Конспект урока по теме: «Воды суши: реки и озера»
план-конспект урока по географии (6 класс)

КОНПЕКТ УРОКА  ПО ТЕМЕ:

«ВОДЫ СУШИ: РЕКИ И ОЗЕРА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vody_sushi._reki_i_ozera.docx102.43 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ:

«ВОДЫ СУШИ: РЕКИ И ОЗЕРА»

Аннотация к уроку:

Данная методическая разработка представлена по географии 6 класс. Конспект составлен по теме «Воды суши: реки и озера». В данном конспекте прописаны планируемые результаты (предметные и метапредметные, личностные). Выбор типа урока соответствует этапам познавательной деятельности и дидактической цели урока создать условия для развития информационной компетентности учащихся.

Ключевые слова: река, озеро, озерная котловина, речная долина, речной бассейн.

Цель урока: формирование представлений о водах суши: реках и озерах и их  значение для жизнедеятельности человека.

Задачи урока:

Образовательная

- формировать у обучающихся представления о водах суши — их видах, особенностях, строении;

- определять понятие «река» и «озёро»;

- продолжить формировать умения работать с географической картой — определять местонахождение крупнейших водоемов Земли;

-продолжить формировать умение работать с текстом учебника.

Развивающие:

- развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природным объектам - рекам и озерам.

Планируемые результаты урока: в результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут:

Предметные- дать определение понятиям: река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, исток, водораздел, устье, водопад, озеро, озёрная котловина, проточное озеро, бессточное озеро.

Обучающиеся объяснят: условия образования рек, озер в гидросфере; Обучающиеся определят: существенные признаки понятий; вид рек, озер; особенности размещения и образования объектов гидросферы. Проводить самостоятельный поиск географической информации о реках своей местности.

Метапредметные.  Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- выделять  и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения;  ставить оценку результатам своей работы;

определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия; ставить вопросы;  сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации; разрешать  конфликты уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами  коммуникации.

- Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Личностные. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, Обучающиеся смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения).

Используемые образовательная технология и/или методы.

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация презентации, видеофрагмента);

- практические (работа с картой, работа с текстом учебника,)

по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный

методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение).

- познавательные

- социальные (работа в группах).

технологии

исследовательская,

обучение в сотрудничестве,

информационно-коммуникативная

здоровьесберегающие

Способы контрольно-оценочной деятельности учителя на данном уроке:

  1. контрольно-оценочная деятельность учителя;
  2. самоконтроль и самооценка;
  3. взаимоконтроль и взаимооценка.

Ресурсы урока для работы учащихся:

- учебник, контурные карты, атласы, маршрутный лист.

Для учителя: Физическая карта мира, физическая карта полушарий, мультимедийная презентация. 

УМК: Е.М. Домогацких, Н. И.Алексеев. «Москва», « Русское слово», 2015г

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «Вако», 2005.

Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы.

География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений.

Ход урока

  1. Организационный момент

Настроенье у нас отличное,

А улыбка – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

На урок начинать пора.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.

  1. Актуализация знаний

        У Вас на столах лежат маршрутные листы – подпишите их. Именно по этому маршруту мы сегодня с вами и проведем наш урок.  (Приложение1)

Учитель: - Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

Учитель: А сейчас возьмите свои маршрутные листы и выполните задание.

Учащиеся выполняют задание в маршрутном листе

Что входит в состав Мирового океана?

Что включает в себя воды суши?

Учитель: - Справедливо ли утверждение о том, что гидросфера — сплошная и непрерывная оболочка Земли? Чем обеспечивается единство гидросферы?

Учитель: - Почему воду называют основой жизни на Земле.

Учитель:  Сейчас вы выполните задание, которое находится в маршрутном листе. Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Озеро

Залив

Река

Болото

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Ручей

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Пролив

Учащиеся выполняют задание.

  1. Создание проблемной ситуации

Учитель: Темой нашего урока будут географические объекты, о котором сложено немало стихотворений.

Вода - чудесный дар природы!

Она вокруг, куда ты не взгляни:

В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,

И бьёт ключом на дне реки.

- Мы будем продолжать сегодня говорить о воде, а о какой воде, сейчас просмотрим видеофрагмент.

Просмотр видеофрагмента.

Учитель: О каких водах рассказывалось в виде?

Учитель: - Где находятся эти виды природных вод?

