сунгари

Лена

4400

Вилюй, Алдан, Витим

Енисей

4102

Нижняя Тунгуска, Ангара

Волга

3531

Ока, Кама

Салуин

3200

Намнха

Инд

3180

Сатледж, Кабул

Евфрат

3065

Хабур

Брахмапутра

2900

…….

Дунай

2850

Тиса, Морава, Прут

Ганг

2700

Джамна, Гхагхра

Амударья

2540

Пяндж, Зеравшан

Карточка №6: ( всем) Определите типы питания рек (каждая команда свои реки)

дождевое

снеговое

ледниковое

весной

летом

зимой

1. Лена

+

+

+

2. Дунай

+

+

3. Хуанхэ

+

+

+

4. Ганг

+

+

+

5. Амударья

+

+

Станция «Озеро»:

Карточка№3: Опишите озера  Байкал, Женевское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?  

Задача !?- Сопоставьте глубины озера Байкал с глубинами других озёр.

 

Озеро

S бас т. км

Наибольшая глубина, м.

Каспийское море

371000

1025

Женевское

582

310

Ладожское

17700

215

Онежское

9720

100

Байкал

31500

1620

Иссык-Куль

6280

702

Проблема: Чем объяснить наличие многолетней мерзлоты?

На причины возникновения многолетней мерзлоты существует несколько точек зрения. Одни считают, что причиной многолетней мерзлоты являются зимние низкие температуры, тонкий снеговой покров. Другие утверждают, это древнее оледенение, ведь многолетняя мерзлота существует с давних пор. Находки останков мамонтов подтверждают это. Поднимите руки, кто присоединился к первой точке зрения. Есть ли у кого другая точка зрения?  

Станция «Наш дом»:

Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы?

 Вопрос №2. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его  в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

Вопрос №3.  После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху

в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

г) поступите как-то иначе.

Вопрос №4.   Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

Вопрос №5. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой  реке- на моторной или вёсельной? Почему?

Домашнее задание:  §

Творческое задание: В тетрадях предложите основные направления по

 охране внутренних вод

Индивидуальный маршрут путешествия  по Евразии.

Цель: изучение внутренних вод материка:

1) выявить особенности внутренних вод материка;

2) чем вызвано неравномерное их распределение?

3) почему на этом материке много длинных рек?

4) чем уникальны озера Евразии?

5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты.

Станция «Река»:

Карточка №4:  Какие реки относятся к бассейну Индийского океана, покажите, опишите реку Ганг по плану

Крупнейшие реки

название

Длина (км)

притоки

Янцзы

5800

Ялундзян

Обь

5410

Иртыш, Чулым, Кеть

Хуанхэ

4845

Хуанхэ

Меконг

4500

Мун, Конго, Тонле-Сап

Амур

4440

Шилка, Аргунь, Сунгари

Лена

4400

Вилюй, Алдан, Витим

Енисей

4102

Нижняя Тунгуска, Ангара

Волга

3531

Ока, Кама

Салуин

3200

Намнха

Инд

3180

Сатледж, Кабул

Евфрат

3065

Хабур

Брахмапутра

2900

…….

Дунай

2850

Тиса, Морава, Прут

Ганг

2700

Джамна, Гхагхра

Амударья

2540

Пяндж, Зеравшан

Карточка №6: ( всем) Определите типы питания рек (каждая команда свои реки)

дождевое

снеговое

ледниковое

весной

летом

зимой

1. Лена

+

+

+

2. Дунай

+

+

3. Хуанхэ

+

+

+

4. Ганг

+

+

+

5. Амударья

+

+

Станция «Озеро»:

Карточка№4: Опишите озера Балхаш, Иссыкуль. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?  

Задача !?- Сопоставьте глубины озера Байкал с глубинами других озёр.

 

Озеро

S бас т. км

Наибольшая глубина, м.

Каспийское море

371000

1025

Женевское

582

310

Ладожское

17700

215

Онежское

9720

100

Байкал

31500

1620

Иссык-Куль

6280

702

Проблема: Чем объяснить наличие многолетней мерзлоты?

