Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

 Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_reki.docx95.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии

Тема урока: Воды суши: «Реки и озера».

Цели и задачи: Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах.

Оборудование:

физическая карта полушарий и России,

контурная карта,

презентация урока.

ХОД  УРОКА

Организационный момент.

II. Повторение. Вопросы.

1.Какова площадь Мирового океана?

2.Какую часть поверхности Земли он занимает?

3.Какова средняя глубина Мирового океана?

4.Назовите океаны Земли в порядки убывания их площади?

5.Какие моря называются внутренними?

III. Изучение нового материала

Начиная с этого урока, мы с вами  познакомимся с водами суши.

Какие виды вод суши вы знаете?

(Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, пруды, каналы)

А какая река расположена в близи нашего населенного пункта? Что вы знаете о ней?

Что такое река?

 Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Начало – это исток.

- Ребята, скажите, откуда могут брать начало реки? (Из озера, болота, родника, ледника). Давайте дадим определение истоку реки .

Исток-место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

- Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или озеро, или другую реку. Это место называется устьем.

- Дать определение, что же такое устье?

 Устье - место впадения реки в другую реку, море или озер .Устье – это конец реки.

Каждая река течет в углублении, которое она сама образовала , это русло.Русло является частью речной долины.

Выполняем рисунок на доске и в тетради.

Главная река имеет притоки – это реки, которые в главную реку. Главная река со всеми притоками образует речную систему.

Притоки бывают правыми и левыми.

Как узнать, какой приток? Для этого нужно направление течения реки, встают лицом по течению, и тогда впадающий справа, - это правый приток, а слева – левый приток.

 - Как мы определим, какой левый, какой правый?

(Надо встать  лицом вниз по течению реки, справа- правый берег, река, впадающая с правого берега, - правый приток, а с левого берега – левый приток.

Работа со схемой «Части речной долины»- зарисовать в тетрадь.

Реки получают питание с большой водосборной площади – это бассейн реки.

Бассейны рек и речные системы отделяются друг от друга водоразделами. По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую сторону – в другую. Водоразделам может быть горный хребет или возвышенность.

Реки получают питание. Весной – снеговое, летом, осенью, весной – дождевое, зимой – только подземное.

В зависимости от уклона дна и скорости течения различают горные и равнинные реки.

Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах Скорость – 1 м/с, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается русло. Равнинные реки, у которой достаточная глубина, удобны для судоходства.

Горные реки узкие, неглубокие, но зато такие. Горные реки текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Многие реки, начинаясь в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равниной

IV. Закрепление нового материала

Назвать притоки реки Обь? ( Иртыш. Это левый приток).

Назовите крупные притоки Енисея ? ( Правые притоки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара).

Какой хребет отделяет бассейны Лены и Амура? ( Становой хребет).

Давайте, определим значение слова «озеро». Так что же такое озеро?

На суше есть много замкнутых углублений, в которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в такое углубление поступает больше воды, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро.

Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.

Выделяют 2 типа озёр: сточные и бессточные.

Сточные – озёра, из которых вытекают реки (Байкал).

Бессточные – озёра, из которых, ни одна река не вытекает (Каспийское).

Зарисовать схему в тетрадь.

Классификация озер

                                                                      Озера

по сточности                                            по солености              по происхождению

сточные                                                           соленые                              старицы

бессточные                                                     пресные        ледниковые

                                                                                                                 тектонические

        вулканические

        карстовые

        запрудные

Происхождение озерных котловин

Происхождение озерных

котловин

Способы образования

Примеры озер

Тектонические в прогибах

При медленном опускании

Обширных участков земной

коры

Виктория, Каспийское,

Аральское

Тектонические в разломах

В результате опускания земной коры по разлому

Байкал, Танганьика,

Ньяса

Ледниковые

Котловина углублена

древним ледник

Ладожское, Онежское

Запрудные

Обрушение в русло реки

скалы или перегораживание

русло лавой

Рица (Кавказ),

Сарезское ( Памир)

Озера - старицы

В старом русле реки

Вулканические

Образовалось в кратере потухших вулканов

Кроноцкое, Курильское

Карстовые

Подземные воды вымывают легкорастворимые породы пустоты.

Жирот ( Франции)

Найти на карте пять сточных и пять бессточных озера.

Сточные: Ладожское, Онежское, Байкал, Танганьика, Мичиган.

Бессточные: Чад, Аральское, Каспийское, Эйр, Балхаш.

V. Домашние задание:         § 27, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.

        Составить кроссворд по терминам темы.

Нанести на К/К  крупные реки мира, озера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Урок географии по теме "Воды суши. Реки."

На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России....

Урок по географии на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)

Урок по географии  на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)...

План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»

Аннотация работы Цель работы: Разработать серию уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера». Серия уроков построена на основе бло...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...

Конспект по географии для 5 класса по теме "Воды суши. Реки"

Конспект урока по географии для 5 класса по теме "Воды суши. Реки"...

Конспект урока по теме: «Воды суши: реки и озера»

КОНПЕКТ УРОКА  ПО ТЕМЕ: «ВОДЫ СУШИ: РЕКИ И ОЗЕРА»...