Конспект по географии для 5 класса по теме "Воды суши. Реки"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Ашурова Мария Муродалиевна

Конспект урока по географии для 5 класса по теме "Воды суши. Реки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_georafii_dlya_5_klassa.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока по географии 08.02.2022

Учитель: Ашурова Мария Муродалиевна

Тема урока: Воды суши. Реки.

Цели:

  • Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
  • Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
  • Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • Обучающие:
  • формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима);
  • формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой;
  • формирование умения составлять описание географического объекта;
  • формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
  • Развивающие:
  • развитие навыков работы с информационным материалом.
  • развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
  • формирование критического мышления.
  • Воспитательные:
  • способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.

Предполагаемые результаты обучения:

  • Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
  • Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
  • Предметные: знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, Астраханской области, различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах.

Ресурсы:

  • Основные: учебник «География 5 класс», атлас  5 класса, карта полушарий.

ХОД УРОКА

-Поздоровалось с людьми солнце на рассвете

«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

-Пусть эти стихи поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока.

Мобилизующий этап (проверка домашнего задания)

Географический диктант :(2 мин.)

Установка познавательной задачи (2 мин.)

Продолжаем изучать водную оболочку Земли – а символом этой оболочки является – вода. Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода!

Предлагаю отгадать загадки:

  1. Течет, течет – не вытечет;
    Бежит, бежит – не выбежит.
  2. Не конь, а бежит, 
    Не лес, а шумит.
  3. Между гор, между дол
    Бежит белый конь.
  4. В нее льется, из нее льется,
    Сама по земле плетется

Целеполагание (2 мин.)

Сообщаю тему урокаВы уже поняли, что тема урока … (Реки)
Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки.

Предлагаю определить значимые цели урока по теме урока:

  • Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
  • Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.
  • Научиться показывать реки мира, России на карте.
  • Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Изучение нового материала (10 мин.)

– Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?
–Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки 
(показ фрагментов картин.А.М Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремезова «Река царевна» и др.).
–Васнецов, Аполлинарий Михайлович, Исаак Ильич Левитан, Николай Владимирович Ремизов... Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…»

– Сколько их на нашей планете, больших и малых? Много, очень много. Они словно голубой сеткой покрывают Землю.

– Кто может назвать крупные реки мира, России? Отвечают Енесей, Обь, Волга, Лена, Амур, Дон

Работа в группах

Дети находят и показывают в атласах.

–Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно (Дети дают определения).

– А теперь давайте сравним наши определения с научным и запишем его в тетрадь (работа с учебником стр. 96).

– Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной 
И у реки есть место рождения. Как же оно называется? См. стр. 96 Оно называется – родник или исток.

Первичная проверка понимания (5 мин.)

Работа в парах с картами атласа

I гр – Обь, Енисей, 
II гр – Терек, Нил, 
III гр – Амазонка, Конго. 
IV гр – Лена, Амур

Объясняют как определить правый и левый берег.

Важно! Исток не может находиться в море или океане.

Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова  речная система, водораздел, бассейн.

Работа с учебником: найти эти определения. Линии водоразделов не только определить бассейн реки, но и отнести реки к бассейнам океанов.

Работа с учебником стр. 97 (по группам).

Физкультминутка (2 мин.)

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. 
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. 
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем
. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. 
(Дети садятся.)

– Все мы разные по характеру. Кто-то веселый и энергичный, кто-то спокойный, уравновешенный. Реки так же различаются по характеру течения. Выделяются горные: быстрые, не извилистые как Терек и равнинные: спокойные, извилистые, глубокие реки как наша Волга.

Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 98

– У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни:

  • Орошение
  • Водоснабжение
  • Транспортный путь
  • Рыболовство
  • Зона отдыха и т.д.

Проверка полученных результатов (3 мин.)

1. Главная река со всеми ее притоками – это:

а) речная система,
б) режим реки,
в) бассейн реки.

2. Место, где река берет начало – это:

а) исток, 
б) устье.

3. Самая полноводная река России

а) Енисей;
б) Лена; 
в) Амур;
г) Волга.

8. Домашнее задание (2 мин.) прочитать параграф дома. На выбор охарактеризовать реку по плану, который предоставляет учитель.

9. Самооценка (2 мин.)

1. Сегодня я узнал …
2. Было интересно …
3. Было нелегко …
4. Я понял, что …
5. Мне понравились задания …
6. Я научился …
7. Меня удивило …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 7 класс. Внутренние воды Африки. Реки.

Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Прописаны предметные, метапредметные, личностные  результаты. Учитываются психологические и возрастные особенности детей данного возраста. Учеб...

Презентация к уроку географии 6 класс ФГОС. Рельеф суши. Горы.

Презентация к уроку географии 6 класс ФГОС....

конспект урока географии 6 класс тема "Реки Лена и Амур" школа 8 вида

конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционой) школы VIII вида по теме: "Рки :Лена и Амур"...

Тест по географии 8 класс по теме "Наши реки"

Проверочная тестовая работа по географии 8 класс "Наши реки"...