На причины возникновения многолетней мерзлоты существует несколько точек зрения. Одни считают, что причиной многолетней мерзлоты являются зимние низкие температуры, тонкий снеговой покров. Другие утверждают, это древнее оледенение, ведь многолетняя мерзлота существует с давних пор. Находки останков мамонтов подтверждают это. Поднимите руки, кто присоединился к первой точке зрения. Есть ли у кого другая точка зрения?  

Станция «Наш дом»:

Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы?

 Вопрос №2. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его  в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

Вопрос №3.  После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху

в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

г) поступите как-то иначе.

Вопрос №4.   Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

Вопрос №5. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой  реке- на моторной или вёсельной? Почему?

Домашнее задание:  §

Творческое задание: В тетрадях предложите основные направления по

 охране внутренних вод

Индивидуальный маршрут путешествия  по Евразии.

Цель: изучение внутренних вод материка:

1) выявить особенности внутренних вод материка;

2) чем вызвано неравномерное их распределение?

3) почему на этом материке много длинных рек?

4) чем уникальны озера Евразии?

5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты.

Станция «Река»:

Карточка №5:  Какие реки относятся  к бассейну внутреннего стока, покажите, опишите реку Волга по плану.

Крупнейшие реки

название

Длина (км)

притоки

Янцзы

5800

Ялундзян

Обь

5410

Иртыш, Чулым, Кеть

Хуанхэ

4845

Хуанхэ

Меконг

4500

Мун, Конго, Тонле-Сап

Амур

4440

Шилка, Аргунь, Сунгари

Лена

4400

Вилюй, Алдан, Витим

Енисей

4102

Нижняя Тунгуска, Ангара

Волга

3531

Ока, Кама

Салуин

3200

Намнха

Инд

3180

Сатледж, Кабул

Евфрат

3065

Хабур

Брахмапутра

2900

…….

Дунай

2850

Тиса, Морава, Прут

Ганг

2700

Джамна, Гхагхра

Амударья

2540

Пяндж, Зеравшан

Карточка №6: ( всем) Определите типы питания рек (каждая команда свои реки)

дождевое

снеговое

ледниковое

весной

летом

зимой

1. Лена

+

+

+

2. Дунай

+

+

3. Хуанхэ

+

+

+

4. Ганг

+

+

+

5. Амударья

+

+

Станция «Озеро»:

Карточка№5: Опишите озера Эльтон, Таймыр . Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?

Задача !?- Сопоставьте глубины озера Байкал с глубинами других озёр.

 

Озеро

S бас т. км

Наибольшая глубина, м.

Каспийское море

371000

1025

Женевское

582

310

Ладожское

17700

215

Онежское

9720

100

Байкал

31500

1620

Иссык-Куль

6280

702

Проблема: Чем объяснить наличие многолетней мерзлоты?

На причины возникновения многолетней мерзлоты существует несколько точек зрения. Одни считают, что причиной многолетней мерзлоты являются зимние низкие температуры, тонкий снеговой покров. Другие утверждают, это древнее оледенение, ведь многолетняя мерзлота существует с давних пор. Находки останков мамонтов подтверждают это. Поднимите руки, кто присоединился к первой точке зрения. Есть ли у кого другая точка зрения?  

Станция «Наш дом»:

Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы?

 Вопрос №2. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его  в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

Вопрос №3.  После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху

в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

г) поступите как-то иначе.

Вопрос №4.   Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

Вопрос №5. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой  реке- на моторной или вёсельной? Почему?

Домашнее задание:  §

Творческое задание: В тетрадях предложите основные направления по

 охране внутренних вод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

Урок географии по теме "Воды суши. Реки."

На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России....

УРОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС "Вода на Земле"

технологическая карта урока географии в 5 классе "Вода на Земеле"  с использованием технологии позиционного обучения...

Бинарный урок (география+биология) "Значение воды на Земле"

15.04.2014г. в рамках методической недели проводили бинарный урок....

урок географии 7 класс "Климат Евразии"

урок разработан к учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев География материков и океанов. Оборудование: компьютерная презентация ( обязательно на слайдах совмещенные физическая и кли...

Урок географии по теме «Рельеф Евразии» 7 класс

Сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии; продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о приро...