  1. Определение темы, задач и цели урока.

Учитель: Итак, кто может назвать тему сегодняшнего урока.

Учитель: - Правильно сейчас мы поговори о водах суши. Их иногда называют внутренними водами. В их число входят реки, озёра, болота, подземные воды и природные льды.

Учитель: Ребята, попробуйте сформировать цель урока.

Цель урока: формирование представлений о водах суши: реках и озерах и их  значение для жизнедеятельности человека.

Посмотрите в маршрутный лист. У вас есть таблица, заполните первый и второй столбик. А третий столбик заполните в конце изучение темы.

Открываем  тетради, записали тему урока «Воды суши: реки и озера».

  1. Изучение нового материала.

 Учитель: А зачем нам  нужны  знания о водах суши:  реках и озерах?

Знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при  изучении  географии, но и в повседневной жизни, так как вода и реки окружают нас в реальной жизни.

Работа с картой.

Учитель: Открываем  физическую карту полушарий.

-Как река обозначена на карте. Почему именно так?

-Приведите каждый примеры рек (показ рек на карте).

- Как на карте обозначены озера?

- Приведите примеры  озер.

- Чем отличатся реки от озер?

- А теперь разделимся на две группы, чтобы дать понятия основным  терминам нашего урока

Что такое река?

- Река – это постоянный водоток.

Начинается река с истока. Началом реки может быть родник, из которого вытекает маленький ручей. Движение воды в реке образует течение.

У горных рек течение может быть быстрое, бурное, т.к. река стекает по крытым склонам.

У равнинных рек течение спокойное

2. Рассказ учителя. На фоне рассказа звучит музыка.

- Представьте себе, что мы с вами плывём по течению реки на корабле. Слева будет у нас левый берег, справа – правый берег. Обратите внимание: в реку, по которой мы плывём, впадают другие речки и ручейки. Они называются притоками, а впереди водоём, в который наша река впадает. Это место называется устьем.  Чем дальше течёт река, тем больше воды поступает в неё, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или в озеро. А если вдруг нам встретится на пути другая, более крупная река, то наша река может стать её притоком.

Почему одни реки полноводны круглый год, а другие пересыхают? Откуда в реке берется вода?

- Выполнение упражнения для снятия утомляемости  «Ручей». На фоне звучит музыка.

Представьте себе, что вы лежите возле небольшого ручья в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо, тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию. Медленно вдохните и выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким от прикосновения воды. Ручеек погладил (имя ребенка)… Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно.

Но пришла пора расставаться. Потянитесь на счет «три» и откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку.

Задание  (работа в группе) – используя карту атласа определить истоки, устье, притоки рек, скорость течения

Название реки

Исток реки

Устье реки

Притоки реки

Скорость течения

Река  Волга

 

  

  

  

Река  Енисей

 

  

  

  

Река Обь

 

  

  

  

Река Дон

Представители команды по распределению обязанностей выступают с выполненным заданием. Командир отслеживает, ответы и оценивает. Каждый выступающий свой рассказ комментирует показом на карте.

 «Творческая лаборатория» (работа в группах) (Приложение 2)

Задание. Составить сравнительную характеристику рек (Колорадо  и  Волги, Оби и Конго, Хуанхе и Нила, Амазонки и  Енисея), пользуясь критериями, предложенными в плане предыдущего задания, и сформулировать их общие и отличительные признаки.

1 группа -  (Колорадо  и  Волги, Оби и Конго)

2 группа - (Хуанхе и Нила, Амазонки и  Енисея)

признаки подобия

признаки отличий

Учитель: Назовите главную речную артерию Ростовской области? (показ на карте)

Заслушать мини-выступление по защите творческой работы ученика (цы) ______ по теме «Реки Ростовский области»

  1. Первичное закрепление изученного материала:

От группы по одному человеку :

Определить части реки по рисунку и подписать.

Определить вид озера по рисунку и подписать.

http://mypresentation.ru/documents/47b2034f1fb980fc8fe437085f4a8813/img2.jpg

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213456/3.jpg

Физминутка.

Передай мяч. Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч, называя слова по теме: «Воды суши: реки и озера»

Практическая работа. Работа с контурными картами.

Учитель: Реки подписывать от истока к устью вдоль по направлению течения.

Реки: Волга, Обь, Енисей, Амазонка, Миссисипи, Нил; озера: Байкал, Каспийское море-озеро, Великие озера; водопады: Анхель, Ниагарский

Учитель: А сейчас проведет взаимопроверку.

Взаимопроверка.

  1. Закрепление изученного материала

 Учитель: Сейчас на закрепление темы проведем Географический диктант.

Закончите предложение.

Рядом с номером вопроса напишите цифру ответа.

1)  Место, где река берет начало, называется…

2) Выработанное углубление на земной поверхности, по которому река течет, называется…

3) Низменность перед впадением реки в море, образованная речными наносами, на которой река делится на множество рукавов, называется…

4) Участок земной поверхности, с которого в реку стекает вся вода, называется…

5) Место впадения реки в другую реку, озеро или море называется…

6) Главная река и все ее притоки образуют…

7) Граница между бассейнами двух рек называется…

8) Широкое понижение в рельефе, по которому река проложила свое русло, называется…

ДОЛИНА

РУСЛО

ИСТОК

УСТЬЕ

РЕЧНАЯ СИСТЕМА

БАССЕЙН РЕКИ

ВОДОРАЗДЕЛ

ДЕЛЬТА

Взаимопроверка.

Критерий оценки:

1 ошибка-5

2-3 ошибки-4

4-6 ошибок-3

Работы сдают учителю, оценки в журнал

  1. Рефлексия

Какие впечатления об уроке остались у вас?

Поделитесь своими впечатлениями.

А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте.

А чтобы оценить, свою работу  на уроке, возьмите карточки того цвета в руки, которая соответствует вашей оценке на уроке ( карточки располагаются на партах и красная карточка – «5», зеленая «4», Синяя «3».

 Каждый оцените свою работу на уроке и поставьте оценку в маршрутный лист.

Учитель. Ребята, как вы думаете - знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока?

В начале урока вы написали, что вы знали и что я хочу узнать. А сейчас допишите, что я узнал(а) на уроке.

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока?

Благодарю вас за хорошую работу на уроке.

  1. Домашнее задание

§ 23; от теории к практике 2 вопрос, составить синквейн  на понятия  река, озеро, водопад.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

  1.  Итог урока. Оценивание обучающихся

И завершить наш урок хочу словами поэта Э.Огницвет:

«Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода».

Вы все большие молодцы, хочу поблагодарить вас за работу. Оценки сегодня получают…(фамилии учеников, активно принимавших участие в ходе урока, также оценки выставляются за взаимопроверку

Приложение 1

Маршрутный лист

 Ф.И. ________________________________ Класс___________________

Я знаю

Я хочу узнать…

Я узнал (а) сегодня на уроке…

Задание 1.Из перечисленных объектов составьте таблицу

        Гидросфера, море, реки, 3 %, озера, 97%, ледники,  пролив, Мировой океан, залив, воды суши, подземные воды.

 Задание 2. Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Озеро

Залив

Река

Болото

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Ручей

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Пролив

Задание 3.

Название реки

Исток реки

Устье реки

Притоки реки

Река  Волга

 

  

  

  

Река  Енисей

 

  

  

  

Река Обь

 

  

  

  

 Задание 4. Географический диктант

Долина

Русло

Исток

Устье

Речная система

Бассейн реки

Водораздел

Дельта

Приложение 2

Задание. Составить сравнительную характеристику рек (Колорадо  и  Волги, Оби и Конго, Хуанхе и Нила, Амазонки и  Енисея), пользуясь критериями, предложенными в плане предыдущего задания, и сформулировать их общие и отличительные признаки.

группа -  (Колорадо  и  Волги, Оби и Конго)

группа - (Хуанхе и Нила, Амазонки и  Енисея

Признаки подобия

Признаки отличий

Признаки подобия

Признаки отличий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Воды суши: реки и озёра»

Урок проводится в 6 классе при изучении оболочки "Гидросфера", это урок изучения нового материала. Составлен по новым стандартам ФГОС...

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

Урок географии по теме "Воды суши. Реки."

На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России....

презентация к уроку "Воды суши: реки и озера"

Данная презентация может быть использованна учителем при изучении темы "Воды суши : реки и озера"", а так же при закреплении раздела "Гидросфера"...

Воды суши: реки и озера

Технологичечкая карта  по теме 6"воды суши: реки и озера"...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...

Конспект по географии для 5 класса по теме "Воды суши. Реки"

Конспект урока по географии для 5 класса по теме "Воды суши. Реки"...